Психолого-педагогическая терапия и ее виды.
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бекетова Полина Сергеевна

Выделяют два вида терапии:

  1. терапия, устраняющая причину болезни больного;
  2. симптоматическая терапия, ликвидирующая эти страдания(мучения);

Эти оба вида терапии применяют одновременно, так как лечение исключительно признаков заболевания, без воздействия на причины, вызвавшие заболевание, не приносит ожидаемых результатов, то есть выздоровления».

Термин «терапия» в педагогике не рассматривается в медицинском аспекте, он трактуется в основном как забота, поддержка.

Поэтому понятие «педагогической терапии», которое тесно перекликается с терминологией специальной педагогики, будет означать воздействие с помощью специальных средств (дидактических и воспитательных) на причины и проявления трудностей детей в учебе, поведении и общении.

Полный развернутый анализ должен дать возможность спрогнозировать проявление нежелательных существующих положений или таких, которые могли бы выступить (проявиться), а также правильно спланировать реализацию хода намечаемых изменений. В этом и заключена основа педагогической терапии, часто на называемой в польской педагогике коррекционновыравниваемый.

Наиболее распространенная категория детей, нуждающихся в коррекции, - дети с тяжелыми множественными нарушениями. Сложная структура дефекта предполагает дифференцированный подход к психологической коррекции, т.е. учет в каждом конкретном случае формы, степени тяжести, специфики и сочетанности нарушения психических функций.

Для детей с сохранным интеллектом, с легкой степенью ЗПР или олигофрении используется метод арт-терапии, который включает в себя различные приемы,такие как:

  • конструирование;
  • лепка;
  • аппликация из различных видов материалов;
  • бумагопластика;
  • рисование на различных поверхностях;
  • куклотерапия, а также изготовление кукол для занятия из различных материалов;
  • сказкотерапия по изготовленным аппликациям, рисункам, коллажам;
  • коллаж;
  • двигательная терапия;
  • музыкотерапия.

Использование данного метода позволяет решать следующие задачи: а) развить сенсорные эталоны и обогатить сенсорно-перцептивный опыт, б) расширять знания об окружающем мире, в) сформировать целостную картину мира, г) стабилизировать эмоциональное состояние, помочь ребенку в символической форме отреагировать переживания, д) формировать произвольность деятельности и поведения.

Игровая терапия – универсальный метод, который включает в себя:

игровую терапию реальной жизни (проигрывание проблемных ситуаций семейных отношений, взаимодействия со сверстниками, соперничество, кризисные и подростковые конфликты и др.).

В ходе игровой терапии создается такой психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом а) взаимодействуют друг с другом, моделируют систему социальных отношений и социального опыта, б) приобретают новые знания о себе и о мире, в) формируют реальные отношения партнерства и сотрудничества, интериоризируют и усваивают адекватные способы ориентировки в проблемных ситуациях, социально-бытовые навыки и умения адаптироваться в мире, г) формируют способность к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе норм и правил игры, д) тренируют память, внимание, мышление, е) развивают воображение, речь, моторные навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_fevral.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая терапия и ее виды.  

Выделяют два вида терапии:

  1. терапия, устраняющая причину болезни больного;
  2. симптоматическая терапия, ликвидирующая эти страдания(мучения);

Эти оба вида терапии применяют одновременно, так как лечение исключительно признаков заболевания, без воздействия на причины, вызвавшие заболевание, не приносит ожидаемых результатов, то есть выздоровления».

Термин «терапия» в педагогике не рассматривается в медицинском аспекте, он трактуется в основном как забота, поддержка.

Поэтому понятие «педагогической терапии», которое тесно перекликается с терминологией специальной педагогики, будет означать воздействие с помощью специальных средств (дидактических и воспитательных) на причины и проявления трудностей детей в учебе, поведении и общении.

Полный развернутый анализ должен дать возможность спрогнозировать проявление нежелательных существующих положений или таких, которые могли бы выступить (проявиться), а также правильно спланировать реализацию хода намечаемых изменений. В этом и заключена основа педагогической терапии, часто на называемой в польской педагогике коррекционновыравниваемый.

Наиболее распространенная категория детей, нуждающихся в коррекции, - дети с тяжелыми множественными нарушениями. Сложная структура дефекта предполагает дифференцированный подход к психологической коррекции, т.е. учет в каждом конкретном случае формы, степени тяжести, специфики и сочетанности нарушения психических функций.

Для детей с сохранным интеллектом, с легкой степенью ЗПР или олигофрении используется метод арт-терапии, который включает в себя различные приемы,такие как:

  • конструирование;
  • лепка;
  • аппликация из различных видов материалов;
  • бумагопластика;
  • рисование на различных поверхностях;
  • куклотерапия, а также изготовление кукол для занятия из различных материалов;
  • сказкотерапия по изготовленным аппликациям, рисункам, коллажам;
  • коллаж;
  • двигательная терапия;
  • музыкотерапия.

Использование данного метода позволяет решать следующие задачи: а) развить сенсорные эталоны и обогатить сенсорно-перцептивный опыт, б) расширять знания об окружающем мире, в) сформировать целостную картину мира, г) стабилизировать эмоциональное состояние, помочь ребенку в символической форме отреагировать переживания, д) формировать произвольность деятельности и поведения.

Игровая терапия – универсальный метод, который включает в себя:

игровую терапию реальной жизни (проигрывание проблемных ситуаций семейных отношений, взаимодействия со сверстниками, соперничество, кризисные и подростковые конфликты и др.).

В ходе игровой терапии создается такой психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом а) взаимодействуют друг с другом, моделируют систему социальных отношений и социального опыта, б) приобретают новые знания о себе и о мире, в) формируют реальные отношения партнерства и сотрудничества, интериоризируют и усваивают адекватные способы ориентировки в проблемных ситуациях, социально-бытовые навыки и умения адаптироваться в мире, г) формируют способность к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе норм и правил игры, д) тренируют память, внимание, мышление, е) развивают воображение, речь, моторные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностного развития ребенка 5 - 6 лет посредством музыкальной терапии

Основная задача развивающей работы и психокоррекции – использовать доступный, понятный язык, убедительно и внушающее воздействовать на ребенка, вызывая эмоциональный отклик. Одним из методов развития ...

Конспект Песочная арт-терапия психолого-педагогическая поддержка детей младшей группы мдоу

Открытый показ психолого-педагогической поддержки детей младшей группы МДОУ. Цель: Раскрытие ресурсов у детей в возрастном кризисе 3-х лет. Развить положительные взаимоотношения и принятие других...

Психолого-педагогические аспекты игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве, описаны различные взягляды ведущих педагогов на ценность детских игр для развития до...

Проект инновационной деятельности: «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»

Разработка и внедрение инновационных моделей по психологической поддержке по  сохранению, укреплению и коррекции психологического здоровья воспитанников  и сотрудников МБДОУ в условиях ФГОС....

Проект инновационной деятельности: «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»

Цель проекта: сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого – педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через организованную модел...

Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды психолого-педагогического сопровождения.

  Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагог...