Конспект занятия по социально – личностному развитию «Дружные ребята».
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Денисова Ирина Александровна

Конспект адресован воспитателям.

Приоритетная область "Социально - коммуникативное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_iod_druzhba_peredel_dlya_publikatsii.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по социально – личностному развитию в подготовительной группе «Дружные ребята». Конспект адресован воспитателям.

Составила: Денисова И. А.

Аннотация. Занятие «Дружные ребята» для детей подготовительной группы направлено на развитие социального интеллекта и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Данное занятие построено в игровой форме. В нём прослеживается интеграция видов деятельности детей: игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Занятие построено на основе социально - игровых технологий, позволяет создать необычную мотивацию, значительно повысить интерес детей к умениям бесконфликтного общения, эффективность обучения и развития детей.

Фабула занятия способствует развитию навыков совместной деятельности детей, сплочению группы через выполнение совместных заданий, формированию чувства сопереживания и осознания значимости дружбы.

В ходе всего мероприятия используются современные технологии, такие как:

  • Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми, которая позволяет общаться с детьми н равных, стать их партнером.
  • Элементы социоигровой педагогики, а именно: работа детей проходит в командах по разному способу объединения (цвету ленточки, символу на оберегах). Это способствует развитию коммуникативных навыков детей таких как: умение слушать точку зрения другого, согласовывать свои действия, работать сообща в команде.
  • Здоровье сберегающие технологии, а именно: вариативное использование пространства, смена видов деятельности детей. Это способствует предотвращению утомляемости детей.
  • Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), использование которых позволяет создать необычную мотивацию, значительно повысить интерес детей к выполняемой деятельности.
  • В ходе занятия предполагается дифференциация: в зависимости от темпа деятельности детей определяется очередность ответов детей.

Для сохранения интереса, более полного проживания темы, а также для перехода детей в самостоятельную деятельность им предлагается творческое задание (нарисовать рисунок), которое необходимо выполнить в паре.

Представленное мероприятие — это небольшой фрагмент моей системной образовательной деятельности с детьми по развитию социальной уверенности старших дошкольников.

Задачи:

  • Развитие психических процессов: творческого мышления, воображения, внимания, произвольности регуляции деятельности.
  • Обогащение словаря по теме недели.
  • Закрепление правильного произношения.
  • Активизация в речи прилагательных.
  • Закрепление умения согласовывать существительное с прилагательным.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие навыков совместной деятельности, умения договариваться, считаясь с интересами, желаниями других.
  • Сплочение группы через выполнение совместных заданий. Создание условий для формирования чувства сопереживания.

Виды деятельности:

  • игровая
  • коммуникативная
  • двигательная
  • изобразительная.

Активизация словаря:

  • Словарь предметов: Улыбка, знакомство, интерес, секция, подарок, железо, камень, канат, замок, цепь, щит…
  • Словарь действий: помогать, заботиться, поддерживать, понимать, стараться…
  • Словарь признаков: преданный, верный, надежный, заботливый, храбрый, смелый, настоящий, терпеливый, понимающий, добрый, внимательный, честный ...

Предварительная работа: чтение сказки «Белоснежка и семь гномов».

Материалы и оборудование: Пакет яркого цвета, обтянутый почтовой лентой (УФПС Новосибирской области Филиал ФГУП «Почта России») с видеокамерой, письмом и бандеролью; медальоны - обереги, колокольчик с рукоядкой, фон с неприемлемым цветовым изображением «Дружбы» (красный маркер для вычёркивания объектов), забавная повязка на глаза, волшебная свеча с загорающимся пламенем, заготовки ориентиров и заданий для упражнения «рисунок дружбы», музыкальный барабан, макет мостика, прозрачная фигурка Белоснежки с подсветкой, «камни» ущелья, атрибуты для примирения ( коробка – мирилка, подушка с ладошками – мирилка), бумажные слова –цветы, модель -  основа цветка дружбы, фонарик доброты(можно в виде « горящего» сердца), подарок детям: разноцветные фигурки гномиков для игры в театр и (или) для рисования (восковые мелки).

 Ход :

Ритуал приветствия: В нашей группе всегда рады гостям. Поздоровайтесь!

Воспитатель: Уважаемые гости! Поудобнее садитесь, от всего вы отвлекитесь.

Будем сейчас мы себя представлять:

Покажем, как можем общаться, играть.

Откроем вам двери и сердце в придачу,

Поверьте, общение будет удачным.

«Крепко за руки берись – в цепочку дружбы становись» (Дети встают в круг и держатся за руки).

Наша речёвка:

Все мы дружные ребята,

Мы – ребята – дошколята.

Никого не обижаем,

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Ребята! В нашей группе все друзья,

Вспомним наши имена.

Говорите четко, внятно, чтобы всем было понятно.

- А сейчас я предлагаю вам по приветствовать друг друга.

Приветствие с колокольчиком

- Здравствуй, Ваня, мой дружок! Затем Ваня берет колокольчик здоровается с другим ребенком.

-  Мне очень приятно видеть всех вас сегодня в хорошем настроении с улыбкой на лице!

 Ребята, что это? Откуда? Интересно, а что там внутри? В целях безопасности отойдите чуть дальше, я, как взрослый, первая посмотрю, что в пакете с лентой «Почта России» … (дети совместно с воспитателем открывают красочный пакет и находят в нём письмо, видеокамеру, почтовую бандероль). Что это такое (письмо, камера)? Помогайте мне читать. (на письме обратный адрес: Лесная поляна, от Белоснежки) Разрешите, я прочту, что здесь написано? (письмо: Здравствуйте ребята! Я так рада, что мне удалось узнать ваш адрес. Надеюсь, что вам удастся исправить сложившуюся ситуацию. А произошло вот что:

Был обыкновенный солнечный день, я хлопотала по дому: готовилась к своему дню рождения. Гномики, в тайне от меня, вынесли в беседку коллекцию добытых под землёй алмазов, чтобы решить, какой из кристаллов подарить мне на именины. Что тут началось! Каждый считал, что дарить нужно только тот алмаз, который выбрал именно он. Шум, крик, обзывания и даже толкания! Гномы так и не смогли договориться друг с другом.  Когда я вышла позвать гномов к обеду, они были все мрачные, никто ни с кем не разговаривал. Даже Весельчак больше не улыбался. Я не знаю, что мне делать, ведь послезавтра мой день рождения. Я очень переживаю, что их ссора продлится очень долго и решила обратиться к вам, что бы вы рассказали гномам, что дружбой надо дорожить!!!

Высылаю вам медальоны – обереги для каждого и общий оберег для всех – свою прозрачную копию.  С уважением, Белоснежка).

 -Выбирайте, кому какой нравится, и наденьте на себя. Дети выбирают медальоны. А общим оберегом мы воспользуемся только в самом сложном случае.

- Какую помощь мы с вами можем оказать Белоснежке и гномам? Ответы детей: помочь подружиться, помириться.

 - Ребята, не пойму для чего нужна видеокамера? (Ответы детей.) А как вы думаете, что мы будем записывать? (будем учить гномов, как можно помириться, подружиться.) Присядьте на стульчики, а я попрошу кого-нибудь из гостей помочь нам и записать всё на видео. (Педагог отдаёт видеокамеру).

Беседа на тему “Что такое дружба?”

Воспитатель: А вы — дружные ребята (да)?

-А почему вы так думаете (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга)?

Воспитатель: С чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с общего разговора, с подарка, если ровесники посещают одну секцию, с ласкового слова, с общих игр, с общих интересов и т.д.)

-Как вы думаете, какого цвета дружба? (Ответы детей). Может ли дружба иметь серый или даже чёрный цвет? (Ответы детей). Перед вами пять тёмных объектов. Девочки, выходите по очереди и зачеркните красным маркером те объекты, цвет которых не может иметь крепкая дружба! Мальчики, девочки справились с заданием? (Ответы детей). Вы правы: не может дружба быть серой, как дым из заводских и фабричных труб, как серая грозовая туча, как безобразная чёрная клякса, как зловещий замок колдуньи.

- А какого запаха? (Ответы детей).

- С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, грецким орехом, камнем, цепью, канатом, деревом с корнями, замком, скалой, металлическим щитом, солнышком, песней и т.д.) Как много вы знаете о дружбе, молодцы.

Воспитатель: Мы с вами очень дружные ребята, ходим в один детский сад, в одну группу! Хоть мы и общаемся вместе, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, весом, ростом, желаниями, и еще много чем. Есть у нас и общие моменты которые нас объединяют. В этом мы сейчас убедимся!

Игра «Слушай внимательно!»   Поиграем в игру. Я буду говорить вам задание, а вы с помощью движений будете на него отвечать. Встаньте в круг.

Возьмитесь за руки, те кто любит мороженное.

Поднимите руки вверх, те кто любит зарядку.

Поставьте руки на пояс кто, любит гулять на улице.

Улыбнитесь те, кто любит свою маму.

Подпрыгните те, кто любит рисовать.

Присядьте те, кто любит ходить в детский сад.

Потопайте те, кто любит ходить в гости.

Возьмитесь за руки те, кто любит играть в мяч.

Поменяйтесь те, кто пришел в детский сад радостный.

А теперь поменяйтесь местами те, кто любит кататься с горки.

Попрыгайте те, у кого есть сестренка.

Обнимите себя те, кто научился читать.

Погладьте себя по голове те, кто съел утром всю кашу.

