Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования
статья по психологии

Хасанова Гульназ Фиргатовна

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы включает в себя приоритетный проект "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста  и социального положения с использованием современных информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования

Хасанова Гульназ Фиргатовна

Институт психологии и образования

Казанского (Приволжского) федерального университета

г. Казань, Россия

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Организация современной цифровой среды в дошкольной образовательной организации способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды дошкольной образовательной организации. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ [42].

Современные дошкольники уже с раннего возраста пользуются смартфонами, планшетами. Родители общаются в различных чатах. В результате у педагогов появились новые возможности в обучении детей. Цифровые технологии являются способом организации образовательной среды. Однако педагоги могут их использовать только в качестве инструмента для чего необходим опыт использования компьютерной техники [15].

В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности жить и работать на самоизоляции пришлось по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.

В сложившихся условиях деятельность педагога предусматривала основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме. Дистанционное образование дошкольника заключалось в том, что детям и родителям в доступной форме предлагался учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучали и выполняли задания педагогов. Дистанционные образовательные технологии в данный период времени стали новыми средствами обучения детей, когда произошло изменение роли и функции участников педагогического процесса. Здесь велика роль взрослого – педагогу необходимо было создать условия для обучения, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания.

Применение цифровых технологий обеспечивает такие условия, при которых любой человек (педагог, ребенок, родитель) с помощью своего мобильного телефона, ноутбука или планшета может двигаться внутри цифрового мира и получать необходимую помощь и информацию. Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность воспитанников, дает возможность повысить качество педагогического процесса и профессиональный уровень педагогов, разнообразить формы взаимодействия всех участников образовательного процесса [17].

Но предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать преимущества цифровизации и предоставить всем участникам педагогического процесса и партнерам по сетевому взаимодействию больше возможностей. Но не стоит забывать, что педагог — это в первую очередь личность, а цифровые технологии это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве. Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.

Родители современных воспитанников часто заняты, им не хватает времени побыть с семьей, детьми. Но им все же интересно, как проходит жизнь ребенка в детском саду, чему он научился, как он развивается. Для этого педагоги и родители создают чаты, где обсуждают важные новости, ключевые вопросы [12].

Благодаря информационно-коммуникативным технологиям, педагоги могут между собой обмениваться идеями, опытом работы. Зная и изучая цифровые технологии, педагоги пребывают в уверенности, так как под рукой имеется важная информация. Педагог шагает в ногу со временем с детьми, повышая свой уровень профессионализма. Использование цифровизации позволяет педагогу разнообразить занятия с детьми, закреплять их знания, а самое главное у детей возникает интерес к познавательному развитию [17].

В настоящее время способы развития и воспитания детей активно меняются в результате процесса прогресса. Современные дети должны получать современное образование, традиционными способами подачи материала их сложно заинтересовать. Современные дети – это цифровые дети, дети будущего. Они растут и воспитываются в мире компьютеров, цифровых игрушек, игровых приставок и т.д. Ребенок таким образом познает окружающий мир. Компьютерная техника – это для ребенка и друг, и источник информации, и помощник. В результате дети рано взрослеют, умеют высказать мнение по взрослой теме, запоминают видеоролики. Дети взрослеют преждевременно. Педагоги могут сказать, что современный дошкольник уже с раннего возраста любознателен, развит, быстро запоминает. Помимо компьютеров их увлекает конструирование, собирание лего [20].

Однако цифровые технологии в работе с детьми имеют и отрицательные последствия. Дошкольники не подражают взрослым, он не повторяет положительные действия взрослого. Сюжетно-ролевые игры не поддерживают одну сюжетную линию. У современного ребенка быстро формируется чувство свободы. Он сам выстраивает свою стратегию поведения. Если ребенок понимает для чего его взрослые просят выполнить тот или иной поступок, если ребенок принимает смысл этого поступка, то он его выполнит. Но часто дошкольник выражает протест и даже проявляет агрессию, если его заставляют что-либо сделать. Современные дети наделены завышенной самооценкой, не воспринимают указания взрослых. У них выражено стремление к самореализации. Компьютерные дети имеют проблемы с эмоциональностью. Многие не понимают, что такое страшно, больно или плохо, так как сами увлечены плохими играми, где убивают, разрушают. Такие дети вырастают менее любвиобильными, менее романтичными. Мир компьютерных детей наполнен материальными ценностями. У таких детей, как правило, нарушена речь, так как сидя за компьютером, он мало говорит, мало общается со взрослыми и сверстниками. Дети физически ослаблены, мало проводят времени на свежем воздухе. Природа для ребенка – это некий чужой мир, он не интересуется ее красотой. В настоящее время исчезло здоровое детское общество, которое много проводили время на улице за активными играми. Дети мало играют, мало общаются со сверстниками. Активно развивается индивидуализация игры. Происходит отчуждение социальное [11].

Итак, использование цифровизации позволяет педагогу разнообразить занятия с детьми, закреплять их знания, а самое главное у детей возникает интерес к познавательному развитию. Однако цифровые технологии в работе с детьми имеют и отрицательные последствия. У современного ребенка быстро формируется чувство свободы. Компьютерные дети имеют проблемы с эмоциональностью. Многие не понимают, что такое страшно, больно или плохо. Дети физически ослаблены, мало проводят времени на свежем воздухе.

Список литературы

  1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире [Текст] / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - С. 14-19.
  2. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Е. Алексеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 195 с.
  3. Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 150 с.
  4. Баракина, Т.В. Использование сенсорной интерактивной доски в развитии дошкольников / Т.В. Баракина // Детский сад: Теория и практика. – 2016. – № 3. – с. 28.
  5. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя / А.С. Белкин. - М., 2016. – 134 с.
  6. Бент, Б.А. Мультимедиа в образовании / Б.А. Бент. – М.: Дрофа, 2016. – 224 c.
  7. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М., 2011. - 422 с.
  8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПБ.: Питер, 2014. - 480 с.
  9. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 218 с.
  10. Бузмакова, С.В. Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ: опыт, проблемы, перспективы / С.В. Бузмакова. [Электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/649942/ (дата обращения: 23.11.2019).
  11. Васильев, В.П. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В.П. Васильев // Народное образование. – 2016. – № 9. – С.177-180.
  12. Габова, М.А, Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: Электронный учебник / М.А. Габова // Составитель. – Сыктывкар: КГПИ, 2010. [Электронный ресурс]. -  http://yandex.ru/clck/jsredir (дата обращения: 23.11.2019).
  13. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 425 с.
  14. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М. Горвиц. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2018. – 241 с.
  15. Горячев, А.В. Информатика для дошкольников: новое как хорошо систематизированное старое / А.В. Горячев // Начальная школа: плюс и минус. – 2017. – №2. – С.36-41.
  16. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 111 с.
  17. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М.: «Академия», 2015. – 256 с.
  18. Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие / Сост. М.Н. Солоневичева. – СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» , 2015. – 88 с.
  19. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 202 с.
  20. Козлова, С.А. Я - человек: программа приобщения ребенка к социальному миру [Текст] / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. - 1996. № 1. - С.59-66
  21. Компьютерно - игровой комплекс для дошкольников. [Электронный ресурс]. -  http://40204s020.edusite.ru/p110aa1.html (дата обращения: 23.11.2019).
  22. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание [Текст] / И.С. Кон. СПб.: Питер, 2013. - 340 с.
  23. Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. - М.: Академия, 2012. - 367 с.
  24. Коновалова, Н. В. Применение ИКТ в дошкольном образовании / Н.В. Коновалова // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С. 721-724.
  25. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 165 с.
  26. Кудрина, Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста [Текст] / Г.Я. Кудрина. - Иркутск: Институт информации и рекламы, иркутское отделение Российского фонда культуры, 2003. - 106 с.
  27. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академически проект, 2011.432 с.
  28. Кульчицкая, И.Ю. Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному обучению / И. Ю. Кульчицкая. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1738/ (дата обращения: 04.12.2020).
  29. Митченко, М.М. Формирование единого информационного пространства: концептуальная основа и опыт реализации / М.М. Митченко // Информатика и образование. – 2015. – № 11. – С. 20.
  30. Моторин, В.Н. Воспитательные возможности компьютерных игр / В.Н. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2017. – №11. – С.45-49.
  31. Немирич, А.А. Формирование медиаинформационного мировоззрения педагога дошкольного образования / А.А. Немирич // Детский сад: Теория и практика. – 2016. – № 3. – С. 106.
  32. Немов, Р.С. Общая психология. Книга 2: Возрастная психология. Педагогическая психология / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2014. – 639 с.
  33. Никишина, Т.А. Компьютерные занятия в детском саду / Т.А. Никишина // Информатика и образование. – 2013.– №4. – С. 89-95.
  34. Новикова, М.Н. Использование мультимедийных средств и информационных технологий в ДОУ – "за" или "против" / М.Н. Новикова. [Электронный ресурс] / М.Н. Новикова //http://festival.1september.ru/articles/603899/ (дата обращения: 23.11.2019).
  35. Новоселов, С.А. Инновационная модель образования в период дошкольного детства / С.А. Новоселов // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 3. – С. 25-37.
  36. Новоселова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова. – М.: Новая школа, 2016. – 233 с.
  37. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 566 с.
  38. Подливаева, Н.А. Варианты использования ИКТ в дошкольном обучении при интеграции развития речи и изобразительной деятельности // Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие / Сост. М.Н. Солоневичева. – СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2014. – С. 67.
  39. Поздняк, Л.В. Кому работать с компьютером в детском саду / Л.В. Поздняк, Ю. Горвиц // Дошкольное воспитание. – 2016. – №24. – С.78-81.
  40. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М., 2017. – 234 с.
  41. Семенов, А.Л. Концепция информатики в общем образовании / А.Л. Семенов. [Электронный ресурс]. - http://textbook.keldysh.ru/informat/index.htm (дата обращения: 23.11.2019).
  42. Солоневичева, М.Н. Общие подходы к разработке дидактических материалов для проведения занятий с использованием ИКТ / М.Н. Солоневичева. – СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» , 2016. – С. 80.
  43. Триггеры в презентации. Применение. Создание слайда с триггерами. [Электронный ресурс]. - http://www.nachalka.com/node/1387 (дата обращения: 23.11.2019).
  44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
  45. Фрумин, И.Д. Современные тенденции в политике информатизации образования / И.Д. Фрумин // Вопросы образования. – 2015. – № 3. – С. 102.
  46. Хабарова,        Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т.В. Хабарова. – СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 298 с.
  47. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО [Текст] / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 367 с.
  48. Цветкова, А.Н. Формирование самооценки у детей дошкольного возраста / А. Н. Цветкова. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4224/ (дата обращения: 04.12.2020).
  49. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО [Текст] / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 575 с.
  50. Шлыкова, О.В. Культурный феномен мультимедиа и его возможности / О.В. Шлыкова. – М.: РГГУ, 2016. – 918 c.
  51. Шлыкова, О.В. Мультимедиа в дошкольном образовании: дефиниции и подходы / О.В. Шлыкова. – М.: Высшая школа, 2016. – 654 c.
  52. Шлыкова, О.В. Мультимедиа и Образование / О.В. Шлыкова. – М.: Гостехиздат, 2017. – 965 c.
  53. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: учеб. пособие для академического бакалавриата [Текст] / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 181 с.
  54. Ярусова, Е.А. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения / Е.А. Ярусова. [Электронный ресурс]. - http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac203.html (дата обращения: 23.11.2019).
  55. Barbara Isaacs. Understanding the Montessori Approach: Early Years Education in Practice. - 2017.
  56. Educacion preescolar у General! basica; - Madrid: Min. de Educacion у Ciencia, 2017– 2019.
  57. Paula Polk Lillard. Montessori Today: A Comprehensive Approach to Education from Birth to Adulthood. - New-York: Schocken Books, 2019.

Сведения об авторе:

Ф.И.О.: Хасанова Гульназ Фиргатовна

Наименование учебного заведения: Институт психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета г. Казань, Россия.

Тел.: 8 9274257644

Рубрика: 13.00.00 Педагогические науки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях современного дошкольного образования.

Проникновение компьютеров и информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни современного человека не могло не затронуть и дошкольное образование...

«Синквейн как дидактический и методический инструмент в условиях современного дошкольного образования»

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, лаконичной, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом - это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого за...

Статья. Участие во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации" апрель 2016

Статья для участия во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенкав условиях современной дошкольной образовательной организации""Проект развитие  общения и в...

Консультация для педагогов: «Роль экологического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования»

Экологическое воспитание – это процесс, цель которого увеличить во всем мире количество населения, осознающего экологические и связанные с ним проблемы, имеющего знания, положительную мотивацию,...

Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования.

В настоящее время активно идет процесс модернизации образования, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям - современное образование. А современные дети, - какие они...

«Социализации дошкольников в условиях ФГОС дошкольного образования»

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя: усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей....

Презентация СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ в условиях современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯв условиях современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС...