Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие" Авторы: Еременко Е.В., Подгорнова Т.А.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Еременко Евгения Владимировна

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) «Путешествие по Калининскому району Санкт-Петербурга» авторы: Еременко Е.В., Подгорнова Т.А.

Цель: Создание условий для развития и проявления детьми  инициативности, самостоятельности, самоконтроля и саморегуляции в различных видах деятельности.

Тип, форма и методы, используемые в образовательной деятельности: формирующие, соответствуют   возрастным и индивидуальным особенностям детей. 

Тип – комплексное (использование различных видов деятельности)

Методы – словесные,  практические, исследовательские, игровые, наглядные.

Форма – подгрупповая, индивидуальная.

Вид детской деятельности: коммуникативная деятельность, двигательная деятельность, игровая деятельность, познавательно – исследовательская деятельность.

Предметно-пространственная развивающая среда (материалы и оборудование):

- экран;

- презентация с изображениями мест, по которым путешествуют дети, гимнастикой для глаз и физкультурной минуткой;

- мольберт с картой в крупную клетку, на которой изображены места, по которым дети путешествуют, закрытые самоклейкой;

- маркер;

- перья для дыхательной гимнастики на каждого ребенка;

- 2 набора предметов для экспериментирования: кора, камень, перо, шишка;

- детские весы 2 штуки;

- разрезные картинки:  монумент Родина мать, вечный огонь;

- последовательные картинки с сюжетом из сказок Муха-Цокотуха и Мойдодыр;

- напольные квадраты для моста;

- музыкальное сопровождение для дыхательной гимнастики;

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) «Путешествие по Калининскому району Санкт-Петербурга» авторы: Еременко Е.В., Подгорнова Т.А.

Цель: Создание условий для развития и проявления детьми  инициативности, самостоятельности, самоконтроля и саморегуляции в различных видах деятельности.

Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное  развитие»:

Образовательные задачи:

  • способствовать расширению представлений детей об окружающем мире, в том числе о своем городе и районе, их истории и традициях;
  • способствовать развитию речевого мышления и связной речи;
  • способствовать проявлению детьми активности в различных видах деятельности;
  • способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, самостоятельности, осознанию своих возможностей.

Развивающие задачи:

  • создать условия для поиска детьми возможных путей решения проблемной ситуации во время деятельности;
  • развивать у детей навыки  выдвигать гипотезы, проводить эксперимент - подбирать способы действия, наблюдать, делать выводы - умозаключения;
  • способствовать развитию всех видов и свойств внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное; устойчивость, переключаемость, распределение, концентрация, объём)
  • способствовать развитию операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
  • способствовать формированию зрительно-пространственных представлений.

Воспитательные задачи:

  • формировать умение рассуждать, высказывать свое мнение перед другими детьми, слушать мнения других детей;
  • поддерживать  интерес и желание расширять свой кругозор, приобретать новые знания;
  • воспитывать терпимость друг к другу и навыки сотрудничества;
  • формировать позитивное отношение к окружающему миру, своему городу, району и их истории и традициям;
  • желание исследовать мир всеми доступными способами.

Задачи образовательных областей в интеграции:

  1. способствовать развитию любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей (познавательное развитие);
  2. создавать условия для побуждения детей к речевой активности, активизации словаря; способствовать развитию связной речи (речевое развитие);
  3. создавать условия для проявления детьми своих моторных качеств (физическое развитие);
  4. развивать умение поддерживать диалог и взаимодействовать друг с другом (социально – коммуникативное  развитие).

Используемые инновационные образовательные технологии:

  • личностно – ориентированные технологии,
  • технологии проблемного обучения,
  • здоровьесберегающие технологии,
  • коммуникативные технологии,
  • технологии исследовательской деятельности,
  • игровые технологии.

Тип, форма и методы, используемые в образовательной деятельности: формирующие, соответствуют   возрастным и индивидуальным особенностям детей. 

Тип – комплексное (использование различных видов деятельности)

Методы – словесные,  практические, исследовательские, игровые, наглядные.

Форма – подгрупповая, индивидуальная.

Вид детской деятельности: коммуникативная деятельность, двигательная деятельность, игровая деятельность, познавательно – исследовательская деятельность.

Предметно-пространственная развивающая среда (материалы и оборудование):

- экран;

- презентация с изображениями мест, по которым путешествуют дети, гимнастикой для глаз и физкультурной минуткой;

- мольберт с картой в крупную клетку, на которой изображены места, по которым дети путешествуют, закрытые самоклейкой;

- маркер;

- перья для дыхательной гимнастики на каждого ребенка;

- 2 набора предметов для экспериментирования: кора, камень, перо, шишка;

- детские весы 2 штуки;

- разрезные картинки:  монумент Родина мать, вечный огонь;

- последовательные картинки с сюжетом из сказок Муха-Цокотуха и Мойдодыр;

- напольные квадраты для моста;

- музыкальное сопровождение для дыхательной гимнастики;

Ход занятия:

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Педагог-психолог обращается к детям: «Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в занимательное путешествие по Калининскому району Санкт-Петербурга. В обычном путешествии людям приходится преодолевать трудности и препятствия,  а вам придется выполнять занимательные задания» (ответы детей). «Но сначала нужно разделиться на  команды, в командах путешествовать удобнее» (дети делятся на 2 команды). Педагог-психолог, если нужно помогает детям: «Ребята, придумайте название своей команды и выберите капитанов» (дети выбирают название  команды и капитанов, капитаны представляют команду и себя, каждая команда садится за свой стол).

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Педагог-психолог обращается к  детям: «Ну, вот мы  и готовы к нашему занимательному путешествию. Давайте нарисуем первую часть нашего маршрута. Прошу капитана команды  подойти к карте». Педагог читает графический диктант, капитан одной из команд  выполняет на карте. Точка начала - наш детский сад, конечная точка первой части маршрута закрыта.  Педагог: «Давайте узнаем, куда мы попали, капитан, открывай картинку рядом с точкой. Как вы думаете, ребята, что это за место?» Дети отвечают, на экране появляется Слайд № 1 Сад  имени Ж.И. Алферова (находится рядом с детским садом). Беседа педагога с детьми, примерные вопросы: «Ребята, это сад, названный в Жореса Ивановича Алферова. Вы гуляли с родителями в этом саду? Ребята, какие животные и растения можно увидеть, гуляя по парку? (Деревья, кусты, птиц, собак, кошек). Ребята, что можно увидеть из неживой природы, что может лежать у нас под ногами? (Камни, песок, кора деревьев, ветки, листья, перья птиц). Ребята, у меня как раз оказались перья птиц, давайте с ними поиграем. Берите перышки и вставайте в одну шеренгу» (дыхательная гимнастика).

Ребята, Жорес Алферов был знаменитым российским физиком, проводил  много опытов и экспериментов. А вы любите эксперименты и опыты? Ребята сейчас вы будете делать эксперименты. Чтобы эксперимент получился,  нужно внимательно выполнять все инструкции».

Дети проводят эксперимент: какой предмет, быстрее падает, выдвигают гипотезу, почему предмет падает быстрее, проверяют вес предметов на весах, делают заключительные выводы, какой предмет падает быстрее, какой предмет падает медленнее.

Педагог: «Ребята, мы можем продолжать наше путешествие. Давайте проложим вторую часть нашего маршрута». Капитан второй команды выполняет графический диктант на карте, открывает картинку: «Как вы думаете, ребята, что это за место?» Слайд № 2 Пискаревское мемориальное кладбище. Беседа педагога о Пискаревском мемориальном кладбище, примерные вопросы: «Ребята, мы с вами находимся на Пискаревском мемориальном кладбище Мемориальное – значит памятное – оно должно нам о чем-то напоминать. О чем напоминает нам Пискаревское кладбище? О войне, о защитниках нашей Родины. Вы бывали здесь с родителями? Что вы видели на Пискаревском кладбище?»

Задание командам собрать из частей картинку. Одна команда собирает картинку монумента Родина мать, вторая команда собирает картинку вечного огня. Обсуждение.

«В честь защитников нашей Родины России и нашего города Санкт-Петербурга  9 мая – в день Победы проходит салют. Ребята, вам нравится салют? Внимание на экран» Слайд «Салют».

Педагог-психолог обращается к детям и дает инструкцию упражнения для глаз: «Сейчас на экране появится салют. Как только на экране появится салют – слух называйте его цвет».

«Ребята, мы можем продолжать наше путешествие. Давайте проложим третью часть нашего маршрута, капитан команды подойди к карте. Найди точку, поставь в нее карандаши. Начинаем ...( третий графический диктант)

Давайте узнаем, куда мы попали, капитан, открывай картинку рядом с точкой. Как вы думаете, ребята, что это за место?» Слайд «Библиотека»

Педагог-психолог обращается к детям: « Ребята, для чего нужна библиотека? Зачем взрослые люди и дети ходят в библиотеку? Ребята, я раздам вам по 2 картинки, а вы все вместе сложите из всех ваших картинок историю  Капитаны расскажите свою историю. Ребята, давайте спросим другую команду, знают ли они название нашей сказки? А кто эту сказку написал? Назовите имя писателя». Ответы детей.

«В библиотеке живут маленькие человечки – чударики. Они вам прислали видеописьмо. Внимание на экран (физминутка под музыку).

Ну вот, ребята, мы с вами подошли к волшебному мосту, который поможет нам вернуться в детский сад. А рассказать вам, почему этот мост волшебный? Этот мост – «мост тишины». Его можно перейти только в полном молчании. Попробуем? Ребята, постройтесь в колонну  за капитанами. Помните – слушаем тишину, иначе мост не пройдем. По одному участнику от каждой команды одновременно проходят по мосту». (Педагог-психолог прикасается то к спине (посередине), то к правому плечу, то к левому, а участник передвигается по клеткам в соответствие с прикосновениями).

Заключительный (рефлексивный этап)

«Ребята, вот мы с вами и оказались в детском саду». Слайд детский сад. «Понравилось вам наше занимательное путешествие? Давайте подойдем к карте (встаньте полукругом, чтобы всем было видно) и вспомним, где мы сегодня побывали?  Ребята, возьмите смайлики и отметьте на карте то место, где вам было особенно интересно».

Библиографический список:

  1. Гринченко И.С. «Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе» Учебно-методическое пособие- М.: «ЦГЛ», 2002.-80с.
  2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. I. М., 1983.
  3. «Дошкольное воспитание», 1967, № 8, с. 97–98.
  4. Выготский Л.С. «Мышление и речь». Изд. 5, испр.- издательство «Лабиринт», М., 1999.-352 с.
  5. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«А-начало алфавита, тем она и знаменита!»- план-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Игры со звучащим словом вызывают большой интерес у дошкольников. Их привлекают игры-задания со звуками и буквами. Каждое задание должно быть мотивировано. Буду рада, если мой опыт работы пригоди...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Как заяц с лисой соревновались"

В конспкте представлена интегрированная деятельность детей: закрепление знаний овощей и фруктов, их классификация; повторение подвижных игр, элементы театральной деятельности - разыгрывание сцен...

«Игры с Незнайкой» конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Представленная образовательная деятельность «Игры с Незнайкой» является частью программы «Тропинка в школу». Программа направлена на оказание психолого-педагогической поддержки воспитанникам подготови...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Истории о символах»

Цель занятия:Формировать патриотические чувства. Познакомить детей с картой России.Знакомство с государственной символикой герб, флаг, гимн.Развивать конструктивные умения и навыки работы с бумагой. У...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в сказку". Образовательная область "Познавательное развитие"

Данный материал направлен на уточнение и расширение математических способностей детей, развитие социальных навыков работы в группе, нахождение решений и умение  делать выводы....

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности на тему: «Золотая хохлома. Роспись хохломских тарелок»

развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании....