«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Мерзликина Виктория Сергеевна

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. 

В Законе РФ «Об образовании» сказано, что общеобразовательные программы направлены на решение задач формирование общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе. Именно связность речи может помочь в решении данных проблем.

В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам появляется ряд новых образовательных областей, в том числе и «Речевое развитие». Данная область включает владению речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Сегодня школа требует от ребенка, переходящего из детского сада в первый класс, высокого уровня умственного развития, который необходим для успешного усвоения программы начальной школы. Будущий первоклассник должен владеть устной речью, уметь правильно и точно выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на поставленные вопросы, полно, последовательно, связно и выразительно передавать содержание прочитанного, логично и содержательно рассказывать по картине, самостоятельно и творчески придумывать свои маленькие сочинения. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях» (педагог-психолог Сохин Ф.А.).

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой.

В нашей практике были трудности при обучении связной речи. А поскольку неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (недостаточное устойчивое внимание, сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания и т.д.), поэтому дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. В сложившейся ситуации мы, да и все педагоги находятся в поиске новых инновационных методик, основанных на развитии не только речи, но и всех психических процессов.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов и увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, используем в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Мы считаем что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Перед нами встала следующая цель: развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники.

Задачи:

  1.  Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи.
  2. Изучить приемы мнемотехники, используемые для работы с детьми.
  3. Использовать приемы мнемотехники для повышения уровня развития связной речи детей.

 

К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родного языка, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимым условий полноценного развития личности ребенка.

В овладении речью,как считает психолог Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям, т.е. проходит этапы речевого развития. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.

Существуют два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи (беседа, постановка вопросов, ответы на них)она побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи важно умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.

Монологическая речь - требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не отвлекаясь на детали и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Владение связной монологической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенности личности, познавательной активности, которые должны учитываться в процессе целенаправленного речевого воспитания.

 

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

Их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

 

Определение и приемы мнемотехники

 

В практике своей работы  используем различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия),моделирование, составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др.

Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить данную проблему. Изучив литературу, мы пришли к выводу, что помочь нам в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемотехнику).

Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного.
Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более.

Не угасает интерес к мнемотехнике и в настоящее время. Более того, методы мнемотехники постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах работы памяти человека. В настоящее время феноменальная память из области чудес переходит в область обыкновенных, доступных*- каждому, ее можно сформировать, как и любой другой навык. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем изображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному: Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно - графическими схемами, Ткаченко Т. А.- предметно – схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Большёва Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н.- схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения детей с использованием мнемотехники – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, воображения, а именно психических процессов. Ведь именно они тесно связаны с полноценным развитие речи.

Существует много приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются: группировка, классификация, поиск опорного пункта, схематизация, структурирование материала.

Группировка – когда материал делится на части. Кроме того, материал можно разделить на определённые, чётко обозначенные части – классы. Другими словами, классифицировать информацию. Например, выделить: животных и растения, живые объекты и неживые и т.д. Этот приём называется классификацией. Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.

Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы называют ассоциациями, а способ – ассоциативным. Для того чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребёнку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чём угодно. Это зависит от опыта, уровня развития, пола ребёнка, актуального состояния и т.д. Поэтому никогда не стоит отвергать то, что предлагает ребёнок, даже если эта ассоциация кажется неудачной.

Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Этот приём называется поиском опорного пункта. Например, для запоминания текста рассказа, сказки необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это своего рода план для припоминания, или мнемический план. В ряде случаев дети легче запоминают материал, если его основное содержание изображается в виде схем. Этот приём называется схематизацией. Разрозненную информацию легче запомнить. Придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот приём называется достраивание материала.

Нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Этот приём позволяет ребёнку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию, ибо направлен на упорядочение материала.

 

Работу с мнемотехникой мы начали с младшего возраста и увидели положительную динамику в ходе исследований и продолжаем работать с ней.

 

Как мы используем  мнемотехнику в развитии связной речи?

 

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала коллажа и мнемотаблицы. Мнемотаблица– это схема, в которую заложена определённая информация.

