"Волшебные камешки Марблс" для детей с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по психологии (старшая группа)

Никишина Екатерина Владимировна

У детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, только в ней идет психическое развитие ребенка. Дошкольный возраст — это время, когда закладывается фундамент личностной и познавательной сферы ребенка. Роль развивающей психологической работы играет не последнюю роль в формировании ребенка. Ребенок через интересные формы работы, творческую предметно – практическую деятельность познает окружающий мир, учится общаться, развивает свое внимание, память, мышление, мелкую моторику, творческое воображение, речь.

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.  

Применение камешков «Марблс» - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление. 

Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») — небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название «Кабошоны», что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать удобнее, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой - ровный, спиленный.

Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс» вызывают бурю эмоций и взрыв творческой энергии. Обладают они и расслабляющим эффектом. С этим материалом дети работают с большим удовольствием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marbls.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы
  3. Санитарно-гигиенические нормативы работы
  4. Планируемые игры с использованием камушков «Марблс»
  5. Перспективное планирование
  6. Литература

  1. Пояснительная записка

У детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, только в ней идет психическое развитие ребенка. Дошкольный возраст — это время, когда закладывается фундамент личностной и познавательной сферы ребенка. Роль развивающей психологической работы играет не последнюю роль в формировании ребенка. Ребенок через интересные формы работы, творческую предметно – практическую деятельность познает окружающий мир, учится общаться, развивает свое внимание, память, мышление, мелкую моторику, творческое воображение, речь.

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.  

Применение камешков «Марблс» - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление.  

Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») — небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название «Кабошоны», что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать удобнее, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой - ровный, спиленный.

Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс» вызывают бурю эмоций и взрыв творческой энергии. Обладают они и расслабляющим эффектом. С этим материалом дети работают с большим удовольствием.

Увеличение числа обучающихся с множественными сложными нарушениями развития заставляет педагогов искать, применять новые методы и формы работы. Применение камушков «Марблс» - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Работа с нетрадиционным и материалами заключает в себе большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится общаться и осознавать себя как личность. К тому же нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда – а ведь, как известно, познание мира, учение начинаются с удивления. Работа с разноцветными камнями «Марблс» по силе воздействия на ребенка схожа с праздником – она вызывает радость, улыбку, положительные эмоции. Дети раскрепощаются, убираются телесные зажимы, появляется уверенность в себе. С помощью этого нетрадиционного материала можно развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, формировать пространственные представления, работать над дифференциацией цветов. Так же, разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

Программа разработана для детей с ОВЗ 5-6 лет.

В занятие, проводимое педагогом - психологом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводится несколько раз, постепенно их усложняя

Соответствие требованиям ФГОС

  • Материал   может использоваться как в организованной образовательной деятельности (групповой, подгрупповой, индивидуальной), так и в самостоятельной деятельности детей.
  • Камешки «Марблс» являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех образовательных областях.
  • Это вариативный материал. Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре.

  1. Цель и задачи программы

Цель: развитие у детей познавательного интереса, интеллектуальное развитие детей; развитие моторики рук, мышления и речи детей, воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.

Задачи, которые решаются при использовании шариков Марблс в играх и упражнениях:

  • Формирование ориентировки на листе бумаги.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Знакомство с различными видами сенсорных эталонов.
  • Формирование умения детей сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма, размер).
  • Развитие сложных координированных движений рук и моторики пальцев.
  • Развитие памяти, внимания, логического мышления детей.
  • Развитие фантазии и творческого воображения.
  • Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие.
  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.
  • Обогащать игровой опыт каждого ребенка через разнообразные упражнения с камнями.

В занятие может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется

педагогом.

  1. Санитарно-гигиенические нормативы работы

Нужно отметить то, что при работе с данным материалом следует соблюдать следующие рекомендации:

  1. Гигиена рук.
  2. Осторожность при игре, так как камешки хрупкие.
  3. Проводить игры в присутствии взрослых, т.к. Марблс небольшого размера, дабы избежать случаев, когда ребенок пытается заглотить камешек.
  4. Для достижения наилучшего эффекта релаксации использовать соответствующую музыку.
  5. Фигурки для игры должны быть не больше 10 см в высоту. Подойдут игрушки из пластмассы и металла.

  1. Планируемые игры с использованием камушков «Марблс»

Развитие пространственных представлений

  • Помоги зайчику добраться до морковки (игра дорожки)
  • Помоги двум друзьям встретиться (игра дорожки).

 «Разноцветные дорожки»

Следуя, по дорожке описывай свой путь. Например, «Я иду по зеленой дорожке, которая идет вверх, направо, вверх налево, вверх, направо, вверх». Я иду по красной дорожке. Дорожка идет налево, вверх, налево, вниз, налево, вверх, направо, вверх. Я иду по желтой дорожке. Желтая дорожка идет: вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо.

Последнюю дорожку выложи камушками синего цвета, опиши ее маршрут, используя слова направо, налево, вверх, вниз.

«Лабиринты».

Развитие тактильных ощущений.

Упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка».

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков «Марблс» (Например, небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.) Оборудование: емкость глубокая, камешки «Марблс», игрушки из киндер-сюрпризов. Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить, что это.

«Золушка».

А). Разбери по цвету.

В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.

Б). Разбери по форме.

Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.

В). Разбери по размеру.

Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

Развитие внимания, памяти и мышления.

«Продолжи узор»

Перед ребенком кладется картинка, в которой нарисованы пустые кружочки. Попросить ребенка заполнить пустые кружочки камушками определенного цвета

Самостоятельные игры. Дети придумывают сюжет сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Волшебный космос» для детей с тяжелыми нарушениями речи

Образовательный проект «Волшебный космос»  начат в юбилейный год полёта человека вокруг Земли  с педагогами, детьми логопедической группы  и их родителями ( более 50 человек...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Конспект ООД в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, по познавательному развитию Тема: «Волшебные крышечки»

Занятие по развитию математических представлений у детей средней группы с применением современного дидактического материала...

Мастер - класс для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи "Волшебный песок"

Цель данного мастер - класса: повышение педагогической компетентности родителей детей  с тяжелыми нарушениями речи  в вопросах использования песочной терапии в совместной деятельности с деть...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...