Психологический тренинг "Слово лечит, оно же и калечит"
план-конспект занятия по психологии

Романовская Анна Сергеевна

Занятие для педагогов с элементами тренинга «Слово лечит – оно же и калечит». В тренинге сделан акцент на «Могучую силу слова», что любое высказывание,  имеет свои последствия.

Основные задачи занятия были -Показать отрицательное /положительное  влияние слов и мыслей на человека;Раскрыть на примерах последствия от вербальных родительских посылов детям через эмоциональное вхождение в моделируемую ситуацию.

Содержание: Ход занятия

  1.  Вводная часть. Правила тренинга.
    1. Приветствие – снятие эмоционального напряжения.
    2. Упражнение «Подари улыбку и комплимент» - создание доброжелательной рабочей обстановки.
  2.   Основная часть:
    1. Упражнение «Бумажный человечек» Цель – прочувствовать и осознать следующее: мы ругаем себя и других не потому что это полезно и помогает, а потому что это легко и привычно; поддерживать бывает сложнее чем, ругать…..
    2. Эксперимент с листом и точкой – «Притча о добре и зле »
    3. Упражнение  «Снежинка» - о индивидуальности, каждый вкладывает свой смысл, материал у всех один, а результат разный.
    4. Презентация   «Могучая сила слова»  - о последствиях наших слов.
    5. Видеоматериал  притча «О силе слова
    6. Разминка. Упражнение «Кувшин» -  физическая разминка для настроя на дальнейшую плодотворную работу.
    7. Упражнение «Ребенок-статуя» - осмысление последствий от вербальных родительских посылов детям через эмоциональное вхождение в моделируемую ситуацию.
    8. Беседа «Объятия» - ресурсы.

3. Заключительная часть:

  1. Упражнение «Чемодан добрых слов  в дорогу».

3.2 Рефлексия.  Упражнение «С чем я ухожу» -  формулирование личностных итогов занятия.Заключительное слово ведущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_slovo_lechit_-_ono_zhe_i_kalechit.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренин «Слово лечит, оно же и калечит»

Цель:формирование навыков психологически здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Показать отрицательное /положительное влияние слов и мыслей на человека;
  2. Раскрыть на примерах последствия от вербальных родительских посылов детям через эмоциональное вхождение в моделируемую ситуацию.
  3. Способствовать снижению эмоционального напряжения;
  4. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  5. Побуждать к взаимоуважению, вежливому обращению, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

Участники: педагоги

Длительность тренинга:40 – 60 мин.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, видеоматериал «О силе слова», презентация «Влияние слов…» магнитная доска, бумага, ручки, музыка для релаксации.

Условия проведения: занятие проводится в музыкальном зале, участники размещаются полукругом на удобных стульях.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги, я рада видеть вас на нашей совместной встрече, для начала давайте повторим правила, которым мы будем следовать на занятии .(Слайд 1):

Правила тренинга:

  1. Стараемся слушать и слышать друг друга.
  2. Кратко и четко, высказываем свои мысли, не забываем об основной теме.
  3. Обсуждаем проблему, а не личность.
  4. Реализуем правило «здесь и сейчас».
  5. Говорим только от своего имени.
  1. Приветствие.Тема нашего занятия «Слово лечит, оно же и калечит».«Словом можно – убить, словом – можно спасти, Словом можно полки за собой повести!» (Слайд 2) Но начать я бы хотела с целительной силы слова и мысли, и предложить подарить улыбку и комплимент соседу справа.

Упражнение «Подари улыбку и комплимент».Чтобы подойти к обсуждению темы нашего занятия я предлагаю вам выполнить упражнение бумажный человечек.

2. Основная часть:

Упражнение «Бумажный человек» возьмите чистый лист бумаги и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек. Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его "ругать": "Кривой какой-то!","Косой", "Некрасивый", "Надо быть лучше", "Ноги короткие" и т. д. После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько "заутюживайте" его ногтем. Как-то так: ругнули- завернули, ругнули - завернули... Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится.

Если пофантазировать, то как думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек? У меня получилось, что на самые бестолковые, тревожные и неэффективные или вообще ни на какие. Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили - отвернули, похвалили - отвернули...

А сейчас давайте обсудим:

1) Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях?

2) Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?

3) Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания)?

4)На какие действия теперь способен ваш человечек?

Психолог: это упражнение наглядно показывает, как наши мысли, слова, действия влияют на личность человека, на его развитие.

Эксперимент с листом и точкой.

Притча о добре и зле.

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку.

Он спросил их: «Что вы видите?»

Все хором ответили, что черную точку.

Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!»

Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».

Упражнение «Снежинка»

(Психолог раздает каждому участнику по листку бумаги).

Педагог-психолог: «Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. У вас в руках листы бумаги, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию:

- сложите лист пополам

- оторвите правый верхний уголок

- опять сложите пополам

- снова оторвите правый верхний уголок

- сложите лист пополам

- оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку.

Сейчас я попрошу Вас найти и среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? А почему? Как вы думаете? »

  1. «Могучая сила слова» (слайд 3)

Так выглядит снежинка под микроскопом. Что удивительно, в природе миллионы снежинок, и ни одна не похожа на другую! Каждая индивидуальна, неповторима, оригинальна и прекрасна, как и человек в своём стремлении к совершенству. Человек - это снежинка! Объясню почему.

Всем хорошо известно, что человек на 80 процентов состоит из воды.(слайд 2) Учёные уже доказали, что под действием звуков и человеческой речи молекулы воды (а наше тело в основном состоит из неё) начинают выстраиваться в сложные структуры. В 20 веке японский учёный МасаруЭмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но и может меняться под воздействием слова и даже мысли.

Если над водой произносить добрые слова или слова благодарности, то молекула воды становится похожей на снежинку.(слайд 3) Выяснилось, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба, крик или требование. А сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Если над водой сквернословить, молекула её выглядит в форме разбрызганной капли воды, чего-то безобразного. Свои исследования учёные подтвердили на множестве опытов и сделали соответствующие им снимки.

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому развитию человека.(слайд 4)Учёные Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу о том, что при помощи слов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова, молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесённое слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Поэтому, прежде чем произносить скверные слова, подумайте, чем это отзовётся вам.

Хотите выглядеть так же прекрасно, как эта снежинка? Не сквернословьте! Даже в мыслях не держите ничего плохого!

#1042;идеоматериал притча «О силе слова»

Обсуждение видеоролика с участниками.

#1056;азминка.
Упражнение «Кувшин»

Описание: ведущий просит участников тренинга встать, образовав круг. Между участниками должно быть такое расстояние, чтобы они не соприкасались вытянутыми в стороны руками.
Ведущий предлагает размяться. Сначала он показывает на себе: с глубоким вдохом поднимает руки вверх, становится на цыпочки, секунд 5-10 так стоит, потом с выдохом опускает руки. После этого ведущий даёт объяснения: встав на цыпочки, он представил, что руки его образуют большой кувшин, и в этот кувшин со всех сторон слетаются "капли радости и удачи"; скоро они наполняют весь кувшин, после этого он переворачивается, и вся "радость и удача" выливается на голову и тело. После этого ведущий проделывает это упражнение опять, вместе с участниками.
Для закрепления рекомендуется это упражнение по ходу тренинга повторить ещё несколько раз.

Упражнение «Ребенок-статуя»

Я предлагаю сейчас разыграть сценку, которая называется «Статуя ребенка», с тем, чтобы воочию убедиться, насколько и в какой мере изменяются тон голоса и содержание слов, произносимых родителями.

Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.

Когда вызвавшийся родитель выходит сыграть роль ребенка, ему предлагается выбрать себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Затем я прошу встать поддерживающего за спиной «моего ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.

Затем я раздаю присутствующим родителям фразы, которые они будут произносить по моей команде.

Ты — моя маленькая дочь, моя первоклассница. Мы с тобой спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.

Мама, а что там такое, посмотри! — говоришь ты.

Родитель 1Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть! . (Достает шарфик и завязывает дочери глаза.)

Родитель 2-И мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:

Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?

Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!

(После этой фразы завязывает девочке уши шарфиком.)

Родитель 3 -Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести ластик, тот, что...

Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!(Завязывает рот еще одним шарфиком.)

Родитель 4Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная:

Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки! (Завязывает руки шарфиком.)

Родитель 5Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:

Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (И в этот раз завязывает ноги.)

Родитель 6 -Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:

Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки — ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!

(И в этот момент я прошу всех в кабинете произносить громко те фразы, которые принадлежат им.)

Родитель 7 -Ребенок начинает хныкать. Я уже почти ору на нее:

Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала — перестань реветь, ты слышишь меня! (На этих словах очень сильно перевязывает живот.) И продолжает пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет. Я недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, и причем — обязательно хорошо.

Затем я спрашиваю у «дочери», что ей хочется развязать. Чаще всего — это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.

Затем я развязываю по очереди то, о чем просит девочка.

И, когда все уже развязано, я спрашиваю ее, что она чувствовала на протяжении всего действия? О чем она думала? Каково ей было, когда все вокруг начали приказывать ей?

Звучат слова о душевной боли и очень часто о ненависти к матери и к залу, который я просила произносить громко определенные фразы. Спрашиваю, что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери? Оказывается, что тот человек, который стоял сзади и все время поддерживал.

«Ведь очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет?»

Я благодарю «поддержку» и прошу занять место в зале, а затем беру за руку того педагога, который исполнял роль ребенка, и говорю: «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного ребенка и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от учителей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?»

#1041;еседа «Объятия»

Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, — это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. (Я обнимаю того родителя, который исполнял роль моего ребенка.) Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.

При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет». Вы просто его обнимайте.

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, — 12 раз в день! И между прочим — не только ребенку, но и взрослому.

Говорят, что руку ребенка надо держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось.

Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

3. Заключительная часть:

Упражнение «Чемодан добрых слов в дорогу».

Рефлексия .Упражнение «С чем я ухожу»
Цель: формулирование личностных итогов занятия.

Описание: участникам предлагается рассказать о своем впечатлении от занятия в целом.

Заключительное слово ведущего:

Я благодарю всех участников в группе за активную работу, за позитивную энергию, которую вы излучаете. Я получила большое удовольствие работать вместе с вами. Давайте похлопаем друг другу….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит»

Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит»...

Конспект ООД "Доброе слово лечит, а злое калечит"

Конспект ООД "Доброе слово лечит, а злое калечит"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений. "Доброе слово лечит, а худое калечит" (пи произведениям:Э. Машковой "Я маму свою обидел" А. Кузнецовой "Поссорились" ;Н. ДУРОВОЙ "Две подружки"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений. "Доброе слово лечит, а худое калечит" (пи произведениям:Э. Машковой "Я маму свою обидел" А. Кузнецовой "Поссорил...

конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Доброе слово лечит, а злое калечит"

Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и социальной активности, отношений партнерства и сотрудничества дошкольников....

Беседа "Доброе слово лечит, а дурное калечит"

Занятие по социально-коммуникативному развитию детей подготовительной к школе группы....