ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ДОУ
статья по психологии

Альтенгоф Алеся Андреевна

Научная статья к XIII  всероссийская  научно – практическая конференция

 «Детство, открытое миру» г.Омск

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 159.9072.43

Альтенгоф Алеся Андреевна

(педагог – психолог, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №465 комбинированного вида «Золушка»)

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ДОУ

Аннотация: Статья посвящена понятию эмоционального выгорания педагогов в ДОУ, негативным факторам, влияющим на эмоциональное состояние педагога. В материале приведены авторы, изучающие проблему эмоционального выгорания. С использованием методики «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко выполнен анализ проведенного исследования на базе дошкольного учреждения среди педагогов 1 и 2 корпуса. Автор статьи рассматривает меры профилактики и предлагает рекомендации по снятию эмоционального выгорания.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, синдром, психоэмоциональное благополучие, негативные факторы, симптом.

Под эмоциональным выгоранием понимается умственное, физическое или эмоциональное истощение и тревожность, которое возникает вследствие большого стресса.

Под понятием психоэмоционального благополучия понимается неразрывно связанное интегративное состояние личности или группы людей, которое является сложной взаимосвязью различных факторов: физических, психологических, культурных, социальных и духовных. Данное состояние показывает, как человек воспринимает и оценивает свою самореализацию  в аспекте вершины его потенциальных возможностей.  

Первую попытку описать термин «эмоциональное выгорание» предпринял американский психиатр Герберт Фрейденберг в 1974 году [1].

Вопросы эмоционального выгорания исследовали отечественные и зарубежные ученые – психологи. К авторам наиболее исследованных концепций и подходов относятся работы отечественных исследователей: В. В. Борейко [2], Н. В. Гришина, Э. Ф. Зеер, В. Е. Орел [3], к зарубежным исследователям: К. Маслач [4] и Дж. Джексон.

К негативным факторам, которые влияют на эмоциональное благополучие педагога, относят:

- родители, не достигшие определенного культурного и образовательного уровня;

- воспитанники с различными проблемами в поведении и эмоциональной сфере;

- низкий уровень заработной платы;

- выступления на публике (открытые занятия, выступления для аттестации, выступление в качестве объекта наблюдения, эксперта, подтверждение своей педагогической компетентности).

На базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 465 комбинированного вида «Золушка» было проведено исследование эмоционального выгорания педагогов. В данном исследовании участвовали воспитатели 1 и 2 корпусов общей численностью 48 педагогов, возраст участников эксперимента варьировался от 20 до 63 лет. В качестве инструментария исследования использовалась методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Борейко.

Анализ исследования выявил синдром эмоционального выгорания у педагогов 1 корпуса 21,7%, у педагогов 2 корпуса 16,6%. Складывающийся синдром у педагогов 1 корпуса 52,2%, второго корпуса – 25%. Не сложившийся симптом у педагогов первого корпуса 26,1%, второго корпуса – 58,4%. Полученные результаты позволяют сделать вывод о наиболее выраженном эмоциональном выгорании педагогов 1 корпуса, чем педагогов второго корпуса.

Анализ данного исследования позволяет выделить ряд причин, которые привели к таким результатам:

- больший стаж работы и возрастной диапазон до 65 лет педагогов первого корпуса;

- наименьший стаж работы и возрастной диапазон до 50 лет педагогов второго корпуса.

Актуальность проблемы эмоционального выгорания определяется тем, что синдром эмоционального выгорания носит сложный характер, требующий составления определенного инструментария для его предупреждения и коррекции.

В процессе исследования была подготовлена корпоративная программа, нацеленная на оздоровление трудового коллектива, а также план мероприятий для педагога – психолога, который направлен на установление психоэмоционального благополучия коллектива.

В рамках исследования приведены рекомендации по снятию эмоционального выгорания педагогов.

Профилактические меры по снятию эмоционального выгорания выражаются в данных направлениях деятельности:

1. Диагностическое направление – индивидуальная и групповая диагностика на выявление симптомов эмоционального выгорания у педагогического коллектива ДОУ, исследование воспитательного пространства ДОУ с применением следующих методик: методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко (начало и конец учебного года); векторная модель образовательной среды В. А. Ясвин.

2. Коррекционное направление – применение тренингов, включающие релаксационные упражнения для коррекции симптомов эмоционального выгорания, сплочение коллектива, развитие творческого потенциала педагогов: тренинг для молодых педагогов «Давайте знакомиться»; тренинг для педагогов на сплочение коллектива «Наша работа»; тренинг на развитие творческого потенциала педагогов.

3. Профилактическое направление – проведение акций, предупреждающих появление и развитие эмоционального выгорания, улучшающих эмоциональный фон, развивающих толерантность, доброту, создающих психологический климат у педагогов: акция «Подари себе настроение»; акция «Тайный подарок»; акция «Сундучок пожеланий».

Для предупреждения и профилактики синдрома эмоционального выгорания рекомендуется:

- включать в работу перерывы для поддержки психического и физического благополучия;

- проводить релаксацию, ставить перед собой цель, вести положительную внутреннюю речь, все это снижает уровень стресса, который приводит к выгоранию;

- развивать свой профессионализм и самосовершенствоваться, трансляция накопленного профессионального опыта может выступать одним из способов, защищающий от синдрома эмоционального выгорания;

- больше общаться эмоционально, анализировать и делиться собственными чувствами, за счет этого происходит значительное снижение вероятности выгорания, либо процесс проявляется не настолько выраженно.

В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что  синдрому эмоционального выгорания подвергаются представители разных профессий, включая и педагогических работников, которые переносят огромные психоэмоциональные нагрузки. В результате проведенного исследования мы выяснили, что синдром эмоционального выгорания в МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 465 комбинированного вида «Золушка» более выражен у педагогов 1 корпуса, у которых больший стаж работы и возрастной диапазон до 65 лет. Для предупреждения и профилактики синдрома эмоционального выгорания следует использовать перерывы в работе, овладевать навыками саморегуляции, самосовершенствоваться.

___________________________________

 1. Canter, M. B., & Freudenberger, L. (2001). Herbert J. Freudenberger (1926–1999). American Psychologist, 56(12), 1171. Retrieved from EBSCOhost.

2. Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999.- С.99- 105.

3. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Текст] / К. Маслач [Электронный документ] // URL: http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=1

4. Орел, В. Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования [Текст] / В.Е. Орел // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №1. - С.90-101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...