Литотерапия или камнетерапия в работе с детьми дошкольного возраста.
статья по психологии

Лихачева Инна Борисовна

Статья об использовании камнетерапии в работе педагога-психолога дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litoterapiya.odt27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Литотерапия или камнетерапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Использование камнетерапии в психологической практике— это малоизученное направление. Об этом писал основоположник одного из направлений глубинной психологии, швейцарский психиатр К. Г. Юнг. Эффективность воздействия камня он проверил на своих психотерапевтических сеансах в начале ХХ в. Он уделил особое внимание психотерапевтическим возможностям игр с камнем, которые использовал в качестве одного из методов работы «элементов сознания в подсознании», связанных с творческой жизнью, посредством отреагирования подавленных эмоций через обогащение сенсорного опыта.

Очень важным моментом следует считать обращение камнетерапии к личности.

Камнетерапия – доступный и эффективный способ психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу человека.

Камнетерапия позволяет научиться передавать свои чувства, развивать положительные эмоции, научиться воспринимать и анализировать мышечно – суставные и кинестетические ощущения, цветовые ассоциации, развивать двигательное, зрительное, пространственное восприятие и воображение.

Учеными было установлено, что камни могут оказывать :

- значительное эмоциональное и даже физическое воздействие на человека благодаря своим физическим свойствам;

- цвет и форма камней могут воздействовать на психику человека;

- созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания.

Поэтому в моей практике камни лишь вспомогательные предметы, вокруг которых все строится.

Как показывают исследования зарубежных и отечественных психологов, в дошкольном возрасте изменяется сама социальная ситуация развития, которая характеризуется тем, что ребёнок начинает стремиться действовать как взрослый. Интенсивно в данный период развивается мотивационная сфера, идёт процесс структурирования мотивов, появляются элементы произвольности в поведении, логика чувств, происходят позитивные изменения в самосознании.

В то же время процессы личностного развития далеко не всегда проходят гладко. Нередко можно встретить детей, которые агрессивны, враждебны, не умеют общаться, пассивны, социально импульсивны, тревожны и т. п. Заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.

Основная функция психолога состоит в том, чтобы на основе диагностики выявить позитивные и негативные тенденции в развитии личности каждого дошкольника, создавать посредством специальных психологических средств условия для оптимизации процесса личностного развития, преодоления негативных тенденций и отдельных симптомов неблагополучия. Это ставит в качестве специальной задачу коррекции личностного развития, которую призваны решать как педагоги, так и родители при активной помощи детского психолога.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Камни, камушки… а, может, камнетерапия

Перебирая гладкие камешки в руках, дети успокаиваются и уравновешиваются, а раскладывая камни в узоры, составляя из них мозаики и орнаменты, – учатся осознавать мир, выражать свои мысли и строить логические цепочки.

Игра с камешками помогает малышам снизить тревожность. Дети становятся более коммуникабельными, охотнее идут на контакт со сверстниками и взрослыми.

Камень является для ребенка средством психологической защиты в тревожной для него ситуации общения.

Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом («Защитные нейропсихозы», 1894 г., а изучены и описаны его дочерью А. Фрейд («Психология Я и защитные механизмы», 1943 г.).

В игре с камнями происходит трансформация негативных переживаний в деятельность.

Камнетерапию полезно использовать с детьми, имеющими следующие трудности:

•конфликтность, замкнутость, тревожность;

•невротические и эмоциональные расстройства;

•кризисные состояния;

•низкая самооценка.

Непосредственное общение с камнями оказывает :

- большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка;

- развивает воображение, творчество;

- снятие усталости, напряжения;

- разрешение негативных эмоциональных переживаний;

- способствует гармоничному развитию эмоционально-волевой сферы ребенка.

В магические свойства камней люди верили и верят и в наши дни.

В работе с детьми можно использовать камушки, с которыми дети, с большим удовольствием работают. Перебирая их в руках, становятся более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрываются, рассказывая о своих проблемах. Детям, трудно осознать свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, строить, играть и фантазировать. Поэтому методы артерапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую и каменную фигурку, игру, так удивительно подходят для работы с детьми.

1. Камни - предмет, непосредственно используемый в игре или упражнении

(вспомогательный предмет или составная часть оборудования к упражнениям и играм)

2. Камни - образ, вокруг которого строится игра или упражнение.

Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы.

3. Работа с камушками предоставляет пространство для творчества и проведения исследования.

4. Игры с камешками стимулируют и выравнивают эмоциональный фон. Помогают преодолевать трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей.

Игры с камнями в сочетании с песком и водой дают мощный психотерапевтический эффект. Буквально за несколько сеансов снимаются тревожность, страхи. Эмоциональное состояние ребенка нормализуется. Поэтому рекомендую всем педагогам использовать эти приемы работы с тревожными детьми.

Камень символизирует что-то надежное, крепкое. Это - природный материал, при манипуляции с которым ребенок успокаивается, входит в образ и совершенно забывает о своем смущении, робости при общении с другими людьми.

Камень всегда интересовал человека. Камни всегда были связаны с жизнью людей, это материал для строительства жилища и как магический символ. Камень был предметом религии. Он служил, как амулет для защиты от непогоды, голода, болезней. В наше время тоже верят в магическую силу камня.

Для всех камень - это синоним чего-то крепкого, нерушимого, защищаемого!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...