Готовность к школе день за днём:советы психолога
статья по психологии (подготовительная группа)

Ильина Ольга Федоровна

В данной статье отражены важные аспекты, на которые необходимо обратить внимание при подготовке ребенка к школе:

- как развивать мелкую моторику у ребенка;

- как развивать внимание и память;

- как развивать мышление и речь у будущего первоклассника;

- как развивать память;

- как повышать мотивацию ребенка к обучению в школе.

В статье приведены увлекательные игры и упражнения, которые могут использовать педагоги и родители при  подготовке ребёнка к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_shkole_den_za_dnem.docx47.84 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к школе день за днем: советы психолога

Как развивать мелкую моторику у ребенка

Развитие мелкой моторики рук важно не только как подготовка к письму в школе, но и потому, что она тесно связана с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому желательно заниматься изобразительной и конструктивной деятельностью, а также делать следующие упражнения ежедневно:

  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики,
  • разминать пальцами пластилин,
  • запускать пальцами мелкие волчки,
  • сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался),
  • делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь,
  • двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить по столу»: сначала медленно, как будто кто-то крадется. А потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой),
  • показывать отдельно только один палец - указательный, затем два -указательный и средний, далее три, четыре и пять,
  • показывать отдельно только один большой палец,
  • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу,
  • махать в воздухе только пальцами,
  • кистями рук делать «фонарики»,
  • хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе,
  • собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе разбежались),
  • нанизывать крупные бусины, пуговицы, шарики на нитку,
  • наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку. На собственный палец (получается колечко или спираль),
  • завязывать узлы на толстой веревке, шнуре,
  • застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком

Готовимся к школе день за днем: советы психолога

Как развивать мышление и речь у ребенка

Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространенные из них - анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить.

1. Включайте в занятия задания на:

• Сравнение пары предметов или явлений - нахождение сходства и различия между ними,

• Классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам,

• Нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными,

• Складывание целого из частей (разрезные картинки),

• Последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним,

• Осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его).

• Задания на сообразительность, логические рассуждения и.т.д.

2. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

3. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

4. В целях развития речи:

• После чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;

• Развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;

• Упражняйте детей в построении выводов, рассуждении, умозаключений

• Учите детей доказывать свое мнение, выражать его

Помните, что на занятиях должен звучать не монолог взрослого, а диалог с ребенком или группой детей.

Готовимся к школе день за днем: советы психолога

Как развивать память у ребенка

1.   При объяснении ребенку нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

2.   Разучивая стихотворения или изучая новую тему, обязательно попросите ребенка нарисовать то, о чем вы рассказывали, можно составить краткий план стихотворения, выделив самые главные слова.

3.   К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью

необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).

4.   Для улучшения процессов памяти развивайте у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

• анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки. Сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия.

• Осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам.

• Классифицировать, группировать предметы и явления на основе обобщения.

• Устанавливать смысловые связи между объектами для заучивания и окружающими предметами.

5.   Помните, что развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении сказок, т.е. ставит цель: «Вспомни!».

6.   Включайте игры и упражнения для развития памяти, представленные в литературе, в каждое занятие.

Готовимся к школе день за днем: советы психолога

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙНОГО, ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

     Цель: Формирование умения выявлять характер логических связей и отношений между предметами; осуществлять мысленный переход от единичного к общему, от общего к более общему на основе выделения общих существенных признаков; познание объектов посредством изучения их частей и свойств.

Игра “Наведи порядок”

Ход: Педагог дает детям карточки с изображением объектов, относящихся к различным обобщающим группам и предлагает “навести порядок” – разделить картинки на группы.

 

Игра “Продолжай”

Ход: Педагог называет два предмета, относящиеся к одной обобщающей группе и предлагает дополнить.

Игра “Сделай из многих слов одно” Вариант: “Сделай из одного слова много”

Ход: Педагог называет объекты относящиеся к одной обобщающей группе, предлагает детям заменить все эти слова одним – обощающем. Более сложный вариант – обратная игра. Ведущий называет обобщающее слово и предлагает ребятам “расшифровать” его – назвать относящиеся к нему понятия.

