Результаты мониторинговых исследований при использовании технологии мнемотехники.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Гойдина Светлана Константиновна

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotenika_monitoring.docx74.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа

детский сад «Аистёнок»

 

 

 

 

 

 

 

Технология развития речи средствами мнемотехники.

Результаты мониторинга.

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Гойдина С. К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пушкино

2020г.

МНЕМОТЕХНИКА

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский     Актуальность. 

 В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. 

Цель: обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, которые тесно связаны с полноценным развитием речи. Создать условия для повышения речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи мнемотехники: 

  1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
  2. Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
  3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
  5. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
  6. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  7. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
  8. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. Важнейшие принципы мнемотехники.

В основе развития памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь своё воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

   Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» - запоминание цветов радуги.)  

 Применение мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Мнемоквадраты – это своего рода работа над словом.  С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы.  Данные схемы помогают  детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащают  словарный запас.

            Освоив игру со словом, можно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов. Например: “большая машинка”.

Дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, идет работа по составлению предложения.

Последовательно можно переходить к работе над четверостишьем, стихотворением.

     Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко освоят мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.  

     Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:  

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено  

2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.  

  1. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.  
  2. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)
  3. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.  

         Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

Можно сделать вывод: 

Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Используемая литература:

  1. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – СПб: ООО

«Издательство «Детство – Пресс», 2009

  1. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство-Пресс, 2005.
  2. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. No4
  3. Интернет ресурсы.

 

Результаты мониторинговых исследований

 при использовании технологии мнемотехники.

№п/п

Ф.И.  

воспитанника

Использует в речи сложные предложения

Составляет рассказ по сюж. картинке

Заучивание наизусть, чтение стихов

н.г.

к.г

н.г.

к.г

н.г.

к.г

1

 

н

н

н

н

н

н

2

 

н

с

с

с

н

с

3

 

с

в

с

в

с

в

4

 

с

с

с

с

с

в

5

 

с

в

с

в

с

в

6

 

с

с

с

в

с

в

7

 

с

с

н

с

с

с

8

 

с

в

с

в

с

в

9

 

с

в

с

в

с

в

10

 

с

в

с

в

с

в

11

 

с

в

в

в

с

в

12

 

с

в

с

в

с

в

13

 

с

с

н

с

с

в

14

 

в

в

в

в

в

в

15

 

н

с

н

с

н

с

16

 

с

с

с

с

н

с

17

 

с

с

с

в

с

в

18

н

с

н

с

н

с

19

 

с

в

с

в

с

в

20

 

н

с

н

с

с

с

21

 

с

в

с

в

с

в

22

 

н

н

н

с

н

с

23

 

н

с

н

с

с

в

 

н-8

н- 2

н- 9

н- 1

н- 7

н- 1

с-16

с-12

с-14

с-11

с-17

с-8

в- 1

в-9

в-2

в-13

в-1

в-16

Итоговые показатели использования технологии мнемотехники.

 

На начало  использования  технологии

На текущий момент использования технологии

н.у.

32%

н.у.

5,33%

с.у.

62,7%

с.у.

41,33%

в.у.

5.33%

в.у.

53, 33%

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты мониторинговых исследований

  Дошкольное учреждение, опирающееся на основные принципы современной развивающейся дидактики, призвано организовать развивающее обучение так, чтобы оно ориентировалось на потенциальные во...

Сценарий совместной деятельности с детьми старшего возраста «Прогулка в весенний лес» с использованием технологий: мнемотехника, развивающие игры.

1. Коллаж «Пробуждение природы».2. Карточки – модели «Признаки весны».3. Шапочки диких животных.4. Настольная ширма.5. Развивающие игры «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра».6. Блоки Дьенеша...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника

Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....

Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии:мнемотехника, коллажи "Путешествие в страну здоровья"

Конспект на тему: "Путешествие в страну здоровья".  Приобщает детей к здоровому образу жизни, закрепляет и обобщает представления детей о витаминах, какую роль они играют в жизни человека. Воспит...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ГРУППЫ № 1 «НЕПОСЕДЫ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Введение В содержание деятельности при проведении мониторинга было включено два компонента:1) изучение интегративных качеств (мониторинг развития) –8 качеств в соответствии с ФГТ (осн...

Проект на тему: Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста: "Секреты мнемотехники"

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным...