Консультация "Воля, ее основные характеристики"
консультация по психологии

Колпаченко Татьяна Юрьевна

Консультация "Воля, ее основные характеристики" для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volya_ee_osnovnye_harakteristiki.docx50.34 КБ

Предварительный просмотр:

Школа молодого специалиста

Воля, ее основные характеристики.

Механизмы волевого усилия

1. Теория воли.

2. Понятие воли.

3. Функции воли

4. Механизм волевого усилия. Стадии процесса

5. Волевые качества человека и причины тормозящие их развитие.

6. Факторы влияющие на формирование волевого действия

7. Проявление нравственно-волевых качеств в деятельности

1.  Теория воли.

1.1. Гетерономные теории сводят волевые действия к сложным психическим процессам неволевого характера (законам, традициям, влечениям, установленным извне нормам), а не тому закону, который она ставит себе сама.

Г. Эббингауз, считающий волю - инстинктом, приводит пример: ребенок инстинктивно, непроизвольно тянется к пище, устанавливая связь между пищей и насыщением. Обратимость этой связи основана на таком явлении, при котором, почувствовав голод, он будет целенаправленно искать пищу.

 Подобный же пример можно привести из другой области - психологии личности. Так, Эрих Фромм полагал, что когда родители ведут себя агрессивно по отношению к своему ребенку (прибегая к такому механизму "бегства от свободы", как садизм), они нередко оправдывают свое поведение словами: "Я это делаю, потому что тебя люблю". Ребенок устанавливает ассоциативную связь между наказанием и проявлением любви в виде вербального высказывания. Повзрослев, юноша или девушка (по принципу обратимости ассоциаций) будут ждать от своего партнера, сделавшего признание в любви, садистических поступков. Это ожидание будет иметь целенаправленный характер.

Гетерономные теории имеют достоинства и недостатки. Их достоинством является включение фактора детерминизма в объяснение воли. Гетерономные теории воли не объясняют явлений произвольности действий, феномен внутренней свободы, механизмов образования волевого действия из не-волевого.

1.2. Аффективная теория воли В. Вундта. Он выделяет два момента: аффект и связанное с ним действие.

1.3. Теории автономной воли объясняют этот психический феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии. Все теории автономной воли можно разделить на три группы:

мотивационный подход;

подход свободного выбора;

регуляционный подход.

2. Понятие воли 

Любая деятельность человека сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.

Простейшими из непроизвольных движений относятся отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т.д. Непроизвольный характер носят и выразительные движения: при гневе человек непроизвольно стискивает зубы, при удивлении поднимает брови, когда чему-то радуется, то начинает улыбаться.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий и направлены на достижение поставленной цели.

Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, волевых усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.

Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Воля- это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия .

Несмотря на тесную связь с волей и волевыми процессами, предметом исследования в этой области психологического знания являются приемы и способы регуляции поведения.

3. Функции воли

1.Активизирующая (стимулирующая)- обеспечивающая начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;

2.Тормозящая- состоящая в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

3.Стабилизирующая- связанная с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;

4. Механизм волевого усилия. Стадии процесса

 Волевой процесс проходит через ряд стадий.

смутного влечение          возрастания потребности          сознания ее

объекта        превращение влечения в желание        побудителем к действию.

Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий.

5. Волевые качества человека и причины тормозящие их развитие.

Волевые качества даны человеку от рождения, первым волевым актом в жизни можно считать усилие, которое малышу приходится приложить, чтобы выбраться на белый свет.

Волевые качества личности рассматриваются как сплав врожденного и приобретенного, как фенотипическая характеристика возможностей человека. В волевых качествах сочетаются:

- генетические, например, страх, неспособность долго терпеть усталость, неспособность быстро принимать решения зависят от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности),

-  моральные компоненты воли, которые формируются в процессе воспитания.

К волевым качествам относятся: 

целеустремленность,

терпеливость,

упорство,

настойчивость,

смелость,

выдержка,

решительность,

самостоятельность;

ответственность;

организованность;

инициативность;

трудолюбие.

Человек, обладающие сильной волей, умеет преодолевать любые трудности.

Почти ВСЕ наши неудачи, почти все наши беды сводятся к одной причине, и причина эта- слабость нашей воли. Пассивность, легковесность, разбросанность- все это лишь разные названия для обозначения той закваски лени, которая для человеческой натуры есть то же, что тяжесть для тела. Если вспомнить школьную или студенческую жизнь, многие могли «пришпорить» себя и благополучно справиться с экзаменами. Экзамены исследуют состояние памяти, уровень познания, т.е много ли выучил экзаменуемый, а не его умственный багаж. Получается что сумма интеллектуальных усилий, не что иное как усилия памяти.

Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляя настойчивости, не умеют сдерживать себя и подавлять сиюминутные побуждения.

Диапозон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики, например, абулия и апраксия.

Абулия- это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, при понимании необходимости неспособность принять решение действовать или исполнять его, характерно полевое поведение.

Апраксия- поражение мозговых структур, если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга- идет нарушении произвольной регуляции движений, делают невозможным осуществление волевого акта.

Слабоволие с которым педагог сталкивается в повседневной работе не является тяжелым психическим расстройством, а является следствием неправильного воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей, капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют именно ошибки в воспитании воли ребенка, выражающиеся в том, что родители во всем угождают ему, не предъявляют требований, не приучают его подчиняться определенным правилам поведения.

Другая крайность семейного воспитания - перегрузка детей непосильными заданиями. Ребенок зачастую не способен одолеть заданного и бросает дело на полпути, постепенно привыкая не доводить начатое до конца.

Почему нельзя закалять волю с рождения. Существуют законы природы, которые мы не можем обойти. В дошкольном возрасте нейронные связи в префронтальной коре только формируются, поэтому дети до 6-7 лет практически не способны к самоконтролю. Им нужна помощь взрослого.

Волевые действия- это сквозной психический процесс, как и все психические явления, связаны с деятельностью мозга и наряду с другими сторонами психики имеют материальную основу в виде нервных процессов. В основе сознательной регуляции активности лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

6. Факторы влияющие на формирование волевого действия

Режим- главный фактор в воспитании воли, выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине.

Речевое развитие. Ребенок овладев умением словесно направлять и регулировать собственные действия, в совместных играх со сверстниками проявляет волю почти на каждом этапе. Можно ждать приглашения от играющих, которое не всегда последует. А можно сделать шаг первому, установить связь со сверстниками и найти свое место в игре. И вот этот первый шаг многим детям дается очень непросто – через преодоление робости, через преодоление себя. Так зарождается решительность.

Волевые усилия. Любая деятельность состоит из нескольких обязательных звеньев, каждый шаг в этой цепочке  осуществляется с привлечением волевых усилий:

появление цели и её удержание;

планирование, как ее достигнуть (стратегия);

поиск средств достижения (тактика);

выполнение действий;

проверка результата.

Как же механизмы управления собой, цели, удачи и неудачи завися от возраста ребенка.

Механизм управления собой строится по типу управления внешними предметными, действиями и движениями.

В 3-4 года задача сохранить неподвижную позу детям недоступна.

В 4-5 лет управление своим поведением осуществляется под контролем зрения, поэтому ребенок легко отвлекается на внешние факторы.

В 5-6 лет управление собой осуществляется под контролем двигательных ощущений.

В 6-7 лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия.

Цели. Волевое действие начинается с постановки цели

Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца. Он тянется к заинтересовавшей его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения. Но такие цели задаются извне (предметом).

В 3-4 года  ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями.

В 4-5 лет еще трудно удерживать цель, легко отвлекаются. Дети запросто могут бросить дело, если у них что-то не получается.

В 5-6 лет с выполнением волевых действий иная проблема. Дети уже значительно лучше удерживают цель, но скомкивают непосредственное выполнение. Как правило, они ответственно выполняют часть запланированного, затем наступает потеря интереса, и завершают лишь бы как.

Иное отношение демонстрируют дошкольники 6-7 лет. Поскольку они уже осведомлены в социальных и нравственных нормах, отличают желательное поведение от нежелательного, то стараются продолжать работу, столкнувшись с препятствиями и неудачами.

Успехи и неудачи имеют большое значение для формирования целенаправленности действий, доброжелательная оценка помогает мобилизовать свои силы и достичь результата

В 3-4 года успехи и неудачи не влияют на волевое действие ребенка.

В 4-5 лет неудачи влияют отрицательно и не стимулируют настойчивость. А успех всегда влияет положительно.

В 5-7 лет успех стимулирует преодоление трудностей. Но у некоторых детей неуспех оказывает такое же действие. Возникает интерес к преодолению трудностей.

Формирование Развитие воли происходит во всех видах деятельности, где ребенок должен сдерживать свои побуждения и достигать поставленной цели.

7. Проявление нравственно-волевых качеств в деятельности

Игра преобразуют волю ребенка.  На развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, но ведущее место принадлежит игре 

Трехлетки могут играть в одиночку, увлекшись предметом, могут просто бегать вместе, и для них это уже игра, до 4-х лет ребенок не понимает, зачем он убегает или прячется, но правило выполняет. Даже в такой простой деятельности закладывается формирование представлений о правилах и нормах.

В совместных играх со сверстниками проявлять волю ребенку приходится почти на каждом этапе. Можно ждать приглашения от играющих, которое не всегда последует. А можно сделать шаг первому, установить связь со сверстниками и найти свое место в игре. И вот этот первый шаг многим детям дается очень непросто – через преодоление робости, через преодоление себя. Так зарождается решительность.

Дошкольники часто включаются в подвижные игры. Назначение этого вида игр, прежде всего, заключается в развитии двигательных способностей. Но многие моменты в них способствуют становлению волевых качеств дошкольников. То им по условиям игры нужно застыть в неудобной позе и выдержать некоторое время, то крайне важно затаиться так, чтобы, играя в прятки, долго не могли найти. Есть множество игр, требующих внимательно прислушиваться и выполнять команды. Мобилизация волевых усилий дошкольника в подобных условиях очевидна.

Особо значимой для дошкольника является ролевая игра. Действуя по правилам роли, ребенок учится контролировать свое поведение. Правила становятся точкой опоры, которая помогает ребенку осознавать, контролировать и оценивать свои действия (развивается самоконтроль).

Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.

Игра подготавливает дошкольника к следующему виду приложения своих сил – к художественной продуктивной деятельности.

Художественная продуктивная деятельность.  

В рисование, лепке  дошкольник движется от участия в процессе до результата

в изготовление аппликаций  формируется умение видеть симметрию в окружающем мире;

в конструировании дошкольник научается планировать, что способствует развитию конструктивного мышления.

В основе любого действия лежит волевое усилие.

Игры и творческие занятия подготавливают дошкольника к учебной деятельности.

Учебная деятельность. Первые навыки учебной деятельности прививают дошкольнику в дидактической игре, дети получают новые знания и навыки. В старшем дошкольном возрасте дети заинтересовываются более серьезными «взрослыми» умениями – чтением, счетом. Формируются познавательные мотивы.

Что касается учебной деятельности, не следует перегружать дошкольников новыми знаниями. Гораздо важнее готовить детей к тому, что школьное обучение требует произвольности познавательных процессов. А для этого необходимо проводить с детьми игры на внимание, на развитие произвольного восприятия и памяти.

Музыкально-танцевальные и физкультурные занятия оказывают существенное влияние на двигательное и общее развитие ребенка, при освоении физкультурных и танцевальных движений надо строго следовать образцу или примеру.

Познавательно исследовательская деятельность. Познавательная активность может проявляться в практической и умственной форме. Дошкольник в экспериментирование сталкивается с неизвестным ему ранее свойством предмета, открывает существенные признаки предметов и явлений. Он не может их объяснить, и далее следует цепочка вопросов взрослому: почему бумажный кораблик тонет, что можно выше подбросить – мячик или воздушный шар .

Трудовая деятельность. Труд предполагает преодоление внутренних и внешних препятствий, чем способствует развитию волевых качеств ребенка – самостоятельности, ответственности, организованности.

Младший дошкольник проявляет интерес к бытовому труду как к занимательному процессу, в котором очень хочется поучаствовать без цели на результат. В детском саду трудовые действия будут опираться не только на интерес. Воспитатель может поручить детям несложные дела вне зависимости от их желания, а затем контролировать выполнение. Например, привести в порядок свой стол после рисования, рассортировать игрушки по коробкам и пр.

Трудовая деятельность создает условия, чтобы ребенок  познал собственные возможности. Это направленное, волевое поведение, подразумевающее не только непосредственный результат, а и личностное достижение.

Все виды деятельности детей приносят им свою пользу. Дошкольнику важно играть и рисовать, конструировать и выполнять посильные домашние обязанности.

