Проект инновационной деятельности: «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»
проект

Журина (Ваганова) Светлана Федоровна

Цель проекта: сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого – педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через организованную модель здоровьесбережение в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kaleydoskop_nastroeniy.docx66.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЯМАЛЬСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

ИННОВАЦИОННЫЙ  ПРОЕКТ

       на участие в конкурсе творческих разработок учителей, педагогов и преподавателей образовательных организаций Ямало-Ненецкого округа

 «Инновационные технологии в современной образовательной организации»

Направление: «Разработка и внедрение инновационных моделей по психологической поддержке по  сохранению, укреплению и коррекции психологического здоровья воспитанников  и сотрудников МБДОУ в условиях ФГОС»

Тема инновационного проекта:  «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»

Разработчики инновационного проекта:

Лапшова Л.В., Ваганова С.Ф.,

специалисты психологической службы

детского сада «Солнышко»

с. Яр-Сале, 2015 года

Информационная карта проекта

Название проекта

«Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»

Цель проекта

Сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого – педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через организованную модель здоровьесбережение в ДОУ.

Задачи проекта

1.Повысить психолого - педагогической компетентности педагогов и уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребенка у родителей, через здоровьесберегающую деятельность в ДОУ.

2.Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

3.Формировать познавательный интерес ребенка через его включенность в различные вид деятельности.

4. Научить взрослых использовать знания по формированию здорового психологического комфорта к психологическому здоровью детей.

5. Повышать интерес педагогов и родителей к психологии через распространение передового опыта по формированию здорового психологического комфорта воспитанников с учетом их возрастных особенностей.

6. Содействовать формированию эстетической культуры детей и родителей в совместной творческой деятельности, укрепление партнерских отношений дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Разработчики

Лапшова Людмила Владимировна, Ваганова Светлана Федоровна - специалисты службы психологического сопровождения МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Тип проекта

коллективный, творческий.

Участники проекта

воспитанники всех возрастных групп и их родители, сотрудники, педагоги МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Срок реализации проекта

краткосрочный (с 16 по 27 ноября 2015 года).

База реализации

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Этапы реализации проекта

Первый этап – подготовительный.Цель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами проектной деятельности; получение общего представления о позитивном или негативном эмоциональном состоянии и благополучии участников образовательного процесса в ДОУ.

Второй этап -  практический.  Цель: реализация поставленных целей с помощью выбранных форм работы, определение системы работы; создание психологически безопасного информационного пространства.

Третий этап– заключительный.  Цель: подведение итогов проектной деятельности; определение психоэмоционального состояния участников  и результативности профилактической работы.

Новизна проекта

Работа по данной проблеме построена на принципе интеграции и систематизации психолого-педагогического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога и педагогов.

Краткая аннотация проекта:

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС) рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада.

Как известно, психоэмоциональное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека. Согласно введения в  ФГОС дошкольного образования, мы сочли необходимым в работе, сделать акцент на совместную деятельность родителей, педагога и детей, используя интеграцию разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения.

До реализации данного проекта в детском саду проводились мероприятия по здоровьесбережению, ориентированные только на воспитанников. В проектной деятельности нами представлен и обобщен опыт проведения и интеграции различных мероприятий по профилактике психоэмоционального напряжения всех участников образовательного процесса ДОУ. Стремясь достигнуть своей базовой цели – сохранения и укрепления психического здоровья участников проекта, специалисты психологической службы включаются в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива, устанавливают продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.

Такая форма работы, как «Неделя психологического здоровья»- этоодно из организационных средств решения данной проблемы, которая способствует повышению интереса субъектов воспитательно-образовательного процесса к психическому здоровью детей и взрослых.

В рамках проекта «Калейдоскоп настроений» в  нашем дошкольном образовательном учреждении проводилась «неделя психологического здоровья» при разработке проектной деятельности мы опирались на следующие рабочие принципы:

- учет возрастных и индивидуальных возможностей детей;

- мероприятия недели не должны, по возможности, вмешиваться в воспитательно-образовательный процесс (соблюдения режима дня);

- события недели должны охватывать по возможности весь детский сад (сотрудников, родителей и детей).

Актуальность проекта.

На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья человека очевидна. Особенно, у нас, жителей Заполярья, «Полярный синдром» - это не болезнь, а реакция организма на действие комплекса факторов высоких широт. Не только полярная ночь, но  и полярный день в Заполярье –  характеризуются наличием чувства необоснованной тревоги и напряжения, депрессией, сонливостью, по утрам отсутствием традиционного чувства бодрости; тревожит появление у детей излишней активности или, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Спокойный, уравновешенный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Такие варьирования  могут действовать на психику, особенно на эмоциональное состояние.  Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно. И педагог часто не может определиться в выборе приемов и методов для налаживания эффективного взаимодействия с такими детьми.

Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям. Родители  зачастую испытывают  трудности  в  воспитании   детей, которые  объясняются  целым  рядом  причин:

  •    ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
  •  социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
  • личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях)отсутствия понимания;
  •  глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей экологическими проблемами, локальными войнами и т.д.).

        Так как в современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения приоритетным направлением  является  работа с родителями и взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества, нельзя оставлять без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как работа с семьей.  

Все это позволило говорить о  необходимости выстраивания специально-организованной  работы с детьми и взрослыми (сотрудники, родители). Тем более, что необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса.Так как проблема психоэмоционального состояния актуальна и для сотрудников детских учреждений.

Таким образом, особенно важно при ведущей роли педагогов-психологов объединить усилия воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.

Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволило  осуществлять более эффективное взаимодействие между психологами, педагогами и  родителями детей.

Таким образом, возникшие проблемы, с одной стороны важность и необходимость повышения психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через здоровьесберегающую деятельность в ДОУ,  и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Данный материал представляет собой обобщение актуального опыта методической и практической работы специалистов психологической службы по вопросам психологического обеспечения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом новых требований.

II.Новизна проекта

  • Работа по данной проблеме построена на принципе интеграции и систематизации психолого-педагогического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога и педагогов.

III. Направление проекта:

  • Поиск новых направлений и форм психолого- педагогической работы.
  • Развитие творческого потенциала  в процессе совместной деятельности детей и взрослых  с использованием инновационных технологий в МБДОУ.
  • Создание благоприятной психологической атмосферы.

IV. Целевая аудитория: воспитанники всех возрастных групп и их родители, сотрудники, педагоги МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко».

V. Методологическое обеспечение проекта:

Теоретическое

- В.Г. Алямовская, С.Н. Петровская. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста;

- Дружинин В.Н. Психическое здоровье детей;

- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ;          

- Калинина Р.Р. Психолог-педагогическая диагностика в детском саду;

- КряжеваН.Л. Развитие эмоционального мира детей;

- Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ;

-  Никифоров Г.С. Психология здоровья;

- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей;

- Тебенева Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ;

- Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов. Санкт-Петербург 2012-2015г.  

Существует множество приемов и методов, упражнений непосредственно формирующих навыки конструктивного общения, навыков снятия эмоционального напряжения, усталости и другое.

Методы и приемы, используемые в  проекте: наблюдение, беседы, игры: игровые сеансы, дидактические, игры-путешествия, коммуникативные, сюжетные игры; занимательные аутотренинги,  сказкотерапия, исследовательская, творческая и проектная  деятельность, методы арттерапии, изотерапии, мониторинг.

Цель проекта: сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого – педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через организованную модель здоровьесбережение в ДОУ.

Задачи проекта:

 1. Повысить психолого - педагогической компетентности педагогов и уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребенка у родителей, через здоровьесберегающую деятельность в ДОУ.

2. Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

3. Формировать познавательный интерес ребенка через его включенность в различные вид деятельности.

4. Научить взрослых использовать знания по формированию здорового психологического комфорта к психологическому здоровью детей.

5. Повышать интерес педагогов и родителей к психологии через распространение передового опыта по формированию здорового психологического комфорта воспитанников с учетом их возрастных особенностей.

6. Содействовать формированию эстетической культуры детей и родителей в совместной творческой деятельности, укрепление партнерских отношений дошкольного образовательного учреждения и семьи.

VI. Гипотеза проекта: использование творческого проекта направлено на формирование позитивных установок у детей и взрослых, на  внедрение и поиск новых подходов к решению проблемы профилактики психоэмоционального напряжения через здоровьесберегающую деятельность в ДОУ,  а также на  улучшение   психоэмоционального  состояния детей и взрослых.                                                                                                  

VII.Стратегия осуществления  творческой проектной  деятельности.

Данный проект реализован в рамках  психолого-педагогической системы  на базе МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа:

  • с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной творческой деятельности воспитателя и ребенка, родителя и ребенка, самостоятельной детской деятельности;
  • с педагогами – в условиях проведения активной методической работы;
  • с сотрудниками и родителями – в совместной деятельности  специально организованных мероприятий;
  • с помощниками воспитателей в совместной деятельности  специально организованных мероприятий.

Работа над творческим проектом психолого-педагогического взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Планирование поэтапной реализации проекта

 Первый этап – подготовительный.

Цель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами проектной деятельности; получение общего представления о позитивном или негативном эмоциональном состоянии и благополучии участников образовательного процесса в ДОУ.

Задачи

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

1.

Анализ имеющихся содержательных, учебно-методических, организационных условий для реализации проекта.

Подбор и систематизация наглядно – методического и дидактического материала: игры, упражнения, психолого-педагогическая  литература по данной  проблеме.

с 16 по 20 ноября 2015 года

Специалисты психологической службы ДОУ, зам. директора по научно-методической работе

2.

Составление плана  совместной  деятельности взрослых и детей  в режимных моментах

Разработка перспективного плана по реализации проекта

до 16 ноября 2015 года

3.

Создание необходимой предметно-развивающей среды для повышения самооценки, развития эмоциональной сферы у детей.

Организация психологического уголка в группах, в котором размещены зоны для саморегуляции и релаксации, для повышения самооценки, развития эмоциональной сферы.

В течение реализации проекта

Участники образовательного процесса ДОУ

4.

Создание благоприятных условий, направленных  на профилактику психоэмоционального напряжения у сотрудников ДОУ

Организация мероприятий по снятию психоэмоционального напряжения в условиях использования сенсорной комнаты (специально оборудованного помещения для психологической разгрузки).

Второй этап -  практический.

Цель: реализация поставленных целей с помощью выбранных форм работы, определение системы работы; создание психологически безопасного информационного пространства.

Задачи

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

Работа с родителями

1.

Оказание методической и практической помощи родителям по вопросам создания необходимой предметно-развивающей среды для повышения самооценки, развития эмоциональной сферы у детей.

Индивидуальные консультации.

В течение

реализации

проекта

Родители детей всех возрастных

групп (далее -родители),  педагоги-психологи ДОУ

Создание памяток и практических рекомендаций.

Стендовая консультация «Особенности психоэмоционального развития детей»; «Значение цвета в психологии»

16-20 ноября 2015 года

педагоги-психологи ДОУ, родители

2.

Активизация совместного творчества детей и родителей.

Поднятие престижа института семьи.

Проведение конкурса «Мой ребенок в лучах солнца»

с 16 по 23 ноября2015 года

Воспитанники всех возрастных групп ДОУ, их родители

3.

Укрепление партнерских отношений образовательного учреждения и семьи

Оформление выставки творческих работ

23-27 ноября 2015 года

Организатор проектной деятельности

Работа с детьми

1.

Учет динамики  эмоционального благополучия и состояния детей проводили на основе анализа  выраженности критериев оценки профиля эмоционального благополучия в детском саду

Мониторинг эмоционального благополучия и состояния детейс помощью показателя  «Календаря настроений», а так же материалов проективных заданий (рисунки, схемы, игровые и диагностические задания и т.п.).

23-27 ноября 2015 года

Воспитатели, педагоги-психологи

2.

Проведение специально организованных групповых развивающих мероприятий с детьми.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) «Страна Психология», «Словарик эмоций», направленных на развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человекас применением арт-терапевтических техник».

В течение реализации проекта

Воспитанники всех возрастных групп

Психологическая акция «День сладких загадок и сюрпризов»

25 ноября 2015 года

Воспитанники средних, старших, подготовительных и санаторной групп, воспитатели, педагоги-психологи

Оформление своей странички в Альбоме «Наше настроение» в средних, старших, подготовительных, санаторной группах.

26 ноября 2015 года

Работа с сотрудниками

1.

Информирование сотрудников об интерпретации и взаимосвязи цвета и особенностей личности

Информирование с помощью технических средств общения (ТСО)

23-27 ноября 2015 года

Психологическая служба

2.

Повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада по вопросам психоэмоционального  напряжения

Мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом,

публикации статей на сайте ДОУ и в районной общественно-политической газете «Время Ямала»

В течение реализации проекта

Воспитатели, специалисты ДОУ

3.

Разработка методических материалов для реализации данного проекта

Методические заседание, педагогические совещания, мозговой штурм

В течение реализации проекта

Организаторы проекта

3.

Разработка практических рекомендаций по профилактике и снижению психоэмоционального напряжения.

Стендовая консультация для педагогов по темам: «Значение цвета в психологии»;

«Развитие социальной уверенности у дошкольников»;

«Развитие успешного взаимодействия дошкольников со сверстниками средствами театрализованной деятельности».

16-18 ноября 2015 года

Организаторы проекта

4.

Проведение практикумов с элементами тренинга для сотрудников по данной проблеме.

Игровой тренинг с младшими воспитателями «Подари свое тепло и добро»

18 ноября 2015 года

Педагоги-психологи ДОУ

5.

Разработка и использование дидактического и демонстрационного материала, игр и упражнений на обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме, умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции, бесконфликтному общению, повышению самооценки, навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Папка конспектов игровых занятий, развлечений, сценариев совместной деятельности, дидактического и демонстрационного материала. Использование ИКТ, музыкотерапии

В течение реализации проекта

Психологическая служба

6.

Организация совместной творческой деятельности родителей  и детей, способствующими налаживанию благоприятного эмоционального  климата в семье.

Конкурс творческих работ «Мой ребенок в лучах солнца»

16-23 ноября

2015 года

Родители, воспитанники, администрация, воспитатели,  педагоги-психологи

7.

Организация и проведение  недели психологического здоровья «Калейдоскоп настроений»

Неделя психологии «Калейдоскоп настроений»

Сотрудники ДОУ, воспитанники всех возрастных групп

8.

Созданиеблагоприятных условий, на правленых на профилактику и снижение психоэмоционального напряжения; гармонизация эмоционального состояния

Проведение психологической акции «Радуга настроений с поощрением»

23-27 ноября 2015 года

 

Третий этап– заключительный.  

Цель: подведение итогов проектной деятельности; определение психоэмоционального состояния участников  и результативности профилактической работы.

Задачи

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

1.

Проведение анализа проделанной работы

Мониторинг

Скрининг

Диагностика

27 ноября 2015 года

Психологическая служба

2.

Открытое обсуждение материалов проекта

Создание статьи на сайте ДОУ, публикации в районной общественно-политической газете «Время Ямала», выступление на педагогическом совете.

28 ноября 2015 года

Психологическая служба, педагоги ДОУ

3.

Подведение итогов проведения недели психологического здоровья «Калейдоскоп настроений»

Психологическая гостиная  «Калейдоскоп настроений»

27 ноября 2015 года

Психологическая служба, педагоги ДОУ

4.

Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества с семейным социумом

Практический анализ реализации проекта,

Открытое обсуждение с привлечением экспертов.

28 ноября

2015 года

Краткое описание мероприятий по реализации Недели психологического здоровья «Калейдоскоп настроений»

В рамках данного проекта, с 23 по 27 ноября в нашем учреждении прошла Неделя психологии «Калейдоскоп настроений».

Что же произошло в эти дни в детском саду? Ничего особенного и все-таки очень многое.   

Все дни «Недели психологии» стали неповторимыми и запоминающими. Каждый день был посвящен определенному цвету; сопровождался  информированием всех участников о плане проведения мероприятий, интерпретации цветов; проведением психологами групповых развивающих занятий по закреплению и обобщению знаний детей об эмоциях, чувствах и их оттенков.

А также, в течение недели проводился психологический тест «Мое настроение», где ежедневно дети и взрослые отмечали свое эмоциональное состояние в календарях настроений.   Для заполнения карты эмоционального благополучия были применены следующие психодиагностические инструментарии: таблица экспертной оценки показателей степени проявления эмоционального благополучия ребенка в детском саду; схема наблюдения за внешними и внутренними экспрессивными проявлениями. Все эти методики позволили осуществить групповое обследование. 

Самое главное - на неделе психологии была предоставлена возможность всем участникам образовательного процесса поделиться своим позитивным настроением с окружающими.  Весь коллектив детского сада был вовлечен в этот марафон.

     Уже в первый день, как и в последующие дни, в холле сада всех сотрудников ждала необычная психологическая  акция «Радуга настроений». Каждому желающему была предоставлена возможность отобразить свое настоящее настроение в виде смайликов (веселый, либо грустный). К концу дня «Радуга» была расклеена смайликами, демонстрирующими доминирующее настроение коллектива. Так был создан позитивный эмоциональный тонус первого дня «Недели».  

В этот же день в фойе детского сада была оформлена выставка творческих работ «Мой ребенок в лучах солнца».Детские личики красовались на солнышках, подготовленных родителями, а согревали их лучики – с ласковыми словами и именами малышей. Солнышки получились у всех разными, но объединяло их одно – любовь родителей к своим детям, которую можно было ощутить, читая слова на лучиках: “наша радость”, “красавица”, “наше сокровище”, “солнышко”, “лапочка

Второй день был обозначен как «День добрых дел».  Кроме того, в соответствии с положением о проведении конкурса, членами жюри былиподведены итоги и отмечены самые оригинальные работы.

Среда всем участникам запомнилась как «День сладких загадок и сюрпризов». Этот день был богат на сюрпризы!  К  ребятам  в гости пришли  сказочные персонажи:  Мальвина и Буратино. Они принесли с собой загадки. За правильный ответ дети и взрослые получили сладкие призы.

Кроме того, в этот день стартовала психологическая игра «Тайный друг»  (для всего коллектива сотрудников детского сада). В ней приняли участие более 45 человек.  По условию игры участник выбирал себе «объект» и оказывал ему знаки внимания, так чтобы «объект» не догадался, кто его тайный друг. В течение трех дней участники игры получали конверты с маленькими, а иногда и совсем немаленькими подарками, записочками и сюрпризами. В последний день игры можно было признаться и раскрыться, кто чьим другом был. За неделю у многих накопились слова благодарности, которые игроки смогли выразить лично  во время психологической гостиной. Использование психологической акции позволило решить самые различные задачи, например: психологическое единение коллектива и открытие уникальной красоты души. Все это вызывало и положительные эмоции, и удивление, и ощущения чего необычного.

Что же мы увидели к концу дня? У взрослых и детей преобладало позитивное, доброжелательное настроение: у сотрудников спокойное, уравновешенное, уверенное, а у воспитанников – солнечное, яркое. Вот какое настроение живет в нашем детском саду! 

Анализируя мониторинг исследования настроения коллектива, нужно отметить, что именно в этот сюрпризный день, было меньше всего «грустных» смайликов.

Четвертый день  продолжался  наш марафон игрой «Тайный друг».

Чем еще запомнился этот день?  В этот день воспитанники детского сада создавали Альбом «Наше настроение»(рисуночная методика «Рисуем настроение»).  Детвора подготовительных, старших и средних групп с удовольствием рисовали на своей страничке. Выбор методик обусловлен тем, что с помощью каждой из них можно оценить несколько диагностируемых показателей; причем все они имеют прогностическую значимость.