Как любая работа строится от простого к сложному. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов (рис.1) , последовательно переходим к мнемодорожкам (рис.2), и позже к мнемотаблицам (рис.3,4).

Что можно изобразить на мнемотаблице? Вообще мнемотаблица это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить надо так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: солнце – желтого цвета, мышка – серая, елочка – зеленая. И необходимо «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Работа по мнемотаблицам состоит из следующих этапов:

1. Рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

3. Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.

На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушках и по картине в комплексе решаются все речевые задачи, но основной из них является обучение рассказыванию, хотя параллельно дети выполняют фонематические, лексические, грамматические упражнения. Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых всем сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом использую приём совместного рассказа. Схему обучения пересказу сказок представляю таким образом: рассказываю сказку и одновременно показываю настольный театр. Затем дети включаются в повторный рассказ воспитателя. Я начинаю фразу, дети продолжают.

Например: «Жили-были дед… (и баба). Была у них… (курочка -ряба) …»

Дети находят на столе предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности. Далее показываем иллюстрации, обращаем внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Используем приём художественного слова: читаем потешки, песенки на тему сказки. После такой работы привлекаем детей к обыгрыванию сказки.

При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращаем внимание на характерные особенности внешнего вида предмета(части, цвет, форму). Например, совместно с детьми рассматриваем предмет (ведро). Одновременно объясняю и показываю. (Это - ведро. У ведра есть ручка, боковые стороны, дно …). В результате обогащается словарный запас ребенка.

Мнемотаблицы эффективны не только при пересказе сказки или рассказа, но и при разучивании стихотворений, загадок. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или загадка зарисовывается схематически (приложение 6). После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение или загадку целиком. На начальном этапе предлагается готовая план-схема, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Еще одна разновидность мнемотехники – это коллаж. Её планируем вводить в подготовительной группе. Коллаж- лист картона (ватмана), где изображены, буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать. К чему мы и стремимся, используя эту методику.

 

Что мы хотим добиться используя мнемотехнику?

• Повышения уровня связной речи воспитанников, т.е. они должны научиться:

- фонетически и грамматически правильно владеть родным языком и основными формами речи (диалог, монолог);

- обладать словарным запасом, позволяющим выразить мысль. Описать событие, задать вопрос и ответить на него;

- уметь задавать вопросы и давать полный ответ на простые вопросы;

- уметь оценивать речевое поведение – свое и окружающих, употреблять в речи отдельные формы речевого этикета.

• Развития памяти.

• Развития внимания.

• Развития мышления.

• Развития воображения.

• Психологического раскрепощения детей.

Чтобы проверить и проанализировать успешность использования мнемотехники проводиться диагностика в начале и конце учебного года.

И, не смотря на то, что достижения детей в усвоении родного языка с использованием мнемотехники значительны, речь еще далека от совершенства.

Итак, как оказалось, благодаря перестройке мнемических процессов, ребенок уже в младшем дошкольном возрасте с помощью воспитателя может ставить перед собой цели (запомнить, припомнить) и стремится их достичь.

 

Решая различные проблемы вместе с детьми,

Мы приближаемся к миру, более гармоничному и совершенному.

Карл Роджерс «О становлении личностью».

 

Список библиографической литературы:

1. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.

2. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.

3. Логинова В. И., Бабаева Т. И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду изд.2-е, перераб.-СПб.,: Акцидент, 1996.

4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологию - СПб, 2000 г.

6. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.

9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.

10. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л.Малашенковой. – Омск: ООИПКРО

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsii_ml.doshk_.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как развивать понимание эмоций

у младших дошкольников

Эмоции и чувства имеют большое значение в развитии детей дошкольного возраста. Постепенно ребенок учится понимать свои чувства и переживания других людей, начинает различать эмоциональные состояния и изображать их в игре, сопереживает литературным героям. Этому способствуют разные виды деятельности и прежде всего общение со взрослыми и сверстниками. Какие эмоции доступны для понимания младшим дошкольникам и как их развивать, читайте в данной статье.



Согласно ФГОС ДО одно из направлений социально-коммуникативного развития, которое педагоги осуществляют в детских садах, – развитие эмоционального интеллекта дошкольника
1.

Основной компонент эмоционального интеллекта – понимание собственных эмоций и эмоций других людей. Другой компонент – управление эмоциями. Управлять эмоциями человек не может без определенной степени сформированности первого компонента.

Развитие эмоционального интеллекта дошкольника нужно начинать с развития понимания эмоций. Чтобы делать это обоснованно и системно, следует:

  • обозначить основные направления работы по развитию понимания эмоций;
  • определить те эмоции, с которыми целесообразно организовывать специальную развивающую работу в каждой возрастной группе.

Организуем работу в трех направлениях

Работа по развитию понимания эмоций у дошкольников складывается на основе психологических принципов:

  • каждую эмоцию человек обозначает словами;
  • эмоция выражается экспрессивными средствами (мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией);
  • эмоция возникает в конкретной ситуации.

Таким образом, педагог работает в трех направлениях.

Первое направление – обогатить речь детей словами, обозначающими эмоциональные переживания. Обогащение происходит, когда взрослый использует большой словарный запас, описывая свои переживания в конкретной ситуации.

Так, во время чтения и обсуждения произведения детской литературы педагог спрашивает у ребенка, что почувствовал персонаж. Получив ответ, он называет еще один подходящий оттенок эмоции.

Пример:

«Заяц обрадовался и, наверное, даже развеселился», «Бабушка опечалилась, ей стало грустно».

Другой способ: педагог побуждает детей вспомнить события, которые вызвали эмоциональные переживания (праздник, мультфильм, поездку на экскурсию и т. д.). Спрашивает, что они чувствовали. Затем сам рассказывает о своих переживаниях.

Второе направление – познакомить с экспрессией выражения эмоций. Ребенок или взрослый понимают эмоции другого человека:

  • по мимике (выражению лица, движениям мышц лица);
  • пантомимике (движениям частей тела);
  • жестам (движениям рук);
  • интонации (выразительности голоса, изменениям высоты, силы, темпа звучания речи).

Чтобы развить эту способность, педагог обращает внимание дошкольника на то, как выглядит человек (или литературный персонаж), испытывающий эмоцию. Так, во время чтения он просит детей внимательно рассмотреть иллюстрации и описать их.

Пример:

«Лисенок радуется! Смотри, как он улыбается, как взмахнул лапками, какие веселые у него глаза!»

Когда персонаж попадает в эмоциональную ситуацию, педагог просит одного или нескольких детей показать, как это происходит. Остальные дошкольники в это время детально описывают ситуацию. Вспоминая эмоциональное событие из жизни, педагог показывает, как эмоция проявляется внешне.

Пример:

«Я помню, какой печальной была бабушка. Она сидела, пригорюнившись».

Рассматривая вместе с детьми фотографии, рисунки, картины, педагог спрашивает, что чувствуют персонажи. Одновременно он показывает схематические изображения разных эмоций. Важно, чтобы схемы эмоций ребенок увидел только после того, как накопит большой опыт их восприятия в реальных ситуациях. Обобщение должно идти от реального жизненного опыта к схеме.

Если схема предъявляется раньше, она не выполнит своих функций и даже может помешать естественной схематизации, естественному обобщению ребенком проявления эмоциональной экспрессии у людей. Поэтому педагог создает условия для того, чтобы дошкольник обратил внимание на экспрессию другого человека, связал ее с конкретным словом, обозначающим эмоцию.

Третье направление – познакомить с ситуациями возникновения эмоций. Эмоция – ситуационно зависимое переживание. Задача педагога – формировать у ребенка понимание того, что эмоция возникает в определенной ситуации. При изменении ситуации или ее восприятия эмоция может измениться.

В педагогической практике существуют три способа, как познакомить ребенка с ситуациями возникновения эмоций:

  • знакомить с ситуациями (опытом) реальных людей;
  • формировать осознание собственного опыта;
  • знакомить с ситуациями возникновения эмоций на примере героев детской литературы и мультфильмов.

Пример:

Спросите у старших дошкольников, когда они радуются. Вы получите разные ответы: получили игрушку или удовольствие в процессе игры, выиграли в эстафете, мама пришла с работы рано, пригласили на праздник, ездили в зоопарк и т. д. Это разные ситуации. Когда ребенок узнает, что эти события происходят в жизни других людей, создаются условия для того, чтобы он воспринимал эти ситуации как радостные, его эмоциональный мир обогащается. Когда ребенок осознает, что вызывает у него радость, это и есть познание собственной эмоции в конкретной ситуации.

В произведениях детской литературы эмоции персонажей зависят от конкретной ситуации и действий других лиц. Педагог спрашивает детей не только о том, что чувствуют персонажи, но и почему.

Пример:

«Еж обижается, потому что заяц грубо к нему обращается». Или первая строчка известного стихотворения: «Зима недаром злится…»

В сказках немного слов, обозначающих эмоции. Сюжеты строятся на описании экспрессивных действий. Но об эмоциях персонажей читатель может догадаться.

Пример:

«Михайло Иванович взглянул на свою чашку и зарычал страшным голосом» – медведь рассердился. «Плачет дед, плачет баба» – герои расстроены. «Шум на весь лес, уже и драка начинается. Ворона ежа в нос клюнула» – персонажи злятся друг на друга.

В сказочных повествованиях разные персонажи в одной и той же ситуации могут испытывать разные эмоции.

Например: в сказке «Лиса и заяц» собака и медведь испугались лисы, а петушок не испугался; в сказке «Пых» старик и старуха испугались ежика, а внучка не испугалась.

Таким образом, путь понимания, «открытия» эмоций – это создание условий для того, чтобы ребенок связал эмоцию с конкретным словом и ситуацией, которая указывает на причину ее возникновения.

Организуя работу по развитию понимания эмоций, педагог должен знать, какие эмоции существуют и какие из них нужно развивать по обозначенным направлениям в каждой возрастной группе дошкольников.

Используем обоснованные теории эмоций

Существует несколько теорий эмоций человека. Теория Джеймса говорит, что эмоций много, поэтому много слов, обозначающих различные эмоциональные переживания.

Пример:

Описывая разные степени и оттенки радости, мы говорим: «У него хорошее настроение, он веселится, он радуется, он в восторге, он ликует, он на седьмом небе от счастья, он торжествует, у него приподнятое настроение и т. д.».

Это разные по своей силе переживания. Если записать все слова, обозначающие оттенки эмоций, получится бесконечное множество человеческих переживаний. Но педагогу на практике удобнее работать с системой, представляющей группы сходных эмоций. Для этого он может опираться на экспериментально обоснованную теорию Кэролла Изарда.

Американский психолог выделяет 10 фундаментальных эмоций, которые отличаются друг от друга по нейрофизиологии, экспрессии и словесному выражению. Вокруг каждой из 10 эмоций – множество ее оттенков. Как звезды образуют созвездия вокруг главной звезды, так оттенки эмоций группируются вокруг фундаментальной или базовой эмоции. Словесно обозначаемые оттенки каждой эмоции – это оттенки базовой эмоции по нейрофизиологии и экспрессии.

Изард отмечает, что человек может испытывать одновременно несколько эмоций.

Пример:

Радость, интерес и удивление во время знакомства с фрагментом сказки; грусть, скуку и неудовольствие, когда мама задерживается на работе.

Эмоциональных оттенков множество. Но чтобы работа по развитию понимания эмоций была конечной и обоснованной, целесообразно строить ее, ориентируясь на систему фундаментальных эмоций.

