Проект инновационной деятельности: «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»
проект
Цель проекта: сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого – педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через организованную модель здоровьесбережение в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kaleydoskop_nastroeniy.docx | 66.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЯМАЛЬСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
на участие в конкурсе творческих разработок учителей, педагогов и преподавателей образовательных организаций Ямало-Ненецкого округа
«Инновационные технологии в современной образовательной организации»
Направление: «Разработка и внедрение инновационных моделей по психологической поддержке по сохранению, укреплению и коррекции психологического здоровья воспитанников и сотрудников МБДОУ в условиях ФГОС»
Тема инновационного проекта: «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»
Разработчики инновационного проекта:
Лапшова Л.В., Ваганова С.Ф.,
специалисты психологической службы
детского сада «Солнышко»
с. Яр-Сале, 2015 года
Информационная карта проекта
Название проекта | «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений» |
Цель проекта | Сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого – педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через организованную модель здоровьесбережение в ДОУ. |
Задачи проекта | 1.Повысить психолого - педагогической компетентности педагогов и уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребенка у родителей, через здоровьесберегающую деятельность в ДОУ. 2.Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. 3.Формировать познавательный интерес ребенка через его включенность в различные вид деятельности. 4. Научить взрослых использовать знания по формированию здорового психологического комфорта к психологическому здоровью детей. 5. Повышать интерес педагогов и родителей к психологии через распространение передового опыта по формированию здорового психологического комфорта воспитанников с учетом их возрастных особенностей. 6. Содействовать формированию эстетической культуры детей и родителей в совместной творческой деятельности, укрепление партнерских отношений дошкольного образовательного учреждения и семьи. |
Разработчики | Лапшова Людмила Владимировна, Ваганова Светлана Федоровна - специалисты службы психологического сопровождения МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко» |
Тип проекта | коллективный, творческий. |
Участники проекта | воспитанники всех возрастных групп и их родители, сотрудники, педагоги МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко» |
Срок реализации проекта | краткосрочный (с 16 по 27 ноября 2015 года). |
База реализации | муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко» |
Этапы реализации проекта | Первый этап – подготовительный.Цель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами проектной деятельности; получение общего представления о позитивном или негативном эмоциональном состоянии и благополучии участников образовательного процесса в ДОУ. Второй этап - практический. Цель: реализация поставленных целей с помощью выбранных форм работы, определение системы работы; создание психологически безопасного информационного пространства. Третий этап– заключительный. Цель: подведение итогов проектной деятельности; определение психоэмоционального состояния участников и результативности профилактической работы. |
Новизна проекта | Работа по данной проблеме построена на принципе интеграции и систематизации психолого-педагогического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога и педагогов. |
Краткая аннотация проекта:
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС) рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада.
Как известно, психоэмоциональное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека. Согласно введения в ФГОС дошкольного образования, мы сочли необходимым в работе, сделать акцент на совместную деятельность родителей, педагога и детей, используя интеграцию разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения.
До реализации данного проекта в детском саду проводились мероприятия по здоровьесбережению, ориентированные только на воспитанников. В проектной деятельности нами представлен и обобщен опыт проведения и интеграции различных мероприятий по профилактике психоэмоционального напряжения всех участников образовательного процесса ДОУ. Стремясь достигнуть своей базовой цели – сохранения и укрепления психического здоровья участников проекта, специалисты психологической службы включаются в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива, устанавливают продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.
Такая форма работы, как «Неделя психологического здоровья»- этоодно из организационных средств решения данной проблемы, которая способствует повышению интереса субъектов воспитательно-образовательного процесса к психическому здоровью детей и взрослых.
В рамках проекта «Калейдоскоп настроений» в нашем дошкольном образовательном учреждении проводилась «неделя психологического здоровья» при разработке проектной деятельности мы опирались на следующие рабочие принципы:
- учет возрастных и индивидуальных возможностей детей;
- мероприятия недели не должны, по возможности, вмешиваться в воспитательно-образовательный процесс (соблюдения режима дня);
- события недели должны охватывать по возможности весь детский сад (сотрудников, родителей и детей).