Игра: “Охотник”

Ход: Педагог проводит мелом две черты на расстоянии 8-10 шагов, это – “лес”. Участники становятся с одной стороны “леса”, затем каждый по очереди говорит: “Яиду в лес и буду охотится на зверей – на белку, медвядя, волка…”, называя каждого зверя на каждый шаг, и так проходят пространство между линиями. Следующий участник идет уже “охотится на птиц”, или “ловить насекомых”, или “собирать грибы” и т.д.

Игра: “Четвертый лишний”

Ход: Ведущий называет понятия, относящиеся к одной обобщающей группе, а одно – не относящиеся к ней, и предлагает детям найти это лишнее слово.

Игра: “Я знаю…”

Ход: Педагог просит ребенка назвать пять имен мальчиков. При этом, называя имена, ребенок должен одной рукой бить мяч об землю. Слова ребенка: “Я знаю пять имен мальчиков: Саша – раз. Миша – два. Сережа – три. Алеша – четыри. Денис – пять.” Для игры следует использовать общие понятия: имена девочек, названия деревьев, страны, профессии, фрукты, овощи и т.д. Если игра организована для нескольких детей, то дети, допускающие ошибки выбывают.

Игра: “Что растет в лесу”

Оборудование: детское лото

Ход: Педагог раздает детям карточки лото с изображением различных предметов, растений и т.д. Педагог задает вопросы детям: “что растет в лесу?” “Чем можно строить?” и т.д. по общности нахождения, по общему принципу действия и т.п.

Игра: “Назови предмет”

Ход: Педагог называет ряд признаков предмета. Детям необходимо мысленно объединить их и назвать этот предмет. Например: упругий, круглый, красный (мяч).

Игра: “Что здесь изображено?”

Оборудование: в середине двойного тетрадного листа вырезается круг диаметром 2 – 2,5 см. Подбирается картина сюжетного характера размеров не более 15х15 см и прикладывается этим листом с отверстием.

Ход: Дети по очереди рассматривают картинку только через это отверстие, не поднимая листа, а постепенно водя его по всей картине (в течении 1 мин.). Затем ребенок подробно рассказывает, что нарисовано на этой картинке. Остальные дополняют и исправляют его. Картина открывается. Победителем объявляется тот, кто правильнее и подробнее рассказал об увиденном.

Игра: “Сгруппируй буквы”

Оборудование: плакат со стилизованными буквами.

Ход: Детям предлагается сгруппировать одинаковые буквы: по названию, написанные жирным шрифтом, все прописные буквы, все печатные и т.д.

Игра “Составление предложений”

Ход: Педагог называет любые три слова, не связанные между собой по смыслу. Дети должны составить как можно больше предложений, в которых обязательно должны быть эти три слова. Примерные наборы для предъявления: море, карандаш, медведь; улица, книга, фартук; окно, стол, дождь; девочка, птица, дерево; мяч, небо, цветок.

Игра “Найди сходство”

Оборудование: 2 предмета, несколько изображений предметов, среди которых два одинаковых.

Ход: Педагог показывает детям два предмета и предлагает определить те признаки, которые являются у них общими. Можно использовать несколько игрушек или предметов. Ребенку предлагается отыскать два одинаковых предмета.

Игра “Найди отличия”

Ход: Педагог показывает детям два предмета и предлагает определить признаки, по которым они отличаются. Еще один вариант игры: среди нескольких игрушек или предметов предложить ребенку отыскать предмет, отличающийся от других. Попросить ребенка объяснить, чем отличается предмет.

