Жестокое обращение с детьми - профилактика и практика коррекционной работы
методическая разработка по психологии

Психопрофилактическая и коррекционная работа по предотвращению жестокого обращения с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             « ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ»

  1. Знакомство.

Добрый день! Меня зовут Марина Владимировна Железнова. Я педагог-психолог 7 детского сада Новокубанского района, практикующий психолог в сфере когнитивно- поведенческого направаления, гуманистический уклон. Работаю с 2007 года, веду частную практику со взрослыми и подростками, вижу в каждом человеке его историю, стремлюсь помогать профессионально сочетая различные методики и техники, поэтому постоянно учусь. Сегодня мы разберём тему «Жестокое обращение с детьми»  

Наша тема сегодня довольно сложная  и спорная. Стали чаще фиксироваться случаи жестокого обращения с детьми (родителей, опекунов, сотрудников образовательных учреждений) Ведь до сих пор многие исповедуют систему наказаний, как единственно эффективную и доступную.

Вопросы к аудитории:

Как вы думаете, с чем это связано? Ответы (Люди ведут себя в основном по подобию , т.к. знают как работает физическое наказание – останавливает, пугает, заставляет подчиниться быстро и в основном беспрекословно)

Сейчас выходит много литературы по данному вопросу, но с ней также необходимо работать осмысленно, т.к. в каждой книге есть истина, а есть и личный взгляд автора. Например книга –бестселлер «Новый ребёнок к пятнице.Воспитание без криков и наказаний» Кевин Леман. Обратимся к главе Физические наказания.Можно ли бить ребёнка?  « Для того, чтобы отшлёпать ребёнка в целях восстановления дисциплины, существует время и место. Такая необходимость настаёт, когда дети ведут себя дерзко» «Шлепок – прикосновение ладони к попе ребёнка. Это однократное действие» Как видим, мэтр психологии официально в своей книге разрешает родителям шлёпать детей, не прибегая к другим методам, как считаете, почему?(Люди исторически не видели в наказании и угнетении слабых ничего плохого, а вот к сильным подбирают «ключики»)

Для того , чтобы эффективно бороться с жестоким обращением с детьми необходимо разобраться в сути вопроса.  

Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.

Жестокое обращение в отличие от насилия более широкое понятие и включает в себя неправомерное бездействие в отношении детей до 18 лет.

Жестокое обращение родителей с детьми формирует личностей малообразованных, социально дезадаптированных, склонных к аутодеструкции, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями

Виды и формы жестокого обращения с детьми и их   последствия
физическое,

психическое (эмоциональное),

сексуальное насилие,

пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жестокость).


НАСИЛИЕ –
любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком

Все формы насилия ведут к формированию моделей аутодеструкции. (ребёнок стремится снять боль и почувствовать контроль над эмоциями)

Физическое насилие над ребенком – это умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, принуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений.

Выделяют следующие формы физического насилия:

• избиение;

• пощечины, подзатыльники, шлепки;

• порка;

• нанесение травм, ожогов;

• вырывание волос;

• фиксация в неудобной позе

• укусы;

• изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.);

Основными признаками, позволяющими заподозрить физическое насилие над ребенком,являются:

-неоднократность обращения родителей за медицинской помощью в связи с получением ребенком телесных повреждений ;

-несоответствие характера повреждений рассказу родителей об обстоятельствах получения травмы;

− немотивированное промедление родителей с обращением за помощью, особенно в тех случаях, когда тяжесть повреждений требовала экстренного медицинского вмешательства


К особенностям поведения детей младшего возраста
(до 3-х лет), подвергшимся физическому насилию, относятся
:
малоподвижность, слабая реакция на внешние стимулы (у грудных детей);

− боязнь родителей или взрослых;

− постоянная настороженность;

− плаксивость, капризность;

− печальный внешний вид, редкое проявление радости;

-  агрессивность.

Дети дошкольного возраста проявляют:
 - пассивность, смирение с происходящим;

− чрезмерную уступчивость, заискивающее поведение;

− псевдовзрослое поведение;

− агрессивность;

− жестокость по отношению к животным;

− лживость и воровство.

