Методическая разработка
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Лобова Лариса Николаевна

В данной методической разработке представлен опыт  взаимодействия с детьми  по  обогащению представлений мира художественной литературы, сказочных героев, их поступков и характеров.  Мир сказок всегда интересен и понятен детям. На примере сказочных героев накапливается жизненный опыт детей, умение различать добро и зло, поступки людей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Алапаевское

Муниципальное   дошкольное образовательное учреждение

 «Костинский детский сад»

Методическая разработка

совместной образовательной деятельности

с группой детей седьмого года жизни

 « Книга сказок»

              Выполнила:

 Лобова Лариса Николаевна,

 Педагог-психолог, СЗД

Адрес ДОУ: ул.  Чапаева 6А

Телефон автора:  89506392226

e-mail автора:  sadkostino@yandex.ru

с.Костино, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация……………………………………………………………………………3

Совместная образовательная деятельность с группой

детей  седьмого года жизни………………………………………………………   4  

Список литературы…………………………………………………………………10

Приложения…………………………………………………………………………11

 

Аннотация

 Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными и творческими личностями.  

Направление моей профессиональной деятельности  как педагога-психолога многогранно: развитие психических процессов детей, коррекционно- развивающая работа, психопрофилактическая деятельность.

Ведущее направление моей деятельности направлено на   формирование эмоционально-волевой сферы дошкольника. Современные дети в ряде реальной действительности подвержены влиянию современных технологий: гаджеты, компьютеры, загруженность родителей,  недостаток внимания родных и близких. Это влияет на психоэмоциональное  развитие дошкольника.

 Также хочу отметить,  основным  направлением  в  воспитании и образовании дошкольника является  применение инновационных  психологических  и воспитательных приемов, направленных на повышение мотивационной, познавательной и речевой активности детей.

В условиях реализации Федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования   развитие дошкольника предполагает развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации. Умение управлять своим поведением и находить общее решение, пробуждать добрые чувства по отношению друг к другу.

В данной методической разработке представлен опыт  взаимодействия с детьми  по  обогащению представлений мира художественной литературы, сказочных героев, их поступков и характеров.  Мир сказок всегда интересен и понятен детям. На примере сказочных героев накапливается жизненный опыт детей, умение различать добро и зло, поступки людей.  

Проблемный подход реализуется в течение всей совместной деятельности при формулировании решения проблемной ситуации.  Вопросы проблемного характера решаются с применением психологических приемов, психотренингов.  Педагог организует  практическую деятельность детей в центрах активности,  предусматривает некоторые ситуации, при возникновении которых возможно использование  разных способов их решения.  Практическая деятельность в центрах активности позволяет самостоятельно находить ответы на вопросы. Дети имеют возможность  самостоятельно находить общее решение. Договариваться, искать способы достижения правильного решения, делать собственные выводы. В процессе практической деятельности  формируется эмоциональная отзывчивость доброжелательность, ответственность за общее дело.

Для совместной деятельности подобран разнообразный дидактический демонстрационный и раздаточный материал, применяются разнообразные методы и приемы, в том числе информационно-коммуникационные средства. В процессе совместной деятельности продукт детской деятельности  - книга сказок будет  оставлена   детям,  для дальнего использования  в других видах детской деятельности.

Представленный материал может быть полезен как педагогам ДОУ, так и родителям воспитанников.

Тема: «  Книга сказок»

Возрастная группа: седьмой год жизни.

Место проведения занятия: групповая комната.

Дата проведения:  03 марта 2023 года

Длительность: открытый временный конец

Форма организации ОД: совместная деятельность детей и взрослых в центрах активности, подгруппами

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое  развитие»

Цель:  Расширять и обобщать представление детей о   сказках и сказочных героях  через организацию познавательной и продуктивной деятельности.

Задачи психолого-педагогической работы с детьми:

Образовательные:

- Развивать эмпатию, желание и готовность прийти на помощь.

-Развитие  логического мышления, памяти, внимания

-Активизировать и систематизировать имеющиеся знания у детей о сказках  и сказочных героях.

           -Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей.

Развивающие:

- Формировать умения и навыки произвольных движений посредством психогимнастики.

