Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОУ с родителями»
методическая разработка по психологии

Форостьян Тамара Михайловна

Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОУ с родителями»

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.

Задачи:

  1. Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;
  2. Обучить воспитателей правилам построения эффективного общения с родителями, приемам установления хорошего контакта с ними, способам сообщения негативной информации о ребенке;
  3. Сформировать у педагогов умения моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

Материал: презентация к занятию, раздаточный материал к упражнениям, памятки для участников.

Время проведения:

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (слайд 1)

Ведущий: Представьте себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой.

Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто невозможно.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов.

Давайте обсудим, с какими трудностями вы сталкиваетесь в общении с родителями? Обсуждение, я выписала популярные затем (слайд 2)

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Наше занятие посвящено тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Мини-лекция

Ведущий: Из чего складывается взаимодействие между вами и родителями?

Взаимоуважение, взаимопомощь, взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Существуют общие «Правила построения эффективного общения».

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (слайд 3) (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

  • Улыбка,
  • Имя собеседника
  • Комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Ведущий: Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». (слайд 4)

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. И не забывайте первое правило «Улыбка»

Упражнение «Шушаника Минична»

Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество.

Ведущий начинает: «Меня зовут Шушаника Минична». Затем он спрашивает участника тренинга, находящегося рядом: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например: «Глориоза Провна». В ответ на это ведущий должен ответить любой фразой, при этом обяза­тельно повторить услышанное имя собеседника. Например: «Очень приятно Глориоза Провна, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, краси­вое имя, Глориоза Провна». После ответа уже «Глориоза Провна» задает вопрос своему следующему соседу.

Образцы карточек с именами даны в приложении №1.

Обсуждение: участники обсуждают, легко ли далось им это упражнение.

Упражнение «Живая шляпа» (комплимент родителю)

Ведущий: В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом.

Пока звучит музыка, вы (участники) передаете шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа, называя его по имени отчеству. Это может быть поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, или качеств собеседника, которые вам нравятся, так же можно сказать что-либо положительное о  «ребенке». Тот «родитель», которому адресован комплимент, должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравиться!»

Обсуждение: Какие трудности возникли у вас при выполнении задания? Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

Ведущий делает вывод: Самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Мини-лекция

Ведущий: Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником: (слайд 5)

- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

- Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

- Использовать прием активного слушания и присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

От воспитателя требуется умение слушать!

После того, как воспитатель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого о воспитаннике и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.

Что такое активное слушание?

Переделать уменьшить

Подавляющее большинство людей, с которыми мы общаемся, чувствительно к активному слушанию. Почему? Активный слушатель, принципиально отличается от пассивного, он демонстрирует собеседнику искреннюю заинтересованность, личное участие в разговоре, создавая тем самым позитивный эмоциональный фон беседы. Тогда как пассивный слушатель, способен посвятить вам все свое внимание, не слушая ни слова из того, что вы говорите.

Активное слушание – это процесс, который обладает несколькими ключевыми характеристиками.

Во-первых, важна собственная настройка «слушающего». Иными словами, ему должно быть по-настоящему интересно все то, что ему говорит собеседник.

Слушание активное, в отличие от пассивного, отличается также физической включенностью в разговор с собеседником. Люди располагаются лицом к собеседнику, регулярно смотрят в глаза, достаточно часто кивают головой в процессе беседы.

Задача активного слушания именно услышать. Давайте посмотрим на слайд.

 (Слайд 6)

Активно слушать собеседника означает:

  • Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;
  • Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.

Результаты применения активного слушания:

  • Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
  • Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.
  • Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
  • Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».

Упражнение «Тренировка интонации»

Ведущий раздает участникам по  карточке с фразой и комментарием, с какой интонацией ее произнести, остальные угадывают с какой интонацией произнесена фраза. Карточки с различными интонациями в приложении №2.

Обсуждение: какие варианты фраз дались легче, какие вызвали затруднение. Удалось ли расположить к себе, произвести располагающее впечатление?

(слайд 7)

Ведущий: Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит и какую информацию. От того, каким образом мы будем сообщать родителю информацию о его ребенке, и какие фразы использовать в своей речи, зависит, успешность отношений взаимодоверия.

Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе; исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы- подхода».

Вот вам список «Неудачных фраз» (слайд 8) «Неудачные» фразы:

  • «Извините, если я помешала…» (в ответ можно услышать: «Помешали…»),
  • «Я бы хотела еще раз услышать…»,
  • «Давайте с вами быстренько обсудим…», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…» (в ответ можно услышать: «Быстренько не получится, мне некогда…» или «Нет времени…»),
  • «А у меня на этот счет другое мнение…».

Упражнение «Выбери фразу»

Ведущий: я предлагаю вам на листиках с фразами соединить «нежелательные» фразы и подобрать смысловые («желательные») пары к ним.

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами. Затем Ведущий может прокомментировать некоторые фразы, например:

 «Нежелательные» фразы в паре с «желательными»:

  • «Я бы хотела…» – «Вы хотите…»;
  • «Вероятно, вы об этом еще не слышали…» – «Вы, наверное, уже об этом слышали…»;
  • «Мне представляется интересным то, что…» – «Вам будет интересно узнать…»;
  • «Я пришла к такому выводу, что…» – «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»;
  • «Хотя вам это и неизвестно…» – «Конечно, вам уже известно…»;
  • «Вы, конечно, об этом еще не знаете...» – «Как вы знаете...».

Мини-лекция Слайд 9

Ведущий: Одна из проблем, с которой встречаются воспитатели в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. И если опытные воспитатели чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то молодые специалисты зачастую испытывают трудности в установлении контакта с родителями.
Мы рассмотрим несколько способов сообщения негативной информации о ребенке.

Способ первый: принцип «сэндвича» - принцип чередования положительного и отрицательного. Слайд 9 нажать на кнопку

В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать:

1) рассказав о ребенке хорошее, а затем,

2) переходить к неприятным моментам,

3) завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте,

4) сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.

Давайте попробуем применить эту технику. Какую негативную информацию вам чаще всего приходиться преподносить родителям?  Ваня сегодня молодец. На занятии отвлекался, но в целом день прошел хорошо. Слайд 9 нажать на кнопку

Способ второй: использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.

Попробуем заменить речевые штампы которые нацелят нас на сотрудничество

  • Вера Алексеевна! Я требую ...!

«Вера Алексеевна! Не смогли бы вы ...» «Вера Алексеевна! Я прошу ...» (обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования)»)

  • «Саша постоянно .., сегодня он снова ...»)

«Вы не замечали, что в последнее время ...» (желательно озадачить родителя). «Как вы думаете, с чем это может быть связано?»

  • Ваш ребенок ... (такой-то), все время ...»

«Вы знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?»

  • Сравните: «У Саши (такие-то проблемы) .., вам обязательно нужно показаться к ...(врачу, психологу, психиатру )

«Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить ..?»)»)

  • «Давайте вместе попробуем поступить ...(так или так)»
  • «Давайте вместе подумаем, как ...»
  • «Мы с вами могли бы помочь Саше ...(здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями)
  • «Как мы можем помочь вам в том чтобы ...» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы)

Слайд 9 нажать на кнопку

Способ третий: передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе.

При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся». Сравните: «Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается».

Ведущий: я предлагаю вам перефразировать следующую негативную информацию в позитивную. Ведущий последовательно открывает на доске фразы в негативном ключе, предлагает их перефразировать, после обсуждения предлагает свой вариант. Например:

Марина ничего не может сделать сама! (Вариант ответа: Чтобы у Марины получилось, нужно делать вместе с ней).

Саша не успевает на занятиях вместе с остальными детьми. (Вариант ответа: Саша может успевать на занятиях со всеми, но ему для этого требуется чуть больше времени).

- Коля не умеет договариваться с ребятами, часто конфликтует. (Вариант ответа:С помощью взрослого Коля соблюдает инструкции, выполняет совместные дела с ребятами).

ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ

Резюмируем (Слайд 10)

В конце ведущий раздает воспитателям памятки 

Список использованной литературы

  1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Речь»; М.: «Сфера», 2009. – 283 с.
  2. Микляева Н.В. Создание условий для эффективного взаимодействия с семьей. – М.: «Айрис-пресс», 2006. – 144с.
  3. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 224с.
  4. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. – М.: «Генезис», 2011. – 140с.
  5. Зайцева О. В., Климанова Е. В., Лунина И. В. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/статьи/638649/
  6. Фролова Н. Д. Повышение профессиональной компетентности педагогов как важнейшее условие эффективного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/статьи/581281/

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodestvie_pedagoga_dou_s_roditelyami.pptx79.62 КБ
Файл pril1.docx15.61 КБ
Файл pril2.docx15.19 КБ
Файл pril3_vyberi_frazu_.docx15.47 КБ
Файл pril5.docx339.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Взаимодействие педагога ДОУ с родителями» Педагог-психолог МДОУ №12 «Маленькая страна» Форостьян Т.М.

Слайд 2

Трудности в организации общения с родителями -непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, -отсутствие единства требований в семье и детском саду, -сложно складывается общение с молодыми родителями, - сложно складывается общение с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера, -родители зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, -с родителями трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Слайд 3

«Правила построения эффективного общения» или правило трех плюсов: Улыбка Имя собеседника Комплимент

Слайд 4

Улыбка + имя Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. И не забывайте первое правило «Улыбка» Упражнение « Шушаника Минична » Упражнение «Живая шляпа» (комплимент родителю)

Слайд 5

Приемы установления хорошего контакта с собеседником: -не следует «сверлить» собеседника взглядом -не переступать «границы» личного пространства собеседника убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении не скрещивать перед собой руки, ноги использовать прием активного слушания и присоединения вместо «Я» и «Вы» использовать «Мы» От воспитателя требуется умение слушать!

Слайд 6

Что такое активное слушание? Активно слушать собеседника означает: Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал; Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом. Результаты применения активного слушания: Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием. Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации. Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства. Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар». Упражнение «Тренировка интонации»

Слайд 7

Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит и какую информацию. От того, каким образом мы будем сообщать родителю информацию о его ребенке, и какие фразы использовать в своей речи, зависит, успешность отношений взаимодоверия.

Слайд 8

«Неудачные» фразы: «Извините, если я помешала…» (в ответ можно услышать: «Помешали…»), «Я бы хотела еще раз услышать…», «Давайте с вами быстренько обсудим…», (в ответ можно услышать: «Быстренько не получится, мне некогда…» или «Нет времени…»), «А у меня на этот счет другое мнение…». Упражнение «Выбери фразу»

Слайд 9

Несколько способов сообщения негативной информации о ребенке. принцип «сэндвича» - принцип чередования положительного и отрицательного. использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом. передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе.

Слайд 10

Резюмируем Придерживаемся правил построения эффективного общения ( улыбка+имя+комплимент ) Используем приемы установления хорошего контакта с собеседником Применяем активное слушание Используем в речи «желательные фразы» Применяем способы сообщения негативной информации

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАРТОЧКИ К УПРАЖНЕНИЮ

«ШУШАНИКА МИНИЧНА»

Глориоза Провна

Вильгельмина Авелеевна

Вивиана Ионична

Геновефа Иринеевна

Феосения Патрикиевна

Савватия Стратониковна

Беата Нифонтовна

Вожена Гедеоновна

Антигона Маевна

Домитилла Ювенальевна

Синклия Рубеновна

Препедигна Аристидовна

Вестита Евменьевна

Ермиония Питиримовна

Апфия Мартирьевна

Вевея Вокуловна

Нунехия Амфилохьевна

Голиндуха Хрисанфовна

Геласия Дормедонтовна

Аста Радиевна

Агафоклия Наркисовна

Виолла Иеронимовна

Рипсимия Флегонтовна

Кетевань Варнавична

Велимира Афинодоровна

Ксафиппа Викулична



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КАРТОЧКИ С РАЗЛИЧНЫМИ ИНТОНАЦИЯМИ

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(с иронией)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(с иронией)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(с упреком)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(доброжелательно)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(с безразличием)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(с упреком)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(требовательно)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(с безразличием)

Произнести фразу:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

(доброжелательно)

Произнести фразу:

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

(требовательно)



Предварительный просмотр:

 «Выбери фразу»

Соедините  «нежелательные» в паре с «желательными»

Я бы хотела...

Вероятно, вы об этом еще не слышали...              

Мне представляется интересным то, что...

Я пришла к такому выводу, что...

