АПРОБАЦИЯ НАЧИНАЕТСЯ С САМОДИАГНОСТИКИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Фурцева Елена Викторовна

Авторы статьи: Першакова Е.Ю. старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 118» г. Петрозаводск,

                         Фурцева Е.В. педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 118» г. Петрозаводск.

Аннотация. В статье представлен диагностический инструментарий изучения профессионального мастерства и уровня сформированности игровой компетентности педагогов, проанализированы результаты первого диагностического среза актуальных компетенций педагогов дошкольного образовательного учреждения. Полученные данные обнаруживают проблемы и предопределяют направления, содержание и формы работы МДОУ «Детский сад № 118» г. Петрозаводска в статусе апробационной площадки муниципальной системы образования по теме «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».

 Ключевые слова: игровые педагогические компетенции, профессиональное становление и развитие, диагностика, самодиагностика. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АПРОБАЦИЯ НАЧИНАЕТСЯ С САМОДИАГНОСТИКИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Авторы статьи: Першакова Е.Ю. старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 118» г. Петрозаводск, Фурцева Е.В. педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 118» г. Петрозаводск.

Аннотация. В статье представлен диагностический инструментарий изучения профессионального мастерства и уровня сформированности игровой компетентности педагогов, проанализированы результаты первого диагностического среза актуальных компетенций педагогов дошкольного образовательного учреждения. Полученные данные обнаруживают проблемы и предопределяют направления, содержание и формы работы МДОУ «Детский сад № 118» г. Петрозаводска в статусе апробационной площадки муниципальной системы образования по теме «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».

 Ключевые слова: игровые педагогические компетенции, профессиональное становление и развитие, диагностика, самодиагностика.

    Первичное изучение теоретических основ в профессиональной литературе [1; 2; 3; 4; 5] и проблем организации игровой деятельности с детьми в нашем дошкольном учреждении подвело организаторов апробационной площадки к необходимости поиска и разработки диагностического инструментария, пригодного для исследования профессионального мастерства и игровой компетентности педагогов, в частности выявления уровня её сформированности.

    Объектом диагностики стал педагогический состав, а предметом – игровая компетентность педагогов МДОУ. В эксперименте, который проводился в течение сентября – октября 2022 г. на базе МДОУ «Детский сад № 118» города Петрозаводска приняли участие 23 воспитателя в возрасте от 20 до 53-х лет. Его участники – педагоги с разным педагогическим стажем, уровнем образования, квалификацией.

    Измерение уровня игровой компетентности педагогов осуществлялось с помощью опроса «Оценочная шкала самоанализа педагогического мастерства», разработанного на основе методики А.К. Марковой [3], и анкетирования «Организация и управление игровой деятельностью детей воспитателем МДОУ».

    Анализ результатов опросника педагогов по «Оценочной шкале самоанализа педагогического мастерства» по первому блоку вопросов «Проявление профессиональных качеств воспитателя» позволил сделать следующие выводы:

- большинство педагогов владеют необходимыми знаниями и умениями согласно нормативным документам (96% опрошенных);

- почти все педагоги (87%) умеют планировать и оценивать уровень развития детей;

- 87% опрошенных владеют речью, умеют распределять и переключать внимание, решают педагогические задачи, не прибегая к дисциплинарным мерам воздействия;

- большинство участников обладают умением выразительно читать, рассказывать сказки (91%), петь и танцевать (91%), хорошо рисуют, лепят, конструируют (96%), владеют основными движениями (87%), проявляют творчество в деятельности (91%);

- абсолютно все респонденты (100%) умеют организовать детей на занятиях и в свободной деятельности; проявляют уважение и интерес к детям, умеют сотрудничать. Практически все из них (91%) владеют умением видеть и понимать внутренний мир ребёнка. На современном этапе модернизации образования в практике дошкольной образовательной организации возникла потребность в педагогах, хорошо владеющими ТСО и ИКТ. Какие результаты получили мы? Более половины опрошенных (65%) регулярно используют ТСО и ИКТ в своей работе; треть педагогов (27%) – периодически, 8% – в минимальной степени.

    Проведя анализ полученных результатов по второму блоку вопросов «Проявление организационно-методических умений», резюмируем:

- 96% опрошенных приобщают детей к творческой деятельности, способствуют их самовыражению, заинтересованы как в успехах детей, так и результатах педагогической деятельности в целом;

- абсолютно все участники опроса видят важность совместной работы с родителями (100%), при этом только 78% своевременно приходят на помощь к своим коллегам, хотят поделиться наработанным опытом;

- известно, что педагоги образовательных дошкольных организаций имеют возможность использовать в работе, как старые проверенные временем методики, так и новейшие, новаторские.

    По результатам тестирования только 22% наших респондентов применяют новые методики. У большинства педагогов (65%) это умение выражено в средней степени, у остальных – в слабой степени (9%) или отсутствует (у 4%).

    Следующий шаг в диагностике - выявление профессионально-личностных особенностей участников опроса (третий блок). Ответы свидетельствуют о наличии гуманности, чувства такта, добросовестности у преобладающего числа респондентов. Кроме того, педагоги также проявляют эмпатию, оптимизм, умеют убеждать, авторитетны, рефлексируют, проводят анализ своей деятельности. Не все проявляют терпение (только 78% опрошенных). Среди них есть педагоги-стажисты и молодые специалисты. Трудности с проявлением инициативы испытывают несколько молодых педагогов (13%).

    Далее, согласно результатам диагностики – анализ проявлений педагогического мастерства: большинство педагогов (96%) высоко оценивают культуру своей речи, выразительность дикции, жестов. Эрудированность присуща 87% опрошенных. Практически все высоко оценивают собственную манеру поведения, общения, а также опрятный внешний вид.

    Переходим к оценке педагогами проявлений педагогической инициативы.

    87% опрошенных считают себя в высокой степени активными общественными деятелями (МДОУ, район, республика). При этом у трети педагогов «достаточная педагогическая нагрузка», выходящая за рамки текущих профессиональных обязанностей: руководство или участие в творческой группе, педагогических клубах и т.п. Избыточной или «высокой нагрузки» не отметил ни один респондент. У большинства наших респондентов подобная профессиональная активность является недостаточной: «слабой» или отсутствует полностью. Их активность ограничивается проведением открытых занятий, выступлениями на педагогических часах и педагогических советах МДОУ, участием в обсуждении методики проведений занятий в МДОУ.

    Менее трети педагогов коллектива обобщают свой опыт через публикации в рецензируемых профессиональных педагогических изданиях. В основном, обобщение педагогического опыта реализуется через публикации на мини-сайтах образовательных порталов без рецензирования.

     Активное участие в конкурсах разного уровня принимают 61% опрошенных, среди них как педагоги со стажем, так и молодые специалисты.

     Менее трети респондентов (26%) активно взаимодействуют с социальными институтами разного уровня. Среди них педагоги с высшей и первой квалификационной категорией.

    Большинство педагогов МДОУ, согласно их мнению, «достаточно хорошо владеют необходимыми профессиональными качествами». При этом на практике выявлены педагоги с небольшим стажем работы, испытывающие трудности с планированием и оценкой уровня развития детей.

    По оценкам самоанализа все педагоги МДОУ умеют организовать детей на занятиях и в свободной деятельности, любят и уважают детей, проявляют к ним большой интерес, умеют сотрудничать. Но пока не все владеют умением видеть и понимать внутренний мир ребёнка - два молодых специалиста ещё не владеют этим качеством в достаточной степени. Большинство педагогов проявляют творчество в деятельности и интерес к работе.

    Используют в работе технические средства обучения (ТСО) и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) «в достаточной степени» – более половины педагогов МДОУ, менее половины педагогов – «редко». Интересно, что «недостаточность» выраженности данного качества характерна для педагогов с разным стажем работы. Слабо используют или вообще не используют ТСО и ИКТ – два молодых педагога со стажем до 5 лет.

    Многие педагоги успешно проявляют необходимые организационнометодические умения: умеют приобщать детей к творческой деятельности, желают помочь каждому ребёнку проявить себя, проявляют заинтересованность в успехах детей, умеют снять напряжение и утомление, создать спокойную атмосферу в группе, видят важность совместной работы с родителями.

    Менее трети педагогов МДОУ применяют в работе новейшие, передовые, новаторские методики и это, в основном, педагоги со стажем более 5 лет.

    Желание поделиться опытом с коллегами, своевременно прийти на помощь к ним присутствует у большинства членов коллектива, но есть несколько педагогов, которые не высказывают такого желания, возможно, пока не готовы к этому.

