Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста.
консультация по психологии

Тян Анна Валентиновна

Сказка - это сфера чудес, нежный мир грёз и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснётся. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет.  Сказка - это не просто развлечение, увлекающее ребёнка в волшебную страну грёз  и фантазий.

 

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»

                                                                                  Д.Родари

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.pptx102.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия , как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста. Составил: педагог –психолог Тян Анна Валентиновна

Слайд 2

Сказка - это сфера чудес, нежный мир грёз и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснётся. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет. Сказка - это не просто развлечение, увлекающее ребёнка в волшебную страну грёз и фантазий. «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение» Д.Родари

Слайд 3

В наше время книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Родители тоже предпочитают дать ребёнку своему планшет, как хорошо – тишина, никто не мешает им заниматься своими делами. А потом встаёт неожиданно вопрос: ребёнок не умеет общаться, правильно писать. Почему это происходит? Может быть родителям нужно вспомнить своё детство и научить ребёнка полюбить книгу. Первыми книгами для наших детей являются сказки. Сказка - это сфера чудес, нежный мир грёз и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснётся. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет. Сказка - это не просто развлечение, увлекающее ребёнка в волшебную страну грёз и фантазий.

Слайд 4

Что такое сказкотерапия . Сказкотерапия - самый детский метод в психологии, и, конечно, один из самых древних. Когда появились волшебные сказки, никому неизвестно. Однако с тех пор они практически не изменились: те же герои, те же сюжеты, понятные людям разных культур и всех возрастов. Через сказку легко объяснить ребенку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". В сказке все герои делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Таким образом, именно через сказку малыш начинает познавать мир. Сказка важна не только для познания окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказках есть предостережения, поучительная мораль, демонстрация положительного поведения. Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это первые безопасные уроки жизни. Она не только знакомит детей с окружающим миром и нравственными нормами, но и развивает в детях чувство прекрасного, благодаря художественным образам и особому сказочному языку. Сказкотерапия не имеет возрастных ограничений . Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Слайд 5

Классификация сказок Виды сказок (классификация Зинкевич – Евстигнеевой) Сказки можно разделить на следующие виды: дидактические психотерапевтические сказки со счастливым концом; психо -коррекционные создаются и рассказываются ребенку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведения; медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели; художественные сказки: - народные - авторские

Слайд 6

Дидактические сказки: самые простые и ненавязчивые. В чем отличие дидактических от недидактических. Дидактические сказки – это сказки информативного, а не развлекательного характера. С помощью такой сказки вы можете проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения . В простой доступной форме. «Курочка Ряба, Репка» Художественная сказка: знакомит ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества. Художественные сказки делятся на народные и авторские. Народные способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так в скаке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Главная мысль сказки «Маша и медведь» - из любой ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка .

Слайд 7

Диагностическая сказка : в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть. Например, если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка - трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно застенчивый, с повышенным уровнем тревожности. Профилактическая сказка: призвана помочь ребенку преодолеть стрессовую ситуацию, например, в процессе поступления в дошкольное образовательное учреждение ребенок переживают адаптационный стресс. Детям младшего дошкольного возраста свойственна эмоциональность и впечатлительность. Они быстро заражаются как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражают их действиям. Медитативная сказка: Они актизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные сказки рассказывают по специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции внушают уверенность в себе формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).

Слайд 8

Рекомендации по чтению сказок малышам: Приобщить малышей к чтению – это не значит накупить много книг и дать к ним доступ ребенку или давать ему аудиозаписи со сказками. При-общение – это всегда общение малыша со взрослым по поводу книг, это наше наблюдение за тем, как воспринимает ту или иную книгу малыш, это ее обыгрывание с детьми. В слушании книг, которые читает мама, малыш учится усидчивости, умению слушать и слышать. К выбору сказки нужно отнестись серьёзно. В первую очередь, необходимо учитывать возраст, особенности характера ребенка и его темперамента. Например, для гиперактивных детей лучше выбрать спокойные сказки. Чтение сказок для самых маленьких детей (от 1 до 3 лет) . Какие сказки читать детям, чтобы им было интересно? Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова - простыми и понятными.

Слайд 9

Лучше всего, чтобы главными героями сказок для детей этого возраста были знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Мама и папа, рассказывая, могут подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать – это ребенку очень понравится. Читать малышам сказки данного возраста нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки. Ваша главная задача в этот период – заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам. Обязательно жестикулируйте, гримасничайте и показывайте весь необходимый спектр эмоций вместе с героями, читая сказку своему ребенку – это очень важно. Ну и, конечно, обращайте внимание на внешний вид книги с той или иной сказкой. В этом возрасте книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Выбирайте яркие, красочные книжки с большим количеством иллюстраций и плотными страницами, чтобы ребенок не мог их разорвать. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас. Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше : помните, сказки - это не просто приятное, интересное время препровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по социально – коммуникативному развитию. Средний возраст. «Ссора и примирение».

Цель: Учить детей анализировать причины ссор; продолжать учить определять эмоцию и передавать ее вербальным и невербальным способом общения; развивать способности самостоятельной регуляции межличностн...

Инструментарий к диагностике. Социально-коммуникативное развитие. Ранний возраст.

Инструментарий к диагностике. Социально-коммуникативное развитие. Ранний возраст....

Совместная деятельность «Мы такие разные» ОО «Социально – коммуникативное развитие» (средний возраст)

Цель:  Развитие   представлений о себе, как  о личности, со своими чувствами и эмоциями...

Развивающая предметно-пространственная среда по социально-коммуникативному развитию (старший возраст).

Презентация к консультации для воспитателей ДОУ по организации предметно-пространственной среды по социально-коммунивативному развитию...

Конспект НОД социально-коммуникативного развития старший возраст

Конспект НОД «Вредные привычки» в старшей группе дошкольного возраста 5–6 лет.Цели:- учить детей отличать вредные и полезные привычки;- формировать сознательный отказ от вредны...