Хотя вам это и неизвестно...

Давайте в сами быстренько обсудим…

Пожалуйста, если у вас есть время меня      выслушать...

Конечно, вам уже известно...

Вы, наверное, уже об этом слышали...

Вы хотите...

Думается, Ваша проблема заключается в том, что...

Вам будет интересно узнать...

«Выбери фразу»

Соедините  «нежелательные» в паре с «желательными»

Я бы хотела...

Вероятно, вы об этом еще не слышали...              

Мне представляется интересным то, что...

Я пришла к такому выводу, что...

Хотя вам это и неизвестно...

Давайте в сами быстренько обсудим…

                                                                                 

Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...

Конечно, вам уже известно...

Вы, наверное, уже об этом слышали...

Вы хотите...

Думается, Ваша проблема заключается в том, что...

Вам будет интересно узнать...



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Памятки для воспитателей

Проведение беседы с родителями по инициативе воспитателя.

1. Постановка цели.

– Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?)

При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение воспитателя и семьи.

Проводить беседу с родителями стоит, если воспитатель хочет лучше узнать ребенка, понять причины его поведения, подобрать индивидуальный подход к нему, поделиться положительными фактами относительно ребенка и т. д., т. е. психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.

2. Организация начала диалога.

Церемония приветствия.

Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени-отчеству.

3. Установление согласия на контакт. Это означает, что воспитатель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.

4. Создание обстановки диалога заключается в том, что  воспитатель продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы воспитатель сидел, а родитель стоял, или чтобы педагог сидел за своим столом, а родитель – на детском стульчике.

Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.

Жесты и позы должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).

Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю (имя ребенка), вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.

Вызывая родителя для беседы, воспитатель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям дошкольника и дать возможность высказаться им.

Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут»), а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.

Факты о поведении, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».

Также не следует после положительной информации о ребенке  продолжать рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».

Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта) или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».

При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений.

Воспитатель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей.

Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени-отчеству к родителю как можно чаще.

Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.

Памятка

Правила активного слушания

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.

3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5. Зрительный контакт.

6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.

Свое участие в диалоге можно выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…», «Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.

Конкретные советы должны даваться воспитатель только в том случае, если родитель просит у него совета.

Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Завершение диалога. Воспитателю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания – резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.

Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.

Прощаясь с родителем, воспитателю следует, обращаясь к нему по имени–отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

Памятка

«Проведение беседы воспитателем по инициативе родителей»

1. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.)

Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?

Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, воспитателю вместо избегания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое другое  удобное ей время.

Таким образом, педагог дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.

Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой.

Следите за своей позой!

Выражение воспитателем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я вижу, Вы обеспокоены поведением (имя ребенка) «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся» – придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.

Воспитателю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача педагога состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов.

Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов. Умение воспитателя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.

Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области воспитания и развития его ребенка.

Закончить беседу следует также по инициативе воспитателя.

Памятка «Цветок достижений»

Для установления взаимопонимания между всеми участниками учебного процесса (а это дети, родители, педагоги) очень важна позитивная информация о жизни ребенка в группе.

«Цветок достижений» – один из вариантов информирования родителей о  ежедневных достижениях ребенка в саду.

Есть много вариантов таких цветов в основном индивидуальных, но мы сегодня рассмотрим групповой.

Делается цветок из цветного картона, в центре т.н. «образ группы», можно разместить фото-коллаж из лиц детей или групповую фотографию, или написать имена детей с картинкой, которая у них на шкафчиках и т.п. (можно привлечь к оформлению родителей – но не в принудительной форме).

И семь лепестков, на которых будут делаться записи, можно сделать прорезь и туда вставлять полоски бумаги с записью, если есть возможность заламинировать лепестки, что бы писать на них маркером, это будет наиболее удобным вариантом, значительно сократившим время по заполнению цветка.

На пяти листочках пишет воспитатель про детей. Записываются только самые яркие события про детей. Например, Катя сегодня самостоятельно оделась на прогулку, научилась собирать домик из конструктора, Вася самостоятельно заполнил календарь погоды и тому подобные записи (записи делаются соответственно возрасту детей).

На оставшихся двух лепестках, записи делают родители, о совместных событиях или о достижении ребенка, например: Маша с мамой и папой ездила в театр, сделали с папой кормушку, готовила с мамой печенье т.п. записи.

Все эти записи дадут возможность родителям почувствовать себя частью жизни группы ребенка. Естественно родителям надо дать максимальное кол-во разъяснений о ходе заполнения цветка и о его смысле, что бы избежать конкуренции между родителями (о ком больше пишут).

Важно не допускать постоянных записей про одного ребенка и отсутствие про другого. Ни в коем случае не писать проступки детей. Это цветок достижений, а не доска позора, так с родителями контакта не установить. Надо соблюдать полный нейтралитет по количеству и качеству записей, вся негативная информация сообщается индивидуально.

Памятка

«Формы работы с родителями в течение учебного года» в условиях своей группы

1. «Дневник  настроения»

Цель.  Учить  родителей  и детей  внимательному  отношению  друг  к  другу.

Приходя  в  детский  сад,  родители  и  дети  выкладывают  на  столе  цветные  фишки,  соответствующие  их  настроению  (красная – радостное,  желтая – спокойное,  голубое – грустное).  Воспитатель  во  время  утренней  беседы  помогает  проанализировать  причины  эмоционального  состояния  членов  семьи.

2.  «Проект  «Родительская  почта»

Цель.  Собрать  банк  данных  о  проблемах  детского  развития.  Дать  возможность  родителям  анонимно  задать  вопросы  на волнующие  их  темы.  Наладить  динамичную  и  действенную  обратную  связь  в  работе  детского  сада  с  семьей.

Можно  предложить  несколько  таких  ящиков  для  оперативного  сбора  различной  информации:  «Почта  родительского  гнева»,  «Вы  спрашиваете»,  «Благодарности  родителей»,  «Почта  родительских  идей»  (предложения,  пожелания)

Важным  в  персонализации  почты  становится  действенность  тематики  обращений  родителей  (название  почты  должно  стимулировать),  ответная  реакция  ДОУ  (ее  адекватность,  оперативность,  доступность  и  гласность).  ДОУ  демонстрирует  свою  заинтересованную,  деятельную  и  действенную  активность,  а  родители – готовность  решать  проблемы  своих  детей  с  помощью  детского  сада  для  полноценного  пребывания   ребенка  в  нем.

1-й  этап – подготовительный.

Коллектив  ДОУ  разрабатывает  тематику  и  порядок  представления  ящиков  родительской  почты.  Ящики  должны  устанавливаться  на  видном  и  доступном  месте  в  приемных,  рядом  помещаются  бумага,  ручки.  Важно  продумать  ротацию  ящиков:  в  течение  1 – 2 недель  каждый  ящик  находится  в  одной  группе.  Назначается  педагог,  ответственный  за  сбор  и  анализ  полученной  информации,  а  также  подготовку  ответов  на  обращения  родителей.  После  назначенного  срока,  когда  все  обращения  родителей  проанализированы  и  обработаны,  ящик  перемещается  в  другую  группу.  Собранная  информация  обобщается  и  обрабатывается,  продумываются  формы  информирования  родителей  по  их  обращениям:  непосредственная  (на  собраниях,  встречах,  заседаниях,  консультациях  и  т.д.)  и  опосредованная  (через  информационные  стенды,  отчеты,  плакаты,  брошюры  и  т.д.)

2-й  этап – основной.

Родителям  презентуют  разработанные  ящики,  объясняют  механизм  работы,  демонстрируют  их  действенность.  На данном  этапе  важно  продемонстрировать  готовность  ДОУ  отвечать  и  реагировать  адекватно  на  все  обращения,  чтобы  поддержать  желание  родителей  обращаться  к  педагогам  посредством  почты.

3-й  этап – заключительный.

Подводятся  промежуточные  и  окончательные  итоги  работы  родительской  почты

На  данном  этапе  важно  ознакомить  родителей  с  обобщенным  результатом  их  обращений  и  запросов,  а  также  результатами  работы  ДОУ  в  данном  направлении  (принятые  меры  и  их  результаты).

Чтобы  родительская  почта  стала  рабочим  инструментом,  обеспечивающим  взаимодействие  ДОУ  и  семьи,  необходимо  оперативно  оформлять  тематику  ящиков.

При  проведении  консультаций,  бесед,  собраний  воспитатель  отвечает  на  вопросы  родителей.

3.  «Семейная  гостиная»

Цель.  Привлечь  родителей  к  активному  участию  в  воспитательно – образовательном  процессе.  Научить  самостоятельно  решать  возникающие  педагогические  проблемы.

Один  раз  в  квартал  семья  (две  семьи)  выбирают  тему,  готовит  и  проводит  собрание.  Педагоги  оказывают  родителям  помощь  в  организационных  вопросах.

4.  «Семейный  театр»

Цель.  Познакомить  родителей  с  драматизацией  как  методом  решения  внутрисемейных  и  личностных  проблем.  Привлечь  их  к  активному  участию  в  жизни  группы.

Родители  под  руководством  воспитателей  выбирают  сказочный  сюжет,  пишут  сценарий,  распределяют  роли,  изготавливают  декорации  и  костюмы.  Спектакль  с  участием  детей  и  членов  их  семей  может  быть  проведен  как  часть  праздника,  досуга  или  родительского  собрания.

5.  Газета  «Веселая  семейка»

Цель.  Привлечь  внимание  родителей  к  мероприятиям,  проводимым  в  дошкольном  учреждении.

Газета  может  выпускаться  один  раз  в  квартал.  На  ее  страницах  размещаются написанные  в  шутливой  форме  заметки  о  мероприятиях,  которые  прошли  в  детском  саду  (группе)  или  запланированы  на  ближайший  период.  Газета  оформляется  фотографиями  или  рисунками  детей.

Памятка

«Методические приемы, которые позволят повысить эффективность проведения родительского собрания»:

- создание ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,

- вовлечение родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,

- предоставление возможности родителям поделиться собственным опытом.

Все методические приемы сгруппированы для использования на определенном этапе родительского собрания (мотивационном, диагностическом, основном – при изучении теоретической информации и отработке практических навыков, а также заключительном - рефлексивном). В основе описываемых приемов лежат активные методы работы с родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего.

Использование метафор (мотивационный этап родительского собрания).

В начале собрания необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору. 

Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.

 - Рисунок-метафора «Губка» (затрагиваемая проблема  воспитание ребенка)

- Рисунки - метафоры «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема  необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).

- Рисунок- метафора «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис, например кризис 3-х лет).

- Рисунки - метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема  отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).

- Рисунок  метафора «Рюкзак» (затрагиваемая проблема  подготовка ребенка к школе).

Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи, подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи.

Так, например, обсуждая с родителями вопрос о последствиях грубого, непедагогичного обращения с ребенком, можно использовать текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след»:

«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. 

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.

Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. 

Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю. 

 Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе не осталось, ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».

Мудрые изречения философов, цитаты писателей можно применять для оформления тематического стенда или памятки к родительскому собранию – как главную мысль всей представленной информации.

Приложения к Памятке «Методические приемы, которые позволят повысить   эффективность проведения родительского собрания»

Рисунок-метафора «Губка» (затрагиваемая проблема  воспитание ребенка)

http://lib.exdat.com/tw_files2/urls_13/6/d-5664/5664_html_73740138.jpg

Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.

Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):

- Что изображено на картинке?

- Губка (родители).

- Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?

- Она хорошо впитывает жидкость (родители).

- Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

- Губка станет синего цвета (родители).

- А если мы вольем в губку красную жидкость?

- Губка станет красной (родители).

- А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

- Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).

- В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?

- Родители высказывают собственные предположения.

- Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.

- Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?

- Родители высказываются.

- Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

Рисунки «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема –  необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).



 Сопроводительный текст:

- Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок) и скажите, что на нем изображено.

- Замок (родители).

- Правильно, замок. Какой это замок? 

- Замок - как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. (родители).

- Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?

- Ключ (родители).

- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?

- Нет (родители).

- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания.

- Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним (родители).

- Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем родительском собрании. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?

- Да, возможно (родители).

- Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.



Рисунок «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис, например кризис 3-х лет).


http://lib.exdat.com/tw_files2/urls_13/6/d-5664/5664_html_m4cc43fe6.jpg

 Сопроводительный текст:

- Для того, чтобы лучше понять, почему же наступает кризис 3-х лет я предлагаю представить цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как вы думаете, как он чувствует себя в скорлупе? Безопасно ли ему? Хватает ли ему питательных веществ?

- Скорее, да (родители).

- Но, не смотря на это, в определенный момент цыпленок разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Почему, как вы думаете?

- Иначе он просто задохнулся бы под ней. Закончились питательные вещества, он растет и т.д. (родители).

- Правильно! Постоянная опека родителей для ребенка – это такая же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима. Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту. Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие. Что и проявляется в кризисе 3-х лет.

 Рисунки «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).

                     

Сопроводительный текст:

- Говоря о методах воспитания детей, мне хочется, чтобы вы сегодня определили для себя один из главнейших принципов воспитания. Для этого посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин?

- На первой картине изображен сюжет басни С. Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой каждый запряженный тянет в свою сторону. Каждый из них старается, «вылезая из кожи вон», но воз так и не сдвинется с места. На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия (родители).

- С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?

Родители высказывают свои предположения.

- Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов, собственного желания. В подобной ситуации все члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра – другого, после завтра – третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.

Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слажено, сообща, двигаясь к одной цели – гармоничному развитию ребенка. В этой семье соблюдается главный принцип воспитания – согласованное последовательное предъявление требований к своему малышу. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, т.к. всегда знает, как поступят его родители.

 Рисунок «Рюкзак» (затрагиваемая проблема –  подготовка ребенка к школе).

http://lib.exdat.com/tw_files2/urls_13/6/d-5664/5664_html_m72d58c96.png

Сопроводительный текст:

- Что изображено на рисунке?

- Рюкзак (родители).

- Зачем человеку может понадобиться рюкзак?

- Для того, чтобы пойти в поход (родители).

- Что обычно кладут в рюкзак, собираясь в поход?

- Разное. Много всего. Все то, что может понадобиться в походе (родители).

- Согласитесь ли вы с тем, что от того, как мы соберем рюкзак, может зависеть успех нашего мероприятия (похода), а в отдельных случаях - и наша жизнь в походе?

- Да (родители).

- Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит только все необходимое, и оно действительно пригодится в походе; другой отнесется к сборке рюкзака несерьезно – упустит что-то, понадеявшись на случай; третий – перегрузит свой рюкзак, и его ноша будет только мешать в походе. 

У кого-то из вас возникнет вопрос, а зачем мы обсуждаем процесс сборки рюкзака? Как это связано с сегодняшним родительским собранием? 

 Родители высказывают свои предположения.

Рюкзак в нашем случае – это ребенок. А поход – предстоящее ребенку обучение в школе. Вы, я думаю, согласитесь с тем, что как мы подготовим ребенка к школе, насколько серьезно подойдем к этому процессу, будет зависеть его дальнейшая жизнь в школе – особенно в первый год обучения. Если мы несерьезно отнесемся к процессу сборки «рюкзака» (т.е. к подготовке малыша к учебе), упустим что-то, или вообще не будем готовить его, в школьной жизни обязательно возникнут трудности. Так, например, отсутствие элементарных знаний у ребенка об окружающем его мире, недостаточное развитие памяти, внимания, воображения отрицательно повлияют на процесс усвоения новых знаний, а как следствие – пострадает успеваемость.

Противоположная ситуация, когда родители стараются как можно больше «запихнуть» в ребенка при подготовке к школе всевозможных знаний и умений, также нежелательна. В этом случае перегружается его нервная система, становится нервным, кроме этого, ребенок теряет интерес к процессу обучения (зачем ему учиться, ведь, он и так умеет писать и читать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы понимаем друг друга"

Повышение психологической компетентностиродителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

Тренинговое занятие с педагогами "Взаимодействие с агрессивными детьми"

В каждом детском коллективе есть дети с проявлением агрессии. Этот тренинг поможет педагогам найти подход к детям  и помочь им справиться с этой прблемой....

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ, направленное на оптимизацию взаимодействия членов педагогического коллектива.

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ, направленное на оптимизацию взаимодействия членов педагогического коллектива....

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы вместе"...

Тренинговое занятие для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми».

Мероприятие с педагогами ДОУ. Целью которого является,   формирование толерантной личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантност...

Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОО с родителями»

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями. Задачи:Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;Обучить воспит...