-Ребята вот мы и доказали, что все люди разные, но в чём-то они похожи друг на друга.

Вот видите сколько общего нас объединяет и помогает нам дружить!

А сейчас мы покажем насколько мы хорошо друг друга знаем даже с закрытыми глазами.

- Поиграем в игру «Угадай друга». Дети стоят в кругу водящий с повязкой на глазах ходит по кругу, кладет руки на плечи любому стоящему и угадывает кто это?

Если он верно угадал, то тот, кого он угадал говорит: - Да, это я, Самир!

Если не угадал, то говорит: - Извини, ты не угадал! Я Лара.

Воспитатель: - Ребята, сложно было угадать друга с завязанными глазами? Почему?

Сейчас вы показали, как легко вы можете узнать своего друга, даже с завязанными глазами. Это говорит о том, что вы хорошо знаете своих друзей по внешним признакам.

- Как известно всем нам, есть внутренние качества которыми должен обладать друг. И сейчас я предлагаю вам о них поговорить! Мы с вами «зажжём» свечу пожеланий, и каждый из вас выскажет свое пожелание о том, какого бы они хотели видеть друга рядом.

Упражнение «Свеча пожеланий». Берем свечу, передаем по кругу, и каждый из нас, глядя на пламя свечи, произносит свое пожелание! (желаю тебе друга: преданного, верного, надежного, заботливого, храброго, смелого, настоящего, терпеливого, понимающего, доброго, внимательного, честного и т. д.).

-Чтобы наши желания исполнились – дружно, на счёт «три…» задуваем пламя!

(Дети задувают «пламя»).

-Готово! Эту свечу мы отправим гномам, пусть в подземном мире их желания тоже исполнятся.

 Упражнение “Рисунок дружбы” (Деление по цвету медальона).

Воспитатель. Друзья должны уважать друг друга, уметь договариваться. Сейчас мы с вами покажем, как мы это умеем делать. Для начала нужно разделиться на пары, по два человека.

Как мы это можем сделать? Посмотрите на свои медальоны…

 Найдите себе пару по цвету медальона, подойдите к столу, к своему цветовому ориентиру. Возьмите по одному фломастеру, один на двоих листок бумаги и нарисуйте один из двух доставшихся вам объектов вместе, при этом вы можете друг с другом советоваться, договариваться. Выберите, кто из вашей пары будет рисовать объект, а кто раскрашивать и отвечать, что нарисовала ваша пара. (Дети рисуют и называют, что они нарисовали). Сложно было рисовать? У всех ли совпало желание рисовать именно этот предмет? (Нет). Легко ли было выбрать отвечающего? (Нет). Почему? (Нужно уметь договариваться, слушать друг друга и соглашаться.)

Если в следующий раз вам предложат нарисовать рисунок, то вы будете выполнять это задание по одному или вдвоём? (Ответы детей).

   -Ребята говорят, что друзья всегда вместе, всегда рядом, они словно магнит притягивают друг друга! – Предлагаю вам это проверить, так ли это!

ИГРА «МАГНИТ»

Встаньте в круг. Пока звучит музыкальный барабан, вы двигаетесь по кругу и держитесь за руки. Когда музыка прекратиться, я назову одного из вас по имени. На пример: Соня. Так как Соня -  магнит, соответственно вы все должны притянуться к ней: опустить руки и подбежать в тесный кружок.

- Вы в очередной раз доказали, какие вы дружные!

Упражнение “Давай помиримся” с использованием куба - мирилки и подушки - мирилки.

Воспитатель: Ребята, а какой атрибут в группе нам помогает мириться? Кубик “Давай помиримся” и подушечка - сердечко с «ладошками» для примирения. Давайте расскажем и покажем, как ими пользоваться. (один из детей выходит и рассказывает на примере 2-3 других детей: например, поссорились Злата с Егором и не хотят мириться, тогда они просовывают свои руки через шторы в куб, там их руки встречаются, гладят друг друга, мизинчики детей сцепляются и сверстники одновременно говорят слова мирилочки, достают руки из куба и наконец обнимают друг друга – делают рукопожатия.)

Дети используют пособия и проговаривают знакомые тексты мирилок.

-Ребята, а вы знаете, что друзья рядом не только когда вам радостно, но и когда вам очень трудно, тяжело они всегда рядом и помогают вам найти верное решение, выход из любой сложной ситуации поддерживают друг друга, подают руку помощи.

-Вот сейчас мы проверим, как вы готовы подать руку помощи своему товарищу.

ИГРА «МОСТИК» (Деление группы по цвету ленты медальона).

-Я предлагаю вам пройти по мостику соблюдая следующие правила. Разделитесь на две команды. Ребята, а как же мы узнаем, кто в какой команде? (Ответы детей).

-Посмотрите, ленточки у вас на оберегах разных цветов. Найдите на мосту знак со своей ленточкой. (Дети объединяются в две команды в соответствии с цветом ленточки — оберега).

-Займите свои места, встаньте друг за другом с разных сторон мостика. Вы должны идти навстречу друг другу одновременно, иначе он перевернется. Также важно не переступать через мостик, иначе он упадет в пропасть. При встрече на середине мостика вы аккуратно должны поменяться местами и дойти до конца. Прежде, чем начнём переход, произнесём нашу речёвку:

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро.

А ещё в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

(Дети преодолевают препятствие).

ИГРА «КАМЕНИСТОЕ УЩЕЛЬЕ». А сейчас все вместе, держась друг за друга, преодолеем каменистое ущелье. Так как в ущелье полумрак и темнота, то освещать нам дорогу будет фигурка Белоснежки. (Зажигаю фигурку Белоснежки).  Двигаемся след в след по камням, держась друг за друга (руки на поясе впереди идущего), начиная с левой ноги. Следим, чтобы никто не оступился.

-Действительно вы самые заботливые и преданные друзья, всегда можете оказать помощь другу.

 -Вы не устали? (Ответы детей). Тогда друзья за работу нам пора. Присядем у мольберта на стульчики. Предлагаю сделать   цветок ДРУЖБЫ и затем отправить его Белоснежке и гномам. Чтобы они посмотрели, прочитали слова и помирились.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА «ЦВЕТОК ДРУЖБЫ»

Ребята как вы считаете почему слова написаны разным цветом? (одни яркие, светлые, а другие тёмные, мрачные, чёрные). Ответы детей.

Воспитатель: Потихоньку посидим и цветок дружбы смастерим. Доброе слово ты в руки возьми и к цветочку прикрепи (с помощью декоративных деревянных прищепок).

Каждый ребенок получает слово – заготовку (в виде яркого венчика растения с прикреплённым словом) для основы цветка дружбы. На мольберте остаются слова, написанные чёрным цветом (грубость, злость, жадность, безразличие).

Дети: читают слова на соцветиях и, выбрав нужное слово, крепят к заготовке.

(слова на цветках: вежливость, щедрость, доброта, сочувствие, вежливость, надёжность сопереживание, терпение, честность, отзывчивость).

Далее идёт обсуждение слов, написанных чёрным цветом.

Воспитатель: какой прекрасный получился у нас цветок! Надеюсь, что он пригодится   гномам и они все же помирится и повеселятся на дне рождения у Белоснежки!

-Друзья, а вам случалось ругаться друг с другом? (Ответы детей).

Упражнение «Ругаемся овощами»

-А я хочу вам предложить поругаться, но не обидными словами, а овощами. «Ты –огурец»«Ты – морковка», …

 -А сейчас похвалите друг друга: Упражнение “Фонарик дружбы”. 

Фонариком дружбы свечу, добрые слова ищу (или: «горящее» сердце передаю, добрые слова другу говорю). (Дети светят друг на друга фонариком и говорят ласковые, добрые слова.)

- Как вы думаете, ребята, помирятся гномы, после того, как посмотрят видеокассету? Что, по вашему мнению, покажется им особенно интересным? Ответы детей….

-После прогулки мы соберём посылку и отправим сказочным героям.

Я благодарю вас за помощь, оказанную Белоснежке и дарю эти забавные фигурки гномов. Вы можете одну часть из них оставить для настольного театра, а другую использовать в уголке творчества для рисования и раскрашивания, ведь они сделаны из воска. (Кассету с видеозаписью, свечу и цветок запечатать в посылку и отправить Белоснежке).

Ритуал прощания: - Все вместе! (девиз дружных ребят):

      «Мы дружные ребята,

Не ссоримся совсем,

Мы дружные ребята – скажите это всем!

Дружить – всегда

Дружить – везде,

И не бросать друзей в беде».

-Ребята, а теперь оглянитесь, улыбнитесь, обнимитесь, разойдитесь.

- А нашим гостям мы желаем: Доброго вам всем дня и не растеряйте хорошее настроение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-личностному развитию в подготовительной группе

Занятие написано с целью создания непринужденной психологической атмосферы, положительного эмоционального фона; настройки детей на позитивное восприятие друг друга; представления детям возможности осо...

Конспект занятия по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста Волшебная страна внутри нас

Для ребенка распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Мы, педагоги, начинаем знакомить детей с собственными э...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад №43 поселка Вишневогомуниципального образования Славянский район      КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬ...

Конспект занятия по социально-личностному развитию "Мы за солнышком идём"

Конспект занятия по социально-личностному развитию "Мы за солнышком идём"...

Конспект занятия по ОО «Физическое развитие» «Дружные ребята»

Конспект занятия по ОО «Физическое развитие» «Дружные ребята» ВоспитательКомарова О.А Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физическо...