    Абсолютно все педагоги МДОУ считают, что такие профессиональноличностные качества, как гуманность, чувство такта, добросовестность – выражены у них в «достаточной» и/или в «высокой» степени.

    Большинство педагогов проявляют эмпатию; рефлексируют, проводят анализ своей деятельности; проявляют оптимизм, инициативность, умеют убеждать, авторитетны, терпеливы. Вместе с тем некоторые молодые специалисты обозначили трудности в проявлении инициативы. Большинство педагогов детского сада владеют педагогическим мастерством: обладают высокой культурой речи, выразительностью дикции, жестов, хорошо эрудированны. Так же хорошо выражены манера поведения, общения, опрятный внешний вид.

    Большая часть педагогов МДОУ считают, что у них высокая активная общественная деятельность. Педагоги с разным стажем работы принимают активное участие в конкурсах разного уровня (МДОУ, район, республика, РФ, международные). Однако педагогическая нагрузка и взаимодействие с социальными институтами у большинства респондентов являются недостаточными.

    Таким образом, самоанализ педагогов по адаптированной методике изучения педагогического мастерства А.К. Марковой показал, что педагоги МДОУ довольно высоко оценивают свой профессионализм. Анализ результатов самодиагностики позволил выделить следующие проблемы:

- педагоги с малым стажем работы испытывают трудности с планированием и оценкой уровня развития детей; только начинают овладевать педагогической техникой; некоторые из них не проявляют творчество в деятельности и интерес к работе.

- примерно половина педагогов МДОУ не используют в работе ТСО (технические средства обучения) и ИКТ. Интересно, что в это число вошли педагоги с разным стажем работы.

- значительная часть педагогов применяют в своей работе традиционные общепринятые методики, не используют новейшие, передовые, новаторские методы и технологии.

- педагоги с малым стажем работы в большей степени не готовы делиться опытом с коллегами, обозначили трудности в проявлении инициативы.

- педагогическая нагрузка за рамками обычных функций представлена неравномерно, у большинства педагогов МДОУ является недостаточной.

- две трети педагогов не взаимодействуют с другими социальными институтами, то есть ограничивают зону, как собственной профессиональной деятельности, так и развития детей.

- значительная часть педагогов с разным стажем работы не участвуют в профессиональных конкурсах. - две трети педагогов МДОУ не умеют обобщать свой опыт на должном уровне и в необходимых форматах.

    Тематика апробационной площадки МДОУ – «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» – потребовала специального исследования знаний, умений и практики организации и управления игровой деятельностью детей воспитателями учреждения.

    Анализ его результатов показал, что педагогов условно можно разделить на две группы по уровню сформированности игровой компетентности.

    У 52% опрошенных был отмечен высокий уровень сформированности игровой компетентности. Они проявляют творческую активность, импровизируют в игре, продуктивно решают игровые задачи, нестандартно сотрудничают с детьми, заинтересованно относятся к различным способам повышения своей игровой компетентности.

    У 48% респондентов зафиксирован средний уровень сформированности игровой компетентности, характеризующийся устойчивым ценностным отношением педагогов к игровой деятельности. Педагоги способны успешно планировать детскую игру и прогнозировать ее результаты, находить новые решения в типичных игровых ситуациях, однако их творческая активность является ограниченной и репродуктивной.

    Педагогов с низким уровнем сформированности игровой компетентности не выявлено. Высокий уровень игровой компетентности показывают педагоги со стажем от 10 до 20 лет. Педагоги создают следующие условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: чаще всего педагоги читают вместе с детьми книги; наблюдают, обсуждают события жизни детей; смотрят и обсуждают с детьми фильмы, мультфильмы; значительно реже организуют экскурсии, посещение театров и музеев.

    61% опрошенных показали, что всегда побуждают детей к игровой деятельности: предлагают поиграть, выбрать тему по желанию, принять ту или иную роль. Более 70% воспитателей постоянно или «иногда» поощряют детей стимулами (медалями, призами и т.п.).

     Не все педагоги стремятся и выдерживают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе. Более половины педагогов МДОУ (61%) пытаются занять детей чем-то «полезным», и время игр заполняют чтением или художественно-продуктивной деятельностью.

    65% педагогов признают, что почти всегда регламентируют детскую игру, то есть чаще всего предлагают воспроизводить трафаретные сюжеты, действия и приёмы, при этом чаще всего озабочены дисциплиной, нежели свободной игрой детей. Кроме того, редко продумывают вместе с детьми разные варианты одной и той же игры, не мотивируют детей создавать оригинальный игровой материал самостоятельно.