            -Развивать познавательную  и речевую активность, мышление, самостоятельность при решении проблемных ситуаций.

-  Развивать   тактильно-кинестетическую чувствительность.

Воспитательные:

-Содействовать воспитанию у детей,  желания прийти на помощь, находить способы решения проблем   познавательного  характера.

- Поддерживать детскую инициативу в процессе работы в парах, поощрять проявление творчества.

          - Способствовать воспитанию умения работать в паре , прислушиваться к мнению товарища, находить общее решение.

Технологии: технология сотрудничества, ресурсный круг, песочная терапия, игротерапия, психогимнастика, визуальный и тактильный пример, ИКТ.

Методы:

Словесные: беседа, объяснение, диалог, повторение, разъяснение.

Наглядные: рассматривание изображений, продуктов деятельности сверстников (собирание страниц книги)

Игровые: выполнение  заданий в центрах активности

Практические:  тактильный прием работы с песочным столом, выполнение заданий на интерактивной панели,   развитие графомоторных навыков  упражнение «Соедини по точкам и узнай сказочного героя»,  развитие глазомера, выработка навыка ориентации на листе, работа в парах,   логическое упражнение  «Собери сюжет сказки по частям», осуществление контроля и самоконтроля за правильностью выполнения заданий.

Стимулирование и мотивация: использование игрового сюрпризного момента (книга сказок), создание проблемной ситуации (перепулись страницы и  сказочные герои), проблемные ситуации,   требующей совместного принятия решения, постановка проблемных вопросов в течение всей совместной деятельности, эстетическое оформление дидактического демонстрационного и раздаточного материала, опора на личный опыт и умения детей, позитивная оценка деятельности детей, и др..

Методы воздействия на эмоциональную сферу:  доброжелательное и эмоциональное общение педагога с детьми, эстетично оформленная мультимедийная презентация, музыкальный фон при проведении занятия, использование ярких, красочных пособий, оборудования, рефлексия. психологические тренинги.

Материалы и оборудование:  мультимедийное оборудование, интерактивная панель, песочный стол, наглядный материал  и дидактический материал для практической деятельности детей, графическая игра «Соедини точки и угадай сказочного героя», создание игрового элемента «Собери картинку по частям».

Предварительная работа : подбор дидактического, наглядного,  мультимедийная викторина «В гостях у сказки»; изготовление   сказочной страниц книги, создание  интерактивной игры на интерактивной панели « Угадай сказочного героя».

Планируемый результат, выраженный в виде целевых ориентиров:

  • Знают и  называют название сказок и сказочных героев
  • Проявляют интерес к  миру сказок, желание выполнять задания и прийти на помощь
  • Умеют в ходе обсуждения высказывать свою точку зрения, делиться своими  впечатлениями, обмениваться новыми знаниями, тем чему научились, что получилось.
  • Умеют выражать словами свои чувства и мысли, понимают эмоциональное состояние других людей по внешнему виду, высказываниям.
  • Проявляют умеющий опыт в психическом развитии: память, внимание, мышление и применяют на практике.

Технологическая карта

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

 Фото материалы

Организационный этап

   постановка и принятие детьми цели занятия

 

  Создание благоприятного психологического настроя.

  Приветствует детей.

   Устанавливает комфортный социально-психологический климат.

Дети находятся в кругу. Отвечают на приветствие.  

Установление положительного настроя на дальнейшее взаимодействие

C:\Users\андрей\Desktop\воспитатель года 23г\фото воспитатель года 23г. занятие\20230321_090457.jpg

 Мотивационный момент  -показ книги, которую передали дети в подарок из другого детского сада. Но страницы и сказочные  герои  перепутались.

 

Определение алгоритма действий.

  Каким способами можно восстановить содержание страниц в книге.

 

 

Определение актуальной зоны развития – знание детьми  сказок.

Организует диалог с детьми о книге, которую передали дети своим друзьям. в

- предлагает рассмотреть  , но страницы и герои сказок  перепутаны .

- спрашивает, что же делать?

-выслушивает предложения детей

 - обобщает их высказывания, подводит итог беседы.

Предлагает. Обсуждают.

Предлагает сказочную викторину, где дети смогут вспомнить сказочных героев.