Фундаментальные эмоции и их оттенки

Базовая эмоция

Некоторые оттенки

Радость

Хорошее настроение, восторг, ликование, на седьмом небе от счастья, торжество, приподнятое настроение, веселье

Грусть

Печаль, страдание, горе, скорбь, уныние, плохое настроение, безутешность, подавленность

Удивление

Изумление, недоумение, быть пораженным

Интерес

Увлеченность, страсть

Гнев

Злость, рассерженность, сердитость, ярость, ожесточенность, язвительность, возмущение, негодование

Страх

Беспокойство, тревожность, ужас, боязнь, опасение

Стыд

Застенчивость, смущение

Вина

Отвращение

Омерзение

Презрение

Пренебрежение, игнорирование

В период дошкольного детства ребенок открывает для себя эти эмоции под влиянием социальной среды, в которой находится. В младенческий период он переживает физический комфорт или дискомфорт (грубую эмоциональную дифференциацию на «приятно-неприятно»), а также комплекс оживления, в котором двигательно демонстрирует эмоцию радости матери. Со временем ребенок накапливает более широкий и богатый эмоциональный мир.

Эмоции в различных оттенках открываются дошкольнику постепенно и в определенном порядке. Из 10 фундаментальных эмоций к концу дошкольного возраста ребенок открывает 9 в разной степени и оттенках. Эмоция вины возникает в подростковом возрасте, когда формируется самосознание и подросток четко осознает отступление своего поступка от социальных норм.

Эмоция стыда только зарождается в дошкольном возрасте.

Пример:

Взрослые ругают дошкольника за проступок, стыдят, спрашивают: «Тебе стыдно?» Ребенок отвечает: «Да!» Но по его экспрессии видно, что этой эмоции нет либо она мимолетна.

Работаем с фундаментальными эмоциями детей 3–4 лет

Зона ближайшего развития в сфере эмоций для детей младшего дошкольного возраста – эмоции радости, грусти и злости (гнева). Несмотря на то что все остальные эмоции в различных своих оттенках присутствуют в окружающем ребенка социальном мире, у него формируется готовность к полноценному открытию только этих эмоций. Он может понять смысл слов, обозначающих эти эмоции и их оттенки, экспрессию и смысл тех ситуаций, которые их вызвали.

Педагоги ГБДОУ «Детский сад № 55» организовали работу по развитию понимания эмоций у дошкольников младшей группы по трем направлениям толькос эмоциями радости, грусти и злости.

Эта работа имеет свои особенности. Первая задача педагога – употреблять в речи слова, показывающие оттенки каждой эмоции, доступные ребенку. Смысл слов, которые обозначают оттенки эмоций радости и печали, достаточно понятен.

Пример:

Обрадовалась, развеселилась, у нее было хорошее, веселое настроение, загрустила, опечалилась, пригорюнилась.

Употребляя слова, которые обозначают различные оттенки эмоции злости, следует иметь в виду следующее. С эмоцией злости (именно это слово) дети чаще знакомятся в образе злого волшебника, змея, т. е. злого персонажа. Бывает, что и обычные люди, персонажи историй испытывают подобную эмоцию, но тогда это ее оттенок, который выражается словом «рассердился», и именно это слово мы используем.

«Злой» и «сердитый» – разные оттенки одной эмоции: «злой» подразумевает постоянство этой эмоции, «сердитость» – сиюминутность, ситуационность, которая чем-то вызвана. Мы употребляем и слово «гнев» тогда, когда речь идет о справедливом возмущении, негодовании, вызванных неправильным поступком, например обманом.

Только после того, как слова, обозначающие оттенки этих эмоций, «помещены, внедрены» взрослым в словарь ребенка, можно задавать ему вопросы, требующие употребления этих слов. В младшей группе акцент делается на «внедрении».

Знакомя дошкольников с экспрессивным выражением эмоций, педагог просит их понаблюдать за другими людьми, когда они демонстрируют радость, злость или грусть Также он рассматривает с детьми фотографии, рисунки, картины, на которых персонажи испытывают эти эмоции.

Использовать схематическое обозначение эмоций преждевременно и даже вредно в данном возрасте. Ребенок 3–4 лет должен накопить багаж образного опыта понимания, как эти эмоции выражаются.

С ситуациями возникновения эмоций педагог знакомит дошкольников на примере детской литературы и во время бесед непосредственно после какого-либо эмоционального события.

Пример:

«Весело ли было сегодня на празднике? Ты обрадовался подарку?» Вопросы более обобщенного типа не задаются, они будут уместны в старшем возрасте.