Детям младшего школьного возраста присуще:
стремление скрыть причину имеющихся у них травм;

− нежелание возвращаться домой после школы;

− замкнутость, отсутствие друзей;

− плохая школьная успеваемость, затрудненная концентрация

внимания;

− агрессивность;

Подросткам характерны:

− бродяжничество;

− делинквентное поведение – антиобщественное, противоправное поведение человека, воплощенное в его поступках(действии или бездействии), наносящее вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. – кражи, убийства, вандализм,терроризм,изнасилования, незаконный оборот наркотических средств ;

− употребление алкоголя или наркотиков;

− депрессия, суицидальные попытки.

Психическое (эмоциональное) насилие –

периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития. Психическое насилие является наиболее распространенным видом жестокого обращения с детьми, тяжесть связанных с ним последствий дает основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребенка и его социальное функционирование при ненадлежащем поведении родителей.

Формы психического насилия:

– вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения»;

− отвержение подавление всякой воли ребёнка;

- Длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;

− принуждение к одиночеству (изоляция) – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка;

необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде;

− терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития;

− развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению;

- формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка;

- воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

 Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:
Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста

Импульсивность, взрывчатость, вредные привычки, , аутодеструкции,злость

Недостаточная способность к контролю собственного поведения;

Низкая самооценка и повышенная тревожность;

Попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков)

Депрессии, печаль, беспомощность, безнадёжность

Неумение устанавливать доверительные, эмоционально-теплые отношения;

Трудности в общении со сверстниками

Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребёнка), невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Формами пренебрежения нуждами ребенка являются:
оставление ребенка без присмотра;

• отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);

 • непредоставление ребенку питания, одежды, жилья;

 несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий;

 • приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка;

 • отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды;

несоответствие одежды ребенка погодным условиям;

• непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок;

• неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в не правильной дозировке;

• опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т. п.

• отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.

Сексуальное насилие – любой контакт или взаимодействие в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Влияние на ребёнка:

Ребёнок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные познания или действия

Может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым

Может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий

Может жаловаться на физическое нездоровье

Сексуальное насилие вы будете разбирать более подробно с другим специалистом позже.

Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. У кажждого взрослого человека есть возможность исследовать свой негативный детский опыт, для этого можно использовать анкету АСЕ

Анкета оценивания негативного детского опыта, взятая из книги «Осколки детских травм» (Д. Наказава)

За каждый ответ «Да» поставьте себе 1 балл. Ответ «Нет» оценивается в 0 баллов.

До достижения Вами совершеннолетия случалось ли так, что:

  • Родители/один из родителей/другой взрослый, который проживал с Вами, часто/очень часто бранил Вас, притеснял или унижал? Возможно, что он действовал таким образом, что Вы боялись физического насилия?
  • Родители/один из родителей/другой взрослый, который проживал с Вами, часто/очень часто шлепал, толкал, хватал Вас или бросал в Вас что-нибудь? Возможно, что однажды он ударил или отшлепал Вас так, что остались следы удара или Вы получили травму?
  • Взрослый или кто-нибудь старше Вас минимум на 5 лет когда-либо трогал, или ласкал Вас, или заставлял Вас трогать его/ее тело с намеком на секс? Или намеревался потрогать (трогал) Вас неподобающим образом, или совершал над Вами сексуальное насилие?
  • Вы часто или очень часто ощущали, что никто в Вашей семье Вас не любит или не проявляет к Вам интерес? Возможно, что Вы чувствовали, что члены Вашей семьи не заботятся друг о друге, не чувствуют близости, не поддерживают друг друга.
  • Вы часто или очень часто ощущали, что Вам не хватает еды? Возможно, что Вам приходилось носить грязную одежду? Возможно, что Ваши родители были слишком пьяны или под кайфом, чтобы заботиться о Вас или сводить к врачу в случае необходимости? Возможно, что у Вас было чувство, что никто Вас не защищает?
  • Возможно, что Вы потеряли своего биологического родителя по причине развода/разрыва отношений, отказа от Вас или любой другой причине?
  • Вашу мать или другого близкого человека часто или очень часто толкали, хватали, избивали или бросали что-нибудь в нее/него? Возможно, что ему/ей угрожали ножом или ружьем? Возможно, что это происходило на Ваших глазах?
  • Проживали ли Вы с кем-либо, кто был склонен к злоупотреблению спиртными напитками или употреблял наркотики?
  • Страдал ли кто-нибудь из Ваших домочадцев депрессией или психическими заболеваниями? Пытался ли кто-то из домочадцев покончить со своей жизнью?
  • Сидел ли кто-либо из Ваших домочадцев в тюрьме?

Подсчитайте свой результат по шкале ACE.

Респонденты, набравшие 3 и более баллов, находятся в зоне риска по влиянию НДО на психическое и физическое здоровье.

 Чтобы максимально нивелировать вред, постарайтесь ответить на вопрос: Что детский негативный опыт мне дал полезного, для взрослой жизни?

Распознавание признаков  жестокого обращения с детьми и пренебрежения  родительским долгом является обязанностью сотрудников образовательных учреждений, психолог работает с преодолением последствий, поговорим о подводных камнях, на стадии диагностики и коррекции.

  1. Взгляд глаза-в глаза. С одной стороны – научные статьи доказывают, что когда люди смотрят глаза в глаза,у них повышается уровень окситоцина. Этот гормон связан с эмпатией, доверием,регулировкой стресса.

С другой стороны – у многих детей переживших насилие появляется сильная боязнь к длительному контакту глаз. Встреча с другими людьми для них сродни откровению, когда их незащищённое Я сталкивается с иным Я. Долгий и пристальный взгляд расценивается как проявление враждебности. Оптимальная продолжительность взгляда, до того как установился стойкий эмоциональный положительный контакт с ребёнком -  не более 10 секунд.

  1. Разговор с ребёнком о пережитом насилии может быть очень травматичным, необходимо минимизировать негативные последствия. Ребёнок может испытывать чувство вины в случившемся с ним, необходимо показывать полное принятие, сочувствие и эмпатию пострадавшему ребёнку. Первоочередная задача – вернуть ребёнку контроль над ситуацией, даже в мелочах. Т.к. в первую очередь рушится ощущение базовой безопасности.Даже если ребёнок склонен к аутодеструкциям, необходимо принимать его таким, какой он есть, а не таким, каким вы хотите видеть его.
  2. Трудности диагностики – при использовании даже высоковалидных тестов возможны ошибки, а тем более при использовании проективных рисуночных методик. Всегда необходимо опираться на несколько источников диагностики, чтобы сделать правильный вывод.
  3. В работе с ребенком важно вернуть ему  чувство защищенности – маленький домик, тяжёлое одеяло  - так ребёнок восстанавливается намного быстрее.Возраст не важен для этого метода.
  4. Если работа идет вместе с родителями, то необходимо посадить их не напротив, а чуть в стороне – чтобы у ребёнка была возможность избежать зрительного контакта. Если ребёнок считывает их сильную эмоциональную реакцию,то становится только хуже.
  5. Необходимо развивать эмоциональный интеллект, легализовать чувства ребёнка.
  6. Жестокое обращение может восприниматься ребёнком как норма «Стокгольмский синдром»(защитно-бессознательная травматическая связь между жертвой и агрессором), ребёнок может ценить свой опыт и отрицать другие варианты. Поэтому психолог не должен навязываться «причинять добро», психолог протягивает руку помощи, сообщает о готовности помочь, но дальше по запросу. Необходимо помочь ребёнку восстановить психику, выстроить конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
  7. При коррекции последствий необходимо пользоваться несколькими методами и техниками, т.к. каждый случай уникален и то, что помогло одному ребёнку, может не вполне подойти другому (дело и в генетике и  в травматическом опыте.)

Упражнение в  группе «Как проявляются травмы прошлого».

Цели: показать, что проблема или травма прошлого может проявляться в поведении и реакциях ребенка непонятным, неожиданным образом. Показать, какие чувства может испытывать взрослый, сталкиваясь с таким поведением.

•        Выбирается из числа участников три пары добровольцев. В каждой из пар один участник — «ребенок», другой — «педагог»

•        Отведите «детей» в сторону и так, чтобы никто не слышал, дайте им установку, как вести себя во время упражнения ( памятки ).

Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Что бы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального».

Второму: «Когда-то в твоей жизни случилось что-то страшное, ужасное, что связано для тебя со словом "три". Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее отвернуться и закрыть голову руками».

Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же попытке отбей охоту продолжать: напугай, обругай».

•        Приглашается  первый «педагог» и  «ребенок»  «педагог» получает задание:«Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, похлопайте вместе!».

Участникам даётся некоторое время на развитие событий и  игра останавливается в тот момент, когда недоумение или раздражение  будет максимальным.

•        Приглашается  вторая пара «педагог» и  «ребенок» и даётся «педагогу» задание:«Научите ребенка считать до пяти».

Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение станет максимальным

•        Приглашается третий «педагог» и «ребенок» и даётся «педагогу» задание:«Вы собираетесь на прогулку, вы мирно  о чем-то беседуете с детьми и вдруг заметили, что один ребенок  неаккуратно повязал шарф, все горло открыто. Поправьте шарф».

Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в том момент, когда недоумение или раздражение «педагога» будет максимальным.

•        Просим «педагогов» поделиться своими чувствами. Что они испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?

•        Вопрос для остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?

•        Предлагается «детям» рассказать, какие установки ими были получены. Попросите их рассказать о чувствах, которые они испытывали, когда «воспитатели» проявляли непонимание и настойчивость.

•        Предлагается группе обсудить вопрос: «В наших ситуациях попытка "педагогов" помочь детям, сделать для них что-то хорошее потерпела фиаско. Можно ли сказать, что кто-то из участников — "педагог" или "ребенок" — в этом виноват? Что является истинной причиной?».

Уважаемые коллеги, обратите внимание на то, что ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам с взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова

Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем.

Итак, мы можем перечислить следующие причины жестокого обращения:

  • Нарушение привязанности, отсутствие живого чувства к ребёнку
  • Недостаточность родительских компетенций (молодая мама может просто не знать, как ухаживать за ребёнком
  • Нехватка внутренних ресурсов семьи, чтобы справиться с внешними бедами
  • Семейные традиции (меня так воспитывали)
  • Алкоголизм и наркомания в семье
  • Депрессии, отчаяние и безысходность ситуации, которые переживают взрослые члены семьи

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:

  • Административная ответственность –родители или иные представители несовершеннолетних, допустившие пренебрежение основными потребностями ребёнка подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях

(ст. 5.35)

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:

  • Уголовная ответственность-

Российское законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие.

(ст. 111, ст. 112, ст. 113, ст. 115, ст.116, ст. 110

УК РФ)

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:

  • Гражданско-правовая ответственность – жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ.

(ст.69 – лишение родительских прав,

ст. 73 – ограничение родительских прав,

ст. 77 –отобрание ребёнка при угрозе жизни)

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, оставившие факты жестокого обращения с детьми без внимания.

Книги, программы, помогающие в работе с детьми пострадавшими от жестокого обращения:

Психология женского насилия. Анна Моц – теоретическое обобщение недавно произошедших случаев насилия женщин над собой и детьми.

Тело помнит всё. Бессел Ван Дер Колк – какую роль играет психологическая травма в жизни человека и какие техники помогают её преодолеть.

Коррекционная программа для детей, пострадавших от насилия в семье. Инфоурок.2016 г.

Программа для детей 8-10 лет, пострадавших от насилия в семье.dogmon.org « Под зонтом»

Обратная связь  

Первый ребёнок: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Что бы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального».

Второй ребёнок: «Когда-то в твоей жизни случилось что-то страшное, ужасное, что связано для тебя со словом "три". Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее отвернуться и закрыть голову руками».

Третий ребёнок: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же попытке отбей охоту продолжать: напугай, обругай».

Первый «педагог» задание:    «Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, похлопайте вместе!».

Второй «педагог» задание:        «Научите ребенка считать до пяти».

Третий «педагог»  задание:«Вы собираетесь на прогулку, вы мирно  о чем-то беседуете с детьми и вдруг заметили, что один ребенок  неаккуратно повязал шарф, все горло открыто. Поправьте шарф».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Работа по профилактике жестокого обращения с детьми"

Агитационные плакаты педагогам и родителям "Детство без насилия"....

Опыт работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми

Опыт работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми...

Методические рекомендации об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу...

Отчет работы Месячник «Профилактика жестокого обращения с детьми» В старшей группе №24 «Затейники»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 22 «ГОРОД ДЕТСТВА»...

Консультация для педагогов "Профилактика жестокого обращения с детьми в работе воспитателя"

Одной из немаловажных проблем в современном обществе стала проблема жестокого обращения родителей к своим детям. Для того, чтобы помочь нашим детям и защитить их от такого взаимодействия родителей с д...

Педчас для воспитателей. Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми.

Факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье. Признаки жестокого обращения и насилия. Основные формы жестокого обращения с детьми....

Семинар – практикум «Детство без жестокости и слёз» (профилактика (предупреждение) жестокого обращения с детьми)

Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка.  Это унижение, издевательства, различные фор...