Семинар-тренинг "Публичные выступления"
консультация по психологии

Семинар-тренинг "Публичные выступления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_publichnye_vystupleniya.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-тренинг «Публичные выступления»

Цель: Формирование у участников тренинга навыков по подготовке публичного выступления, знакомство с инструментами управления аудиторией.

  1. Познакомить с видами и формами публичных выступлений.
  2. Выработать алгоритм  подготовки к публичным выступлениям.
  3. Освоить внутренние и внешние техники управления собой.

1 Блок - Вступление:

Добрый день, дорогие друзья! Именно так мне хочется к вам обратиться. Не слушатели, не работники, не коллеги, а именно друзья. И встреча у нас будет больше дружеская, нежели деловая. Сегодня мы будем с вами говорить о публичных выступлениях.

 В силу того, что мы все с вами публичные люди, нам очень часто приходится говорить с людьми и перед людьми. И этому нужно точно также учиться, как на пример писать планы,  разрабатывать программы, проводить мероприятия.

Еще в Древней Греции зародилась наука публичного выступления. Умение говорить красиво, убедительно, доходчиво и интересно очень высоко ценилось как в Древней Греции, как ценится и в наше время. Они создали риторику – науку публичного выступления или теорию красноречия.

Сегодня ораторские умения, также высоко ценятся в профессиональной среде. От хорошего устного доклада, презентации своих идей, предложений, грамотных ответов зависит авторитет сотрудника и его статус в коллективе.

Ответьте пожалуйста на вопрос:

А ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ?

Если у вашего выступления есть свидетели, то оно уже публичное. Даже маленький коллектив – это микро социум и выступая перед ними, вы выступаете публично.

КТО ХОТЬ РАЗ ВЫСТУПАЛ ПУБЛИЧНО?

КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫ ИСПЫТЫВАЛИ ПРИ ЭТОМ?

Хочу сказать, что волноваться перед выступлением – это абсолютно нормально. И это нужно принять, как факт. Даже великие ораторы в истории человечества эти чувства испытывали, а уж что можно говорить о нас простых смертных.

Послушайте интересные факты о  выступлениях и ораторах:

1. Аристотель (древнегреческий философ и ученый)  первым издал особенный и очень значимый учебник по риторике. При этом он даже определил основный успех публичной речи. Исполнители обязательно должны продумать свой образ, чтобы подчеркнуть значимость своего выступления.

 2. Цицерон - выдающийся римский политический деятель, сенатор, историк.  Прославился он тем, что никогда не использовал в своих публичных выступлениях подсказки. Цицерон разбивал свою речь на части и каждую часть готовил в одном из своих многочисленных покоев. Непосредственно на выступлении с речью Цицерон мысленно прохаживался по своим многочисленным покоям по определенному маршруту, и это помогало ему чётко вспомнить ту часть речи, которую он там готовил.

 3. Демосфен (Еще один древнегреческий политический деятель, историк, философ) страдал нервным подергиванием плеча. Несмотря на это, он нашел способ бороться с таким физическим недостатком. Он мог вставлять под плечо заостренный меч. Более того, Демосфен обладал слабо развитой речью и плохой дикцией, поэтому он даже набирал небольшие камешки в свой рот.  

 4. Ломоносов   постоянно изучал риторику и ораторское искусство, считая, что они являются основой всех наук.

 5.  Владимир Ленин обладал особенным ораторским даром. Его выступления  отличались   экспрессией и очень сильной эмоциональной выразительностью.

6. Уинстон Черчилль мог долго готовиться даже к 5-минутному выступлению,  

Ораторами не рождаются и увы, все ими не становятся. Но развить навыки публичного мастерства могут практически все.

2 БЛОК – Знакомство, Постановка цели занятия

 Знакомство и постановка цели – рассказать о себе (прикрепить стикер с именем)

- Кто я?

- Как часто мне приходится выступать публично?

- Какие секреты публичного выступления я знаю или хочу узнать?

(записываю на доске задачи)

 

3 БЛОК – Подготовка к выступлению

Дорогие друзья сегодня мы с вами не просто будем говорить о публичных выступлениях, мы с вами разберем конкретные инструменты по трем нaправлениям подготовки

  1. Формальная подготовка
  2. Содержательная подготовка
  3. Психологическая подготовка

Надеюсь, что те инструменты,  техники, различные фишки, с которыми вы сегодня познакомитесь, затем обязательно  используете в своей работе.

Во время ФОРМАЛЬНОЙ  подготовки необходимо ответить для себя на несколько вопросов:

О ЧЕМ Я БУДУ ГОВОРИТЬ?

Тщательная проработка темы, проработка предполагаемых вопросов, изучение мнений или выступлений ведущих экспертов в этой теме.  

Возбуждение интереса у слушателей уже с названия. Например, я вам сейчас предложу два названия лекции.

Первое: «Формирование навыков ведения здорового образа жизни у граждан в возрасте от 45 до 60 лет».

Второе название: «Как жить, не старея».

Так вот про название. Желательно его придумать таким, чтобы оно содержало либо вопрос, либо противоречие, либо убеждение и даже какую-то интригу. По некоторым пунктам я буду давать вам   практическое задание.

Давайте сейчас попробуем заинтриговать слушателя интересным названием своего выступления. Вы получите название выступления и как вы понимаете оно не очень благозвучное. Возможно трудное, не интересное и вы должны его переделать. Помните поговорку «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Предлагаю заинтересовать людей своим выступлением на самой начальной стадии (объединяются по 2 человека и придумывают название исходя из того текста, который я им даю) 3 минуты

Патриотическое воспитание, как одна из форм работы с подростками и молодежью.

Вовлечение молодежи  в активную созидательную  деятельность.

Стресс, как  физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция  организма.

Влияние стресса на общее состояние человека.  

А мы переходим к следующему вопросу формальной подготовки. Следующий вопрос, на который мы должны ответить при подготовке к выступлению это:

ЗАЧЕМ Я БУДУ ГОВОРИТЬ?

Здесь нужно понимать какую цель преследуете вы своим  выступлением

- информирование: новые знания, привлечь внимание к проблеме?

- рефлексия или отчет?  

- убеждение? Вы хотите заставить что-то сделать?

И когда вы четко поймете, какую цель преследуете своим выступлением, тогда и  будете стремиться к конечному, конкретному результату:

Я, готовясь к сегодняшнему выступлению, тоже задавала себе это вопрос: зачем я все это буду говорить?  Научить выступать? Конечно же нет. За одно занятие вы никогда ни научите, ни научитесь. А вот рассказать о некоторых секретах публичного выступления, познакомить с этапами подготовки к выступлению, познакомить со  способами снятия напряжения – это вполне достижимая цель.

Все выступления можно разделить на такие виды:

Информационные. В большинстве своем это доклады, устные ответы.

Протокольно-этикетные. Тaкие речи используют, когда встречают важных гостей, произносят тосты, официальные  речи или открывают новое заведение.

Развлекательные. Обычно их используют для приятного времяпрепровождения, они имеют развлекательный контекст, но в то же время передают информацию. В качестве примера можно привести выступления юмористов русской эстрады  

 

Убеждающее выступление. Такой доклад должен обладать неоспоримыми фактами и доказательствами, что склонят аудиторию на вашу сторону. Примерами могут стать выступления известных политиков.  

Следующий вопрос:

КОМУ Я БУДУ ГОВОРИТЬ?

Необходимо заранее узнать про аудиторию максимально возможную информацию. Даже если вы будете выступать на одну и ту же тему. Возраст, гендерное деление, социальная принадлежность, степень заинтересованности в теме. Это все нужно учесть во время подготовки к выступлению (для себя заранее узнать про аудиторию слушателей).

