Эмоциональный интеллект дошкольников
статья по психологии

Пятунина Анастасия Олеговна

Жизнь современного ребенка уже не представить без таких предметов, как планшет, телефон, компьютер. Проблема детей XXI века - это отсутствие умений общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками. Они менее отзывчивы к чувствам и эмоциям своих друзей, товарищей и собеседников. А ведь, без эмоций и чувств невозможно полноценное восприятие окружающего мира. Современных детей стараются развивать интеллектуально. Предметом гордости для родителей является умение ребенка читать и писать, решать математические задачи. Но умению ребенка общаться в группе сверстников порой уделяется небольшое внимание. Это не считается важным. Однако дети с развитым эмоциональным интеллектом лучше адаптируются в обществе, их поведение более гармонично, и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими, эмоционально уравновешенные, спокойные. Дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта быстрее восстанавливаются. Когда они грустят, сердятся или боятся, попадая в трудную ситуацию, они быстро могут себя успокоить и прийти в норму, продолжив продуктивную деятельность. Эти умения не менее важны, чем интеллектуальная готовность.

Еще Л. С. Выготский, говорил, что эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является одним из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции - это основное звено психической жизни человека, и прежде всего, в жизни ребенка. В связи с этим, одним из требований российского дошкольного образования, которое отражено в ФГОС ДО, является развитие социального и эмоционального интеллектов, эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей дошкольного возраста.

Так, что же входит в понятие «эмоциональный интеллект»?! К эмоциональному интеллекту относятся способности понимания эмоций, оценивания и выражения их, умение применять знания об эмоциональной сфере человека в практической деятельности, умение регулировать эмоции. Все это способствует эмоциональному и интеллектуальному росту личности ребенка.

Тема эмоций очень многогранна. Ребенок, испытывая то или иное состояние, иногда не знает, как себя в нем вести. Например, ребенок злится на своего сверстника. Он может ударить его, желая наказать за что-то. Воспитатель ругает малыша и запрещает ему бить сверстника. Но злость остается. Ребенок не может успокоиться, становится раздражительным, агрессивным. Ребенок может чувствовать вину за свой поступок и не понимать, почему он его совершил. Злость не нашла своего выхода. Может ли в данном случае взрослый порекомендовать дошкольнику другие способы вымещения злости? Да. Можно попинать мяч, побить специальную подушку, побросать «мешочек гнева». Можно объяснить ребенку, что злость можно выразить и словами, объяснив сверстнику свое состояние. Часто мы просто запрещаем ребенку злиться, что может привести к тяжелым последствиям. Необходимо учить ребенка управлять гневом, понимать причину печали, грусти, понимать причину своих страхов и уметь с ними справляться. Понимание своих эмоциональных состояний - важный этап становления личности.

Многогранность эмоционального мира создает большую работу по изучению и осознанию дошкольником своего эмоционального состояния и эмоций других. Практически все дети в разные периоды взросления испытывают те или иные психоэмоциональные состояния. Одна из травматичных для ребенка эмоций - страх. Часто взрослые стыдят их за боязнь чего-то. «Ты уже большой! Бояться стыдно!» Но страх не уходит, он внедряется в подсознание, и ребенок, боясь рассказать о своей проблеме, усугубляет свое состояние. Опытный взрослый объяснит малышу, что страхи бывают у всех, поможет распознать и справиться с ним. Таким образом, эмоциональный интеллект должен быть сформирован и у взрослых, работающих с детьми. Объяснить малышу его эмоциональное состояние и состояние другого ребенка - задача нелегкая, но необходимая для нормальной адаптации ребенка в социуме.

Педагоги детского сада занимают одно из важных мест в жизни ребенка дошкольного возраста, ведь они являются свидетелями его ежедневных выборов - иногда успешных, а иногда и нет. И в первую очередь, педагоги получают возможность управлять развитием его эмоционального интеллекта. Они своим поведением, терпеливым и внимательным отношением к ребенку завоевывают у него авторитет, и сами становятся ярким примером для подражания.

У детей дошкольного возраста уже развиты некоторые виды эмоций, такие как: зависть, гнев, страх, испуг, стыд, радость, любовь, смущение, застенчивость. В этот, благоприятный для развития эмоционального интеллекта, период можно прививать, так называемые, полезные эмоциональные привычки - навыки, связанные с получением и проявлением эмоциональных состояний. В это время детей можно познакомить с различными способами снятия напряжения и управления своими эмоциями. Именно, приобретенные в этот период, навыки оказывают решающее воздействие на всю дальнейшую жизнедеятельность человека

Развитие эмоционального интеллекта у детей происходит в несколько этапов:

1. Начало эмоционального осознания – сначала собственных чувств, затем эмоций, которые испытывают другие люди.

2. После того как ребенок начнет распознавать, идентифицировать и воспринимать эмоции, понимать, что такое чувст во, он учится читать выражение лица, язык тела и жестов, тон голоса, другие проявления эмоционального состояния других людей. Он уже способен оценить это состояние, характеризуя человека, как «злой», «веселый», «грустный», «счастливый».

3. Описывая чувства, характеризуя эмоции, ребенок расширяет свой эмоциональный словарь, используя его, чтобы передать свои чувства и охарактеризовать состояние окружающих.

4. Ребенок начинает проявлять эмпатию – сочувствие. В какой-то период это выражается в чувстве неуверенности, беспокойства из-за того, что кому-то из окружающих плохо или грустно.

5. Маленький человек начинает контролировать и управлять своими эмоциями, применять свои навыки для выбора стратегии поступков и реакций в зависимости от испытываемых чувств. Например, эти чувства можно не сдерживать, если они положительные, и, наоборот, не всегда демонстрировать отрицательное отношение к происходящему.

6. Ребенок начинает понимать, что именно вызывает у него и у других людей положительные или отрицательные эмоции.

7. Он начинает осознавать взаимосвязь между эмоциями и поведением. Например: «Мама смеется, потому что у нее хорошее настроение» «папа радуется, что смог купить новую вещь».

К концу выпуска из детского сада эмоциональный интеллект ребенка должен соответствовать седьмому этапу развития.

Для наиболее успешного развития эмоционального интеллекта необходимо целенаправленное воспитание ребенка в этом направлении. Это возможно при постоянном и структурированном развитии эмоционально-образного восприятия как способности детей не только чувствовать и воспринимать, но и способности понимать свои чувства и эмоции, а также окружающих людей. В ДОУ большая часть работы в этом направлении приходится на педагога-психолога, но так как с этим педагогом дети проводят лишь определенное отведенное время, а с воспитателем весь день пребывания в саду, то и весь педагогический состав должен обладать необходимыми умениями и навыка для успешного развития эмоционального интеллекта.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь современного ребенка уже не представить без таких предметов, как планшет, телефон, компьютер. Проблема детей XXI века - это отсутствие умений общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками. Они менее отзывчивы к чувствам и эмоциям своих друзей, товарищей и собеседников. А ведь, без эмоций и чувств невозможно полноценное восприятие окружающего мира. Современных детей стараются развивать интеллектуально. Предметом гордости для родителей является умение ребенка читать и писать, решать математические задачи. Но умению ребенка общаться в группе сверстников порой уделяется небольшое внимание. Это не считается важным. Однако дети с развитым эмоциональным интеллектом лучше адаптируются в обществе, их поведение более гармонично, и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими, эмоционально уравновешенные, спокойные. Дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта быстрее восстанавливаются. Когда они грустят, сердятся или боятся, попадая в трудную ситуацию, они быстро могут себя успокоить и прийти в норму, продолжив продуктивную деятельность. Эти умения не менее важны, чем интеллектуальная готовность.

Еще Л. С. Выготский, говорил, что эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является одним из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции - это основное звено психической жизни человека, и прежде всего, в жизни ребенка. В связи с этим, одним из требований российского дошкольного образования, которое отражено в ФГОС ДО, является развитие социального и эмоционального интеллектов, эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей дошкольного возраста.

Так, что же входит в понятие «эмоциональный интеллект»?! К эмоциональному интеллекту относятся способности понимания эмоций, оценивания и выражения их, умение применять знания об эмоциональной сфере человека в практической деятельности, умение регулировать эмоции. Все это способствует эмоциональному и интеллектуальному росту личности ребенка.

Тема эмоций очень многогранна. Ребенок, испытывая то или иное состояние, иногда не знает, как себя в нем вести. Например, ребенок злится на своего сверстника. Он может ударить его, желая наказать за что-то. Воспитатель ругает малыша и запрещает ему бить сверстника. Но злость остается. Ребенок не может успокоиться, становится раздражительным, агрессивным. Ребенок может чувствовать вину за свой поступок и не понимать, почему он его совершил. Злость не нашла своего выхода. Может ли в данном случае взрослый порекомендовать дошкольнику другие способы вымещения злости? Да. Можно попинать мяч, побить специальную подушку, побросать «мешочек гнева». Можно объяснить ребенку, что злость можно выразить и словами, объяснив сверстнику свое состояние. Часто мы просто запрещаем ребенку злиться, что может привести к тяжелым последствиям. Необходимо учить ребенка управлять гневом, понимать причину печали, грусти, понимать причину своих страхов и уметь с ними справляться. Понимание своих эмоциональных состояний - важный этап становления личности.

Многогранность эмоционального мира создает большую работу по изучению и осознанию дошкольником своего эмоционального состояния и эмоций других. Практически все дети в разные периоды взросления испытывают те или иные психоэмоциональные состояния. Одна из травматичных для ребенка эмоций - страх. Часто взрослые стыдят их за боязнь чего-то. «Ты уже большой! Бояться стыдно!» Но страх не уходит, он внедряется в подсознание, и ребенок, боясь рассказать о своей проблеме, усугубляет свое состояние. Опытный взрослый объяснит малышу, что страхи бывают у всех, поможет распознать и справиться с ним. Таким образом, эмоциональный интеллект должен быть сформирован и у взрослых, работающих с детьми. Объяснить малышу его эмоциональное состояние и состояние другого ребенка - задача нелегкая, но необходимая для нормальной адаптации ребенка в социуме.

Педагоги детского сада занимают одно из важных мест в жизни ребенка дошкольного возраста, ведь они являются свидетелями его ежедневных выборов - иногда успешных, а иногда и нет. И в первую очередь, педагоги получают возможность управлять развитием его эмоционального интеллекта. Они своим поведением, терпеливым и внимательным отношением к ребенку завоевывают у него авторитет, и сами становятся ярким примером для подражания.

У детей дошкольного возраста уже развиты некоторые виды эмоций, такие как: зависть, гнев, страх, испуг, стыд, радость, любовь, смущение, застенчивость. В этот, благоприятный для развития эмоционального интеллекта, период можно прививать, так называемые, полезные эмоциональные привычки - навыки, связанные с получением и проявлением эмоциональных состояний. В это время детей можно познакомить с различными способами снятия напряжения и управления своими эмоциями. Именно, приобретенные в этот период, навыки оказывают решающее воздействие на всю дальнейшую жизнедеятельность человека

Развитие эмоционального интеллекта у детей происходит в несколько этапов:

1. Начало эмоционального осознания – сначала собственных чувств, затем эмоций, которые испытывают другие люди.

2. После того как ребенок начнет распознавать, идентифицировать и воспринимать эмоции, понимать, что такое чувст во, он учится читать выражение лица, язык тела и жестов, тон голоса, другие проявления эмоционального состояния других людей. Он уже способен оценить это состояние, характеризуя человека, как «злой», «веселый», «грустный», «счастливый».

3. Описывая чувства, характеризуя эмоции, ребенок расширяет свой эмоциональный словарь, используя его, чтобы передать свои чувства и охарактеризовать состояние окружающих.

4. Ребенок начинает проявлять эмпатию – сочувствие. В какой-то период это выражается в чувстве неуверенности, беспокойства из-за того, что кому-то из окружающих плохо или грустно.

5. Маленький человек начинает контролировать и управлять своими эмоциями, применять свои навыки для выбора стратегии поступков и реакций в зависимости от испытываемых чувств. Например, эти чувства можно не сдерживать, если они положительные, и, наоборот, не всегда демонстрировать отрицательное отношение к происходящему.

6. Ребенок начинает понимать, что именно вызывает у него и у других людей положительные или отрицательные эмоции.

7. Он начинает осознавать взаимосвязь между эмоциями и поведением. Например: «Мама смеется, потому что у нее хорошее настроение» «папа радуется, что смог купить новую вещь».

К концу выпуска из детского сада эмоциональный интеллект ребенка должен соответствовать седьмому этапу развития.

Для наиболее успешного развития эмоционального интеллекта необходимо целенаправленное воспитание ребенка в этом направлении. Это возможно при постоянном и структурированном развитии эмоционально-образного восприятия как способности детей не только чувствовать и воспринимать, но и способности понимать свои чувства и эмоции, а также окружающих людей. В ДОУ большая часть работы в этом направлении приходится на педагога-психолога, но так как с этим педагогом дети проводят лишь определенное отведенное время, а с воспитателем весь день пребывания в саду, то и весь педагогический состав должен обладать необходимыми умениями и навыка для успешного развития эмоционального интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоционального интеллекта дошкольника

Эссе о формировании эмоционального интеллекта дошкольника...

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников

Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая им полнее и глубже воспринимать действительность, реагировать на нее. В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические ново...

Презентация опыта работы по теме: " Условия для развития социального и эмоционального интеллекта дошкольников"

Социально-эмоциональное развитие – это целенаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, умение ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Эмоциональный интеллект дошкольника».

Эмоциональный интеллект - важное понятие в дошкольной педагогике и психологии. ФГОС ДО1 определяет развитие эмоционального интеллек­та как составляющую социально-коммуникативно­го развития.Впе...

Картотека игр и этюдов на развитие эмоционального интеллекта дошкольников.

Игры и этюды на развитие эмоционального интеллекта  помогут ребенку понимать эмоциональное состояние других людей и адекватно выражать свои эмоции, воспроизводить эмоции и черты характера через ж...