Синдром дефицита внимания и гиперактивности(СДВГ)
консультация по психологии (средняя группа)

Шабанова Гюльнара Джамалдиновна
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одним из самых
частых психоневрологических расстройств. СДВГ – наиболее распространенная причина
нарушения поведения и трудностей в обучении детей как в дошкольном, так и в школьном
возрасте.
Проявляется СДВГ в нарушении внимания, проявлениях импульсивности и
гиперреактивности. Помимо трудностей в обучении, эти особенности мешают
налаживанию взаимоотношений с окружающими, адаптации ребёнка в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdvg.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью (СДВГ).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одним из самых частых психоневрологических расстройств. СДВГ – наиболее распространенная причина нарушения поведения и трудностей в обучении детей как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

Проявляется СДВГ в нарушении внимания, проявлениях импульсивности и гиперреактивности. Помимо трудностей в обучении, эти особенности мешают налаживанию взаимоотношений с окружающими, адаптации ребёнка в социуме.

Г.Н.Монина, педагог-психолог, специалист по работе с гиперактивными детьми, дает такое определение гиперактивности: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности… Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля»

Важно отличать возбужденного ребёнка от гиперактивного. У любого ребенка порой случаются периоды, когда он становится слишком энергичным, иногда неуправляемым. Но это вовсе не делает его гиперактивым. Причины здесь могут быть разные: длительное нахождение в одной позе, переезд и пр. Для гиперактивного ребёнка характерно проявление возбужденного поведения всегда и везде.

Можно выделить два основных подхода к коррекции – медицинский и психологический.

В организации программы коррекции участвует социальный педагог – как основной координатор и посредник между родителями и педагогами. Родители обеспечивают общий эмоционально-нейтральный фон развития и обучения ребенка. Педагоги, на основании рекомендаций специалистов, осуществляют процесс обучения и воспитания гиперактивных детей, учитывая индивидуальные особенности их поведения и развития.

В домашней программе преобладает поведенческий аспект, в учреждениях же основной упор делается на интеллектуальное развитие.

Обучение требует от ребенка реализации всех тех функций, которые при СДВГ нарушены. И здесь педагог сталкивается с основными проблемами.

  1. Возможность гиперактивного ребенка поддерживать работоспособность не более 10-15 минут. По истечении этого времени он теряет контроль над умственной активностью. Затем 3-7 минут мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы. В моменты «отключения» ребенок занимается посторонними делами, а на слова взрослого не реагирует. Так появляются пробелы в знаниях. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать, после чего его мозг снова отдыхает. Цикл повторяется вновь.
  2. Повышенная отвлекаемость. Групповая работа представляет собой для гиперактивного ребенка большие сложности. Если взрослый будет заниматься с им индивидуально и направлять его деятельность, ребенок прекрасно справится с заданием.
  3. Неумение строить отношения со сверстниками. Успешность познавательной деятельности ребенка зависит от способности строить бесконфликтные отношения со сверстниками, контролировать свое поведение.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми строится с учетом вышеназванных проблем и по следующим направлениям:

1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбрать задание), повышение самооценки ребенка.

2. Организация образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей:

– смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;

– реализация двигательной потребности ребенка;

–понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;

– выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковые игры и другие);

– инструкции педагога должны быть четкими и немногословными;

– применение мультисенсорных техник обучения;

– избегание категорических запретов.

3. Развитие дефицитарных функций в процессе выполнения игр и упражнений. В процессе игры развиваются и другие функции.

4. Обучение учащихся конструктивным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками:

– отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме;

– обучение конструктивным способам разрешения конфликтов;

– отработка навыков самоконтроля;

– обучение техникам самоуправления.

Одним из методов работы с гиперактивными детьми является эффективный метод карточек-переписок, предложенный Г.Н. Мониной. Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточками-переписками». Картонная карточка делится на две части – для записей педагога и для родителей. В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной карточке. При этом обязательное условие: информация предоставляется только в позитивной форме.

Также зарекомендовали себя следующие методы работы педагога-психолога с детьми с СДВГ:

  1. Игровая терапия — наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, которая может быть применена в работе с детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет). В процессе игры ребенок, зажатый в реальной жизненной ситуации в жесткие рамки «можно-нельзя», имеет возможность снизить эмоциональное напряжение, уровень тревожности, враждебности, а также повысить степень самопринятия, уверенности в собственных силах.
  2. Сказкотерапия - это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться. Для того чтобы сказка оказывала воспитательное воздействие, необходимо придерживаться определенных правил ее создания. В чем-то она должна быть идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Сказки можно использовать для диагностики проблемы ребенка, для поиска решения личных затруднений, выхода из тупика, для подсказки определенного решения. При обсуждении сказок важно, чтобы слушатели не осуждали героев сказки, а постарались их понять; для этого желательно, чтобы педагог говорил о чувствах сказочных персонажей в своих репликах, об их трудностях, а не о недостатках.
  3. Песочная терапия - это одна из техник аналитического процесса, во время которого ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и педагог получает возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно станет явной для педагога.
  4. Рисуночная терапия представляет собой вид терапии посредством изобразительной деятельности. Выделяются два направления:

- побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности. Здесь гиперактивный ребенок учится делать выбор. Педагог должен иметь в виду некоторые особенности этой категории детей и подготовить заранее материалы для рисования. Рисуночная терапия дает положительные результаты в работе с детьми, где вербальный контакт затруднен. В процессе рисования такой ребенок склонен к проявлению бурных эмоций, имеет возможность выплеснуть их на бумаге, не принося окружающим вреда и беспокойства.

- использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации.

5. Цвето-терапия, как метод арт-терапии, основана на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов. Цветовые лучи, попадая на сетчатку и радужную оболочку глаза, оказывают лечебный эффект на весь организм. Лечебные воздействия цвета связаны с влиянием колебания световых волн определенной длины на наши органы и психические центры. Постепенно в цветотерапевтичесих играх формируется связь между словом, образом эмоции, цветообозначением и дает положительный результат психоэмоционального состояния ребенка.

6. Музыкотерапия  – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Возможно как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного фактора воздействия, так и в комплексе с другими видами искусства. Цель занятий педагога-психолога с использованием музыкотерапии состоит в создании положительного эмоционального фона у детей с СДВГ; снятии симптомов неспокойного состояния, возникающего у данного контингента детей, развитии и коррекции сенсорных и когнитивных процессов, их способностей. Использование компенсаторной функции музыки как одного из видов искусства позволяет моделировать, восполнять по разным причинам недоступные ребенку эмоциональные состояния и переживания, тем самым обогащать и наполнять его эмоциональность, развивать чувства, что особенно важно для гиперактивных детей

На сегодняшний день является очевидным, что детям с синдромом дефицита внимания нужна помощь специалистов, которые будут работать с ними, и развивать их способности к концентрации внимания. Существует ряд методов для снижения уровня активности таких детей. Среди них арт-терапия является одним из наиболее эффективных методов коррекции гиперактивности, поскольку она повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни, снимает негативные эмоции, снижает утомление, помогает строить хорошие отношения с окружающими. Для гиперактивного ребенка творческая деятельность может стать одним из способов раскрытия его сильных сторон и видов деятельности, в которых он может использовать свои возможности, что в конечном итоге способствует повышению его самооценки и статуса в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).

Цель: оказать психологическую помощь детям   в детских садах с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.Задачи:·         снятие мышечн...

Сообщение на родительком собрании на тему : "Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)"

Синдром дефицита внимания и гиперактивности - поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте....

"Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ – это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в до...

Рекомендации по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

Рекомендации по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) понятие и проявления.

Синдром дефицита внимания /гиперактивности/– это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержа...

#СИДИМДОМА . Консультация для родителей.ПРО ДЕТЕЙ С СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ) ОЧЕНЬ ПРОСТЫМ ЯЗЫКОМ:

ПРО ДЕТЕЙ С СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ) ОЧЕНЬ ПРОСТЫМ ЯЗЫКОМ:...