    Всегда хвалят детей за идеи 87% опрошенных, в любой игре предлагают ребёнку возможность импровизации – 74% педагогов.

    Организуя игры детей, учитывают их индивидуальные особенности 65% участников опроса, но они редко помогают распределить роли по сюжету, полезные конкретному ребёнку. Могут комментировать ход игры, взяв на себя роль (сказочника, феи и т.п.) только треть педагогов (35%) МДОУ.

    Создают условия для развития общения между детьми в игре большая часть педагогов – 70% опрошенных. Абсолютно все педагоги, согласно результатам анкетирования, учат детей договариваться, соблюдать очерёдность, учитывать интересы товарища, проявлять сочувствие и уважение к партнёру.

    Большая часть педагогов умеют завоёвывать доверие детей, легко устанавливают контакт. Однако умение видеть реальную ситуацию с разных сторон и вычленять в ней игровые возможности присуще немногим: только 26% обладают этим важным качеством.

     Рефлексируют, как собственную игровую деятельность, так и игру детей только 35% опрошенных, остальные 65% – только иногда анализируют, оценивают игру детей и собственную деятельность. Семинар-практикум для педагогов «Повышение личной и профессиональной компетентности педагогов по руководству игровой деятельностью дошкольника»

    Выводы.

     По результатам проведённого самоанализа педагогами МДОУ «Детский сад № 118» можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что педагогов с низким уровнем сформированности игровой компетентности не выявлено, существуют определённые проблемы у педагогов со средним и высоким уровнем игровой компетентности.

    Организуя и управляя игровой деятельностью детей, большинство педагогов создают оптимальные условия для становления и развития детской игры, игрового общения, стремятся учитывать личностные особенности и индивидуальные потребности детей. Однако не все педагоги соблюдают баланс между игровой и неигровой деятельностью в образовательном процессе, излишне регламентируют детскую игру, озабочены дисциплиной.

    Чаще всего педагоги предлагают воспроизводить трафаретные сюжеты, действия и приёмы. Только небольшая часть педагогов МДОУ старается создавать непринуждённую свободную обстановку.

     Не все педагоги способны успешно планировать детскую игру и прогнозировать её результаты, находить новые решения в типичных игровых ситуациях, ограниченны в проявлении творческой активности.

     Обобщение данных обоих исследований позволило определить содержание следующего этапа работы коллектива по теме апробационной площадки. Планируется разработка и апробация программы формирования игровой компетентности педагогов МДОУ, включающей разнообразные методы, приемы, технологии работы с педагогическим коллективом. Ожидается, что обучение педагогов по данной программе будет способствовать повышению уровня игровой компетентности педагогов МДОУ.

Список литературы:

1. Лещинская-Гурова О.В. Развитие игровой компетентности педагогов в условиях обучения в ДОО: методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. – 119 с.

2. Лотова И.П. Формирование профессионально-игровой компетентности педагогов ДОО// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2015. - № 8. – С. 46-54.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. Издательство: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996 г.

4. Основы педагогического мастерства /Под ред. Зязюна И.А. – М.: Просвещение, 1989., с. 85-91; 142-154


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты мониторинговых исследований

  Дошкольное учреждение, опирающееся на основные принципы современной развивающейся дидактики, призвано организовать развивающее обучение так, чтобы оно ориентировалось на потенциальные во...

Заключение по результатам психологического исследования уровня адаптации детей МБДОУ №18. 2013-2014 учебный год.

Психодиагностическое исследование процесса адаптации  детей к дошкольному образовательному учреждению. Представлены результаты обследования детей младшего и среднего дошкольного возраста в п...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ГРУППЫ № 1 «НЕПОСЕДЫ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Введение В содержание деятельности при проведении мониторинга было включено два компонента:1) изучение интегративных качеств (мониторинг развития) –8 качеств в соответствии с ФГТ (осн...

Методическая разработка по отдельным направлениям профессиональной деятельности (обобщение опыта, результаты педагогического исследования) по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

Результаты мониторинговых исследований при использовании технологии мнемотехники.

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».К.Д. Ушинский  ...

«Анализ результатов психологического исследования эмоционального благополучия ребенка в ДОУ»

Выступление в рамках городского методического объединения  «Диагностический инструментарий по определению эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ»  для педагогов-психологов ДОУ...