Игра “Вербальные аналогии”

Ход: Педагог предлагает детям подумать: “Какая связь между двумя словами “лодка” и “лето” (на лодке катаются летом). К слову “коньки” нужно подобрать такое слово, которое будет относиться к нему так же, как “лето” относится к слову “лодка”. Значит это будет слово… “зима”. Варианты заданий:

  1. Лошадь – жеребенок, корова -…(теленок).
  2. Яйцо – скорлупа, картофель -…(шелуха).
  3. Ложка – каша, вилка -…(мясо).
  4. Ухо – слышать, зубы -…(жевать).
  5. Пробка – плавать, камень -…(тонуть).
  6. Дерево – сук, рука -…(палец).
  7. Дождь – зонтик, мороз -…(шуба).
  8. Школа – обучение, больница -…(лечение).
  9. Нож – сталь, стол -…(дерево).
  10. Птица – гнездо, человек -…(дом).
  11. Хлеб – пекарь, дом -…(строитель).
  12. Пуговица – пальто, ботинок -…(шнурок).
  13. Коса – трава, бритва -…(волосы).
  14. Нога – сапог, рука -…(перчатка).
  15. Вода – жажда, пища -…(голод).
  16. Электричество – проволока, пар -…(трубы).

Игра “Подбери слово”

Ход: Педагог предлагает детям поиграть в отгадывание загадок: “Я буду называть пары слов: в каждой паре слова связаны друг с другом. В первой паре я скажу оба слова, а во второй – только одно. Второе слово вам необходимо угадать. Например: огурец – овощ, а гвоздика-…? (сорняк, цветок, роса, садик, земля)”. Если дети не понимают задание, необходимо показать им логические связи. Например: огурей – это овощ, а гвоздика – это цветок”. Варианты загадок:

Нож – режет, игла -…(острая, колет, стальная, тонкая, блестящая);

Врач – больной, учитель -…(указка, очки, класс, журнал, ученик);

Темный – светлый, радостный -…(печальный, сердитый, веселый, обиженный, красивый);

Часы – время, градусник -…(больной, стекло, кровать, врач, температура);

Человек – квартира, птица -…(поет, птенец, яйцо, гнездо, дерево);

Роза – цветок, бабочка -…(полезная, летает, насекомое, красивая, маленькая);

Стул – деревянный, свитер -…(пушистый, теплый, мой, шерстяной, серый);

Школа – учится, завод -…(машина, работать, рабочие, станки, грязь)

Город – дом, лес -…(заяц, дерево, мох, волк, деревья). И т.д.

Развитие мотивации учения в школе

Как известно, без желания ни одно дело не спорится. Поэтому так важно заранее подготовить ребенка к школе, развить у него интерес к умственной деятельности, к познанию нового и желание учиться в школе.

В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

Почаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего школьного прошлого

Начало школьной жизни - большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием. Как известно, без желания ни одно дело не спорится. Поэтому так важно заранее подготовить ребенка к школе, развить у него интерес к умственной деятельности, к познанию нового и желание учиться в школе.

Необходимо в семье и в д/с постоянно поддерживать интерес ребенка ко всему новому, неизвестному ранее, отвечать на все его вопросы, сообщать новые сведения о знакомых детям окружающих предметах.

Полезно организовывать экскурсии дошкольников в школу, чтобы познакомиться со школьными принадлежностями и атрибутами школьной жизни, посещения детьми-школьниками д/с, где бы они рассказывали дошкольникам интересные вещи и показывали, чему они научились в школе. Это также способствует появлению у детей желания учиться. Быть большим, научиться многому, что умеют старшие дети. Ни в коем случае взрослые не пугайте ребенка-дошкольника школой, учебой. Для развития мотивационной готовности к обучению можно использовать в работе с детьми загадки на школьную тему.

В случае, если ребенок затрудняется с ответом, необходимо вместе с ним вспомнить. Какие предметы нужны для школы, стараясь, чтобы большинство предметов ребенок назвал сам. Если же ребенку непонятна сама суть загадки, то следует вместе с ним разобрать ее построчно. Вся работа взрослого с ребенком по отгадыванию загадок на школьные темы должна быть построена в увлекательной форме, вызывать живой интерес, иметь положительную эмоциональную окраску.

Важное значение для развития желания учиться играют ситуации удивления, которые необходимо создавать для ребенка. Удивление порождает желание разобраться, узнать, подумать.

Задача взрослого - показать ребенку, что очень много неизвестного, интересного и нужного он может узнать в школе.

Как развивать внимание у ребенка

1. В каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей

2. Включайте в занятия задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку ...

3. Почаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (затем задание можно постепенно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

4. Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.

5. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации. Поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.

6. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

7. Предлагайте детям:

• Повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами.

• Неоконченные фразы, которые нужно закончить

• Вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.

8. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

9. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.

10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность. Формирование операции контроля и самоконтроля такой подход сделает занятие интересным для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания.

Рекомендации психолога

по развитию словесно-логического мышления у детей.

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, считать, многое знают и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако часто первоклассники, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, испытывают трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте основ словесно-логического мышления.

У многих первоклассников мыслительная деятельность и речь имеют следующие особенности:

• поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить главное;

• неспособность синтезировать информацию;

• неумение планировать;

• неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;

• трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.

Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6-7 летних детей возрастными, физиологически обусловленными. Однако, чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится естественный переход к следующим видам мышления. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления может существенно повысить готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от них выполнения. Предлагаемый комплекс упражнений и игр направлен на развитие всех операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция); педагог или родитель выбирает игру, сложность которой вполне соответствует возможностям ребенка- Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребенку уверенность в себе, у него появится желание продолжать занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.

Каждый раз ход игры потребует от   ребенка развернутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств. При выполнении предлагаемых игр и упражнений будут также активно задействованы   внимание, память, воображение. Следует отметить, что подобранные игры не требуют никаких специальных условий для их проведения: в них можно играть буквально «на ходу». При решении многих задач ребенку потребуется подсказка, совет взрослого. Такая помощь взрослого, а также его заинтересованное общение помогут малышу не только справиться с поставленной задачей, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.              

Занятия можно проводить как в индивидуальном, так и в групповом виде

Игра 1. 

Вопросы и ответы

1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?

2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?

3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить один на другой?

4. Будет ли кубик катиться?

5. Может ли велосипед обогнать автомобиль? Почему?

6. Если по телевизору показывают футбол - может ли мяч вылететь и ударить мальчика?

7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?

8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?

9. Кого легко заметать на снегу, а кого трудно?

10. По комнате бегал черный котенок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котенок. Откуда он взялся?

11. Мама выглянула в окно и говорит «На улице сильный ветер!». Как она догадалась?

12. Может ли поезд метро столкнуться с автобусом?

13. По глубокому снегу проще идти пешком чем на лыжах?

14. Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

15. Летом можно кататься на лыжах? Почему?

1 б. На зиму заяц меняет серую шубку на белую. Почему?

17. Чем столб отличается от дерева?

18. Почему льдины в реке не стоят на месте весной?

19. Папа купил сыну мороженое, положил в карман и забыл. Когда через час он вспомнил о мороженом, его в кармане не было. Куда оно делось?

20. Папа поднимает тяжелую гирю, а мальчик не может, Почему?

21. Если человек прыгнет с самолета, он разобьется, а как же парашютисты'?

22. Для чего зимой надевают шубы?

23. Если шубу положить на снег, снег под ней растает?

Игра 2.                                                                                    •

Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учетом выделенного признака и подробно объяснить свой выбор. Сначала взрослый задает ребенку задания, а потом можно предложить ребенку придумывать разные задания самостоятельно.

• . Цвет: цыпленок, лимон, василек; огурец, морковь, трава; халат врача, помидор, снег. Форма: телевизор, книга, колесо; косынка, арбуз, палатка. Величина; бегемот, муравей, слон; Дом карандаш, ложка. Материал: банка, кастрюля, рюмка; альбом, тетрадь, ручка.

Вкус: конфета, картошка, варенье. Торт, селедка, мороженое. Вес: вата, гиря, •штата; мясорубка, перышко, гантеля.

Игра З

Цель: к указанному подобрать слово, которое будет с ним логически связано так же, как в предыдущей паре и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка - часы, колесо - ? Стрелка - это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо - это часть машины. Вместо машины можно назвать любой другой предмет, у которого есть колесо (например, велосипед и т.д.).

Стрелка -часы, колесо-;                                            Инструмент-работа, кукла -;

Магазин-продавец, больница -;                                Охотник - ружье, рыбак-;

Колесо-круг, ковер-;                                                   Слово - буква, дом -;

Рыба -река, птица -;                                                  Ногти - ножницы, борода -;

Белка-дупло, медведь-;                                              Дождь - сырость, жара-;

Ваза - стекло, кастрюля -;                                     Лес - деревья, поле -;

Кофта-шерсть, шуба -;                                          Лиса - хитрость, заяц-;

Молоко - масло, мясо ~;                                         Палец - копыто, ухо -,:

Коза - капуста, белка -;                                         Лимон - кислота, конфета -;

Лошадь - сено, кошка-;                                         Школа -ученик, больница-;

Чай -печенье, суп - ;                                              Вулкан - извержение, река-;

Самолет - аэропорт, корабль -;                         Задача - решение, вопрос -;

Ракета - космос, самолет-;                            Писатель - книга, скульптор-

 День - обед, вечер-;

Игра 4.

Цель: озаглавить группу понятий одним или несколькими словами. Объяснить свой выбор.

• Кисель - кефир - сок-чай-(напитки).

• утюг- холодильник- пылесос-кофеварка

• муравейник- нора- логово - берлога

• самолет - корабль - лодка - мотоцикл

• глина - шерсть - дерево - пластмасса            

• двойка - тройка - пятерка - единица

• дирижер - шофер - воспитатель - портниха

• салат - каша - борщ - запеканка

• топор - лопата - пила - отвертка

• серьга - браслет - цепочка - кулон

• храбрость - доброта - трудолюбие - честность

• волейбол баскетбол - футбол - йодное поло

• клюв - перья - крылья - коготки    

• есть - спать - учиться - гулять.

Игра 5

Цель: продолжить ряд понятий, соответствующих   одному обобщению. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие'.

• стол, стул, диван                              • Торшер, бра, настольная лампа

• творог, сыр, масло                           • сосиски, колбаса, котлета

• врач, повар, летчик                          • земляника, клюква, малина,

• сок, кефир, компот                          • сыроежка, лисичка, подберезовик

• шишка, желудь, орех                       • сосна, береза, липа

• корабль, лодка, яхта

• паровоз, электричка, трамвай

• книга, альбом, блокнот

• жасмин, шиповник, сирень

• дождь, ветер, иней

Игра 6 

Цель: закончить предложение, объяснив названное событие.

• Мама отругала сына, потому что

• Мальчик решил переодеться, потому что

• Девочка поднялась с сидения автобуса, потому что

• Мальчик быстро бежал к школе, потому что

• У Саши заболели глаза, потому что

• Учительница весело рассмеялась, потому что

Игра 7

Цель: проанализировав 3 логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждении.

Пример: книга-альбом-тетрадь. Лишним предметом окажется книга, так как в ней есть текст, а альбом и тетрадь текста не содержат, это просто скрепленная бумага.

• ночник, торшер, свеча                                  • коза, корова, свинья

• глаза, нос, брови                                            • картошка, морковь, огурец

• простыня, пододеяльник, наволочка           • елка, береза, сосна

• пруд, река, озеро                                           • трамвай, электричка, троллейбус

• слива, яблоко, персик                                  • сковородка, чашка, кастрюля

• брюки, шорты, юбка                                    • петух, гусь, воробей

• стол, полка, стул                                          • корова, лошадь, лев

Игра 8

Цель: выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не существует. Подробно объяснить свой выбор. Для удобства анализа ряда понятий взрослый может, называя по одному слову, каждый раз уточнять с ребенком, важна ли данная деталь для отражения основных свойств объекта.

Пример (огород). Без теплицы может быть огород? А без пугала? И т.д.         | ОГОРОД: пугало, теплица грядки, забор, участок, сорняки.

САД: забор, фруктовые деревья, собака, скамейки.

УЛИЦА: дорога, дома. фонари, люди, магазины

ЛЕС: ягоды, грибы, звери, цветы, деревья, птицы

МОРЕ: пляж, соленая вода, песок, отдыхающие, рыбы

РЕКА: лодки, течение, берег, вода, рыбак, рыба.

Игра 9

Цель: рассказать, во что превратится

Стул без спинки,               диван без спилки              телевизор без электричества чашка без ручки               самолет без крыльев

карандаш без грифеля                 мороженое без               книга без страниц

                                                       холодильника               кофта без рукавов подушка без перьев              

всадник без лошади                    кепка без козырька

спички без серы                         дерево без веток          окно без стекол

снеговик без холода                  стол без ножек               сад без деревьев

Игра 10

Цель: закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каждой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта ее продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.

Дети сели в лодку                                           Катя подняла с земли птенчика

Мама надела нарядное платье                    Вова взял собаку на поводок

Петя закрыл лицо руками                      Дедушка поставил в огороде пугало

Игра 11

Цель: из группы предметов выбрать один, который по какому-нибудь признаку отличается от всех остальных. Подробно рассказать, в чем суть отличия

Пример: 3 предмета всегда холодные (снег, мороженое, сосулька), а чашка чая - лишняя, она не подходит ко всем остальным предметам.

Муравейник-нора -скворечник-дупло

Снежинка -мороженое- горячий чай -сосулька - снеговик

Велосипед - коньки - санки - лыжи - снегокат

Расческа - зубная щетка - бант - мочалка - зубная паста

Курица - сосиска - сыр - колбаса - ветчина

Ложка - вилка - нож - ножницы - половник

Игра 12

Цель: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.

Пример: во дворе на котенка напала собака, один мальчик проявил храбрость, а другой -трусость.

Покупать                               подниматься                темно               старый

 помнить                                  молчать                    грязно              шершавы

храбрость                                встречать                 толстый             грубый

тупой                                    открывать                        гладкий             веселый

высокий                                    ругаться                        полный              быстро

знаменитый                             широкий                     добрый                 длинный

мягкий                                       искать                         молодой.

\

мелкий                                         легко                            брать

Игра 13

Цель: прослушав рассказ, проанализировать его с помощью вопросов. (Аналогично этим примерам, разбираются и более сложные тексты).

Рассказ К.Д. Ушинского. Лекарство

Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Таня, что мать пьет лекарство с трудом, и говорит «Дай, я за тебя выпью»

Вопросы: Для чего врач прописал маме лекарство?

Каким оно было на вкус? Легко ли было маме пить невкусное, горькое лекарство.

Поможет маме лекарство, если его выпьет дочка? Как можно назвать такую дочку?

Как может девочка помочь маме?

Рассказ Л.Н Толстого «Волк и коза»

Видит волк, что коза пасется на горе, и никак ему не подобраться к ней. Волк и говорит козе: Иди, коза, вниз, тут и место поровнее, и трава для корма слаще». А коза ему и отвечает» Нет, волк, не пойду, ты не о моем, а о своем корме печешься!».

Вопросы: Где паслась коза? Мог к ней волк подобраться? Зачем волк предлагал козе спуститься с горы? Как ты думаешь - внизу была трава действительно слаще? Кто из зверей (волк или коза) хищник? Что могло бы случиться с козой, если бы она приблизилась к волку? Могла бы коза стать кормом для волка? О чьем корме заботился волк?

Игра 14

Цель: к каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним, то есть пару слов с противоположным значением, С каждой парой слов составить предложение.

Пример: умный друг - глупый враг.

