Психолого-педагогические основы игровой коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.
статья по психологии

Герасимова Елена Анатольевна

Статья представляет особенность психолого-педагогического сопровождения детей -дошкольников сОВЗ в условиях дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gerasimova_e.a.statya_belka_konferentsiya_irkutsk.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А.Герасимова

МБДОУ «ДСКВ №102», г. Братск,

 

 Психолого-педагогические основы игровой коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается.   Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии личности. [1]

Дошкольники, особенно дети с ОВЗ весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать.  Развитие у детей с ОВЗ идет порой значительно медленнее. Детям присущи замедленный темп психического развития, неравномерность физического и психического развития.

Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации в ДОУ и вне его. Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога-психолога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и прежде всего ребёнка. Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека.  Поэтому дети нуждаются в создании условий для коррекции недостатков развития, особенно эмоциональной сферы, компенсации недостающего внимания. Эмоциональное-волевое развитие заслуживает особого внимания, поскольку оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми. [2]

 Детям с ОВЗ характерны: неадекватность эмоции тем стимулам, которыми они вызваны, на похвалу и замечания, частая смена настроения, повышенная тревожность, склонность к страхам, нестабильность эмоциональных контактов, чрезмерная импульсивность в виде гнева или подчёркнутого упрямства, обиды, ревности, агрессии. Таким образом, мы можем сделать вывод, что особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ, – вопрос актуальный.

Существенной особенностью нарушения эмоционально – волевой сферы большинства детей является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, конфликтностью, часто направленное против воспитателей и других детей. Дети часто спорят со взрослыми, теряют терпение, бранятся, сердятся, возмущаются и легко раздражаются другими. Они часто не выполняют просьб и требований взрослых и специально раздражают их. Пытаются обвинить других в своих собственных ошибках и трудностях.  [1]

При подобных состояниях происходит не нарушение процесса формирования личности, а ее «поломка», дефект, связанный с повреждением механизмов и структур формирующейся личности и характеризующийся дефектом эмоционально-волевых свойств личности. Проявляется такое истощаемостью психических процессов, недостаточностью активного внимания, снижением памяти, прежде всего, расстройством процессов произвольного запоминания и воспроизведения, снижением уровня аналитико-синтетической деятельности мышления.  У ребенка развиваются черты аффективной взрывчатости, склонность к разрядке раздражения, гнева, повышенная готовность к конфликтам. Эти черты формируются как закрепление реакции протеста. Постепенное изменение темперамента характеризуется сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности. В детском коллективе таким детям трудно не только из-за своих аффективных вспышек, но и из-за постоянной конфликтности, связанной со стремлением к самоутверждению и жестокости. Чем меньше возраст, в котором появляются признаки подобного поведения, тем тяжелее ее последствия. [3]

Коррекция эмоционально–волевых нарушений у детей — это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности детей, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. К основным методам коррекции эмоционально – волевых нарушений у детей относятся методы, которые являются базисными: это игротерапия, арттерапия, психоанализ, поведенческий тренинг.    При подборе методов коррекции эмоционально - волевых нарушений необходимо исходить из специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка: при внутриличностном конфликте целесообразно использовать игровые методы коррекции, психоаналитические методы; при преобладании межличностных конфликтов используются групповая психокоррекция, направленная на оптимизацию межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального неблагополучия ребенка. [2]

Особое значение в коррекции эмоционально – волевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья имеют игровые методы. Игра является наиболее естественной формой жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется личность в целом. Существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание человеком условности и реальности создавшейся ситуации. В условных обстоятельствах, создаваемых определенными правилами, игра позволяет человеку переживать удачи, успех, раскрывать свои физические и психические возможности. Эти свойства игры как деятельности отражают ее богатый коррекционный потенциал. [1]

Исходя из всего вышесказанного, можно подвести итог, выразив такую мысль: «Конечно, коррекционное-развивающее занятие – это не только игра, но и доверительность, непринужденность общения педагога с детьми, возникшие благодаря общей игровой атмосфере. А это дает более значительные результаты и позволяет беседовать на разнообразные темы, предоставляя больше возможностей побывать в разных ситуациях, чем «сухое» изложение материала и тренировочные упражнения. Именно поэтому я советую педагогам смелее использовать в своей работе игровые технологии с целью коррекции эмоционально – волевых нарушений и эффективно использовать их в своей работе. [2]

Литература:

  1. Буторина О.Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О.Г.Буторина // Воспитание школьников. - 2010. - №: 7. - C. 40-44.
  2. Любимов М.Л. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья / М.Л.Любимов // Народное образование. - 2012. - №: 4. - C. 186-189.
  3. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник / Ред. И.Ю.Левченко; С.Д.Забрамная. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 335 с. - (Высшее профессиональное образование)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Психолого-педагогические принципы организации системы коррекционно-развивающих занятий по формированию предметных представлений»

Чтобы узнавание предметов и объектов стал более адекватным, а сами предметные представления пополнялись все более новыми элементами, особое внимание следует уделить подбору наглядного материала ...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...