         Обобщение причин и условий возникновения проблем эмоционального благополучия ребенка в детском саду, осуществлялся через анализ отрицательных эмоциональных состояний и поведенческих реакций их порождающих. Эти ситуации интерпретировались как представляющие угрозу имеющемуся у ребенка уровню самооценки, его самоценности. Полученные результаты мониторинга эмоционального благополучия и состояния в дальнейшем использовались при определении содержания занятий с детьми, подборе методических приемов и материалов работе педагога-психолога, реализации индивидуального подхода к развитию детей с целью коррекции имеющихся эмоциональных проблем. Далее, выстраивался прогноз развития эмоциональной сферы и личности дошкольника в условиях ДОУ. Центральной задачей, которого является: развитие способности распознавать свои чувства, эмоции, умение воспринимать события и быть открытым новому опыту, осмысление своих мыслей, чувств, переживаний в различных по сложности условиях.

Получилась большая и интересная выставка детских коллективных работ,  которую мы оформили в «Альбом». Таким образом, такой рисуночный тест стал информативной и удобной экспресс – диагностикой на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.

Ярким аккордом закрытия «Недели психологии» стала психологическая гостиная «Калейдоскоп настроений», проведенная 27 ноября» с педагогическим коллективом, где были подведены итоги реализуемого проекта: что удалось, результаты мероприятий; обсуждение мнений и пожеланий. Все делились своими впечатлениями, полученными результатами. По мнению участников особенно запомнился день сладких сюрпризов, психологическая игра «Тайный друг», и психологическая гостиная.  

На правах «хозяев» гостиной, мы постарались организовать досуг «гостей». В этом организаторам помогли специалисты логопедической службы, преподаватели по изобразительной деятельности, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители. С присутствующими были проведены: мастер-класс по рисованию с помощью мыльных пузырей; игровые упражнения, логопедические  речевые разминки. Позитивно и смешно коллеги разыграли сказку-экспромт «Говорят, что от коллектива не надо отделяться».  Проведенные игры были направлены на сплочение коллектива,  на снятие напряжение и усталости. Добрые и смешные конкурсы показали, что сотрудники отлично понимают друг друга, имеют чувство юмора.

Что дала «Неделя психологии» лично нам, психологам? Удовлетворение, «наполненную усталость», желание реализовывать новые идеи. Потому что она прошла в режиме диалога – целебного стиля общения, столь редкого в нашей суетной жизни. Думаем, что «Неделя психологии» получилась целостной и законченной, ведь удалось вовлечь всех сотрудников, родителей и детей. Удалось реализовать этот проект только благодаря помощи и поддержки всех сотрудников сада, пониманию родителей и активности детей.

Психологические акции и игры на время своей жизни создали в  ДОУ определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние. На некоторое время детский сад стал одним целым, вжился в одни мысли, одни вопросы, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками. Очень многие за этот промежуток времени немножко подумали о себе и других, о том, как проявляется их настроение и как влияет на окружающих. Все присутствующие получили заряд положительных эмоций. Мы увидели, что в нашем коллективе работают дружные, заботливые, умеющие поддержать и прийти на помощь сотрудники.

     Вот так необычно мы прожили эту неделю, получив много положительных эмоций и заряд энергии, которого хватит надолго!   Уверены, что проводимая «Неделя психологии» становится хорошей традицией нашего детского сада.

         Спасибо всем, кто принимал активное участие в наших мероприятиях! И особую благодарность  выражаем всем, кто помог осуществить задуманное!

VIII. Предполагаемый  результат.

  • Снижение психоэмоционального напряжения; улучшение психологического микроклимата в  коллективе.
  • Формирование  коммуникативных навыков общения, эмоционально-волевой сферы у воспитанников ДОУ.
  • Повышение уровня мотивации к совместной творческой деятельности; творческое самовыражение воспитанников, сотрудников, родителей.
  • Гармонизация эмоционального состояния
  • Организация полноценной жизнедеятельности ребенка в группе.
  • Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения,  воспитания и развития  детей дошкольного возраста;
  • Дифференцированный подход с учетом возрастных особенностей.

IX. Вывод: для обеспечения психологического сопровождения инновационной деятельности в  дошкольном учреждении созданы уголки уединения, эмоциональные уголки, которые способствуют профилактике психоэмоционального личностного развития ребенкана основе примерных Критериев государственного образовательного стандарта и Конвенции по охране прав детства.

Таким образом, психологическое сопровождение является одним из основных составляющих в реализации права МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко» на инновационную деятельность. Дошкольники получают возможность индивидуального развития в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества, руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме. Между сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива. Созданная предметно-развивающая среда, способствует творческим проявлениям и побуждает  к активной  творческой деятельности весь коллектив.  Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную воспитательно-образовательную работу, создает условия для сохранения  психологического и физического здоровья детей.

 Профилактические мероприятия по реализации данной проектной деятельности  помогли перебороть всеобщее полярное напряжение и как бы подзарядить организм бодростью, наполнили их творческой энергией, помогла выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения, снизила психоэмоциональное напряжение у детей и взрослых.После проводимых мероприятий значительно улучшился  психологический микроклимат в педагогическом коллективе, повысилась самооценка педагогов, уверенность в себе, своих силах, улучшилось эмоциональное состояние. Результативность проведенной работы раскрывает всю ценность проведенной работы, эффективность используемых приемов и методов.

X. Перспектива на будущее:

1. Представление  опыта работы в СМИ на муниципальном уровне.

2. Обсуждение проекта, внесение изменений, дополнений.

Список литературы

  1. Алямовская В.Г., С.Н. Петровская Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста  М., 2011.
  2. Грецов А.Г. Понимать своего ребенка. СПб.: Питер, 2009.
  3. Дружинин В.Н. Психическое здоровье детей. - М.: Тв. Центр, 2002. - 64 с.
  4. Загорная Е.В. «Настольная книга детского психолога», Издательство «Наука и техника», 2010г.,291с.
  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ:               Методический аспект.  М.: ТЦ Сфера, 2007.
  6. Князева П. Неделя психологии в детском саду, газета «Школьный психолог» № 24, 2007 г.
  7. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. М.: Просвещение, 2005.
  8. Крылова Н.И. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.2009
  9. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», «Давайте жить дружно!» практическое пособие, 2-ое издание, стереотипное, М.»ГЕНЕЗИС» 2000г.- 200с.
  10. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.
  11. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с
  12. Метенова Н.М. «Родителям о детях», издательство «Индиго», Ярославль 2009 г., 48с.
  13. Осорина М.В. Секретный мир детей: пособие. - СПб.: Питер, 1999.
  14.  Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
  15.  Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи.  М.: ТЦ Сфера, 2007.
  16.  Никифоров Г.С. Психология здоровья /под редакцией Г.С. Никифорова // Санкт-Петербургский государственный университет, 2000.
  17. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2004.
  18.  Татарникова Л.Г. «Российская школа здоровья и индивидуального развития детей», С-Пб АППО, пособие 3-е издание, С-Пб, 2004г., с.- 190.
  19. Тебенева Т.Н. «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» управление ДОУ №1 2007.
  20. Чистякова М. Психогимнастика: пособие. — М.: Просвещение, 1990
  21. Урунтаева Г.А., Ю.А.Афонькина. Практикум по дошкольной психологии. Москва 2000
  22.  Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов. Санкт-Петербург 2012-2015г.                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС

Тема довольно актуальная: как организовать психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ....

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ, организация психолого-педагогического сопровождения»

«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он выр...

Проект инновационной деятельности: «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»

Разработка и внедрение инновационных моделей по психологической поддержке по  сохранению, укреплению и коррекции психологического здоровья воспитанников  и сотрудников МБДОУ в условиях ФГОС....

Деятельность службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации по обеспечению специальных образовательных условий для дошкольников с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного о...

Представление опыта для творческой группы по организации психолого-педагогического сопровождения на тему "Формирование у дошкольников системы «мягких навыков» через инновационную технологию «Кубик Блума».

Кубик Блума является инновационной практикой в развитии критического мышления дошкольников и позволяет систематизировать полученные знания.Использование приема "Кубик Блума" только на первый...