Яркий рассвет (тусклый закат), низкий спуск (высокий подъем), короткий день (длинная ночь), открытый вход (закрытый выход)

Слабый мороз                            знаменитый смельчак         вспомнить радость

Грустная радость                    выгодная покупка             светлый верх

 Трусливый богач                        добрый друг                 внешнее спокойствие

 долгожданная находка         радостная встреча           извилистый спуск

. тихий плач                            неожиданный отъезд         давняя обида

узкий выезд                              плавный вдох                 мелкий недостаток

Наволочка и                           Гвоздь и шуруп               Дом и теплица

пододеяльник                         Поповник и ложка             Будка и клетка

Топор и молоток                  Вилка и грабли

отдать много                   пустить сверху             взволнованный враг                темное прошлое.

Игра 15

Цель: наиболее полно и связно объяснить - в чем нелепость, неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении.

•Рыбка с мостика нырнула,                    И за зайцем побежала, Вскрикнула и у тонула.                              Возле речки, ну дела,

Черепаха хвост поджала                          Серого обогнала!

Сидела кошка в птичьей клетке.               И, прочирикав, улетела.

А птичка съесть ее хотела,

 Но кошка прыгнула на ветку

Игра 16

Цель: подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений Используя по отдельности обе части каждого сравнения, самостоятельно составить два правильных варианта.

Пример: яблоко круглое, а лимон кислый. В первой части сравнения говорится про форму фрукта, а во второй части - про вкус. А сравнивать надо одинаковые признаки (цвет, форму, величину, вес, вкус и пр.). Правильные сравнения такие: яблоко круглое, а лимон овальный, яблоко сладкое, а лимон кислый.

• Морковь оранжевая, а огурец растет на     ▪холодильник белый, а ковер мягкий

земле.

• вата легкая, а гиря черная

• у гуся длинная шея, а цыпленок

маленький                  .                                 ▪у зайца длинные уши, а медведь

                                коричневый

• ваза хрустальная, а стаканчик легкий

• зебра полосатая, а леопард злой.

Игра 17

Цель: подробно рассказать, что разного у 2-х сходных объектов.

В случаях затруднений использовать слова-подсказки (с тем, чтобы ребенок при сравнении привыкал придерживаться схемы, плана).

Пример 6 (сравнение самолета и птицы). Подсказки взрослого : главное отличие (птица живая - самолет не живой). Голова (у птицы есть голова, а у самолета - нет). Движение крыльев (птица машет крыльями, а самолет - нет), перья (птица покрыта перьями, а самолет - нет) и т.п.

Самолет и птица             Трамвай и метро                 Столб и дерево

 Река и озеро                  Компьютер и телевизор        Нож и ножницы

Кукла и девочка               Кастрюля и сковородка        Ваза и банка

Солнце и луна                Зонт и крыша                          Платье и сарафан

Туча и облако                 Велосипед и автобус                Шкаф и тумбочка

Книга и альбом               Коляска и санки

Игра 18. Объяснялки

Цель: подробно рассказать о представлениях, вызываемых каждым словом. В случае затруднений взрослый помогает ребенку наводящими вопросами, чтобы научить наиболее полно формулировать понятия.

Пример: определение ребенка : Лужа - это такая ямка в земле.

Вопросы взрослого: «А в асфальте может быть лужа? А это ямка пустая? Как туда может попасть вода? Лужа очень глубокая? В ней можно утонуть?» и т.п. После целого ряда аналогичных вопросов ребенку предлагается дать обобщенное определение.

Ложь, наказание, тюль, скворечник, гроза, рельсы, стужа, перша, грядка, теплица, дворец, шалаш, кафель, магнитофон, бассейн, подъезд, соревнование, эскалатор, клетка, душ, телевизор, почка, веранда, песочника, приз, дружба, обои, ссора, правда, и т.д.

Игра 19. Хорошо-плохо

Цель: подробно объяснить, что положительного и что отрицательного в названных явлениях

Пример: дождь поливает, питает все растения - это хорошо.

Под дождем можно промокнуть и простудиться - это плохо.

Листопад, купание в реке, гонка на мотоцикле, рубка леса, снегопад, гимнастика, путешествие, просмотр телепередач, езда на машине, пребывание на пляже, празднование дня рождения, компьютерные игры, солнечные ванны, прогулка по лесу, долгий сон, охота,

•ремонт в квартире, поездка на дачу, катание на карусели.