Просмотр викторины «В мире сказок»

Высказывают свои мысли, суждения, вступают в диалог.

 Рассматривают  книгу, пустые страницы, недостающих   сказочных героев.. Рассуждают.

Высказывают свои мысли.   Выражают  свое отношение к данной проблеме- восстановить страницы книги..   Рассуждают о том,  как это можно сделать.

Просматривают содержание книги выражают свое мнение.

Отвечают на вопросы, рассуждают, ведут диалог.

Угадывают, рассуждают, думают.

Ведут диалог. Размышляют.

Вступают во взаимодействие.

Настраиваются на совместную деятельность, проявляют интерес.

Проявление   интереса к   сказочным героям.

Делятся впечатлениями.

Проявляют интерес на дальнейшую деятельность.

Проявляют интерес, делятся впечатлениями. Проявляют положительный

эмоциональный отклик на

сказочных героев.

C:\Users\андрей\Desktop\воспитатель года 23г\фото воспитатель года 23г. занятие\20230321_090624.jpg

C:\Users\андрей\Desktop\воспитатель года 23г\фото воспитатель года 23г. занятие\20230321_090852.jpg

Основная часть

Определение с помощью   вопросов-рассуждений необходимой информации  по данной теме.

Работа в центрах активности 

  Педагог обобщает высказывания детей их предложения и нацеливает детей на дальнейшую работу - искать  сказочных героев по подсказкам.

Предлагает распределиться по парам и выполнять задания.

 Рассматривают подсказки.

Объясняет правила выполнения задания в центрах.   Обращает внимания детей на   правила сотрудничества.  Говорит, что когда дети справятся со своей работой,  соберут книгу полностью.

 Психотренинг «Я все смогу и сумею»

Координирует деятельность каждого центра, направляет, поддерживает инициативу и творческий замысел воспитанников, проявляет эмоции восхищения, радости, удивления и т.п.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Уточняет  необходимость выполнения работы по алгоритму.  

Направляет действия детей, обращает внимание на   аккуратность, старание.

Отвечают на вопросы, принимают поставленную задачу.

Определяются с кем будут в паре работать.

Выбирают центры по желанию.  

Говорят о своих чувствах, мыслях, стараются аргументировать их.

Распределяются в центры  по желанию.

Слушают и воспринимают правила работы в центрах.

Знакомятся с материалами, которые имеются в центрах.

Слушают  объяснение взрослого.

Умение внимательно слушать взрослого и друг друга.

Умение находить несколько вариантов решения проблемной ситуации.

Умение рассуждать, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.

Умение говорить о своих чувствах.

Умение работать в подгруппах.

 Выполнять правила.

Находить общее решение.

Проявляют старание, самостоятельность.

Умение слушать друг друга, общаться, принимать общее решение.

C:\Users\андрей\Desktop\воспитатель года 23г\фото воспитатель года 23г. занятие\20230321_091444.jpg

C:\Users\андрей\Desktop\воспитатель года 23г\фото воспитатель года 23г. занятие\20230321_091159.jpg

 Центр

«Песочный стол»

(визуальная и тактильная терапия)

Центр «Волшебные точки»

(графическая игра)

Игровой–познавательный центр

«Собери  картинку по частям и угадай сказку»

(логическо-практическое задание)

.

Игровой  центр

Интерактивная  игра « Распредели сказочных героев по их характеру»

Злой –добрый, жадный –щедрый, глупый –умный

 Найти сказочных героев в песке и угадать  из  какой сказки  эти герои, название сказки .

Соединив точки, догадаться,  какой герой спрятался. (два цвета нужно договориться)

Собрав  частички  на страничке  узнаем какая сказка.

Предлагает детям  интерактивную   игру «Распредели сказочных героев по их характеру»

Злой –добрый, жадный –щедрый, глупый –умный». Проверить правильность выполнения  игрового задания.

Одобряет высказывания.

Контролирует деятельность детей, помогает, хвалит.

 Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Внимательно слушают, думают. Выбирают себе партнера, определяют, в каком центре будут работать.

  Работают  сообща.

 Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления, речи.   Использует прием тактильного взаимодействия.

