Методический час "Упражнения для развития памяти ребенка"
методическая разработка по психологии

Информация для педагогов о памяти и ее видах, игры и упражнения для развития памяти дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_razvitiya_pamyati_rebenka.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методический час на тему:

«УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ РЕБЕНКА»

Подготовила педагог-психолог Янкина О.А.

ПАМЯТЬ И ЕЕ ВИДЫ

Память — это способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить информацию.

Существует несколько классификаций памяти по разным критериям.

По продолжительности сохранения новой информации:

  • Кратковременная память.

- Изначально именно в кратковременную память попадает вся новая информация. Затем она может остаться, а может исчезнуть за ненадобностью.

  • Оперативная память.

- Здесь новая информация может храниться в течение многих дней. Как правило, она связана с определёнными действиями и с выполнением текущих задач. Но при многократном повторении эта информация отправляется в долговременную память.

  • Долговременная память

- Позволяет хранить неограниченные объёмы информации на протяжении десятилетий. В долговременной памяти человека обычно находятся знания, умения и навыки, которые он получает за счёт обучения и воспитания.

По характеру психической активности, которая преобладает в деятельности:

  • Моторная или двигательная память.

Ребёнок сначала повторяет за вами последовательность движений под песню, а потом самостоятельно воспроизводит их, стоит ему услышать знакомую мелодию.

  • Эмоциональная память.

Ребёнок запоминает чувства, связанные с событиями: если ребёнок испытал страх от лающей на него собаки, то потом он с боязнью будет подходить и к другим собакам тоже.

  • Образная память.

Ребёнок использует 5 органов чувств для восприятия информации, соответственно работают слуховая, зрительная, тактильная, обонятельная и вкусовая память. Малыш берёт цветок, видит его, чувствует аромат, трогает лепестки руками, может даже попробовать на вкус, слышит название — роза. Потом он лишь почувствовав запах цветов, сможет угадать розу.

  • Словесно-логическая память.

Ребёнок запоминает сюжет книги, которую вы ему прочитали, а потом пересказывает его бабушке.

По критерию участия воли в процессе запоминания:

  • Непроизвольная память.

Малыш до 4 лет запоминает информацию непреднамеренно, при этом не прикладывает особенных усилий. Потому что в этом возрасте активна в основном непроизвольная память.

  • Произвольная память.

Этот вид памяти начинает развиваться у детей в возрасте 4 лет, ребёнок уже может намеренно запомнить и вспомнить что-либо. В это время важно предложить детям подходящие игры и упражнения для развития памяти.

Важные особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Дети в возрасте до 3-4 лет запоминают всё благодаря своей непроизвольной памяти. И чем более привлекательный материал, чем больше он вызывает эмоций, чем больше он контрастирует со всем вокруг, тем лучше ребёнок его запоминает.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного запоминания в 1-3 года к произвольному в 3-6 лет. Именно произвольная память лежит в основе процессов обучения. При этом, когда дошкольник уже осознаёт цель «запомнить и вспомнить» и прикладывает усилия, ему всё также легче запоминать забавное, смешное, удивительное и выразительное. Запоминать яркие образы, тесно связанные с сильными впечатлениями.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ РЕБЕНКА

Все упражнения проводятся в игровой форме, так как ведущая деятельность дошкольников – игра.

Что же можно использовать для развития памяти?

  1. Игрушки, которые есть под рукой (фигурки животных, овощи и фрукты, сказочные персонажи)
  2. Карточки с различными изображениями
  3. Любые бытовые предметы (клубок, расческа, тюбик с кремом, очки и пр.)
  4. Специальные готовые игры для развития памяти (игра «Memory»)
  5. Игры, сделанные своими руками из подручных материалов
  6. Математические наборы, геометрические фигуры
  7. Сказки, стихи и песни

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Игра «Рассказываем сказку»

Цель: развитие словесно-логической, слуховой памяти, объема запоминания.

Возраст: 5 лет и старше

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

Игра «Пересказ по кругу»

Цель: развитие слухового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

Игра «Пересказ стихотворения»

Цель: развитие слухового запоминания

Возраст: с 3-4 лет.

Ведущий читает текст стихотворения, дети внимательно слушают. Затем педагог задает вопросы детям:
- Про кого это стихотворение?
- Что происходило с главными героями?
- Кто встретился главным героям?
- и т.п.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Игра «Фотоаппарат»

Цель: развитие зрительной памяти.

Возраст: с 4лет.

На полу или на столе разложены различные предметы (овощи и фрукты, фигурки животных) в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.
В этом упражнении так же можно использовать карточки с картинками.

Игра «Опиши предмет»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Возраст: с 5 лет.

дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

Игра «Заполни по образцу»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Педагог выкладывает на листок с клеточками геометрические фигуры в определенном порядке. Дети внимательно его рассматривают, и образец закрывается. Затем дети должны заполнить пустой бланк с заданиями по памяти.

Игра «Memory» (Память)

Цель: развитие зрительной памяти.

Возраст: с 3 лет.

На полу или на столе разложены карточки с парами одинаковых изображений. Все карточки лежат рубашкой вверх. Дети делают ходы по-очереди. Каждый ребенок в свой ход должен перевернуть две карточки и постараться запомнить, что на них изображено. Задача – за один ход открыть две одинаковые карточки. В случае успеха ребенок забирает карточки себе. Игра заканчивается, когда все пары найдены. Производится подсчет собранных карточек у игроков, выявляется победитель с большим количеством карт.


В этом упражнении так же можно использовать готовую игру Мемори или сделать ее самостоятельно.

Упражнение «Составь рассказ»

Цель: развитие произвольной зрительной, словесно-логической памяти, запоминание последовательности.

Возраст: с 5 лет.

Педагог выкладывает различные бытовые предметы в ряд. Дети внимательно их рассматривают и придумывают про них рассказ. Затем предметы убираются, дети должны снова выложить эти предметы в правильной последовательности.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРНОЙ ПАМЯТИ

Игра «Кулак, ладонь, ребро»

Цель: развитие моторной памяти.

Возраст: с 3 лет.

"Кулак-ребро-ладонь" три положения ладони на столе, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками, и как можно быстрее.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ. МНЕМОТЕХНИКА.

Мнемотехника – метод запоминания, использующий мыслительные ассоциации.

Упражнение «Восстанови пары»

Цель: развитие произвольной зрительной, словесно-логической памяти, запоминание последовательности.

Возраст: с 5 лет.

Педагог выкладывает пары изображений, не связанных друг с другом. Затем педагог вместе с детьми придумывают связь между картинками, связь должна быть яркой и интересной, желательно смешной.
После этого все картинки перемешиваются, а детям предлагается восстановить пары по памяти.

Это упражнение - тренажер по созданию образов - увеличивает скорость создания образов (чем быстрее мы создаем образ, тем быстрее мы запоминаем).

Память, внимание, воображение и креативность неразрывно связаны, и если представить, что наша память – это мотор, то воображение – это топливо для памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития памяти ребенка

Предлагаю вашему вниманию упражнения,которые помогут развить память вашего ребенка....

Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 5-7 лет с нарушением интеллекта. Каждое з...

Стихи – отличный метод развития памяти ребенка!

В данной статье рассматривается роль заучивания стихотворений в развитии памяти детей. Польза стихов для ребёнка, советы для родителей: как заинтересовать дошколят процессом заучивания стих...

Методическая статья особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка.Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняе...

Мастер-класс «Методы мнемотехники, как один из способов развития памяти ребенка дошкольного возраста»

Цель - познакомить с упражнениями обеспечивающими эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Презентация "Развитие памяти ребенка как важнейшее условие успешного обучения и социализации личности"

В презентации отображены виды памяти, методы развития, упражнения на развитие памяти....