«Шагаем вместе в 1 класс»
материал по психологии (подготовительная группа)

Булгакова Валентина Михайловна

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в  подготовительной  к школе группе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Яйский детский сад «Чайка»

____________________________________________________________________

652100, Россия, Кемеровская область, Яйский район, пгт.Яя, ул. Пионерская, 5

«Шагаем вместе в 1 класс»

Выступление

на  родительском собрании в подготовительной к школе группе

Выполнила:

Булгакова В.М.,

педагог-психолог.

Выступление педагога-психолога на родительском собрании  

в  подготовительной  к школе группе

" Шагаем вместе в первый класс "

     Цель: повышение педагогической компетентности  родителей по вопросу готовности ребенка к обучению в школе.

     Задачи:

1. Познакомить родителей с характеристиками психологической и педагогической готовности;

2. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками; объединить всех участников преемственной связи;

3. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей;

4. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

     Участники: родители детей подготовительной группы, воспитатели групп, педагог-психолог.

                                           

       Совсем скоро каждый из вас станет родителем первоклассника,  у которого впереди нелегкий процесс школьной адаптации: к обучению, к коллективу, к педагогу, к школе. Уже сейчас многие из вас испытывают тревогу. Как избежать тревожности? Что нужно знать и уметь родителям? а тревога так и осталась. Попробуйте посмотреть на это с другой стороны. Вспомните себя первоклассником, вспомните свою первую линейку. Вы помните, какая тревога неизвестности обуревала все Ваши эмоции? Теперь представьте на этом месте Вашего ребенка. Разве это Вы хотите видеть на празднике? Тревога, конечно, будет. И это правильно. Но чем больше Вы будете знать о школе, о первом учителе, об учебном процессе, тем меньше будет тревоги у Вас, а, следовательно, и у Ваших детей.

      Готовиться к школе нужно с 1 сентября. Но не Вашего учебного года, а нынешнего. Расскажите ребенку о празднике, расскажите, как и почему это происходит. Сводите на экскурсию к школе, пройдите по школьному двору, расскажите о том, что значат слова «Скоро ты пойдешь в школу». Будьте терпеливыми, у ребенка будет много вопросов, если Вы все сделаете верно. На все вопросы необходимо ответить. И не отвлеченно, а участливо. Так, чтобы здание школы показалось не мрачным, некрасивым и опасным. А чем-то новым, интересным, неизведанным и загадочным. Не забывайте, что по сравнению со зданием детского сада, школа содержит гораздо меньше ярких красочных картинок и рисунков. В коридорах школы их нет совсем. Лишь немного могут быть повеселее кабинеты начальных классов. Все остальное отвлекает от занятий и мешает процессу учебы.

        Сегодня я  расскажу  вам о том, что включает в себя термин «Готовность к школе”. Как вы считаете, в чем проявляется неготовность к школьному обучению? (высказывания родителей).             Неподготовленность к школьному обучению чаще всего проявляется в том, что дети не могут сосредоточиться, часто отвлекаются, не могут включиться в общий режим работы; дети имеют слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное; дети проявляют мало инициативы; тяготеют к шаблонным действиям и решениям, имеют затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.  

         Готовность к обучению в школе  - важнейший итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу переломный момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность. Современная школа требует от детей не столько каких-либо знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, большей способности к управлению своим поведением, большей работоспособности.

        Родителям необходимо знать, что существуют два понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность. Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. Родители в основном ориентируются именно на эти параметры готовности к школе, что не совсем правильно. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать. Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Родители в этом случае недоумевают: «Как же так?!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным, а тут вдруг жалобы учителя. Или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т.д. Это другая сторона готовности к школе психологическая.

       Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты:

1. физическая готовность

2. интеллектуальная готовность

3. социально-личностная готовность

4. мотивационная готовность

         Физическая готовность подразумевает зрелость организма, его функциональных систем. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во избежание нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и определяют этот вид готовности.

        Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи) Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

       Социально-личностная готовность. Под ней понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

        Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: - игровой, - познавательный, - социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать чтото новое, интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы. Родителям также необходимо обратить внимание на следующий момент.

        Итак, давайте подведем итог: Что включает в себя понятие "Ребенок готов к школьному обучению" (высказывание родителей) Физическое здоровье. Наличие мотива учения (познавательного и социального). Сформированность произвольности поведения: умение сознательно подчинять свои действия правилу, требованию взрослого, умение внимательно слушать, и самостоятельно точно выполнять задания, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Сформированность интеллектуальной сферы (умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки; умение рассуждать; достаточный уровень развития восприятия речи).

       Развитие речи.

       Что должен знать и уметь ребенок перед началом обучения в школе?