Актуальность проекта.
На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья человека очевидна. Особенно, у нас, жителей Заполярья, «Полярный синдром» - это не болезнь, а реакция организма на действие комплекса факторов высоких широт. Не только полярная ночь, но и полярный день в Заполярье – характеризуются наличием чувства необоснованной тревоги и напряжения, депрессией, сонливостью, по утрам отсутствием традиционного чувства бодрости; тревожит появление у детей излишней активности или, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Спокойный, уравновешенный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Такие варьирования могут действовать на психику, особенно на эмоциональное состояние. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно. И педагог часто не может определиться в выборе приемов и методов для налаживания эффективного взаимодействия с такими детьми.
Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям. Родители зачастую испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются целым рядом причин:
- ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
- социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
- личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях)отсутствия понимания;
- глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей экологическими проблемами, локальными войнами и т.д.).
Так как в современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения приоритетным направлением является работа с родителями и взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества, нельзя оставлять без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как работа с семьей.
Все это позволило говорить о необходимости выстраивания специально-организованной работы с детьми и взрослыми (сотрудники, родители). Тем более, что необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса.Так как проблема психоэмоционального состояния актуальна и для сотрудников детских учреждений.
Таким образом, особенно важно при ведущей роли педагогов-психологов объединить усилия воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.
Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволило осуществлять более эффективное взаимодействие между психологами, педагогами и родителями детей.
Таким образом, возникшие проблемы, с одной стороны важность и необходимость повышения психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через здоровьесберегающую деятельность в ДОУ, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Данный материал представляет собой обобщение актуального опыта методической и практической работы специалистов психологической службы по вопросам психологического обеспечения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом новых требований.
II.Новизна проекта
- Работа по данной проблеме построена на принципе интеграции и систематизации психолого-педагогического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога и педагогов.
III. Направление проекта:
- Поиск новых направлений и форм психолого- педагогической работы.
- Развитие творческого потенциала в процессе совместной деятельности детей и взрослых с использованием инновационных технологий в МБДОУ.
- Создание благоприятной психологической атмосферы.
IV. Целевая аудитория: воспитанники всех возрастных групп и их родители, сотрудники, педагоги МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко».
V. Методологическое обеспечение проекта:
Теоретическое
- В.Г. Алямовская, С.Н. Петровская. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста;
- Дружинин В.Н. Психическое здоровье детей;
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ;
- Калинина Р.Р. Психолог-педагогическая диагностика в детском саду;
- КряжеваН.Л. Развитие эмоционального мира детей;
- Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ;
- Никифоров Г.С. Психология здоровья;
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей;
- Тебенева Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ;
- Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов. Санкт-Петербург 2012-2015г.
Существует множество приемов и методов, упражнений непосредственно формирующих навыки конструктивного общения, навыков снятия эмоционального напряжения, усталости и другое.
Методы и приемы, используемые в проекте: наблюдение, беседы, игры: игровые сеансы, дидактические, игры-путешествия, коммуникативные, сюжетные игры; занимательные аутотренинги, сказкотерапия, исследовательская, творческая и проектная деятельность, методы арттерапии, изотерапии, мониторинг.
Цель проекта: сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого – педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через организованную модель здоровьесбережение в ДОУ.
Задачи проекта:
1. Повысить психолого - педагогической компетентности педагогов и уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребенка у родителей, через здоровьесберегающую деятельность в ДОУ.
2. Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
3. Формировать познавательный интерес ребенка через его включенность в различные вид деятельности.
4. Научить взрослых использовать знания по формированию здорового психологического комфорта к психологическому здоровью детей.
5. Повышать интерес педагогов и родителей к психологии через распространение передового опыта по формированию здорового психологического комфорта воспитанников с учетом их возрастных особенностей.
6. Содействовать формированию эстетической культуры детей и родителей в совместной творческой деятельности, укрепление партнерских отношений дошкольного образовательного учреждения и семьи.
