Консультация для родителей "Особенности формирования личности ребенка"
консультация по психологии (младшая группа)

Консультация для родителей

«Особенности формирования личности ребенка»

 

подготовила воспитатель Горбунова Л.А.

 

Принято считать, что развитие ребенка как личности начинается с 2 – 3-летнего возраста. Это правильно, если иметь в виду появление чисто внешних поведенческих признаков личностной индивидуальности. Они у ребенка действительно возникают только на третьем году жизни. Однако есть основания полагать, что на самом деле процесс формирования личности начинается гораздо раньше:

Во-первых, никакое психологическое качество, ни одна форма поведения не появляется сразу же в полностью готовом виде. Ее внешнему проявлению обычно предшествует достаточно длительный скрытый период развития.

Во-вторых, многие качества личности и формы поведения становятся видимыми в жизни человека лишь спустя много времени после того, как они первоначально начали складываться, и тогда, когда человек в целом уже достиг значительного уровня социальной и психологической зрелости (например, как уже взрослый ребенок ведет себя со своими детьми).

Личностные качества, прививаемые ребенку еще в младенческом возрасте (черты характера) : доверие к людям, доброта, отзывчивость, общительность, внушаемость.

Трудно предположить, что эти качества начинают формироваться в самом раннем возрасте, однако есть основание считать, что их истоки уходят вглубь раннего детства ребенка и коренятся в стиле общения и взаимодействия с взрослыми, который получает младенец в течение первого года жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности формирования личности ребенка»

подготовила воспитатель Горбунова Л.А.

     Принято считать, что развитие ребенка как личности начинается с 2 – 3-летнего возраста. Это правильно, если иметь в виду появление чисто внешних поведенческих признаков личностной индивидуальности. Они у ребенка действительно возникают только на третьем году жизни. Однако есть основания полагать, что на самом деле процесс формирования личности начинается гораздо раньше:

Во-первых, никакое психологическое качество, ни одна форма поведения не появляется сразу же в полностью готовом виде. Ее внешнему проявлению обычно предшествует достаточно длительный скрытый период развития.

Во-вторых, многие качества личности и формы поведения становятся видимыми в жизни человека лишь спустя много времени после того, как они первоначально начали складываться, и тогда, когда человек в целом уже достиг значительного уровня социальной и психологической зрелости (например, как уже взрослый ребенок ведет себя со своими детьми).

Личностные качества, прививаемые ребенку еще в младенческом возрасте (черты характера) : доверие к людям, доброта, отзывчивость, общительность, внушаемость.

Трудно предположить, что эти качества начинают формироваться в самом раннем возрасте, однако есть основание считать, что их истоки уходят вглубь раннего детства ребенка и коренятся в стиле общения и взаимодействия с взрослыми, который получает младенец в течение первого года жизни.

К этому же возрасту, несомненно, относится начало оформления качеств темперамента ребенка, тем более что темперамент непосредственно зависит от генотипических обусловленных свойств нервной системы. Известно, правда, что действительный темперамент у взрослого человека нередко бывает скрытым и внешне слабо проявляется из-за приобретенных привычек, сдерживающих его проявление, которые превращаются в автоматизированные социализированные реакции человека на определенные жизненные обстоятельства. Многие психологи связывают их с ритуальными формами поведения, обусловленными культурой, и полагают, что их становление зависит от способа обращения взрослого с ребенком в течение первых месяцев жизни. Национально и культурно обусловленные различия достаточно хорошо известны, и они, по-видимому, оказывают влияние на внешние проявления темперамента человека: эмоциональность - холодность, раскованность - сдержанность, открытость - закрытость, богатство – бедность чувств.

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семья, внешкольные учреждения, школа, СМИ.

В разные возрастные периоды личностного развития количество социальные институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны.

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.

А. Н. Леонтьев считает, что развитие личности ребенка находит свое выражение в изменении иерархии мотивов деятельности. Прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые, приводящие к переосмысливанию отношений с людьми и собственного поведения. Те виды деятельности и формы общения, которые раньше играли ведущую роль, теперь отодвигаются на второй план. Появляются интересы и цели, в целом смысл жизни для ребенка, наступает новая стадия его личностного развития. Преобразование общения, усложнение и обогащение его форм открывают перед ребенком возможности для личностного роста. Первоначально эти возможности складываются внутри ведущих видов деятельности, а для и дошкольного возраста - в разного рода играх. В более старшем возрасте к игре добавляются учение и труд.

Каждый из возрастных периодов детства имеет свои особенности и границы, которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение. Дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психических и личностных качеств на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции. Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди. Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого "бытового" поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом.

Наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция. К концу дошкольного детства у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно.

Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его дальнейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных качеств. Это — стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества как из общего корня при нормальном воспитании вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие. С ним же связано становление таких важных качеств личности, как ответственность и чувство долга.

У дошкольника формируются и личностные качества, связанные с отношениями к людям: внимание к человеку, к его переживаниям, успехам и неудачам. У старшего дошкольника сформированы начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения. Правда, в силу особой откликаемости детей данного возраста на суждения, мнения и поступки других людей, внешние проявления соответствующих личностных качеств не представляются достаточно устойчивыми.

Под основными, или базовыми; качествами личности понимаются те, которые, начиная оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека, определяемую через понятие социального типа, или характера личности. Это фундаментальнее черты личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым спустя много лет можно узнать человека. Основные личностные качества отличаются от других тем, что их развитие — по крайней мере, в начальный период — в определенной степени зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность и другие.

Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми. На пороге школы возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется оформлением у ребенка его "внутренней позиции"— довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. "Возникновение такого новообразования,— пишет Л. И. Божович,— становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка". Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых качеств личности, в которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.

Весьма заметным в дошкольном возрасте становится процесс развития личности и совершенствования поведения ребенка на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Можно сказать, что данный возраст представляет собой сенситивный период в развитии личности на основе подражания, сопровождаемого закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем — в форме демонстрируемых качеств личности. Являясь первоначально одним из механизмов научения, подражание затем может стать устойчивым и полезным качеством личности ребенка, суть которого заключается в постоянной готовности видеть в людях положительное, воспроизводить и усваивать его. Правда, особой нравственно-этической селективностью подражание в этом возрасте еще не обладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения.

В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы начинают оформляться такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. Добавляются и новые мотивы общения — деловые и личные. Под деловыми понимаются мотивы, побуждающие ребенка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи, а под личными — мотивы, связанные с волнующими ребенка внутренними проблемами (хорошо или плохо он поступил, как к нему относятся окружающие, каким образом оценивают его дела и поведение). К этим мотивам общения присоединяются мотивы учения, касающиеся приобретения знаний, умений и навыков. Они приходят на смену тому естественному любопытству, которое свойственно детям более раннего возраста.

К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно - личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

Ценностные ориентации формируются в общении со взрослыми, в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения. В то же время происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением. Превращение социальных ценностей в значимые для самого ребенка осуществляется в дошкольном возрасте посредством преобразования эмоциональной сферы, которая начинает связываться с правилами поведения и взаимоотношений людей. В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям.

К этому возрасту возникает определенное соподчинение мотивов, благодаря которому дети научаются действовать, исходя из нравственно более высоких, значимых мотивов, подчиняя им свои действия и сопротивляясь сиюминутным желаниям, противоречащим основным мотивам; поведения.

Способность к самосознанию у ребенка старшего дошкольного возраста в отличие от детей более раннего возраста выходит за пределы настоящего времени и касается оценки как прежних, так и будущих деяний. Ребенок воспринимает и оценивает то, что с ним было в прошлом, пытается размышлять о том, что случится в будущем. Об этом свидетельствуют детские вопросы типа "Каким я был, когда я был маленький?" или "Каким я буду, когда вырасту?". Размышляя о будущем, дети дошкольного возраста стремятся стать людьми, наделенными определенными ценными, качествами: сильный, добрый, смелый, умный и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в формировании личности ребенка.

. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в...

Влияние родителей на формирование личности ребенка (научно - методическая работа)

Предлагаемый опыт работы насыщен разнообразными методами, формами работы, диагностическим материалом, анкетированием. Материел  поможет воспитателю в организации работы с родителями....

Доклад о работе творческой группы. Тема: "«Взаимодействие ДОУ и родителей на формирование личности ребенка через игру в поликультурной среде».

Вся работа творческих групп направлена на формирование этнокультурной компетентности детей, на умение сравнивать и сопоставлять культуру разных народов, их особенности и общие черты. Воспитание в поли...

«Роль родителей в формировании личности ребенка»

У хороших родителей, как правило, вырастают славные дети. Это утверждение можно услышать часто, но найти объяснение понятию «хорошие родители» сможет не каждый. Будущие мама и папа уверены...

Консультация "Роль природы в формировании личности ребенка"

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок......

Консультация «Роль педагога в формировании личности ребенка».

Какую роль играет воспитатель в формировании личности ребенка.Какие волнующие вопросы в жизни ребёнка решает воспитатель....