В следующем номере читайте статью
«Экспрессивный этюд – метод развития
эмоционального интеллекта дошкольника».

В приложении представлен конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Педагог, интегрируя образовательные области, формирует понимание дошкольниками эмоций радости, грусти и злости (сердитости). В ходе сказочного путешествия дети погружаются в ситуации, когда персонажи испытывают радость и веселье, грусть, печаль и скуку, рассерженность (злость). Педагог просит дошкольников показать эти эмоции, при этом они видят эту экспрессию у сверстников. Таким образом, у ребенка накапливается багаж образного понимания экспрессии эмоций.

В конце занятия педагог закрепляет понимание эмоций посредством картинок: он связывает эмоцию со словом, экспрессией и ситуацией.

Приложение

Конспект совместной образовательной деятельности «Рыжая семья» с детьми младшего дошкольного возраста

Цели:

  • формировать у детей понимание эмоций радости, грусти, злости (сердитости) как компонентов эмоционального интеллекта;
  • интегрировать познавательное, речевое, физическое и художественно-эстетическое развитие на основе социально-коммуникативного.

Задачи по образовательным областям:

  • социально-коммуникативное развитие: 
  • способствовать развитию эмоционального интеллекта, умения понимать и узнавать эмоции;
  • формировать умение изображать эмоции с помощью мимики и пантомимики;
  • познавательное развитие: закреплять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе весной (у животных появляются детеныши, на деревьях распускаются листочки, появляются трава и цветы и т. д.);
  • речевое развитие: 
  • обогащать словарь за счет слов, обозначающих эмоции;
  • развивать умение называть животных и их детенышей (лиса – лисята, медведь – медвежата и т. д.);
  • художественно-эстетическое развитие: 
  • формировать положительный эмоциональный отклик на сказку, красоту окружающего мира;
  • развивать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
  • стимулировать желание самостоятельно исполнять танцевальные движения;
  • физическое развитие: развивать умение ориентироваться в пространстве в процессе двигательной деятельности, подвижной игре.

Оборудование: маски лисят (по количеству участников); куклы: бабушка, медведь; искусственные подснежники; массажные коврики (дорожка); макет избушки.

Примечание: роли бабушки и медведя могут играть воспитатель, родитель или помощник воспитателя.

Ход деятельности:

Приглашение в сказку

Воспитатель: Дети очень любят сказки, это правда? Вы тоже их любите?

Дети: Да.

Воспитатель: А хотите сами стать героями сказки?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Тогда надевайте маски. Мы отправляемся в сказку, которая называется «Рыжая семья».

(Звучит мелодия заставки детской телевизионной передачи «Сказка за сказкой». Дети надевают маски и садятся на ковер. Воспитатель надевает маску мамы лисы).

Восприятие содержания сказки посредством психогимнастических упражнений

Воспитатель: Весной у мамы лисы появились маленькие лисята. Семья была очень дружная. Покажите, какие вы дружные.

(Дети берутся за руки, обнимают друг друга.)

Воспитатель: Сейчас мы узнаем, как звали этих лисят и во что они любили играть.

Игра «Назови себя»

Дети по очереди называют свое имя и рассказывают, с чем они любят играть. Например: «Я – лисенок Саша. Я люблю играть с машинкой».

Воспитатель: Когда папа лис уходил за добычей, мама выводила лисят на поляну. Там они весело резвились, радуясь первым солнечным лучам, первым травинкам, листочкам и подснежникам.

Физкультминутка

Под аудиозапись песни В. Шаинского «Песенка друзей» из м/ф «По дороге с облаками» воспитатель предлагает детям выполнить танцевальные движения по показу: лисята радуются первым солнечным лучам, первым травинкам, листочкам и подснежникам. Дети выполняют танцевальные движения и демонстрируют радость, веселье.

Воспитатель: Настроение у вас хорошее, вы чувствуете радость, вам весело. А чему лисята радовались, когда резвились на полянке?

(Дети отвечают.)

Воспитатель: Однажды мама лиса повела лисят гулять по лесным тропинкам. Шли они, шли, подснежники собирали.

Упражнение «Собери подснежники»

Дети вместе с воспитателем двигаются по дорожке, выложенной на ковре из массажных ковриков, и собирают подснежники – искусственные цветы.

Воспитатель: Далеко в лес зашли лисята и набрели на избушку.

(Дети подходят к макету избушки.)

Воспитатель: Видят, у крылечка сидит грустная бабушка. Ребята, покажите, как грустила бабушка.

(Около избушки – кукла-бабушка. Голова у куклы опущена вниз. Дети показывают мимикой и пантомимикой эмоцию грусти.)

Воспитатель: «Бабушка, почему ты такая грустная?», – спросила мама лиса.

Бабушка (жалобно): Старенькая я стала, совсем одна осталась, целыми днями сижу у крылечка, поговорить мне не с кем. Цветочки-то у вас какие красивые! А вот у меня ножки болят, не могу я по лесу ходить и таких нарвать.

Воспитатель: Лисятам тоже стало грустно. Покажите, как лисятам грустно.

(Дети показывают эмоцию грусти.)

Воспитатель: А вам жалко бабушку? Давайте ее пожалеем.

(Дети гладят куклу по голове, обнимают ее.)

Воспитатель: А чем мы можем помочь бабушке? Лисята, может, подарим бабушке наши подснежники и будем чаще ее навещать, чтобы ей не было скучно и грустно?

(Дети дарят бабушке цветы и идут дальше.)

Воспитатель: Пошли лисята дальше. Шли они, шли, вдруг услышали сердитое рычание. Из-за куста вышел медведь. (Берет игрушку медведя.)

Медведь (сердитым голосом): Кто это по лесу идет, шумит да хохочет, спать мне мешает?

Воспитатель: Мама лиса отвечает: «Ах, Мишка, пугаешь ты нас своим сердитым рычанием. Прости нас, что мы шумели, мешали тебе спать и разбудили. Да ведь весна пришла. Вся природа просыпается. И тебе пора просыпаться! Давай вместе с нами встретим весну веселой игрой!»

Подвижная игра «Мишка-лежебока»

Дети становятся в круг, медведь в центре круга. Воспитанники идут по кругу и произносят слова. Затем разбегаются врассыпную, медведь их догоняет.

Дети:
Мишка, мишка-лежебока, хватит спать, хватит спать.
Мы хотим с тобою, Мишка, поиграть, поиграть.
Ты веселых ребятишек догоняй, догоняй.
Бурый мишка, бурый мишка, нас поймай, нас поймай.

Медведь: Спасибо, лисята, что разбудили меня, а то я так и проспал бы всю весну…

Воспитатель: Сказал медведь, попрощался с лисятами и ушел. Вот так и жила рыжая семья. Лисята подрастали, становились крепкими, самостоятельными, со всеми лесными жителями дружили и горя не знали. Покажите, какими большими стали лисята.

(Дети поднимаются на носочки и тянут руки вверх.)

Воспитатель: А как они дружили с лесными жителями?

(Дети обнимают друг друга.)

Воспитатель: Тут и сказке конец.

Обобщение и закрепление понимания эмоций по экспрессии (на картинках)

(Воспитатель предлагает детям снять маски и подойти к столу, на котором лежат картинки (фотографии) с изображением эмоций у людей: злость (сердитость), радость, грусть.)

Воспитатель: Ребята, когда вы танцевали на полянке, какие вы были? Покажите на картинке.

(Дети выбирают картинку с изображением радостного человека.)

Воспитатель: А когда бабушка рассказывала вам свою грустную историю, какие вы были?

(Дети выбирают картинку с изображением грустного человека.)

Воспитатель: А когда медведь рычал и сердился?

(Дети выбирают картинку с изображением сердитого человека.)

Воспитатель: Молодцы! На этом наше путешествие заканчивается. Но совсем скоро мы отправимся в еще одно сказочное путешествие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста"

Родительское собрание "Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста"...

"Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО"

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, но особенно – на этапе обучения. От кач...

"Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"

К.Д. Ушинский писал: "Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету"....

Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...

Выступление на педсовете "«Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»

       «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету&r...

Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения  -  мнемотехники, представле...