Педагогические технологии: понятие и основные характеристики
статья (старшая группа) на тему

Голдобина Наталья Яковлевна

        Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдвигают новые требования к организации образования детей дошкольного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей. Эти обстоятельства обусловливают необходимость обновления содержания дошкольного образования.
        Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что воспитатель должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
       Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования. В настоящее время в теории и практике работы дошкольных учреждений существуют различные педагогические технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tekhnologii.docx28.68 КБ
Файл prezentatsiya.pptx876.62 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии: понятие

и основные характеристики

Воспитатель:

Голдобина Н.Я.


        Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдвигают новые требования к организации образования детей дошкольного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей. Эти обстоятельства обусловливают необходимость обновления содержания дошкольного образования.
        Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что воспитатель должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
       Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования. В настоящее время в теории и практике работы дошкольных учреждений существуют различные педагогические технологии.

Цель педагогических технологий:

Создание условий, раскрывающих интеллектуальный, творческий и физический потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие  детей, родителей и педагогов , способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса

Задачи:

  • Активизировать самостоятельную и познавательную  деятельность детей.
  • Приобщать детей к активному освоению окружающего мира в разных его проявлениях, развивать индивидуальные познавательные способности каждого малыша, использовать  индивидуальный опыт ребенка для самопознания, самоопределения и самореализации его в дальнейшей жизни.
  • Развивать творческие способности.
  • Способствовать развитию  умений наблюдать, слушать.
  • Развивать навыки обобщать и анализировать.
  • Способствовать развитию мышления, внимания,  воображения.
  • Учить детей видеть проблему комплексно с разных сторон.
  • Развивать память, речь
  • Учить овладевать простейшими знаниями о нормах и способах поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

 Понятие «педагогическая технология» трактуется авторами по-разному.
Однако в  их понимании и употреблении существуют большие различия. Рассмотрим некоторые из определений.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.


             Каждая педагогическая технология должна обладать рядом характеристик, которые будут свидетельствовать о том, что используется именно технология, а не набор отдельных методов и приемов.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

  • Концептуальность. Каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально - педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
  • Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
  • Управляемость. Педагогическая технология предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
  • Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
  • Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
  • Содержательность. Набор определенных действий обязателен в рамках данной технологии
  • Алгоритмизированность. Организация и самоорганизация деятельности педагога, направленная на выполнение им проективной и конструктивной функции
  • Процессуальность развертывается процесс учебной деятельности
  • Ситуативность. Технология должна быть адаптирована к конкретному учебно-воспитательному процессу
  • Гибкость. Возможность вариаций в содержательном и процессуальном компонентах технологии
  • Динамичность. Возможность развития или преобразования технологии

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, зрителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно - воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Педагогическая технология определяется, во-первых как деятельность педагога и ребенка, во-вторых, эта деятельность обязательно опирается на педагогические законы и закономерности, в-третьих, обучающая и учебная деятельность предварительно тщательно проектируются, в-четвертых, она дает гарантированно высокий результат.

Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.

Также определяются показатели технологичности деятельности педагога: наличие четкого представления о педагогической цели; осознание последовательности шагов на пути к цели и тех этапов, на которых будут решаться конкретные задачи; наличие определенности профессиональных действий, выраженной в четком ощущении, осознании, понимании меры необходимого и достаточного приложения педагогических усилий.

Внедрение современных образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс является одним из методов интегрированного обучения дошкольников и основывается на личностно-ориентированном подходе к детям. Метод предполагает не только совместную деятельность с педагогом, но и  самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Используемая литература:

1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Яровенко В.А. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе//ВОИПКиПРО. 2013. №5

2. Агапова О.И., Джонс Л.Л., Ушаков А. С. Проект новой модели обучения для информационного общества // Информатика и образование. 2006. № 1.

3. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. 2008. № 2.

Интернетресурсы:

1.http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС

2.http://mounoch8.ucoz.ru/publ/stati_Информационно - коммуникационные технологии. В чём их эффективность?

3.http://www.bibliofond.ru/view.aspx - Педагогические  технологии

4.http://shkolazhizni.ru - Инновационные методики обучения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 «Росинка» старшая группа №9 «Веселые ребята» ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ воспитатель Голдобина Н.Я.

Слайд 2

Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдвигают новые требования к организации образования детей дошкольного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей. Эти обстоятельства обусловливают необходимость обновления содержания дошкольного образования. Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что воспитатель должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Слайд 3

ЦЕЛЬ педагогических технологий: Создание условий , раскрывающих интеллектуальный, творческий и физический потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов , способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса

Слайд 4

Активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей. Приобщать детей к активному освоению окружающего мира в разных его проявлениях, развивать индивидуальные познавательные способности каждого малыша, использовать индивидуальный опыт ребенка для самопознания, самоопределения и самореализации его в дальнейшей жизни. Развивать творческие способности. Способствовать развитию умений наблюдать, слушать. Развивать навыки обобщать и анализировать . Способствовать развитию мышления , внимания, воображения. Учить детей видеть проблему комплексно с разных сторон. Развивать память , речь Учить овладевать простейшими знаниями о нормах и способах поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья. ЗАДАЧИ:

Слайд 5

Понятие «педагогическая технология» трактуется авторами по-разному Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

Слайд 6

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков). Технология - это искусство , мастерство , умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель ). Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы ( М.Чошанов ). Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Слайд 7

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

Слайд 8

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников). Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами . 1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным : описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенным : осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Слайд 9

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Каждая педагогическая технология должна обладать рядом характеристик, которые будут свидетельствовать о том, что используется именно технология, а не набор отдельных методов и приемов.

Слайд 10

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности): Концептуальность . Каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально - педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Управляемость. Педагогическая технология предполагает возможность диагностического целеполагания , планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Содержательность . Набор определенных действий обязателен в рамках данной технологии Алгоритмизированность . Организация и самоорганизация деятельности педагога, направленная на выполнение им проективной и конструктивной функции Процессуальность развертывается процесс учебной деятельности Ситуативность . Технология должна быть адаптирована к конкретному учебно-воспитательному процессу Гибкость . Возможность вариаций в содержательном и процессуальном компонентах технологии Динамичность . Возможность развития или преобразования технологии

Слайд 11

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех уровнях: Общепедагогический ( общедидактический ) уровень: общепедагогическая ( общедидактическая , общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. 2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, зрителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя). 3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно - воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Слайд 12

**Педагогическая технология определяется, во-первых как деятельность педагога и ребенка, во-вторых, эта деятельность обязательно опирается на педагогические законы и закономерности, в-третьих, обучающая и учебная деятельность предварительно тщательно проектируются, в-четвертых, она дает гарантированно высокий результат. **Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей. **Также определяются показатели технологичности деятельности педагога: наличие четкого представления о педагогической цели; осознание последовательности шагов на пути к цели и тех этапов, на которых будут решаться конкретные задачи; наличие определенности профессиональных действий, выраженной в четком ощущении, осознании, понимании меры необходимого и достаточного приложения педагогических усилий.

Слайд 13

Внедрение современных образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс является одним из методов интегрированного обучения дошкольников и основывается на личностно-ориентированном подходе к детям. Метод предполагает не только совместную деятельность с педагогом, но и самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Слайд 14

Педагогические технологии способствуют ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА АКТИВИЗАЦИИ УМСТВЕННОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЕЮ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Слайд 15

Используемая литература: 1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Яровенко В.А. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе// ВОИПКиПРО . 2013. №5 2 . Агапова О.И., Джонс Л.Л., Ушаков А. С. Проект новой модели обучения для информационного общества // Информатика и образование. 2006. № 1. 3. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. 2008. № 2. Интернетресурсы : 1. http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС 2. http://mounoch8.ucoz.ru/ publ / stati_Информационно - коммуникационные технологии. В чём их эффективность? 3. http://www.bibliofond.ru/view.aspx - Педагогические технологии 4. http://shkolazhizni.ru - Инновационные методики обучения

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии понятие и их характеристики.

В последние годы о педагогических технологиях написано много, однако в науке пока нет общепринятого определения понятия "педагогические технологии". Многозначность данной дифиниции подтверждает сложно...

«Понятие технология, структура и основные признаки педагогической технологии»

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования....

Педагогическая песочница: основные характеристики, использование песочного поля для развития дошкольников

Обзорный материал по ознакомлению воспитателей с возможностями работы с педагогической песочницкй...