Конспект развивающего занятия педагога-психолога для детей старшей и подготовительной группы "Мир семьи" посредством песочной терапии.
план-конспект занятия по психологии (старшая, подготовительная группа)

Ирина Олеговна Кристосяк

Цель: определение понятия «семья», формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  • Учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них, формировать чувство гордости за свою семью,
  • Расширять представления детей о составе семьи, семейных традициях.
  •  Развивать у детей память, логическое мышление и творческое воображение.
  • Развивать у детей мелкую моторику.
  • Развивать умение детей четко и полно отвечать на вопросы.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Создавать психологически благоприятную атмосферу в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16».

457040, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Куйбышева, дом 31 «А»,

тел. 8(35134) 4-26-59

Конспект развивающего занятия педагога-психолога для детей старшей и                       подготовительной группы "Мир семьи" посредством песочной терапии.

Выполнил: педагог-психолог

                                                                                         Кристосяк И. О.

г.Южноуральск, 2023 г.

Конспект развивающего занятия педагога-психолога по теме:

  «Мир семьи».

Цель: определение понятия «семья», формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  • Учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них, формировать чувство гордости за свою семью,
  • Расширять представления детей о составе семьи, семейных традициях.
  •  Развивать у детей память, логическое мышление и творческое воображение.
  • Развивать у детей мелкую моторику.
  • Развивать умение детей четко и полно отвечать на вопросы.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Создавать психологически благоприятную атмосферу в группе.

Материалы и оборудование: световые столы-планшеты на каждого ребенка, кварцевый песок, набор инструментов для песочной анимации, набор трафаретов для рисования песком, различные камешки, ракушки, миниатюрные фигурки, ноутбук, иллюстрации на тему «Семья».

 

 Ход занятия.

Дети входят в кабинет под спокойную музыку..

Педагог-психолог: здравствуйте ребята, я очень рада вас сегодня видеть. Пожалуйста подойдите ко мне. Прежде, чем мы начнём занятие, я предлагаю выполнить упражнение.

Упражнение «Рукопожатие»

Дети встают в круг. Психолог просит детей взяться за руки и передать как эстафету рукопожатие. При этом психолог говорит следующие слова: «Я передам тебе (имя ребёнка) свою дружбу (слегка сжимает руку), а ты передай её следующему.» Так упражнение выполняется по кругу пока рукопожатие не вернётся обратно психологу. В конце психолог просит всех улыбнуться друг другу.

Педагог-психолог: Молодцы, как весело у вас получилось! А теперь я приглашаю вас подойти к световым столам и поудобнее присесть. (Если, сидя ребенку работать не удобно, то он может выполнять задания стоя).

Перед началом занятия обязательно нужно повторить правила работы с песком:

  1. Нужно вымыть руки до работы с песком и после (можно использовать влажные салфетки).
  2. Нельзя бросаться песком.
  3. Нельзя есть песок.
  4. Нельзя рассыпать песок на пол.
  5. Нельзя вдыхать песок.

(Педагог-психолог вместе с детьми проговаривают правила работы с песком.)

Разогревающие игры с песком:

Педагог-психолог: Предлагаю поздороваться с песком. Потрогайте песок. Положите на него ладошки, погладьте песок. Скажите, какой он?

Дети: ответы детей (Холодный, сыпучий)

Педагог-психолог: Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песочек!»

Дети: здороваются с песком.

Педагог-психолог: Песочку грустно и одиноко, предлагаю его развеселить! Как можно его развеселить?

Дети: ответы детей (Обнять, угостить конфетой).

Педагог-психолог: А я вам предлагаю так: пощекочите песок пальчиками сначала одной рукой, затем другой. А теперь обеими ручками.

Дети выполняют действия, предложенные педагогом-психологом.

Педагог-психолог: Песок развеселился!

Педагог-психолог: Ребята, предлагаю приступить к заданию, нарисуйте пожалуйста солнце и лучики. (Световой фон на столах-планшетах желтый). Педагог читает стихотворение:

Нарисуем желтый круг,

После лучики вокруг

Пусть на белом свете

 Ярче солнце светит!

Педагог-психолог: Скажите пожалуйста, какое солнце по цвету?

Дети: ответы детей (Желтое, красное, оранжевое).

Педагог-психолог: Да, правильно. Предлагаю вам взять желтые камни и украсить каждому своё солнце.

Дети по своему желанию украшают солнце камнями.

Педагог-психолог: Скажите пожалуйста, когда солнце светит, что бывает?

Дети: ответы детей (Жарко бывает, тепло).

Педагог-психолог: Скажите пожалуйста, а когда бывает тепло и спокойно ребенку, детям, людям?

Дети: ответы детей (Когда хорошо, когда не болеют, когда мама рядом).

Педагог-психолог: Конечно, когда рядом с ними мама, папа, семья!

Что такое семья, ответьте мне?

Дети: ответы детей (Родные рядом, все любят друг друга).

Педагог-психолог: Семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближайших родственников,  живущих вместе.

Детям предлагается рассмотреть иллюстрации по теме.

Педагог-психолог: Сегодня мы поговорим о семье, о том, что такое семья, о том, что значит семья в жизни каждого человека и почему, семью нужно беречь. Но сначала послушайте стихотворение.

Что такое семья?

Семья — это мама и папа, и дед,
Бабуля нам вкусный готовит обед.
В семье еще братья и сестры бывают,
Семья — это я. И меня называют
- Котенок и лапочка, заинька, птичка;
Мне кто-то - братишка, а кто-то - сестричка.

Педагог-психолог: А как вас называют вас дома родители?

Дети: ответы детей (Котик, любимыми, доченька).

Педагог-психолог: Оказывается, как хорошо, нежно и ласково……

Взгляните на рисунок - у нас получилась солнышко, а каждый член семьи — это лучик. Не зря слово семья состоит из семи Я, то есть, семь таких же, как и я, не даром иногда некоторые члены семьи похожи друг на друга, как внешне, так и по характеру.

А что значит счастливая семья, какая она?  Как вы думаете, что вы можете сделать для своей семьи?

          Дети: ответы детей (Слушаться маму, помогать).

Педагог-психолог: Правильно, помогать родителям, уважительно относиться к ним, заботиться о младших братьях и т. д.)

В каждой семье – особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции. Семьи все разные. А чем они отличаются?

          Дети: ответы детей (привычками, традициями, которые передаются из поколения в поколение).

Педагог-психолог: Правильно. Например, в каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. (Педагог показывает фотографии по теме).

А теперь предлагаю немного отдохнуть, выходите на середину комнаты.

Физминутка

Кто живёт у нас в квартире

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

        

Педагог-психолог: Мы с вами немного отдохнули, предлагаю вам пройти на свои места. Теперь внимательно рассмотрите картинки и ответьте на мои вопросы.

          Задаю следующие вопросы:

Педагог-психолог: Кто изображен на рисунке?

Дети: ответы детей (Люди, родные, семья.)

Педагог-психолог: Кем дети приходятся маме и папе?

Дети: ответы детей (Сыном, дочерью или дочкой.)

Педагог-психолог: Как можно назвать маму и папу одним словом?

Дети: ответы детей (Родители.)

Педагог-психолог: Кем приходятся друг другу мальчик и девочка, изображенные на рисунке?

Дети: ответы детей (Они брат и сестра.)

Педагог-психолог: Кто они для бабушки и дедушки?

Дети: ответы детей (Внук, внучка.)

Педагог-психолог: Кем приходятся друг другу мама и папа?

 Дети: ответы детей (Они муж и жена.)

 Педагог-психолог: Кем приходятся друг другу бабушка и дедушка?

 Дети: ответы детей (Муж и жена)

Педагог-психолог: Как здорово вы ответили на мои вопросы! Горжусь вами! Прежде, чем мы продолжим работу с песком, предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

 Этот пальчик – папа,

 Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – это я,

Вот и вся моя семья

Педагог-психолог: Отлично у вас получилось! А теперь продолжим. Предлагаю вам изобразить каждому свой «мир семьи» на песке, солнце у вас уже есть. Посмотрите, у вас на столах находятся миниатюрные фигурки людей, животных, домов и т. д. Вы можете выбрать и взять все, что вам захочется для создания «мира семьи».

Дети с интересом начинают создавать «мир семьи» на песочных столах-планшетах. (По желанию ребенка световой фон стола-планшета можно изменить).

Педагог-психолог обращается к каждому ребенку, с просьбой рассказать о «мире семьи», которую он создал на песке.

Педагог-психолог: Какая семья у тебя получилась?

Дети: ответы детей (Счастливая, красивая, дружная)

Педагог-психолог: Скажи пожалуйста, как ты украсил место, где живет твоя семья?

Дети: ответы детей (Выложить дорожку из разных камней, создал пруд, выложил облака, изобразил различные растения).

Педагог-психолог: Здорово! Какие прекрасные рассказы вы составили про свои семьи! Какое у вас настроение?

Дети: ответы детей (Веселое, радостное, доброе!).

Итог занятия:

Педагог-психолог: На этом наше занятие закончено, расскажите ребята, что вы нового узнали про семью?

Дети: ответы детей (нужно помогать родным, уважать старших, соблюдать традиции).

Педагог-психолог: правильно, необходимо уважать и любить своих родных, заботиться о них, помогать им. Тогда в семье будут царить согласие, мир, покой и счастье. Мне понравилось с вами работать! Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающегося занятие педагога-психолога для детей 4-5 лет по теме «Весна пришла!» с использованием метода сказкотерапия

Используя сказки в своих занятия, я хочу, чтобы дети научились сопереживать героям, учились доброте, щедрости, смогли проживать определенные эмоциональные состояния, умели слушать других людей....

Конспект развивающего занятия педагога-психолога для детей старшей и подготовительной группы "Мир семьи".

Конспект  развивающего занятия педагога-психолога по теме:  «Мир семьи».Цель: определение понятия «семья», формирование правильного отношения к семье, ее чл...

Конспект развивающего занятия педагога-психолога в подготовительной группе "Давайте знакомиться"

Конспект  развивающего занятия педагога-психолога в подготовительной группе "Давайте знакомиться"...

Конспект развивающего занятия педагога-психолога в старшей группе "Почта"

Конспект развивающего занятия педагога-психолога в старшей  группе "Почта"Задачи:1.         создание положительного настроя в группе;2....

Конспект развивающего занятия педагога-психолога методом сказкотерапии в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в сказочный остров знаний»

Психологические задачи:Способствовать уменьшению тревожности и напряженности перед занятием.Способствовать развитию эмоционально-волевой  готовности детей к школе.Изучить уровень самооценки лично...

Конспект открытого занятия педагога-психолога «Путешествие в мир театра» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Представляю Вашему вниманию разработанный мною конспект открытого занятия педагога-психолога  «Путешествие в мир театра» в подготовительной группе компенсирующей направленности для де...

Конспект развивающего занятия педагога-психолога в старшей группе «На море»

Конспект развивающего занятия педагога-психолога в старшей группе «На море»Задачи:        Закреплять  эмоцию «удивление»Продолжать ...