Игра 20

Цель: подробно объяснить - в чем ошибочность суждений.

• У Кати кукол больше, чем игрушек          • Черепаха ползает быстрее змеи

• Трехэтажный дом ниже                           • Тигр слабее кошки

одноэтажного

 • Петя собрал поганок больше, чем

• Ручеек шире реки                                           грибов

• Самолет движется медленнее машины       У зайца у шей больше, чем у медведя'

• В холодильнике молочных продуктов        • Стол квадратнее окна меньше, чем кефира

• Папа моложе сына, но старше дедушки

• Стул деревянное тумбочки.

Игра 21

Цель: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаключение.

• Все овощи растут на грядке. Морковь продается в магазине. Значит морковь привезли в магазин с огорода.

• Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит...

• Все рыбы не могут жить без воды, сома положили в лодку. Значит...

• Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть конфеты. Значит...

у Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит...

• Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит…

Дидактические игры

• "Добавь словечко"

Задание: "Закончи предложение словами, подходящими по смыслу и

содержанию".

1. Я хожу в детский сад, и я - дошкольник,

а когда я пойду в школу, то буду -... (школьником).

2. В детском саду - воспитатель, а в школе -... (учитель).

3. В детском саду - занятия, а в школе -... (уроки).

4. В детском саду такие занятия: развитие речи, математика, рисование, лепка, физкультура, ...

В школе будут такие уроки, как:... (русский язык, чтение, литература, физика, биология, труды, пение, ...)

5. В детском саду - физминутка, а в школе -... (перемена).

6. В детском саду мы сидим за столами, а в школе - за ... (партами}.

7. В детском саду мы научились: считать до 10, рисовать, играть, ле пить, вырезать ножницами, и т. д.

В школе мы научимся: ... ( считать до 1000000, читать быстро боль шие рассказы и книги, писать аккуратно и без ошибок, решать по фор мулам, и т. д.)

 "Закончи предложение"

Задание: "Я начну предложение, а ты его закончи."

1. Я хочу в школу потому, что ...

2. Я люблю играть в школу потому, что ...

3. Когда я стану школьником, я буду ...

4. Мне очень нравится в школе потому, что ...

5. В школе я научусь ...

6. Чтобы хорошо подготовиться к школе надо ...

7. Я буду в школе учиться на "5" потому, что ...

8. У меня в школе будет много ...

9. Чтобы научиться читать надо ...

10. Я хочу, чтобы в школе были уроки ...

11. Я хочу ходить в школу, в которой ...

12. В школе много интересного ...

13. Я хочу, чтобы мой учитель был ...

14. Мне бы хотелось, чтобы мои одноклассники ...

15. В моем портфеле будут лежать ...

17. Если в школе я буду испытывать трудности, то я попрошу

помощь ...

• "Погрузим баржу"

Задание: "Баржа - это грузовое судно, которое может перевозить любые грузы. А грузом может быть все, что угодно, например: все дикие животные, предметы круглой формы, название городов, различное настроение, и т. д. Давайте погрузим на нашу баржу ..." Варианты:

1. Все школьные принадлежности

2. Школьные предметы

3. Все то, что нельзя брать с собой.в школу

4. Поведение, которое нарушает школьные правила, то есть все то, что в школе делать нельзя

5. Все, чему научат в школе

6. Поощрительные слова за хорошую учебу, направленные в твой ад рес, какие бы ты хотел услышать от учителя (родителей)

• "Исключение лишнего"

Задание: "Назови (покажи, зачеркни) то, что не связано с другими и

является лишним"

Варианты игры:

1. Называется 4 слова (связанные со школой), три из которых имеют между собой определенную зависимость, а четвертое слово - лишнее (например: яблоко - груша - лимон - карандаш: или ручка - шапка - ластик - пенал)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация психолога "Эмоционально – волевая готовность к школе".

Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.           ...

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе

Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, ...

"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"

Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

«ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ» Консультация психолога

laquo;ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ»Консультация психологаСоциально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодар...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье....