ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В ДОУ
материал по психологии

Савина Марина Витальевна

В данной статье характеризуется психологический подход к реализации принципа индивидуализации обучения В ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В ДОУ"

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования позиция ребенка как субъекта образовательного процесса поставлена в контексте индивидуализации образования. Сформулирован принцип: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация).
     Индивидуализация — фундаментальный феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир [Ломов 1999: 232].
     Истинная индивидуальность не дана человеку, а задана как возможность, открывающаяся на пути личностного развития (Г. Г. Кравцов). Развитие личности есть движение к собственной индивидуальности, а направление этого движения совпадает с расширением способности сознательного управления своей психикой и поведением, т.е. становлением произвольности. «Движение к раскрытию и обретению собственной индивидуальности составляет движущую силу развития психики и личности ребенка» [2003: 33].
      Каждый человек рождается с определенной, присущей только ему уникальной генетически закрепленной зачаточной иерархией потребностей, сенсомоторными возможностями, эмоциональными предпочтениями и т.д. и, следовательно, процесс социализации человека начинается не с «нуля», а с определенной индивидуально-различной «величины» [Русалов 1990: 166].
      Именно от того, какой толчок получат и как будут развиваться в раннем и дошкольном возрасте эти предпосылки, и будет зависеть дальнейшая социализация человека. Другими словами, индивидуальный опыт, особенно ранний, может оказывать настолько существенное влияние на общую картину поведения, что «впечатанные» стереотипы оказываются столь же прочными, как и врожденные [2009: 147].
      Разнообразию интересов, индивидуальных особенностей и склонностей дошкольников должно соответствовать такое же разнообразие типов образования, содержания, форм и методов, которые педагогу следует выбирать в зависимости от индивидуальной ситуации развития каждого ребенка. Индивидуализация возможна за счет выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка, предоставления дошкольнику свободы в выборе деятельности, материалов, партнеров по общению [Цирульников 1989; Шадриков 1993].
 

    Наиболее эффективно это позволяет сделать диалог как основной метод обучения и воспитания, диалог, рассматриваемый как совместный процесс исследования [Шадриков 1993: 49]. Другими словами педагог и ребенок должны проходить процесс обучения совместно.
      Если взрослый стремится что-то внушить ребенку (те или иные взгляды, ориентации, вкусы), то это должно иметь прямое отношение к формированию базиса личностной культуры, и за пределами этой задачи ребенку ничего не вменяют в обязанность, ничего не внушают. Он располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с кем он будет делать и т.п.). При этом как раз и складываются межличностные отношения между детьми и взрослыми.
     Для реализации задач индивидуализации процесса воспитания и обучения педагогу требуется наметить пути индивидуального развития детей:
• работа с подгруппами,
• добровольность участия,
• не дисциплинарные форы привлечения и удержания внимания,
• коммуникативная и игровая мотивация занятий,
• принятие ребенка как партнера по общению,
• опережающая инициатива взрослого,
• интерпретация им поведения ребенка,
• выделение в режиме дня времени и пространства для самодеятельных игр,
• обогащение предметно-развивающей среды, взаимосвязанное с организованной взрослым деятельностью.
          Участие в деятельности всегда добровольное. Именно в силу добровольности участия возникает многообразие организационных форм: дети спонтанно объединяются по интересам, и при этом в каких-то делах участвует вся группа, в каких-то 4 – 6 детей, а в каких-то может участвовать всего один ребенок. В принципе добровольности реализуется право дошкольника быть субъектом деятельности, свободной личностью, наделенной индивидуальностью, эмоциональностью, волей.

      В условиях личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников личность самого педагога имеет особое значение. Педагог может влиять на ребенка только тогда, когда сам является уникальной личностью, индивидуальностью, демонстрирующей детям образец социальной, профессиональной, творческой активности и самореализации. Современному педагогу необходимо не только владеть профессиональной компетенцией, но и обладать сочетанием личностных качеств (социотип): высоко развитым чувством эмпатии, рефлексии, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-­пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...

Статья "Реализация принципа индивидуализации через использование инновационных технологий в речевом развитии детей"

В статье идет речь о реализации принципа индивидуализации  в речевом развитии детей, о путях повышения качества речи дошкольников, посредством использования инновационных технологий, а именно: ме...

Реализация принципа индивидуализации в процессе инклюзивного образования в ДОУ

В прдставленной презентации изложен материал о принципе индивидуализации в процессе инклюзивного образования в ДОУ....

Сообщение "Реализация принципа индивидуализации в ДОУ посредством педагогической технологии М. Монтессори"

Статья "Реализация принципа индивидуализации в ДОУ посредством педагогической технологии М.Монтессори"...

Консультация для педагогов «Создание благоприятных условий для реализации принципов индивидуализации на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»

Консультация для педагогов «Создание благоприятных условий для реализации принципов индивидуализации на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»...

Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собс...