" Как помочь ребенку в кризисных ситуациях"
тест по психологии

Застенчивость – это не приговор на всю жизнь. Застенчивость детей очень жестко связана с застенчивостью родителей. Риск особенно велик в тех семьях, где застенчивы оба родителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebenku_v_krizisnyh_situatsiyah.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические советы

Как помочь ребенку в кризисных ситуациях

  • Культивируйте в себе спокойное, доброжелательное, непредвзятое отношение к ребенку.
  • Используйте позитивную оценку: замечай в ребенке положительные качества, обращай внимание на малейшие изменения в лучшую сторону.
  • Ставьте перед ребенком реальные задачи, учитывая его возможности.
  • Будьте последовательными и систематичными в своих требованиях. Оценивайте действия, а не личность.
  • Сравнивайте человека, его успехи только с самим собой, а не с другими.
  • Критикуя, давайте возможность реабилитации: показывайте варианты желательного поведения.
  • Критикуя, не вспоминайте прошлые ошибки (Их можно только анализировать, а не осуждать).
  • Помните: наказывать – не значит ругать (воздерживайся от отрицательных эмоций).
  • Умейте признавать свои ошибки перед ребенком, не заглаживая вину поблажками и уступками.

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК АГРЕССИВЕН…

В возрасте от двух до четырех лет многие дети становятся излишне агрессивными. Они постоянно спорят, ругаются, наотрез отказываются выполнять требования родителей, взрослых, нарушают демонстративно существующие правила, запреты. Чаще всего такие дети не в состоянии контролировать свое поведение, бывают мстительны и завистливы. Каждый ребенок хочет, чтобы его хвалили, с ним дружили. Дайте ему возможность пересмотреть свое поведение. Отмечайте каждую заслугу ребенка, например: «Мне приятно, что ты уступил девочке игрушку. Я знаю, что ты добрый и вежливый мальчик» и так далее. Ребенок должен осознавать, что вы стараетесь помочь ему, а не причинить боль.

Ребенку важно:

  • Любить и принимать его таким, каков он есть. Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.
  • Предъявлять ребенку свои требования, учитывая не свои желания, а его возможности.
  • Гасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
  • Учить ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.
  • Расширять кругозор ребенка.
  • Включать ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемой деятельности.
  • Игнорировать легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксировать на них внимание окружающих.
  • Установить строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Пытаться понять причину протеста и сопротивления ребенка и исключать их.
  • Включать агрессивные действия в контекст игры и придать им новый социально – приемлемый и эмоционально – наполненный смысл.

Бороться с агрессивностью нужно:

  • Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
  • Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.
  • Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
  • Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка – подождите, пока поступок повторится.
  • Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.

Определить, насколько агрессивен ваш ребенок, вам поможет следующий тест.

Тест: «Уровень агрессивности вашего ребенка»

Оцените каждое утверждение с точки зрения того, насколько оно справедливо по отношению к вашему малышу. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.

  1. Иногда мне кажется, что в него вселился бес.
  2. Если моего ребенка что – то раздражает, он не может промолчать.
  3. Когда его кто – то обижает, он всегда стремится отомстить.
  4. Временами мой ребенок ругается без всякой причины.
  5. Я часто замечаю, как он с удовольствием что – то ломает или разбивает.
  6. Мой ребенок так яростно отстаивает свою позицию, что просто выводит из себя окружающих.
  7. Ему нравится дразнить собак и кошек.
  8. Мне очень редко удается его в чем – то убедить.
  9. Когда кто – то пытается подшутить над моими ребенком, он очень сильно злится.
  10. Время от времени он совершает плохие поступки специально для того, чтобы вызвать у окружающих возмущение.
  11. Когда я, о чем - то прошу, он старается сделать все наоборот.
  12. Иногда мой ребенок ворчит, как маленький старичок.
  13. Мне кажется, он считает себя слишком уж самостоятельным.
  14. Мой малыш по натуре лидер, он обожает быть первым, командовать и руководить своими товарищами.
  15. Он очень тяжело переносит поражения и всегда старается обвинить других в своих неудачах.
  16. Он постоянно затевает ссоры и драки со сверстниками.
  17. Мой ребенок выбирает себе друзей из числа более слабых ребят.
  18. С ним часто случаются приступы раздражения.
  19. Он никогда ни в чем не уступает товарищам, не любит ни с кем делиться.
  20. Пожалуй, он слишком самоуверен.

Результат

Менее 6 баллов. Ваш малыш – сама скромность и покладистость. Он всегда послушен, беспрекословно выполняет все требования взрослых, предпочитает не ввязываться в драки. Однако при этом ваш ребенок нередко оказывается жертвой более сильных товарищей, поскольку вынужден подчиняться. Скорее всего, ему немного недостает твердости, настойчивости и уверенности в себе. Возможно, вам стоит постараться воспитать в малыше эти ценные качества.

От 7 до 14 баллов. Уровень природной агрессивности вашего ребенка полностью укладывается в пределы допустимого. Он редко по собственному желанию становится участником конфликтов, но вполне способен постоять за себя, когда это необходимо. Иногда малыш все же устраивает скандалы и не желает подчиняться вашим требованиям, но беспокоиться по этому поводу не стоит. Подобное поведение вполне нормально, и с возрастом капризы пройдут.

Более 15 баллов. Вероятно, ваш ребенок действительно слишком агрессивен. Будьте осторожны: такое поведение до добра не доведет. Пожалуй, вам стоит вплотную заняться воспитанием малыша, в противном случае и у него, и у вас могут возникнуть серьезные проблемы.

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЗАСТЕНЧИВ…

Застенчивость – это не приговор на всю жизнь. Застенчивость детей очень жестко связана с застенчивостью родителей. Риск особенно велик в тех семьях, где застенчивы оба родителя. Именно поэтому, желая помочь своему ребенку, родители (или один из родителей) обратите внимание на себя и попытайтесь помочь себе тоже. Как правило, застенчивые – это люди с низким самоуважением. Для повышения чувства самоуважения воспользуйтесь советами Ф. Зимбардо.

По отношению к себе:

  1. Осознайте ваши силы и слабости и поставьте себе достойные цели.
  2. Решите, что для вас ценно, во что вы верите. Взвесьте свои возможности и решите, каким бы вам хотелось себя видеть.
  3. Определите, что является основой вашей личности. Старайтесь понять и простить тех, кто вас обидел и не помог, когда в этом нуждались, простите себе свои ошибки, грехи, неудачи и прошлые колебания. Помните – пока в вас живут плохие воспоминания, они владеют вами.
  4. Вина и стыд, формируя ваше поведение, отводя вас от позитивных целей, ограничивают возможность творчества. Доверие к себе обязательно!
  5. Рассмотрите причины вашего поведения в физическом, социальном, экономичном и политическом аспектах вашей нынешней ситуации, но не с точки зрения ваших личных недостатков.
  6. Все относительно. Сколько людей – столько мнений. Напоминайте себе, что всегда и на все существует альтернативная точка зрения.
  7. Никогда не говорите плохо о себе, особенно остерегайтесь таких категоричных оценок, как «тупица, урод, кретин, неудачник, неисправимый человек».
  8. Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества. Предметом обсуждения могут стать только ваши действия. Не бойтесь обратной связи – она может быть весьма конструктивной.
  9. Помните, что иногда неудачи и разочарования – благо.
  10. Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт, и людей, с которыми вам не хочется общаться.
  11. Давайте себе время, чтобы расслабиться, отдохнуть, прислушаться к себе, получить удовольствие от хобби и дел, которыми вы можете заняться в одиночестве.
  12. На практике будьте общественным созданием. Радуйтесь, чувствуя энергию, которую излучают другие люди, радуйтесь уникальным качествам и многогранности ваших братьев и сестер. Представьте себе, какие у них могут быть страхи сомнения и как вы теперь можете помочь им.
  13. Не защищайте чересчур свое эго; оно более прочно и жизнерадостно, чем вы предполагаете. Оно гнется, но не ломается.
  14. Определите дальние цели в жизни и очень тщательно выберите ближние. Разработайте реальный план достижения ближних целей. Регулярно оценивайте свой прогресс и будьте первыми готовы «похлопать себя по плечу» или «прошептать себе предостережение».
  15. Вы не являетесь объектом, с которым всегда должны происходить только скверные вещи. Вы не похожи на кузнечика, вынужденного вечно прыгать, чтобы на него не наступили. Вы – венец миллионов лет эволюции нашего вида, венец мечты ваших родителей и замыслов Господних. Вы являетесь уникальным, активным актером на жизненных подмостках, способным оказывать непосредственное влияние на события. Вы можете изменить весь ход вашей жизни, если захотите этого. Если есть уверенность в себе, то неурядицы обернутся вызовами, брошенными вам жизнью, а вызовы – победами.

Застенчивый человек привык в жизни руководствоваться мнением какого – либо значимого другого. Это может быть родитель, учитель, друг (подруга) и так далее. Такой влиятельный другой зачастую неспособен к адекватному оцениванию, потому что для него важно за счет чужого унижения самому подняться в собственных глазах и в глазах окружающих.

Для снижения уровня застенчивости родители должны как можно раньше развивать самостоятельность у своего ребенка. Степень «свободы», конечно же, должна ограничиваться возрастными критериями дозволенного. Обучать ребенка самостоятельности можно уже с самого раннего возраста. Уже трехлетний малыш может убирать за собой игрушки, в дошкольном возрасте самостоятельно заправлять постель и делать уборку в своей комнате. Необходимо обучать навыкам самообслуживания. Ребенок должен уметь умываться, чистить зубы, пользоваться столовыми приборами. Позволяйте ребенку совершать ошибки в выборе одежды, даже если выбранные носки разного цвета.

По отношению к ребенку:

  • Выражайте безусловное расположение ребенку.
  •  Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышения уровня тревожности.
  •  Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.
  • Всегда сами предлагайте помощь ребенку так как он сам не способен ее попросить.
  •  Заранее разъясняйте ребенку новую ситуацию и что от него требуется так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
  •  Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить поражения, учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.
  •  Помогите застенчивым найти и оценить в себе то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без излишнего смущения.
  •  Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям.
  •  Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны.
  •  Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребенка.
  •  Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми.
  •  Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими–либо поручениями к вашим друзьям, соседям.
  •  Обращайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, глаза в глаза, т. е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.
  •  Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.
  •  Создавайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
  •  Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнит.

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ТРЕВОЖЕН И ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХИ…

Страхи детей многообразны и зависят от различных факторов, среди которых можно выделить наиболее значимые:

  1. Отношения в семье: чем более уравновешенны отношения, тем менее ребенок склонен к каким-либо страхам; и наоборот, тревожный ребенок прямо указывает на неблагополучие внутрисемейных отношений, на возможные невротические реакции одного или нескольких ближайших родственников, а также, возможно на наличие со стороны родителей либо физического насилия.

Даже если невозможно полностью устранить конфликты в семье, выясняйте отношения только тогда, когда малыша нет поблизости, а с ним самим придерживайтесь неизменно ровного и ласкового тона. При этом помните, что внимание и понимание отца для ребенка не менее важны, чем доброжелательные отношения с матерью. Ваши правильные действия облегчат его тревожность, напряженное состояние и будут способствовать тому, что он перестанет бояться.

  1. Ситуативные, психические испуги и травмы: например, малыш напуган большой собакой, машиной, вероятностью помещения в больницу. Признаком таких страхов является то, что имела место реальная ситуация, создаваемая родителями или близкими. Как часто мы сами пытаемся ребенка запугать Бармаллеями или другими сказочными, страшными героями, темнотой, уколами, больницей, да мало ли чем. Такие страхи могут привести к хроническим нарушениям сна и даже к неврозам.