Главным приобретением дошкольника в развитии воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям «надо», а не «хочу», необходимый для обучения в школе.

Родителям следует предоставлять ребенку возможность проявлять самостоятельность, терпеливо относиться к детскому экспериментированию, и активно включаться в совместные занятия.

В воспитании волевых качеств детей дошкольного возраста велика роль взрослого, так как ребенок без помощи взрослого никогда не научится управлять своим поведением. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и совместной с взрослым деятельности.

HS: детерминизма* - одно свойство, событие, явление оказывает определяющее воздействие в будущее.

 

март 2023 г.

Педагог- психолог Колпаченко Т.Ю.

Характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком, как подчеркивал Л.С.Выготский.

Главный фактор в воспитании воли- режим, точное выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине.

В основе любого волевого усилия лежит желание. Чтобы желание у ребенка возникло, ему необходимы впечатления. Музыка, разные на ощупь предметы, игрушки, тепло родительских рук- все это способствует пробуждению желания. Постоянные запреты и ограничения не дают ребенку почувствовать силу собственных желаний.

Несмотря на тесную связь с волей и волевыми процессами, предметом исследования в этой области психологического знания являются приемы и способы регуляции поведения.

Характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком, как подчеркивал Л.С.Выготский.

Развитие воли в дошкольном возрасте

. Формирование волевого действия

В раннем детстве мы можем обеспечить ребёнку максимально благоприятные условия для развития мозга, а значит, и силы воли:

внимательное отношение,

регулируемый стресс,

отклик на его желания,

уважение к чувствам и настроению.

Безусловно, так же могут поступать и родители. И не только могут, но и должны, чтобы воспитать у ребенка ответственность и самостоятельность. Навести порядок в своей комнате – не то, что привлекает детей, но к этому нужно приучать с дошкольного возраста. Ребенок складывает игрушки, заправляет свою постель, убирает одежду в шкаф – так постепенно у него формируется привычка прилагать волевые усилия. Ценность их в том, что они побуждают малышей быть волевыми, активными, деятельными, добиваться успеха.

Волевые качества:

целеустремленность

терпеливость

упорство

настойчивость

смелость

выдержка

решительность

самостоятельность

ответственность

организованность

инициативность

трудолюбие

Итого

Волевые качества целеустремленность

терпеливость

упорство

настойчивость

смелость

выдержка

решительность

самостоятельность

ответственность

организованность

инициативность

трудолюбие

Итого

Волевые качества целеустремленность

терпеливость

упорство

настойчивость

смелость

выдержка

решительность

самостоятельность

ответственность

организованность

инициативность

трудолюбие

Итого

Волевые качества целеустремленность

терпеливость

упорство

настойчивость

смелость

выдержка

решительность

самостоятельность

ответственность

организованность

инициативность

трудолюбие

Итого

Волевые качества целеустремленность

терпеливость

упорство

настойчивость

смелость

выдержка

решительность

самостоятельность

ответственность

организованность

инициативность

трудолюбие

Итого

Волевые качества целеустремленность

терпеливость

упорство

настойчивость

смелость

выдержка

решительность

самостоятельность

ответственность

организованность

инициативность

трудолюбие

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Основные характеристики эмоционального развития дошкольников"

       Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружаю...

Педагогические технологии: понятие и основные характеристики

      Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдвига...

Доклад по изодеятельности на РМО Тема: "Современные изобразительные материалы в работе с детьми дошкольного возраста (основные характеристики изобразительных материалов).

Творческий педагог находится в постоянном поиске. Он стремится сочетать традиционную методику с современными тенденциями. Рынок изобразительных материалов позволяет в большой степени реализовать это с...

Основные характеристики развития детей

Основные характеристики развития детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности. (Адаптированный вариант О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой)...

Основные характеристики эмоционального развития дошкольников

В процессе развития происходит изменения в эмоциональной сфере ребенка: меняются его взляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но ...

Основные характеристики речевого развития детей третьего года жизни

В работе с маленькими детьми особые требования предъявляются к речи взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она и должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически...

"Развитие у дошкольников инициативности, самостоятельности ответственности как основных характеристик субъекта деятельности"

Проблема формирования у дошкольников самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике  одной из самых актуальных. Прежде всего, это связано с социально педагогической сфер...