VI. Гипотеза проекта: использование творческого проекта направлено на формирование позитивных установок у детей и взрослых, на внедрение и поиск новых подходов к решению проблемы профилактики психоэмоционального напряжения через здоровьесберегающую деятельность в ДОУ, а также на улучшение психоэмоционального состояния детей и взрослых.
VII.Стратегия осуществления творческой проектной деятельности.
Данный проект реализован в рамках психолого-педагогической системы на базе МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа:
- с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной творческой деятельности воспитателя и ребенка, родителя и ребенка, самостоятельной детской деятельности;
- с педагогами – в условиях проведения активной методической работы;
- с сотрудниками и родителями – в совместной деятельности специально организованных мероприятий;
- с помощниками воспитателей в совместной деятельности специально организованных мероприятий.
Работа над творческим проектом психолого-педагогического взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Планирование поэтапной реализации проекта
Первый этап – подготовительный.
Цель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами проектной деятельности; получение общего представления о позитивном или негативном эмоциональном состоянии и благополучии участников образовательного процесса в ДОУ.
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки исполнения | Участники |
1. | Анализ имеющихся содержательных, учебно-методических, организационных условий для реализации проекта. | Подбор и систематизация наглядно – методического и дидактического материала: игры, упражнения, психолого-педагогическая литература по данной проблеме. | с 16 по 20 ноября 2015 года | Специалисты психологической службы ДОУ, зам. директора по научно-методической работе |
2. | Составление плана совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах | Разработка перспективного плана по реализации проекта | до 16 ноября 2015 года | |
3. | Создание необходимой предметно-развивающей среды для повышения самооценки, развития эмоциональной сферы у детей. | Организация психологического уголка в группах, в котором размещены зоны для саморегуляции и релаксации, для повышения самооценки, развития эмоциональной сферы. | В течение реализации проекта | Участники образовательного процесса ДОУ |
4. | Создание благоприятных условий, направленных на профилактику психоэмоционального напряжения у сотрудников ДОУ | Организация мероприятий по снятию психоэмоционального напряжения в условиях использования сенсорной комнаты (специально оборудованного помещения для психологической разгрузки). |
Второй этап - практический.
Цель: реализация поставленных целей с помощью выбранных форм работы, определение системы работы; создание психологически безопасного информационного пространства.
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки исполнения | Участники |
Работа с родителями | ||||
1. | Оказание методической и практической помощи родителям по вопросам создания необходимой предметно-развивающей среды для повышения самооценки, развития эмоциональной сферы у детей. | Индивидуальные консультации. | В течение реализации проекта | Родители детей всех возрастных групп (далее -родители), педагоги-психологи ДОУ |
Создание памяток и практических рекомендаций. | ||||
Стендовая консультация «Особенности психоэмоционального развития детей»; «Значение цвета в психологии» | 16-20 ноября 2015 года | педагоги-психологи ДОУ, родители | ||
2. | Активизация совместного творчества детей и родителей. Поднятие престижа института семьи. | Проведение конкурса «Мой ребенок в лучах солнца» | с 16 по 23 ноября2015 года | Воспитанники всех возрастных групп ДОУ, их родители |
3. | Укрепление партнерских отношений образовательного учреждения и семьи | Оформление выставки творческих работ | 23-27 ноября 2015 года | Организатор проектной деятельности |
Работа с детьми | ||||
1. | Учет динамики эмоционального благополучия и состояния детей проводили на основе анализа выраженности критериев оценки профиля эмоционального благополучия в детском саду | Мониторинг эмоционального благополучия и состояния детейс помощью показателя «Календаря настроений», а так же материалов проективных заданий (рисунки, схемы, игровые и диагностические задания и т.п.). | 23-27 ноября 2015 года | Воспитатели, педагоги-психологи |
2. | Проведение специально организованных групповых развивающих мероприятий с детьми. | Непосредственно образовательная деятельность (НОД) «Страна Психология», «Словарик эмоций», направленных на развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человекас применением арт-терапевтических техник». | В течение реализации проекта | Воспитанники всех возрастных групп |
Психологическая акция «День сладких загадок и сюрпризов» | 25 ноября 2015 года | Воспитанники средних, старших, подготовительных и санаторной групп, воспитатели, педагоги-психологи | ||
Оформление своей странички в Альбоме «Наше настроение» в средних, старших, подготовительных, санаторной группах. | 26 ноября 2015 года | |||
Работа с сотрудниками | ||||
1. | Информирование сотрудников об интерпретации и взаимосвязи цвета и особенностей личности | Информирование с помощью технических средств общения (ТСО) | 23-27 ноября 2015 года | Психологическая служба |
2. | Повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам психоэмоционального напряжения | Мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом, публикации статей на сайте ДОУ и в районной общественно-политической газете «Время Ямала» | В течение реализации проекта | Воспитатели, специалисты ДОУ |
3. | Разработка методических материалов для реализации данного проекта | Методические заседание, педагогические совещания, мозговой штурм | В течение реализации проекта | Организаторы проекта |
3. | Разработка практических рекомендаций по профилактике и снижению психоэмоционального напряжения. | Стендовая консультация для педагогов по темам: «Значение цвета в психологии»; «Развитие социальной уверенности у дошкольников»; «Развитие успешного взаимодействия дошкольников со сверстниками средствами театрализованной деятельности». | 16-18 ноября 2015 года | Организаторы проекта |
4. | Проведение практикумов с элементами тренинга для сотрудников по данной проблеме. | Игровой тренинг с младшими воспитателями «Подари свое тепло и добро» | 18 ноября 2015 года | Педагоги-психологи ДОУ |
5. | Разработка и использование дидактического и демонстрационного материала, игр и упражнений на обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме, умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции, бесконфликтному общению, повышению самооценки, навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде. | Папка конспектов игровых занятий, развлечений, сценариев совместной деятельности, дидактического и демонстрационного материала. Использование ИКТ, музыкотерапии | В течение реализации проекта | Психологическая служба |
6. | Организация совместной творческой деятельности родителей и детей, способствующими налаживанию благоприятного эмоционального климата в семье. | Конкурс творческих работ «Мой ребенок в лучах солнца» | 16-23 ноября 2015 года | Родители, воспитанники, администрация, воспитатели, педагоги-психологи |
7. | Организация и проведение недели психологического здоровья «Калейдоскоп настроений» | Неделя психологии «Калейдоскоп настроений» | Сотрудники ДОУ, воспитанники всех возрастных групп | |
8. | Созданиеблагоприятных условий, на правленых на профилактику и снижение психоэмоционального напряжения; гармонизация эмоционального состояния | Проведение психологической акции «Радуга настроений с поощрением» | 23-27 ноября 2015 года |
Третий этап– заключительный.
Цель: подведение итогов проектной деятельности; определение психоэмоционального состояния участников и результативности профилактической работы.
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки исполнения | Участники |
1. | Проведение анализа проделанной работы | Мониторинг Скрининг Диагностика | 27 ноября 2015 года | Психологическая служба |
2. | Открытое обсуждение материалов проекта | Создание статьи на сайте ДОУ, публикации в районной общественно-политической газете «Время Ямала», выступление на педагогическом совете. | 28 ноября 2015 года | Психологическая служба, педагоги ДОУ |
3. | Подведение итогов проведения недели психологического здоровья «Калейдоскоп настроений» | Психологическая гостиная «Калейдоскоп настроений» | 27 ноября 2015 года | Психологическая служба, педагоги ДОУ |
4. | Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества с семейным социумом | Практический анализ реализации проекта, Открытое обсуждение с привлечением экспертов. | 28 ноября 2015 года |
Краткое описание мероприятий по реализации Недели психологического здоровья «Калейдоскоп настроений»
В рамках данного проекта, с 23 по 27 ноября в нашем учреждении прошла Неделя психологии «Калейдоскоп настроений».
Что же произошло в эти дни в детском саду? Ничего особенного и все-таки очень многое.
Все дни «Недели психологии» стали неповторимыми и запоминающими. Каждый день был посвящен определенному цвету; сопровождался информированием всех участников о плане проведения мероприятий, интерпретации цветов; проведением психологами групповых развивающих занятий по закреплению и обобщению знаний детей об эмоциях, чувствах и их оттенков.
А также, в течение недели проводился психологический тест «Мое настроение», где ежедневно дети и взрослые отмечали свое эмоциональное состояние в календарях настроений. Для заполнения карты эмоционального благополучия были применены следующие психодиагностические инструментарии: таблица экспертной оценки показателей степени проявления эмоционального благополучия ребенка в детском саду; схема наблюдения за внешними и внутренними экспрессивными проявлениями. Все эти методики позволили осуществить групповое обследование.
Самое главное - на неделе психологии была предоставлена возможность всем участникам образовательного процесса поделиться своим позитивным настроением с окружающими. Весь коллектив детского сада был вовлечен в этот марафон.
Уже в первый день, как и в последующие дни, в холле сада всех сотрудников ждала необычная психологическая акция «Радуга настроений». Каждому желающему была предоставлена возможность отобразить свое настоящее настроение в виде смайликов (веселый, либо грустный). К концу дня «Радуга» была расклеена смайликами, демонстрирующими доминирующее настроение коллектива. Так был создан позитивный эмоциональный тонус первого дня «Недели».
В этот же день в фойе детского сада была оформлена выставка творческих работ «Мой ребенок в лучах солнца».Детские личики красовались на солнышках, подготовленных родителями, а согревали их лучики – с ласковыми словами и именами малышей. Солнышки получились у всех разными, но объединяло их одно – любовь родителей к своим детям, которую можно было ощутить, читая слова на лучиках: “наша радость”, “красавица”, “наше сокровище”, “солнышко”, “лапочка
Второй день был обозначен как «День добрых дел». Кроме того, в соответствии с положением о проведении конкурса, членами жюри былиподведены итоги и отмечены самые оригинальные работы.
Среда всем участникам запомнилась как «День сладких загадок и сюрпризов». Этот день был богат на сюрпризы! К ребятам в гости пришли сказочные персонажи: Мальвина и Буратино. Они принесли с собой загадки. За правильный ответ дети и взрослые получили сладкие призы.
Кроме того, в этот день стартовала психологическая игра «Тайный друг» (для всего коллектива сотрудников детского сада). В ней приняли участие более 45 человек. По условию игры участник выбирал себе «объект» и оказывал ему знаки внимания, так чтобы «объект» не догадался, кто его тайный друг. В течение трех дней участники игры получали конверты с маленькими, а иногда и совсем немаленькими подарками, записочками и сюрпризами. В последний день игры можно было признаться и раскрыться, кто чьим другом был. За неделю у многих накопились слова благодарности, которые игроки смогли выразить лично во время психологической гостиной. Использование психологической акции позволило решить самые различные задачи, например: психологическое единение коллектива и открытие уникальной красоты души. Все это вызывало и положительные эмоции, и удивление, и ощущения чего необычного.
Что же мы увидели к концу дня? У взрослых и детей преобладало позитивное, доброжелательное настроение: у сотрудников спокойное, уравновешенное, уверенное, а у воспитанников – солнечное, яркое. Вот какое настроение живет в нашем детском саду!
Анализируя мониторинг исследования настроения коллектива, нужно отметить, что именно в этот сюрпризный день, было меньше всего «грустных» смайликов.
Четвертый день продолжался наш марафон игрой «Тайный друг».
Чем еще запомнился этот день? В этот день воспитанники детского сада создавали Альбом «Наше настроение»(рисуночная методика «Рисуем настроение»). Детвора подготовительных, старших и средних групп с удовольствием рисовали на своей страничке. . Выбор методик обусловлен тем, что с помощью каждой из них можно оценить несколько диагностируемых показателей; причем все они имеют прогностическую значимость.