     До школы необходимо сформировать речь, чтобы ребенок смог пользоваться ею при обучении в школе. Если нет устной речи – не будет и письменной, даже если он будет писать идеальные крючочки и палочки. Развивайте речь ребенка. Больше читайте ему книги, пополняя словарный запас, и беседуйте по прочитанному, задавайте вопросы, предложите пересказать прочитанное. Составляйте рассказ по картинкам. Ребенок должен уметь составлять рассказ не менее чем из 5-6 предложений. Необходимо, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, чтобы он умел выражать свои мысли.

       Письмо. Чтобы ребенок писал графически правильно, необходимо до школы научить его правильно держать ручку. У ребенка еще слабая рука, плохо развита мускулатура. Помогает развитию мелкой мускулатуры лепка из пластилина, вырезание из бумаги, ткани или картона разных фигур, выкладывание мелкой мозаики, штрихование фигур, раскрашивание. Все это и есть подготовка руки к письму.

     В школе есть еще один предмет, к которому родители начинают готовить ребенка задолго до поступления в школу – математика.

      Дети должны знать:

1. Счет от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.

2. Называть соседей числа, следующее число, предшествующее.

3. Уметь сравнивать числа, знать понятия « больше», «меньше», «столько же».

4. Сравнивать предметы по величине, пользуясь понятиями «шире – уже»,

«выше – ниже», « длиннее – короче», «тяжелее – легче».

5. Знать геометрические фигуры.

6. Уметь классифицировать фигуры по форме, размеру и цвету.

7. Ориентироваться в пространстве – вверх, вниз, вправо, влево.

8. Решать элементарные задачи.

      Правила культуры поведения.

     Должны знать и уметь выполнять распорядок дня дома и связанные с ним гигиенические процедуры. Уметь выполнять работы по самообслуживанию. Знать и уметь выполнять правила общения со взрослыми и сверстниками, правила поведения в общественных местах, дома. И еще немного о том, о чем Вы, может быть, и не задумывались никогда. Вы покупаете ребенку новые вещи к школе – это очень здорово и правильно. Но помните, что Ваш ученик еще ребенок. Все новое его сильно интересует и отвлекает. Дайте ему вдоволь натренироваться и наиграться новой канцелярией и поносить новые вещи. Во-первых, Вы приучаете ребенка к аккуратности, во-вторых, вещь перестает интересовать как новая и начинает интересовать как рабочая. В-третьих, он научиться самостоятельно собирать и разбирать портфель. И научится одевать новый пиджак, обувать красивые туфли. Может быть, пользоваться ложкой. Постарайтесь проиграть и продумать все моменты.

Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе?

       В первую очередь создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять определенные единые в семье требования и добиваться их выполнения, формировать у детей объективный образ школы, прививать ребенку эмоционально спокойное, позитивное отношение к школе, вызывать интерес к учебной деятельности: посещать музей, покупать иллюстрированные энциклопедии и т.п., развивать у ребенка уверенность в себе.

              Рекомендации родителям по подготовке детей к школе: 

1. Будьте терпеливы, не спешите. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее.

2. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса

3. Не заставляйте ребенка делать упражнения, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.

4. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

5. Обеспечьте условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка это его работа, как потом его работой станет учение.

6. Научите: умению быть вежливыми в общении со сверстниками и взрослыми, умению соблюдать правила и обычаи, принятые в школе, умению быть дисциплинированными.

7. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора.

Помните, что у вас имеется прекрасная возможность больше общаться с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вместе весело шагать, вместе весело играть!»

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре  совместно с родителями  в средней возрастной группе....

Программа "Шагаем вместе"

Спешу поделиться разработкой своей программы...

Сценарий спортивного развлечения «Вместе весело шагать, вместе весело играть»

Формировать у детей основы здорового образа жизни, приобщение к спорту, совершенствовать двигательные умения и навыки, содействовать укреплению здоровья....

УЧИМСЯ ПЕТЬ ВМЕСТЕ Мастер-класс Старший дошкольный возраст

Программа «УЧИМСЯ ПЕТЬ ВМЕСТЕ»1.     Учимся петь – система упражнений для развития музыкального слуха, голоса и вокально-хоровых навыков1....

Проект по работе с родителями "Шагаем вместе"

Статья, посвященная работе с родителями в течении года....

Тренинг с детьми старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Шагаем вместе по безопасной дороге в безопасный мир»

Тренинг был проведен с детьми подготовительной к школе группы в рамках городской акции "Зелёный огонёк". По результатам оценки материалов акции коллектив дошкольной образовательной организац...

"ШАГАЕМ ВМЕСТЕ» (программа по организации ранней помощи детям и их семьям)

Содержание программы предполагает организацию оказания помощи родителям  в формировании педагогических компетенций, необходимых для содействия в развитии  у детей раннего возраста (1,5-2 год...