Большинство взрослых, как это ни странно, считает детские страхи выдумками малышей, их капризами и не уделяет им должного внимания. «Не выдумывай! – говорит ребенку рационально мыслящий отец. – Нет Бармаллеев в природе не существует, поэтому немедленно ложись спать и закрывай глаза!»

3. Неадекватность требований, предъявляемых к ребенку, его возрасту и уровню развития: ребенок начинает бояться ошибок, каких – либо действий вообще, чувствует себя постоянно не способным «соответствовать». У маленьких детей эти ощущения находятся в очень размытом состоянии, практически могут выражаться косвенно – в рисунках, в привычках, и т. п.

Состояние повышенной тревожности и как следствие – возникновение чувства страха у детей явление довольно частое. Дети боятся темноты, неизвестности, боятся потерять родителей, бояться оказаться незащищенными перед физической силой противника. Побороть страх можно, главное делать это умело и осторожно, если сомневаетесь сами помочь ребенку, лучше обратиться к специалисту. Изобразительная деятельность - один из выходов в решении проблемы страхов.

Все дети любят рисовать. Прежде чем начать изображать страхи, нужно увлечь ребенка процессом рисования. Например, попросить его нарисовать что – нибудь на нейтральные темы: «На улице», «Моя семья», «Любимые животные». Рисунок «Моя семья» имеет особое значение. Ребенок должен нарисовать всех членов семьи. Это поможет вам понять, как ребенок воспринимает внутрисемейные отношения. Посмотрите, где он разместил себя, как близко расположил родителей. Если он нашел себе место в центре рисунка, а рядом – родителям, значит отношения в семье ровные и страхи малыша не связаны с внутрисемейными конфликтами. Сигналом тревоги может являться тот факт, что ребенок не нарисовал себя вообще или где – то в стороне, или рядом с одним из родителей. Но не задавайте и не пытайте ребенка своими тревожными вопросами, почему он так или иначе нарисовал. Тем самым можете ребенку навредить. Если вас что – то беспокоит в рисунке: цвет, расположение героев, агрессия. Он нарисовал так потому что, он так чувствует. Лишний раз задумайтесь о себе, о поступках, действиях и об отношениях в семье, или обратитесь к психологу.

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
  • Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.
  • Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами», осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребенка, оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка активно.
  • Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.
  • Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше).
  • Удалите из окружения ребенка, тревожных и истеричных  
  • Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем. Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.
  • Занимайте ребенка какой – либо деятельностью в течение дня. Если ему нечем заняться он может вновь возвращаться к своим переживаниям.
  • Заранее проигрывайте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу. Разберите ее во всех подробностях с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение.
  • Объясните ребенку, что собой представляет пугающий объект, как он устроен, откуда берется?
  • Запаситесь терпением так как мгновенных результатов добиться трудно.
  • Если страхи у ребенка не проходят и имеют навязчивый характер, прибегните к помощи специалиста.

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ГИПЕРАКТИВЕН, РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

Известно, что подвижность и активность – это неотъемлемые качества любого нормального малыша в возрасте от года до шести лет. Вялость, пассивность и апатичность ребенка заставляют родителей беспокоиться о его здоровье, и это вполне очевидно. Детям свойственно неуемное любопытство и неудержимое стремление к действию. Шумные игры, непоседливость, бьющая через край энергия свидетельствует, что ребенок здоров и счастлив.

Но активность может быть чрезмерной. Дети, которые постоянно в движении, суетятся, строят гримасы, вертят в руках какие – ни будь предметы (выдуманные или реальные) Для таких детей врачи придумали термин – «гиперактивность»( синдром дефицита внимания , импульсивность, отвлекаемость, несвойственная соответствующему возрасту ребенка).

Гиперактивные дети очень беспокойны, легко возбудимы. Они нередко без причины плачут, капризничают, раздражаются, закатывают истерики, плохо спят, характерны вспышки ярости и агрессивности.

Ребенок, страдающий синдромом гиперактивности, вначале развивается быстрее других детей. Он раньше начинает говорить и ходить, но родители начинают замечать, что малыш не умеет долго заниматься одним видом деятельности, постоянно отвлекается, не умеет слушать.

Очень часто родители задаются вопросом: мой ребенок активный или гиперактивный?

Конечно, квалифицированный ответ на этот вопрос может дать только специалист, однако можно развеять сомнения с помощью ниже предложенного теста. Вы сами увидите, кто ваш ребенок?

Это похоже на детскую игру «Найди 5 отличий».

Активный ребенок

  1. Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (конструкторы, пазлы), но если его заинтерисовать – может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
  2. Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
  3. Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) скорее исключение.
  4. Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный в садике, в гостях у малознакомых людей.
  5. Он не агрессивен. То есть случается или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандалы.

Гиперактивный ребенок

  1. Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и закатывает истерики.
  2. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
  3. Его невозможно уложить спать, а если он и спит, то урывками, беспокойно. У него часты кишечные расстройства. Для гиперактивного ребенка всевозможные аллергии – не редкость.
  4. Ребенок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. В любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) он ведет себя одинаково.
  5. Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни.
  1. Если в вашем тесте больше трех положительных ответов – это значит, есть повод задуматься и побеседовать со специалистами: невропатолог, психолог, психотерапевт по мере необходимости.
  2. Но помните, что дети иногда ведут себя очень активно по одной простой причине – им необходимо ваше внимание, а значит ваша любовь!

Анкета «Импульсивный ребенок»

1.Ребенок всегда быстро находит ответ, когда его о чем–нибудь спрашивают (ответ может быть неверным).

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решение.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9.Нередко отвлекается на занятиях.

10. Когда кто – то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

11. Обычно уверен, что справится с любим заданием.

12. Может нагрубить родителям, воспитателю, учителю.

13. Временами кажется, что он переполнен энергией.

14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действует на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных знаний необходимо, чтобы 2 – 3 члена семьи, или хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью анкеты. Затем надо суммировать все баллы и найти средний уровень.

Результаты:

15 – 20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности,

7 – 14 баллов – о среднем,

1 – 6 баллов – о низкой импульсивности.

С гиперактивностью можно и нужно бороться, не подавляя ее, а направляя в позитивное русло. Необходимо:

  • Заниматься с ребенком в начале дня, а не вечером.
  • Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  • Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  • Быть драматичным, экспрессивным.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Посадить ребенка во время занятий рядом с собой.
  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  • Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Предоставлять ребенку возможность выбора.
  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
  • Можно завести собаку и выгуливать ее в любую погоду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предупреждению развития ПТСР,снижению тревожности после кризисной ситуации - "Победи свой страх"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида №14 города Крымска муниципального образования Крымский район...

Что такое кризис и как помочь своему ребёнку справиться с кризисной ситуацией. ( для родителей подростков).

Презентация для выступления психолога на родительском собрании + текст выступления....

Консультация «Как помочь ребенку, попавшему в кризисную ситуацию»

Консультация «Как помочь ребенку, попавшему в кризисную ситуацию»...

материалы для консультации, рекомендации родителям "Как помочь ребенку в трудной ситуации".

Бранные слова. Профилактика бранных слов невозможна по той простой причине, что дети наши живут не под стеклянным колпаком. А вот повлиять на них возможно....

Кризисные ситуации в жизни ребенка

laquo;Да, дети дорогое удовольствие во всех отношениях. Но усилия, затраченные на их воспитание, оправдывают себя»Джеймс Ч. Добсон...

КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ В ЖИЗНИ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в поддержке и помощи....

ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ. Тема: «Как помочь ребенку решать конфликтные ситуации»

                 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 Красногвардейского района Санкт-Петербурга ПР...