 Обсуждают, договариваются

Выполняют задания.

  Договариваются. помогают друг другу.

Проводят взаимопроверку правильности выполнения задания.  

Принимают правила  при выполнении заданий (прислушиваться к мнению сверстника, взаимопомощь) Дети  соединяют изображение по точкам и угадывают  сказочного героя.

Знакомятся с правилами  задания.

Задают вопросы.

Обсуждают последовательность действий.

 

Слушают правила игры. Выполдняют игровые действия . Обсуждают. Аргументируют свои действия. Рассуждают о характере героя.  

Проявление любознательности.

Совместное общение, высказывание своих мыслей. Делают выводы.

Умеют включаться в практическую  опытно-экспериментальную деятельность.

Высказываются.

Совершают выбор действий и стиля поведения (самостоятельность, сотрудничество, взаимодействие) при решении образовательной задачи.

Владение культурной практикой решения образовательных задач.

Воспитание самостоятельности.

Умение подчиняться игровым правилам и социальным нормам.  

Проявляют творчество, фантазию.

Проявление  инициативы и самостоятельности в коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.  

Самостоятельны. Думают.

Собирают картину по частям.

Проявление инициативы и творчества.

Умение обращаться.

Обговаривают. Вспоминают название сказки .

В результате игры,   дети делают выводы и находят верные решения. Дают оценку своим действиям.

Оказывает необходимую помощь, организует взаимодействие для достижения результата.

C:\Users\андрей\Desktop\воспитатель года 23г\фото воспитатель года 23г. занятие\20230321_091404.jpg

C:\Users\андрей\Desktop\воспитатель года 23г\фото воспитатель года 23г. занятие\20230321_091411.jpg

C:\Users\андрей\Desktop\воспитатель года 23г\фото воспитатель года 23г. занятие\20230321_091659.jpg

C:\Users\андрей\Desktop\воспитатель года 23г\фото воспитатель года 23г. занятие\20230321_091620.jpg

Заключительный этап.

 

  Предлагает детям пройти  в круг дружбы взяться за руки   поделиться своими впечатлениями,   которые возникли у них в ходе деятельности в центрах активности, представить продукты своей деятельности.- готовые странички книги.

Рассматривают готовую книгу анализируют достижения, успехи, трудности.

Психотренинг на повышение самооценки.

Рефлексия

(разноцветные колпачки)

Вывод по решению проблемной ситуации: удалось  ли собрать книгу сказок и поселить сказочных героев в свои  сказки.

Выражает восхищение готовыми работами.

 Стимулирует речевую активность детей с помощью вопросов.

Побуждает детей вспомнить,   что они нового узнали, и кто помог им изготовить поделки. Подводит итог, обобщает высказывания детей о занятии.

 

 

Выслушивает мнения детей.

 Хвалит.

Проводит психотренинг на повышение самооценки и уверенности в себе.

Игровое упражнение «Разноцветные колпачки»

Дети  берутся за руки встают в круг, делятся полученной информацией в центрах активности.

Обсуждают, как они восстанавливали свою страничку книги.  Делятся  своими готовыми страницами с товарищами. Рассматривают.

  Вспоминают, кто им помог, как они добились результата.

Высказывают своё мнение о проделанной работе.  Дают ответы.

Задают вопросы.

Высказывают мнение о проделанной работе. Общаются. Проявляют самостоятельность, активность.

Делятся впечатлениями. Выражают  эмоциональное состояние.

Свои чувства во время  выполнения работы.

C:\Users\андрей\Desktop\воспитатель года 23г\фото воспитатель года 23г. занятие\20230321_092612.jpg

C:\Users\андрей\Desktop\воспитатель года 23г\фото воспитатель года 23г. занятие\20230321_092623.jpg

C:\Users\андрей\Desktop\воспитатель года 23г\фото воспитатель года 23г. занятие\20230321_092825.jpg

Литература

1.Федеральный Государственный Образовательный стандарт ДО.

2 Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры» 2020г.

3 Клаус Фоппель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.2019г

4 М.И. Чистякова. Психогимнастика 2017г

5.  Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду.201г.

6. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет

7. Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник статей по материалам

   Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 

                                           

   

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...