Краткосрочный проект педагога-психолога "В гости к сказкам"
проект по психологии (старшая группа)

Геворгян Римма Кареновна

Краткосрочный проект

совместной деятельности

педагога-психолога

«В гости к сказкам»

Краткосрочный проект

«В гости к сказкам»

Вид: познавательно-творческий

Участники: дети, педагог-психолог, родители.

Возраст:  старшая группа

Срок: краткосрочный

Проблема: В наше время, к большому сожалению, планшеты, гаджеты и компьютеры вытесняют книги из жизни ребенка. Особенно это происходит с теми детьми, кому чтение дается с большим трудом. Поэтому пока у них есть свободный доступ к планшетам, смартфонам и домашним ПК, мальчики читать не будут. Девочки, скорее всего, будут заниматься чтением. У них зависимость от гаджетов гораздо слабее. У большинства родителей нет времени сесть с ребёнком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

 

Актуальность: Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Сказка  — эпический жанр письменного и устного народного творчества. Сказка имеет историческое значение для русского народа,  являясь отражением самобытной русской культуры и историей. Сказки прекрасно отображают национальную культуру народа. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые даёт сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Расширение знаний языка, речевых оборотов, многообразие переливов литературного-художественного и разговорного стилей, воспринимаются в данных условиях, как нечто обыденное, само собой разумеющееся, как и само нахождение ребёнка в привычном ему пространстве. Поэтому сегодня, сказки, так широко и активно применяются в различных направлениях психологии и логопедии, при изучении языка, культуры и творческого развития, далеко выходя за рамки ненаучного, развлекательного жанра.

 

Задачи работы педагога-психолога:

  • Создание среды психологической поддержки детям.
  • Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
  • Развитие зрительно-моторной координации.
  • Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
  • Снятие тревожности у детей при негативном настрое.
  • Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

 

 

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

 

1 Этап -  Подготовительный (разработка проекта)

  • определение проблемы;
  • постановка цели, задач;
  • сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  • составление перспективного плана работы.

 

Пути реализации проекта:

1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

2. Оформление уголка «В гостях у сказки»

3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.

 

Содержание работы с детьми:

1. Чтение разных сказок.

2. Рисование детьми героев сказок. 

3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

4. Пересказ прочитанных сказок.

5. Самостоятельное составление сказок.

6. Рассказывание сказок собственного сочинения.

7. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.

8. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

9. Загадки о сказках, героях сказок.

10. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

    

Содержание работы с родителями:

1. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

2. Чтение сказок с детьми.

3. Придумывание сказок с детьми.

4. Помощь в пополнении книжного уголка сказками

5. Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребёнка»

                   

2 Этап – Исследовательский

 

  • работа по плану;
  • выполнение проекта.

Перспективный план основного этапа

 

День недели

Мероприятия

Ответственный

Понедельник

- Беседа с детьми «Что такое сказка?», «Назови знакомые сказки».

- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

- Самостоятельное составление сказок.

- Выполнение совместно с родителями самодельных книжек на тему «Сказка» (домашнее задание)

Педагог-психолог

Вторник

- Прослушивание в аудиозаписи знакомых детям русских народных сказок.

- Отгадай загадки «Из какой я сказки?».

- Дидактическая игра «Найди отличия».

Педагог-психолог

Среда

- Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Бездомный заяц».

- Дидактическая игра «Угадай сказку по иллюстрации»

- Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинкам», «Собери картинку» (разрезные картинки по сказкам)

 

Педагог-психолог

Четверг

- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

- Настольный театр

Педагог-психолог

Пятница

- Викторина «Путешествие по сказкам» (итоговое мероприятие)

- Организация выставки самодельных книжек руками родителей «Сказка».

Педагог-психолог

 

 

3. Этап – Заключительный

  • презентация проекта
  • подведение итогов, анализ ожидаемого результата
  • обобщение результатов работы.

 

ВЫВОДЫ

1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дети приобщились к художественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, познакомились с русскими народными пословицами, поговорками, получили  знания о народных традициях, обычаях, обрядах, расширили понятия о народном искусстве.

2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребёнка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведёт к саморазвитию детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anketa_dlya_roditeley.docx14.06 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребёнка»

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребёнку сказки?

__________________________________________________________________________2. Какие сказки предпочитает Ваш ребёнок?

__________________________________________________________________________3. Просит ли Ваш ребёнок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

__________________________________________________________________________4. Есть ли любимая сказка у Вашего ребёнка? Если есть – какая?

__________________________________________________________________________5. Играет ли Ваш ребёнок в сказки, которые слушал?

__________________________________________________________________________6. Рассказывает ли ребёнок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

__________________________________________________________________________7. Есть ли у ребёнка книжки для самостоятельного рассматривания?

__________________________________________________________________________8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребёнок вопросы?

__________________________________________________________________________9. Узнает ли Ваш ребёнок сказку по иллюстрации?

__________________________________________________________________________10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?

__________________________________________________________________________11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребёнка?

__________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочная образовательная практика "В гостях у сказки"

Развитие творческих способностей детей, посредством театральной деятельности....

Долгосрочный проект педагога-психолога «Конфликт» по работе с педагогами ДОУ

Взрослые смеются над детьми, которые в своё оправдание ноют:«Он первый начал». Но взрослые конфликты начинаются точно так же.Амели Нот  Экономическая и социально - политическая м...

Самоанализ открытого занятия педагога – психолога «В гости в Лесную школу»

Подготовила и провела педагог-психолог Сельдемирова Жанна Александровна.Направление занятия - коррекционно-развивающее;Группа, с которой проводилось занятие – подготовительная;Тема – &laqu...

Краткосрочный проект совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда «Сказка в гости к нам пришла»

Добрая сказка – как добрая мама,Верный совет даст, ко времени самый.Верить научит, мечтать и смеяться,Делать добро и с проблемой справляться.Ласковым словом о главном расскажет,Культурным наслед...

Совместный проект педагога-психолога и воспитателя "Игра в сказку"

В старшем дошкольном возрасте  дети часто испытывают неуверенность, боятся показаться смешными, сделать что-то не так. Вот тут и выручает игра в сказку для дошкольников.Сказка – это всегда ...

Совместный краткосрочный проект педагога-психолога и учителя-логопеда "В гости к диким и домашним животным"

Проект направлен на расширение знаний детей об особенностях диких и домашних животных, их роли в жизни человека. Животные являются источником первых знаний о природе. Мир животных чрезвычайно привлека...