Обобщение опыта работы "Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ"
методическая разработка по психологии (младшая группа)

Эклер Елена Владимировна

Данный опыт работы будет интересен педагогам, родителям малышей. Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка, который Е.О. Смирнова называет «возрастом нераскрытых ресурсов». Как подчеркивал Л.С. Выготский, ранний возраст «сензитивен во всем». Именно в этот период развитие ребенка исключительно зависимо от социальных условий его жизни.  воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста состоят в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызвать его желание действовать, общаться, играть. Организованная деятельность по адаптации в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель. По мнению И.В. Лапиной, построение целостной модели адаптационного периода обусловливает успешность вхождения ребенка в детский сад. Адаптация к условиям детского сада следует рассматривать как не односторонний процесс, следует учитывать 3 стороны: родители, воспитатели, дети, так как адаптируется каждая из этих сторон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_ekler.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №72 г.п. Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области

Методическая разработка

Обобщение опыта

«Адаптация детей раннего и младшего дошкольного

возраста к условиям ДОУ»

Педагог-психолог

высшей квалификационной категории

                   

                  Эклер Елена Владимировна

Г.п. Петров Вал – 2023 г.

Содержание работы

  1. Введение. Актуальность, цели и задачи опыта.
  2. Теоретическое обоснование.
  3. Практическая часть.
  4. Заключение.
  5. Список литературы.

Обобщение опыта работы педагога-психолога в направлении «Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ»

  1. Введение.

Актуальность, цели и задачи опыта.

        Сведения, полученные в работах Э. Эриксона, Л.С. Выготского, А. Фрейд, подчеркивают важность правильного воспитания детей с раннего возраста. Возраст от года до трех лет связан с быстрыми и качественными изменениями в развитии ребенка.  Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего дошкольного возраста является период адаптации (Д.Б. Эльконин). Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности ребенка. Известно, что адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, очень велика привязанность к маме, огромен страх новизны, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Возраст ребенка с 1 до 2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны, поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо создать в ДОУ все условия, так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Именно поэтому я в своей работе использую адаптационную программу «В детский сад с радостью», которая является модифицированной программой Лапиной И.В.

Цель: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в ДОУ путем взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

  • помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к ДОУ, обеспечить профилактику проблем развития у детей, развитие их адаптационных возможностей;
  • учить ребенка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя вместе со взрослым и самостоятельно;
  • развивать у детей интерес к играм и игрушкам, игровые умения и навыки, формы игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и детьми раннего возраста;
  • познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, оснащением и оборудованием детского сада;
  • оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания, развития и адаптации к условиям ДОУ.
  1. Теоретическое обоснование. 

        Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка, который Е.О. Смирнова называет «возрастом нераскрытых ресурсов». Как подчеркивал Л.С. Выготский, ранний возраст «сензитивен во всем». Именно в этот период развитие ребенка исключительно зависимо от социальных условий его жизни. Центральным моментом послужили идеи Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой, которые показали, что задачи воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста состоят в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызвать его желание действовать, общаться, играть.

        Организованная деятельность по адаптации в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель. По мнению И.В. Лапиной, построение целостной модели адаптационного периода обусловливает успешность вхождения ребенка в детский сад. Адаптация к условиям детского сада следует рассматривать как не односторонний процесс, следует учитывать 3 стороны: родители, воспитатели, дети, так как адаптируется каждая из этих сторон.

  1. Практическая часть. 

        Хочу поделиться опытом работы педагога-психолога в направлении адаптации к условиям ДОУ детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Имея большой опыт педагогической работы, я убедилась, что от того, насколько легко и в более комфортной атмосфере ребенок адаптируется к условиям ДОУ, зависит его дальнейшее нахождение в детском саду, более легкая социализация и адаптация детей старшего дошкольного возраста к школе. Эта проблема действительно существует и актуальна. Все родители знают о необходимости подготовки ребенка-дошкольника к школе. Но, к сожалению, мало кто знает, что малыша надо готовить к поступлению в детский сад. Исходя из практики, могу сказать о том, что порой вхождение ребенка в детский сад и для самих родителей является стрессом.

Мы вплотную столкнулись с этой проблемой, когда в нашем детском саду открылась группа для детей раннего дошкольного возраста.

Причины тяжелой адаптации детей раннего дошкольного возраста следующие:

  • обостренная чувствительность к разлуке с матерью, страх новизны;
  • адаптивные возможности малыша ограниченны;
  • ребенок часто болеет в связи с ситуацией стресса;
  • отсутствие навыков, облегчающих адаптационный процесс ребенка к условиям ДОУ;
  • отсутствие у молодых родителей представлений о жизни ребенка в ДОУ, о созданных условиях воспитания и обучения, незнание особенностей адаптационного периода.

Исходя из основных направлений деятельности педагога-психолога, работа ведется со всеми участниками адаптационного процесса: и с педагогами, и с родителями, и с детьми.

Совместная подготовка к посещению детского сада — это залог успешной адаптации. Я считаю, что организованная деятельность по адаптации в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель.

В работе по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада мною используются:

1. Модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ, автор Лапина Инна Валентиновна.

2. Адаптационная программа «В детский сад с радостью» (модифицированная программа Лапиной Инны Валентиновны).

3. Занятия по программе «Поиграй-ка» (автор педагог-психолог МКДОУ дс №72 Е.В. Эклер).

Для реализации модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ необходимо определить пять этапов работы:

Первый этап: Прогноз адаптации — это первая встреча с мамой и малышом. В процессе общения наблюдаются общий эмоциональный фон малыша, взаимоотношения с незнакомыми взрослыми, уровень развития предметной деятельности ребенка. А также выявляются умения, навыки, облегчающие адаптационный период через анкетирование родителей.

Данная встреча помогает прогнозировать степень тяжести адаптации малыша и сориентировать воспитывающих взрослых на ожидаемый результат.

Второй этап: Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями групп раннего возраста в виде лекций-консультаций.

Прежде чем начинать непосредственно работу с детьми по облегчению адаптационного периода, мною проводится предварительная работа с педагогами, ведь именно они находятся в тесной взаимосвязи с родителями и детьми. Это лекции-консультации, беседы, практикумы.

Третий этап: Дети вместе с родителями посещают адаптационную группу, которая работает по программе «В детский сад с радостью».

Цель этой программы: облегчение адаптационного периода у детей раннего возраста через создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психосоматических заболеваний.

Считаю, что совместная подготовка ребенка к посещению детского сада — залог успешной адаптации.  Общая задача педагогов и родителей — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о созданных там условиях воспитания и обучения. Поэтому надо начинать сотрудничество с семьями малышей еще до их поступления в ДОУ. Именно поэтому нами проводится первая встреча с родителями детей для проведения анкетирования, раздачи памяток о том, как лучше подготовить ребенка к детскому саду, чем можно помочь малышу и чему его необходимо научить для более успешной адаптации к условиям ДОУ. Также родители знакомятся с условиями воспитания и обучения в детском саду, с сотрудниками ДОУ и друг с другом. Во встречах с родителями мною используется лекционный материал по факторам, влияющим на успешную адаптацию, различные игровые упражнения, проводится анкетирование. Родители узнают о видах адаптации, знакомятся с режимом и питанием детского сада, с алгоритмом постепенного вхождения в ДОУ, узнают о том, какие игрушки нужны детям данного возраста, получают информационные памятки по проблемам воспитания, развития и адаптации малыша.

Порой вхождение ребенка в детский сад и для самих родителей является стрессом: они не знают, как поступать в той или иной ситуации, сами переживают за своего кроху и их волнение и переживание передается и ребенку. Это необходимо объяснить родителям малышей, настроить их, а через родителей и самих малышей на посещение ДОУ. Не секрет, что в основном родители не готовят своих крох к посещению детского сада заранее. Это в дальнейшем приводит к массе проблем. Именно поэтому необходимо встречаться с родителями заранее, еще до посещения ребенком ДОУ. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми происходит в процессе групповой работы.

   В ходе совместных занятий родителей с детьми и педагогами они учатся взаимоотношениям с детьми, развивают навыки совместной игры и предметной деятельности.

Совместные встречи с родителями и детьми состоят из двух блоков: интегрированное занятие и свободная игровая деятельность. Интегрированное занятие включает в себя 2 части: в первой части используются игровые упражнения, связанные с единым сюжетом, во второй используются элементы арт-терапии, рисование нетрадиционными способами. В ходе совместных занятий родителей с детьми и педагогами они учатся взаимоотношениям с детьми, развивают навыки совместной игры и предметной деятельности. Родители еще ближе знакомятся с работой детского сада, с удовольствием играют и рисуют с малышами. А с каким восторгом дети радуются гостям, приходящим к ним: зайчиха Ляля, кошечка, собачка, мишка, петушок, солнышко... С какой неподдельной радостью рисуют пальчиками, перепачкавшись в гуаши, и гордятся первыми «плодами» своих стараний! Это надо видеть!

Четвертый этап: После совместных занятий с мамами малыши начинают посещать группу раннего возраста в соответствии с алгоритмом постепенного вхождения в детский сад. Этот алгоритм состоит из 7 шагов. Каждый шаг алгоритма индивидуально протекает в зависимости от степени тяжести адаптации ребенка. Для малыша менее болезненное расставание с мамой — это постепенная разлука.

Алгоритм постепенного вхождения ребенка в ДОУ:

  • 1-й шаг — приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
  • 2-й шаг — приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
  • 3-й шаг — ребенок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;
  • 4-й шаг — ребенок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа;
  • 5-й шаг — ребенок остается один с завтрака до обеда;
  • 6-й шаг — ребенок остается и на сон, но сразу после сна его забирают родители;
  • 7-й шаг — ребенок остается один на целый день.

Совместная деятельность специалистов ДОУ и малыша должна быть направлена на снятие психоэмоционального напряжения. За основу могут быть выбраны «сухой бассейн», «песочная» терапия, т. к. именно в играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения.

Пятый этап: Занятия по адаптации с детским коллективом. Пройдя этапы алгоритма постепенного вхождения в детский сад, дети остаются без родителей в группе с обычным режимом в течение всего дня. Но на этом адаптационный период не заканчивается. В этот момент очень важно помочь детям положительно реагировать друг на друга, сплотить коллектив, для этого в течение года мною проводятся занятия по адаптации с детским коллективом. Основная цель занятий – создание положительного настроя в группе.

На этих занятиях, как и на совместных с родителями, я использую методы арт-терапии, рисование различными способами, что позволяет снять мышечное и эмоциональное напряжение, развивает мелкую моторику, а вместе с ней речь, внимание, мышление, воображение детей. Эти же занятия я использую в работе по адаптации с детским коллективом в младших дошкольных группах.

   Дети, видя доверие родителей педагогам, легче привыкают к воспитателям, тоже начинают им доверять, проще знакомятся с «чужими» взрослыми, привыкают к незнакомой обстановке.

   Параллельно работе с родителями мной проводится и работа с педагогами. Это консультация с воспитателями группы раннего дошкольного возраста: «Первые встречи воспитателя с родителями и малышом», «Первые дни ребенка в детском саду».

  1. Заключение.

Анализируя проведенную работу по адаптации детей раннего возраста, могу сказать, что использование в работе целостной модели адаптационного периода помогло детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации, привлекло родителей к сотрудничеству с детским садом. В ходе правильно организованной работы по адаптации детей к условиям ДОУ наблюдается заметное повышение уровня адаптированности ребенка, что позволяет судить об эффективности проведенной работы. Проводя предварительное анкетирование с родителями, я наблюдала, что в этом возрасте очень мало детей с легкой степенью адаптации, в основном дети со средней и тяжелой степенью адаптации. С помощью адаптационной программы «В детский сад с радостью» с успехом удается повысить уровень адаптированности детей. Для малыша менее болезненное расставание с мамой — это постепенная разлука, что позволяет алгоритм постепенного вхождения ребенка в ДОУ. Занятия по адаптации с детским коллективом помогают детям в преодолении стрессовых состояний в период адаптации к детскому саду, создают положительный эмоциональный настрой в группе, снижают импульсивность, тревожность, агрессию, позволяют быстрее привыкнуть и безболезненно войти в детский коллектив.

Данный опыт работы я бы порекомендовала педагогам ДОУ, а также их родителям. Моя мечта — это организация «Школы будущих и молодых мамочек». Это облегчило бы подготовку малышей и их мам к детскому саду. Занятия-практикумы, лекции-консультации, общение с родителями детей уже посещающих ДОУ помогли бы подготовить кроху к поступлению в детский сад.

Список литературы:

  1. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И. В. Лапина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127 с.
  2. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт.-сост. Н. В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 188 с.
  3. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.:  Просвещение, 1991. – 207 с.
  4. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю. А. Афонькина, Е. М. Омельченко. – Волгоград: Учитель, 2013. – 205 с.
  5. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт.-сост. Ю. А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 105 с.
  6. Роньжина, А. С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А. С. Роньжина. – М.:  Книголюб, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Лев Толстой...

Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Выступление на общем родительском собрании для вновь поступающих родителей...

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»...

Консультация "Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ"

Консультация "Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ"...

Образовательный проект "Формирование сенсорного опыта у детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности"

Проект направлен  на  развитие представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного...