Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОО с родителями»
методическая разработка по психологии

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.

 

Задачи:

  • Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;
  • Обучить воспитателей правилам построения эффективного общения с родителями, приемам установления хорошего контакта с ними, способам сообщения негативной информации о ребенке;
  • Сформировать у педагогов умения моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molodye_spetsialisty.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОО с родителями»

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.

Задачи:

  • Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;
  • Обучить воспитателей правилам построения эффективного общения с родителями, приемам установления хорошего контакта с ними, способам сообщения негативной информации о ребенке;
  • Сформировать у педагогов умения моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

Материал: презентация к занятию, раздаточный материал к упражнениям, памятки для участников.

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Приветствие»

Ведущий: Здравствуйте уважаемые коллеги! Рады видеть Вас на нашем мероприятии, посвященном взаимодействию педагога и родителей.

Нашу встречу я предлагаю начать с приветствия.  Сейчас вам нужно поприветствовать друг друга по очереди, одной из трех интонаций: сердитой; равнодушной; и доброжелательной (улыбаясь, стараясь расположить к себе того, к кому обращаетесь).

Участники сидят в кругу и последовательно обращаются друг к другу. Обсуждение: легко ли было выполнить это упражнение, были ли затруднения, если были, то в чем.

Ведущий: Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

Как вы думаете:

- Кому принадлежит ведущая роль в организации общения?

- Как вы считаете, почему так важно взаимодействовать с родителями?

- Как вы понимаете, что такое «взаимодействие»?

На доске появляются ответы и выделяются те, которые ближе всего совпадают с понятиями термина «Взаимодействие».

Делаем акцент на понятиях «взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие» – как выстроить эффективное общение на их основе? Как расположить к себе родителей, которые приводят своих детей в детский сад, чтобы наладить с ними (родителями) доверительный контакт?

Существуют «Правила построения эффективного общения».

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

  • Улыбка,
  • Имя собеседника
  • Комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

- Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

- Использовать прием активного слушания и присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!»)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Аукцион идей»

Ведущий: Какие формы взаимодействия с родителями вы можете назвать? – Ответы участников.

Предлагаю разбиться на 2 команды. Им дается список традиционных и инновационных форм работы с родителями. Одной команде нужно выписать только традиционные, а другой инновационные. Затем каждая команда делится опытом работы по вовлечению родителей в жизнь ДОУ.

Традиционные формы (виды) взаимодействия с родителями

Инновационные (нетрадиционные) формы (виды)
взаимодействия с родителями

Консультации

Консультации с применением мультимедийной установки

Родительские собрания

Презентация детского сада

Открытые просмотры

Совместные праздники

Праздники для родителей

Круглый стол. Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Детские капризы», «Подготовка ребенка к школе»

Беседы

Тренинги. Предполагают организованное активное социально-психологическое обучение родителей психологическим навыкам. Например: «Тренинг общения с детьми», «Как решать конфликты»

Конференции

Тематические занятия с родителями, семинары-практикумы. Включают в себя активное обсуждение психолого-педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных рекомендаций. Например: «Психологическое благополучие ребенка в семье и детском саду», «Легко ли быть родителями»

Родительский уголок

Деловые и ролевые игры. Деловые и ролевые игры. Включают обсуждение и воспроизведение (проигрывание) родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании в условной обстановке для при обретения навыков и эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: »Когда ребенок упрямится», «Когда малыш берет чужое», «Детская истерика в общественном месте»

Тематические выставки

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков, украшений и др.

 

Видеосъемка. Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Например: »Один день в саду», «Наши праздники», «Строим, рисуем, лепим», «Музыкальные занятия»

 

Создание персональных сайтов

Такие нетрадиционные формы взаимодействия как, например ДОСУГОВЫЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ можно реализовывать через традиционные формы, например – РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ.

Упражнение «Родительское собрание»

Ведущий: Я предлагаю вам разбиться на 2 группы и в каждой группе выбрать проблемы, соответствующие возрастному периоду ребенка, листочки с «проблемами» лежат у вас на столах:

- младший возраст (от 3 до 5 лет),

- старший возраст (от 5 до 7 лет) – раздаются каждой группе листок с ее «возрастом». На столах у каждой группы несколько листочков с «возрастными проблемами», задача – выбрать те, которые соответствуют заданному возрасту. Обсуждение – 3-5 мин. Затем каждая группа крепит на магнитную доску те проблемы, которые она выбрала для своего возраста.

Обсуждение результата. Ведущий сообщает «возрастные проблемы» (по Е.Е. Алексеевой):

РАННИЙ ВОЗРАСТ до 3 лет

Агрессивное поведение

Детско-материнские отношения

Страхи

Проблемы адаптации

Несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ 3-5 лет

Проблемы общения со сверстниками

Конфликт в детско-материнских отношениях

Сибс-конфликты

Вербальная агрессия

Патологические привычки

Проблемы адаптации

Воспитание не соответствует полу ребенка

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ 5-7 лет

Страхи

Жестокость в детско-родительских отношениях

Психологические защиты

Дисгармония в семейных отношениях

Нарушения во взаимоотношениях педагогов ДОУ и воспитанников

Проблемы наказаний и поощрений

Мини-лекция

Ведущий: Одна из проблем, с которой встречаются воспитатели в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. И если опытные воспитатели чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то молодые специалисты зачастую испытывают трудности в установлении контакта с родителями.

Мы рассмотрим несколько способов сообщения негативной информации о ребенке.

Способ первый: принцип «сэндвича» - принцип чередования положительного и отрицательного.

В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать:

1) рассказав о ребенке хорошее, а затем,

2) переходить к неприятным моментам,

3) завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте,

4) сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.

Способ второй: использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.

Можно использовать такие речевые штампы:

«Вера Алексеевна! Не смогли бы вы ...» «Вера Алексеевна! Я прошу ...» (обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования) (Сравните: «Вера Алексеевна! Я требую ...!»)

«Вы не замечали, что в последнее время ...» (желательно озадачить родителя). «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно .., сегодня он снова ...»)

«Вы знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» (Сравните: «Ваш ребенок ... (такой-то), все время ...»)

«Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить ..?» (Сравните: «У Саши (такие-то проблемы) .., вам обязательно нужно показаться к ...(врачу, психологу, психиатру)»)

«Давайте вместе попробуем поступить ...(так или так)»

«Давайте вместе подумаем, как ...»

«Мы с вами могли бы помочь Саше ...(здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями)

«Как мы можем помочь вам в том чтобы ...» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы)

Способ третий: передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе.

При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся». Сравните: «Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается».

Ведущий: я предлагаю вам перефразировать следующую негативную информацию в позитивную. Последовательно открываются на доске фразы в негативном ключе, предлагает их перефразировать, после обсуждения предлагает свой вариант. Например:

- Марина ничего не может сделать сама! (Вариант ответа: Чтобы у Марины получилось, нужно делать вместе с ней).

- Саша не успевает на занятиях вместе с остальными детьми. (Вариант ответа: Саша может успевать на занятиях со всеми, но ему для этого требуется чуть больше времени).

- Коля не умеет договариваться с ребятами, часто конфликтует. (Вариант ответа: С помощью взрослого Коля соблюдает инструкции, выполняет совместные дела с ребятами).

Способ четвертый. Применение при общении стиля «адвокат».

При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку:

Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.

Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины.

Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват - решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации.

Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ

Упражнение «Эффективное общение с родителем - это...»

Ведущий: В конце нашего тренингового занятия я хочу вам предложить перечислить критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы словосочетания «общение с родителем».

Например:

«О» – обаяние педагога,

«Б» – безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т.д.

Участники выписывают критерии подбирая начало каждого на необходимую букву словосочетания, которые им запомнились, пригодятся, обобщают полученные знания, приобретенные навыки.

При необходимости ведущий помогает. Критерии выписываются в столбик на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы понимаем друг друга"

Повышение психологической компетентностиродителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

Тренинговое занятие с педагогами "Взаимодействие с агрессивными детьми"

В каждом детском коллективе есть дети с проявлением агрессии. Этот тренинг поможет педагогам найти подход к детям  и помочь им справиться с этой прблемой....

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ, направленное на оптимизацию взаимодействия членов педагогического коллектива.

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ, направленное на оптимизацию взаимодействия членов педагогического коллектива....

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы вместе"...

Тренинговое занятие для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми».

Мероприятие с педагогами ДОУ. Целью которого является,   формирование толерантной личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантност...

Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОУ с родителями»

Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОУ с родителями»Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.Задачи:Расширить представление педагогов о ...