Важно при формальной  подготовке учесть

ГДЕ Я БУДУ ГОВОРИТЬ? и КОГДА Я БУДУ ГОВОРИТЬ?

Место проведения очень важно и должно хотя бы немного быть  связано с темой выступления. Какая площадка: актовый зал, комната психологической разгрузки, уличная площадка, открытая сцена – это все влияет на содержание, получение эффекта и результата. Также на результат выступления влияют:  чем наполнена комната, как стоят стулья, столы, технические средства, как вы рассадите людей. Все это  отражается  на результате и качестве вашего выступления.

Про время выступления тоже нужно поговорить. Понятно, что вы не можете влиять на время, если ваше выступление вшито в большое мероприятие. Но если вы сами планируете время выступления и аудитория может собраться по вашему усмотрению.

То никогда не ставьте свое выступление на конец рабочего дня!!!!

И никогда не ставьте свое выступление в период пиковых нагрузок, например, в понедельник до обеда.

Говоря о времени вашего выступления, то четко  обозначьте для себя

СКОЛЬКО Я  БУДУ ГОВОРИТЬ? 20 мин, час, 8 часов или 2 дня?

Помните - хороший тон, закончить выступление на несколько минут раньше. Плохой тон – задержать слушателей.

Итак, мы закончили с формальной подготовкой и переходим ко второму этапу подготовки – а именно к СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ подготовке.

Начнем с этапов планирования. Вначале идет оперативная подготовка (работа с содержанием)

  1. Сбор материала
  2. Отбор и систематизация материалов
  3. Обдумывание и компоновка материалов
  4. Разработка всех частей выступления. Помните, что ваше выступление – это небольшой спектакль, а в спектакле, что есть завязка – основная часть и развязка. Выступление похоже на бутерброд. Из каких элементов состоит выступление.
  5. * Вступление (20%)

          *  Основная часть (60%)

          *  Заключение (20%)

  1.  УПАКОВКА ВЫСТУПЛЕНИЯ – Правило Цицерона

-Описание ситуации, проблемы

- Варианты решение проблемы

- Собственное видение, предложение  

- Предложения по решению проблемы, практические шаги

- Призыв к выполнению

УПРАЖНЕНИЕ

Подбор слов к каждой части

Вступление – заинтересовать, описать проблему, спросить ожидания, создать первое впечатление о себе, заинтриговать, сформулировать тезис

Основная часть – раскрыть тему, подтвердить фактами, показать статистику, ответить на интересующие вопросы, представить примеры

Заключительная часть – Спросить обратную связь, сделать выводы, дать советы по применению знаний, выделить основные мысли,

Редактирование (причесывание)

  1. Проконтролировать качество текста
  2. Сопоставить все части и логику выступления
  3. Создать презентацию, если таковая нужна.

Тренировка

  1. Мысленная
  2. Устная репетиция перед зеркалом, видеокамерой.
  3. Репетиция перед знакомой аудиторией (муж, дети, коллеги)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Повторюсь еще раз, что перед выступлением волнуются все. Рекомендую посмотреть или почитать Радислава Гадапаса, одного из самых успешных в стране бизнес -тренеров, коучей, который занимается вопросами личностного роста, развития бизнеса и самый крутой в России тренер по лидерству.

Прежде чем я вам представлю точно действующие приемы преодоления страха перед публичными выступлениями, прошу назвать те, которые вы уже знаете и возможно применяете.

(Отвечают)

  1. Надо осознать и принять тот факт, что вы боитесь и волнуетесь. И когда вы это примите, то вам будет гораздо легче подготовиться к выступлению.
  2. Самонастройка организма на выступление (позитивное настроение, если тело в стрессе, сделать физические упражнения, дыхание хороший прием). Как ни странно, но перекус – это  тоже способ справиться со стрессом. Выпить мелкими глотками воду. Очень хороший способ, который называется «заякорить положительную эмоцию». Что это такое рассказать (запах булочек, музыка, образ любимого человека вспоминать несколько дней эту эмоцию сознательно, она заякорится).

Ну что же мы закончили с этапом подготовки и сейчас мы переходим непосредственно к  техникам, которые мы применяем в выступлении

Вы наверняка знаете, что общение может быть:

Вербальные средства общения (7%) – что говорим

Невербальные средства общения (55%) – какие жесты, движения, мимику используем. Это язык тела. Заякорить движение.

 

Паравербальная коммуникация (38%) – как мы говорим, интонация человека. Она может говорить о том, что нам задают вопрос, о юморе собеседника, сарказме, дружелюбии, раздражении, отвращении, серьезности и о много другом. Произнесенное слово никогда не нейтрально. То, как мы говорим, часто важнее самого содержания.

(упражнение – СПАСИБО, ДОРОГАЯ)

Поэтому успех вашего выступления зависит не только от того, что мы говорим и как хорошо знаем тему, но и как стоим, как машем руками, головой, в какую позу встали. Многое зависит и от нашей интонации.

Мы с вами говорили о названии своего выступления. И название, как мы уже поняли, тоже может  настроить  слушателей на определенную волну.

Не менее важно, как вы начнете свое выступление. Первое впечатление очень важно!

Зайдите уверенно, улыбнитесь всем, выдержите паузу.

Первая фраза – это приветствие и обращение. Установите контакт с аудиторией, сделайте ЗАЧИН.

Здесь можно применить следующим образом:

- прием нейтральной фразы (погода, настроение,  комплимент и т.д.)

- Прием завлечения (новость, важное сообщение)

- Прием акцентирования (проходит в рамках крупного форума, по поручению главы, почему именно вы являетесь слушателями и т.д.)

Никогда не совершайте таких ошибок:

- Вы меня извините, конечно, я понимаю, что вы все занятие люди…. (не извиняйтесь!)

- Честно я вас сильно долго не задержусь, постараюсь рассказать все быстро (не обещайте ничего)

Знаете, я сильно не готовилась к выступлению и могу ошибиться в чем-то (НЕТ)

Сейчас, я озвучу несколько техник, которые обязательно нужно применять в своем выступлении:

- установите зрительный контакт,

- делайте паузы для осмысления

- меняйте интонацию

- вводите в свое выступление диалогизацию (вопрос-ответ)

- Не бойтесь использовать жесты,

Применяйте такие фишки как:

- Драматизация речи – эмоциональное реагирование, притчи

- Доверительность -  рассказать случай из своей жизни,

- Мобилизация внимания – хлопок, стул, свет

- Провокация – заявить нечто, что вызовет несогласие.

- Юмор – анекдоты, смешные истории

-Используйте альтернативные средства передачи информации

Для чего мы живем? Для получения удовольствия, для того, чтобы быть счастливыми. И если мы будем испытывать удовольствие и счастье во время своего выступления, то оно обязательно будет удачным.

Чтобы не выбиться из регламента можно попросить одного из слушателей сделать условный знак, а кто- то ставит песочные часы, возможно и просто иметь часы с крупными цифрами.

Очень важен внешний вид оратора. Впечатление формируется за первые две минуты общения с человеком. Мозг участников дискуссии за это время успевает оценить оратора по 70 параметрам. Поэтому при формировании имиджа, так важна внешность выступающего.

 УПРАЖНЕНИЕ – ВЫСТУПЛЕНИЕ

 Обратная связь с аудиторией

Литература:

Дейл Карнеги “Как влиять на людей и выработать уверенность в себе, выступая публично”

Никита Непряхин “Как выступать публично. 50 вопросов и ответов”

Артур Шопенгауэр “Эристика, или Искусство побеждать в спорах”

Радислав Гандапас “Камасутра для оратора”

Марк Гоулстон “Я слышу вас насквозь”

Сергей Кузин “Битва за внимание. Как быть услышанным в эпоху инфошума”

Татьяна Кузнецова “Говори так! Как выступать уверенно, не тупить и быть счастливым”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....