Формирование эмпатии у детей старшего дошкольного возраста на практике
статья по психологии (старшая группа)

Порфирьева Екатерина Сергеевна

Статья посвящена формированию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРАКТИКЕ.

Е.С. Порфирьева

Изучением проблемы развития особенностей эмпатии в у старших дошкольников занимались такие отечественные исследователи, как А.В. Запорожец, Л.П. Стрелкова, В.В. Абраменкова, Т.П. Гаврилова, А.Б. Николаева, А.А. Рояк, и др.. К примеру, Е.Р. Овчаренко изучал эмпатию как процесс, проектирующий поэтапное освоение дошкольником различных способов в эмоционально-нравственных отношениях к сверстнику и окружающему миру в различной практической деятельности. Т.А. Гайворонская изучала развитие эмпатии у старших дошкольников с помощью театрализованной деятельности; Е.Е. Карасева проводила исследование по развитию эмпатии средствами музыкальной игровой деятельности.

Мало изученность развития эмпатии у старших дошкольников являются факторами, затрудняющими данный процесс. Практика остро нуждается в технологических разработках по данному вопросу.

Противоречие между необходимостью проведения специальной работы по развитию эмпатии у старших дошкольников через коррекционно-развивающую работу психологов и педагогов и малоизученность методов этому способствующих.

Таким образом, выявляется противоречие между: актуальностью проблематики и недостаточного использования эффективных средств формирования эмпатии в условиях реализации федеральных государственных требований в рамках непосредственной образовательной деятельности.

Выявленное противоречие определило проблему исследования: каковы особенности коррекционно-развивающей работы по развитию эмпатии у старшего дошкольника?

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие развитие эмпатии у старших дошкольников будет эффективным, если использовать специально разработанную коррекционно-развивающую программу, где: будут учтены особенности развития эмпатии у старших дошкольников; использованы основные методы и приемы, позволяющие старшим дошкольникам через личные переживания чувств, освоить весь спектр эмпатийных переживаний; будут проведены родительские собрания с целью обучению методам воспитания в ребенке чувства эмпатии, заботливого отношения к окружающим и животным.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ. В эксперименте приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, составляющие контрольную и экспериментальную группу исследования по 20 человек. На констатирующем этапе исследования с опорой на методики обследования «Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний» Л. Ф. Фатиховой и А. А. Харисовой, «Изучение эмоциональных проявлений детей» Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной, «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой. 

На высоком уровне у детей преобладает гуманистический тип отношения к окружающим людям. Дети умеют правильно определять эмоциональное состояние человека и поддержать его в трудную минуту, если это необходимо. Дошкольники умеют не только различать эмоции, но и изображать их на себе мимикой, рассказывать каким образом возникают чувства и ощущения, и каким путем их можно определить. Эти дети способны выражать эмоциональную отзывчивость, уважение, сочувствие к сверстникам и к взрослому, слушают собеседника спокойно, с пониманием, пытаются понять его внутренний мир с помощью выражения лица, и поставить себя на его место.

На среднем уровне дети хорошо умеют контролировать собственные эмоции, умеют различать эмоциональные состояния других людей (обида, радость, грусть, печаль, стыд и др.), но узнавание некоторых эмоций дается с трудом, только с помощью взрослого. Этот уровень свойственен тем детям, которые в большей степени проявляют эмоциональную отзывчивость, сопереживание, сочувствие к другим, но иногда совершают только в пользу себя. Они умеют сочувствовать и понять состояние другого человека, вполне в состоянии сказать слова утешения, взбодрить, но не всегда оказывают помощь и поддержку, не способны надолго застревать в горе других людей  

На низком уровне дети старшего дошкольного возраста с значительными сложностями определяют эмоциональные состояния людей. Иногда путают эмоции «страх» с удивлением, или «гнев» с раздражительностью. Проявление этого уровня указывает на то, что дошкольники привыкли заботиться только о себе. У них сформировалась привычка не обращать внимания на эмоциональное состояние тех, кто находится рядом. Не знают нормы организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие в окружении, либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого отказываются.

Таким образом, детям старшего дошкольного возраста характерен, в большей степени средний уровень развития эмпатии. В то же время, значительная часть детей продемонстрировала низкие значения проявления эмпатии.

Полученные результаты показали довольно низкий уровень развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Общая картина по группе позволила выделить детей, нуждающихся в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы индивидуально-коррекционной работы. В связи с этим мы разработали и апробировали систему работы по формированию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста у детей экспериментальной группы, которая состояла из 3 этапов.

На первом этапе доминировали игры, ориентированные на констатацию эмоциональных состояний, т.е. на повышение уровня эмоционального компонента эмпатии.

На основном этапе использовались игры, направленные на восприятие внутреннего мира, чувств и переживаний другого человека, т.е. на развитие когнитивного компонента эмпатии.

 На заключительном этапе работы - преобладали игры, направленные на помогающее, содействующее поведение в ответ на переживание другого, т.е. игры на развитие поведенческого компонента эмпатии. Закреплялись полученные знания и навыки.

Исходя из формирующей программы, формирование эмпатии воспитанников в условиях ДОУ проходила успешно. В образовательном процессе задействовано детское сообщество (группа), в котором старшие дошкольники испытывали на практике различные формы проявления сочувствия, сопереживания, содействия, узнавание эмоциональных состояний по картинкам и сверстникам, научились выделять где хорошо где плохо, где добро и зло, хороший поступок – плохой поступок и т.д мотивам сказки пробовали себя в роли героев, учились ставить себя на место окружающих людей, испытывать аналогичные ими чувства и эмоции.  

В целом можно отметить достаточно позитивную динамику в уровне развития эмпатии у старших дошкольников. Дети лучше стали проявлять себя. Научились уважительно, доброжелательно и с пониманием относиться к взрослым, к сверстникам, да и к себе в том числе. Научились проявлять заботу к окружающим людям и в том числе к животным, помогать ухаживать, беречь, уделять внимание, проявлять им любовь и ласку.  

Целью контрольного этапа явилось выявление динамики уровня развития эмпатии у детей сташего дошкольного возраста.

Для этого нами был проведен контрольный эксперимент, аналогичный тому, что проводился вначале исследования. Необходимо отметить, что эксперимент проводился с экспериментальной и контрольной группе по тем же диагностическим методикам.

Данные, полученные нами в результате проведения формирующего эксперимента, позволили сделать вывод о том, что разработанный нами система работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста является эффективной.

При сравнительном анализе полученных данных выполнения диагностического задания до и после проведения эксперимента становится ясным то, что более значимые позитивные изменения произошли в экспериментальной группе. Высокий уровень способности к идентификации эмоций различных модальностей пополнился 20% испытуемых за счет перемещения аналогичного количества детей с низкого уровня. Дети стремятся проявлять эмоции в разных видах деятельности и ситуациях. При виде грустного, огорченного чем-то ребенка, пытаются утешить его и узнать причину его состояния. В контрольной группе незначительные изменения произошли в рамках среднего и низкого уровней.  

Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что дошкольники начали проявлять эмоции более открыто и уверенно, и гораздо чаще, чем до проведенной с ними работы. Старшие дошкольники начали проявлять отзывчивость по отношению к сверстникам, поддерживать своих товарищей, и по отношению к взрослым. Дети научились правильно интерпретировать собственные эмоциональные состояния и у окружающих людей в разных жизненных ситуациях.  

Эти результаты свидетельствуют о реализации целей и задачи, поставленных в процессе работы, и подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что целенаправленная организация психолого-педагогической деятельности посредством программы с применением игр и упражнений способствует к успешному развитию эмпатии у старших дошкольников.  

На основе сравнительного анализа констатирующего и контрольного экспериментов, мы пришли к выводу, что использованные приемы педагогического воздействия привели не только к повышению игровой деятельности, но и оказали существенное влияние на развитие у детей мотивов общения со сверстниками и изменение мотивационной основы объединений.

Данные, полученные нами в результате проведения формирующего эксперимента, позволили сделать вывод о том, что разработанный нами система работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста является эффективной.

После проведения контрольного экспериментального исследования, в котором принимали участие те же испытуемые, мы можем сделать вывод, о том, что уровень сформированности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста повысился.

Таким образом, в работе воспитателя для эффективного формирования развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста необходима специальная работа по интеграции организованной образовательной деятельности и непосредственно образовательной деятельности дошкольников в педагогическом процессе ДОУ.

Что подтверждает выдвинутая нами гипотеза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайворонская, Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности / Т.А. Гайворонская, В.А. Деркунская. - М.: Центр педагогического образования, 2019. -144с

2. Карасева, Е.Е. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста посредством музыкальной игровой деятельности / Е.Е. Карасева. - http://obrkonkurs.ru/razvitie-empatii-detev-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom- muzvikalnov-igrovov-devatelnosti/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

сожетно ролевая игра, как способ развития эмпатии...

Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Проблема воспитания межличностных отношений является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является его отношения к лю...

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Использование комплекса сюжетно – ролевых игр  способствовало повышению уровня развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста.Так как, именно с игровой деятельностью связана способность реб...

развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Эмпатия - чувство сострадания другим. Чувство эмпатии необходимо развивать у детей с самого раннего возраста....

Статья : Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Целью создания проекта, является формирование эмпатии у старших дошкольников, то есть способности понимать и принимать другого ребенка таким, какой он есть , учить сопереживать, сочувствовать , воспит...

Паспорт проекта "Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в личностно-образовательной среде "

Актуальность пректа по данной теме определяется усилением значимости такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и общения феномена, как эмпатия....