Что делать, если с ребенком сложно?
статья по психологии

Елена Владимировна Ананьева

Представленная статья будет интересна родителям, чьи дети имеют нрарушенное поведение. Взгляд педагога-психолога на данную проблему и пути её решения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что делать, если с ребенком сложно?

Очень часто к педагогу-психологу за консультацией обращаются родители, дети которых имеют нарушенное поведение. Ближе к пяти годам, когда ребенок начинает посещать детский сад, период адаптации пройден, ребенок хорошо освоился, казалось бы, можно и выдохнуть, но начинают проявляться проблемы, связанные с формированием социального поведения ребёнка. Поведение ребенка отличается от правил и норм, принятых в обществе. Каким-то образом ребенок оказывается в эпицентре конфликтных ситуаций. Появляются жалобы со всех сторон: и от родителей других детей, и от детей, и от педагогов. В процессе беседы с родителями, становится понятно, что ребенку позволительно проявлять агрессивное поведение относительно членов семьи, детей на детской площадке, домашних животных, но раньше родители на это не обращали внимание, объясняя, что маленький, перерастет, но детский сад, как лакмусовая бумажка, проявляет все проблемы в развитии и воспитании детей. Столкнувшись с такой ситуацией, родитель растерян, расстроен, во многом негодует, чаще всего приходит с запросом к педагогу-психологу: «Что не так, я не справляюсь с воспитанием ребенка. Я – плохая мать. Что делать?».

Давайте попытаемся разобраться в этом.

  1. Вы отличная мать. Вы пришли за помощью. Вы пытаетесь изменить ситуацию.
  2. Признать проблему.

«Да, мой ребенок очень активный, он может проявлять агрессию, он не умеет договариваться, уступать, проигрывать. Ему нужно, чтобы все играли по его правилам, он добивается желаемого истериками, криками, агрессией. Я сделала всё, что знала, чтобы исправить поведение ребенка, но ничего не помогает».

  1. Обратиться за помощью.

На самом деле причины нарушенного поведения различны, они могут быть обусловлены биологической предрасположенностью, в этом случае, проанализировав анамнез развития ребенка, педагог-психолог может посоветовать родителям обратиться за консультацией к врачу неврологу, при необходимости к психиатру. Не нужно этого бояться, лучше получить консультацию врача, которому вы доверяете и успокоиться, что со стороны медицины всё хорошо, а если нет? Тогда нужно придерживаться тех рекомендаций, которые дал врач, не нужно бояться медикаментозного лечения. Важно не упустить время, в дошкольном возрасте все психофизические процессы развиваются стремительно, даже если есть какая-то проблема в развитии, то своевременная медицинская и педагогическая коррекция (только в паре, только вместе) позволит преодолеть задержку в развитии, скорректировать патологию.

Есть еще очень важная причина формирования нарушенного поведения – это педагогическая. К ней относится:

- воспитание в семье, когда ребенок является «Царем», все его желания, потребности удовлетворяются молниеносно, в любое время, без учёта возможностей, потребностей, желаний окружающих его людей, любое поведение родители оправдывают, чтобы не сделал ребенок, он всегда прав. «Это окружающие не могут найти к нему подход, это его все обижают, это окружающие дети виноваты, а воспитатели не компетентны». Безусловно очень многое зависит от профессионализма педагогов, которые находятся рядом с ребенком, но дыма без огня не бывает;

- попустительский стиль воспитания в семье – это когда ребенок растет сам по себе, как «трава в поле». Родители заняты своими делами и потребностями, они очень много работают, в том числе и дома постоянно находятся за компьютером или в телефоне. Ребенок предоставлен сам себе. Как результат бесконтрольное использование гаджетов, просмотр мультфильмов, y-tube каналов. Паттерны поведения ребенок перенимает из того, что видит. В результате агрессивное поведение, демонстративный тип реагирования. Чаще всего ребенок привлекает так внимание, хочет, чтобы его заметили, может перенимать поведение персонажей из мультфильмов, компьютерных игр. Так появляются Соники, Шедоу, Бабки Гренни, Сиреноголовые и т.д.;