Обобщение причин и условий возникновения проблем эмоционального благополучия ребенка в детском саду, осуществлялся через анализ отрицательных эмоциональных состояний и поведенческих реакций их порождающих. Эти ситуации интерпретировались как представляющие угрозу имеющемуся у ребенка уровню самооценки, его самоценности. Полученные результаты мониторинга эмоционального благополучия и состояния в дальнейшем использовались при определении содержания занятий с детьми, подборе методических приемов и материалов работе педагога-психолога, реализации индивидуального подхода к развитию детей с целью коррекции имеющихся эмоциональных проблем. Далее, выстраивался прогноз развития эмоциональной сферы и личности дошкольника в условиях ДОУ. Центральной задачей, которого является: развитие способности распознавать свои чувства, эмоции, умение воспринимать события и быть открытым новому опыту, осмысление своих мыслей, чувств, переживаний в различных по сложности условиях.
Получилась большая и интересная выставка детских коллективных работ, которую мы оформили в «Альбом». Таким образом, такой рисуночный тест стал информативной и удобной экспресс – диагностикой на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
Ярким аккордом закрытия «Недели психологии» стала психологическая гостиная «Калейдоскоп настроений», проведенная 27 ноября» с педагогическим коллективом, где были подведены итоги реализуемого проекта: что удалось, результаты мероприятий; обсуждение мнений и пожеланий. Все делились своими впечатлениями, полученными результатами. По мнению участников особенно запомнился день сладких сюрпризов, психологическая игра «Тайный друг», и психологическая гостиная.
На правах «хозяев» гостиной, мы постарались организовать досуг «гостей». В этом организаторам помогли специалисты логопедической службы, преподаватели по изобразительной деятельности, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители. С присутствующими были проведены: мастер-класс по рисованию с помощью мыльных пузырей; игровые упражнения, логопедические речевые разминки. Позитивно и смешно коллеги разыграли сказку-экспромт «Говорят, что от коллектива не надо отделяться». Проведенные игры были направлены на сплочение коллектива, на снятие напряжение и усталости. Добрые и смешные конкурсы показали, что сотрудники отлично понимают друг друга, имеют чувство юмора.
Что дала «Неделя психологии» лично нам, психологам? Удовлетворение, «наполненную усталость», желание реализовывать новые идеи. Потому что она прошла в режиме диалога – целебного стиля общения, столь редкого в нашей суетной жизни. Думаем, что «Неделя психологии» получилась целостной и законченной, ведь удалось вовлечь всех сотрудников, родителей и детей. Удалось реализовать этот проект только благодаря помощи и поддержки всех сотрудников сада, пониманию родителей и активности детей.
Психологические акции и игры на время своей жизни создали в ДОУ определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние. На некоторое время детский сад стал одним целым, вжился в одни мысли, одни вопросы, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками. Очень многие за этот промежуток времени немножко подумали о себе и других, о том, как проявляется их настроение и как влияет на окружающих. Все присутствующие получили заряд положительных эмоций. Мы увидели, что в нашем коллективе работают дружные, заботливые, умеющие поддержать и прийти на помощь сотрудники.
Вот так необычно мы прожили эту неделю, получив много положительных эмоций и заряд энергии, которого хватит надолго! Уверены, что проводимая «Неделя психологии» становится хорошей традицией нашего детского сада.
Спасибо всем, кто принимал активное участие в наших мероприятиях! И особую благодарность выражаем всем, кто помог осуществить задуманное!
VIII. Предполагаемый результат.
- Снижение психоэмоционального напряжения; улучшение психологического микроклимата в коллективе.
- Формирование коммуникативных навыков общения, эмоционально-волевой сферы у воспитанников ДОУ.
- Повышение уровня мотивации к совместной творческой деятельности; творческое самовыражение воспитанников, сотрудников, родителей.
- Гармонизация эмоционального состояния
- Организация полноценной жизнедеятельности ребенка в группе.
- Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- Дифференцированный подход с учетом возрастных особенностей.
IX. Вывод: для обеспечения психологического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении созданы уголки уединения, эмоциональные уголки, которые способствуют профилактике психоэмоционального личностного развития ребенкана основе примерных Критериев государственного образовательного стандарта и Конвенции по охране прав детства.
Таким образом, психологическое сопровождение является одним из основных составляющих в реализации права МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко» на инновационную деятельность. Дошкольники получают возможность индивидуального развития в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества, руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме. Между сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива. Созданная предметно-развивающая среда, способствует творческим проявлениям и побуждает к активной творческой деятельности весь коллектив. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную воспитательно-образовательную работу, создает условия для сохранения психологического и физического здоровья детей.
Профилактические мероприятия по реализации данной проектной деятельности помогли перебороть всеобщее полярное напряжение и как бы подзарядить организм бодростью, наполнили их творческой энергией, помогла выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения, снизила психоэмоциональное напряжение у детей и взрослых.После проводимых мероприятий значительно улучшился психологический микроклимат в педагогическом коллективе, повысилась самооценка педагогов, уверенность в себе, своих силах, улучшилось эмоциональное состояние. Результативность проведенной работы раскрывает всю ценность проведенной работы, эффективность используемых приемов и методов.
X. Перспектива на будущее:
1. Представление опыта работы в СМИ на муниципальном уровне.
2. Обсуждение проекта, внесение изменений, дополнений.
Список литературы
- Алямовская В.Г., С.Н. Петровская Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста М., 2011.
- Грецов А.Г. Понимать своего ребенка. СПб.: Питер, 2009.
- Дружинин В.Н. Психическое здоровье детей. - М.: Тв. Центр, 2002. - 64 с.
- Загорная Е.В. «Настольная книга детского психолога», Издательство «Наука и техника», 2010г.,291с.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Князева П. Неделя психологии в детском саду, газета «Школьный психолог» № 24, 2007 г.
- Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. М.: Просвещение, 2005.
- Крылова Н.И. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.2009
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», «Давайте жить дружно!» практическое пособие, 2-ое издание, стереотипное, М.»ГЕНЕЗИС» 2000г.- 200с.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с
- Метенова Н.М. «Родителям о детях», издательство «Индиго», Ярославль 2009 г., 48с.
- Осорина М.В. Секретный мир детей: пособие. - СПб.: Питер, 1999.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
- Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Никифоров Г.С. Психология здоровья /под редакцией Г.С. Никифорова // Санкт-Петербургский государственный университет, 2000.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2004.
- Татарникова Л.Г. «Российская школа здоровья и индивидуального развития детей», С-Пб АППО, пособие 3-е издание, С-Пб, 2004г., с.- 190.
- Тебенева Т.Н. «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» управление ДОУ №1 2007.
- Чистякова М. Психогимнастика: пособие. — М.: Просвещение, 1990
- Урунтаева Г.А., Ю.А.Афонькина. Практикум по дошкольной психологии. Москва 2000
- Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов. Санкт-Петербург 2012-2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ в ДОУ
Материалы для работы ПМПк в ДОУ....
Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС
Тема довольно актуальная: как организовать психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ....
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ, организация психолого-педагогического сопровождения»
«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он выр...
Проект инновационной деятельности: «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»
Разработка и внедрение инновационных моделей по психологической поддержке по сохранению, укреплению и коррекции психологического здоровья воспитанников и сотрудников МБДОУ в условиях ФГОС....
Деятельность службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации по обеспечению специальных образовательных условий для дошкольников с ОВЗ
Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного о...
Проект по самообразованию "Организация психолого-педагогического сопровождения в ДОУ, как фактор развития детской одаренности"
В данной презентации представлен отчет по самообразованию педагога-психолога...
Представление опыта для творческой группы по организации психолого-педагогического сопровождения на тему "Формирование у дошкольников системы «мягких навыков» через инновационную технологию «Кубик Блума».
Кубик Блума является инновационной практикой в развитии критического мышления дошкольников и позволяет систематизировать полученные знания.Использование приема "Кубик Блума" только на первый...