- у ребенка не сформированы границы, он не знает, что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО, что НЕЛЬЗЯ, это НЕЛЬЗЯ, что вокруг находятся люди с их желаниями, потребностями и интересами, и с этим нужно считаться. Очень часто такая проблема возникает в семьях, где ребенок долгожданный, «выстраданный», единственный. Наблюдается такое полведение и в неполных семьях, где мама испытывает гамму негативных чувств, самое яркое из которых, это чувство вины из-за отсутствия отца у ребенка. Есть и страх матери в том, что если она запретит что-то ребенку, то он испытает сильный эмоциональный стресс, который перерастет в психологическую травму на всю жизнь. Нет, не перерастет! Это так не работает! Здесь нужно чётко понимать, что жизнь без фрустраций не возможна, именно они способствуют формированию жизнестойкости индивида. Правильно сформированные границы в детстве, умение следовать правилам, учитывать интересы окружающих, но и не забывать о своих потребностях и желаниях, правильно отстаивать свои интересы, всё это основа для формирования успешной личности;

- разные требования, которые предъявляют родители детям. Тут нужно понимать, что очень часто взрослые придерживаются той модели воспитания, которая была принята в их родительской семье. Семьи разные, приемы воспитания разные, в какой-то семье принято физическое наказание, лишение чего-то, крики, в другой это под строжайшим запретом. Физическое наказание, крики – это путь в некуда. Вскоре ребенок к ним привыкнет, научится их игнорировать; может замкнуться, словно спрятаться в кокон; может наоборот, привлекая внимание, провоцировать конфликты. С ребенком нужно договариваться, не унижать, не игнорировать, не оскорблять, а договариваться. Дети удивительно сговорчивы, особенно в дошкольном детстве, потом реже (всё зависит от тех отношений, которые вы смогли выстроить и сохранить), родители для детей – это значимые взрослые, это те люди, которым ребенок верит безоговорочно. Разговаривайте с детьми, читайте им художественную литературу по возрасту, смотрите вместе мультфильмы, добрые фильмы, гуляйте, играйте, обсуждайте увиденное, прочитанное, ведь только так формируется стойкая привязанность, укрепляются детско - родительские отношения. Договоритесь между собой о тех требованиях, которые вы предъявляете ребенку. Будьте последовательны в этих требованиях. Нельзя сегодня ребенку запретить играть в гаджеты, а завтра разрешить, только потому что гости пришли или папа в хорошем настроении.  Предъявляйте ребенку только те требования, которые понятны и доступны ему. Единство требований матери, отца, бабушек, дедушек помогает ребенку чувствовать себя в безопасности, он знает, что от него ждут, знает, как себя вести в той или иной ситуации.

4. Вместе с педагогом-психологом составьте план действий.

5. Будьте готовым к переменам, но не ждите быстрого результата.

6. Верьте ВСЕ возможно! Не важно, что было вчера, сегодня - новый день.

В завершении данной статьи хочу сказать, что как бы нам не хотелось, но волшебной палочки не существует, хотя Альберт Фейгельсон говорит: «Волшебная палочка для ребенка – это его родители!» Если есть проблема с поведением у ребенка, то есть и причина такого поведения. Помните, всё решаемо!

Педагог-психолог: Ананьева Е.В.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребенок путает или не запоминает буквы

Даны рекомендации родителям, как помочь детям в игровой форме быстрее запоминать буквы....

Консультация для родителей по теме:«Что делать, если у ребенка плоскостопие».

Консультация для родителей по проблемам плоскостопия....

Что делать, если у ребенка дизартрия?

Советы родителям, у которых ребенку поставили диагноз "дизартрия"...

Консультация "Что делать если у ребенка плоскостопие"

Стопа ребенка образована хрещями, может легко деформироваться. Плоскостопие считается одним из самых распостраненных заболеваний у детей.По статистике этот диагноз ставится каждому 3ему ребенку. ...

Что делать, если у ребенка короткая подъязычная уздечка? Подрезать ее или нет?

Эта презентация для родителей, которые хотели бы узнать как определить у ребенка достаточной ли длины его подъязычная уздечка; что делать, если уздечка короткая; подрезать ее или нет? В презентации пр...

Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети

Советы родителям, как поступить в такой ситуации....

"Что делать, если у ребенка проскостопие"

Советы родителям по профилактике плоскостопия....