Литотерапия или камнетерапия в работе с детьми дошкольного возраста.
статья по психологии
Статья об использовании камнетерапии в работе педагога-психолога дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litoterapiya.odt | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Литотерапия или камнетерапия в работе с детьми дошкольного возраста»
Использование камнетерапии в психологической практике— это малоизученное направление. Об этом писал основоположник одного из направлений глубинной психологии, швейцарский психиатр К. Г. Юнг. Эффективность воздействия камня он проверил на своих психотерапевтических сеансах в начале ХХ в. Он уделил особое внимание психотерапевтическим возможностям игр с камнем, которые использовал в качестве одного из методов работы «элементов сознания в подсознании», связанных с творческой жизнью, посредством отреагирования подавленных эмоций через обогащение сенсорного опыта.
Очень важным моментом следует считать обращение камнетерапии к личности.
Камнетерапия – доступный и эффективный способ психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу человека.
Камнетерапия позволяет научиться передавать свои чувства, развивать положительные эмоции, научиться воспринимать и анализировать мышечно – суставные и кинестетические ощущения, цветовые ассоциации, развивать двигательное, зрительное, пространственное восприятие и воображение.
Учеными было установлено, что камни могут оказывать :
- значительное эмоциональное и даже физическое воздействие на человека благодаря своим физическим свойствам;
- цвет и форма камней могут воздействовать на психику человека;
- созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания.
Поэтому в моей практике камни лишь вспомогательные предметы, вокруг которых все строится.
Как показывают исследования зарубежных и отечественных психологов, в дошкольном возрасте изменяется сама социальная ситуация развития, которая характеризуется тем, что ребёнок начинает стремиться действовать как взрослый. Интенсивно в данный период развивается мотивационная сфера, идёт процесс структурирования мотивов, появляются элементы произвольности в поведении, логика чувств, происходят позитивные изменения в самосознании.
В то же время процессы личностного развития далеко не всегда проходят гладко. Нередко можно встретить детей, которые агрессивны, враждебны, не умеют общаться, пассивны, социально импульсивны, тревожны и т. п. Заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.
Основная функция психолога состоит в том, чтобы на основе диагностики выявить позитивные и негативные тенденции в развитии личности каждого дошкольника, создавать посредством специальных психологических средств условия для оптимизации процесса личностного развития, преодоления негативных тенденций и отдельных симптомов неблагополучия. Это ставит в качестве специальной задачу коррекции личностного развития, которую призваны решать как педагоги, так и родители при активной помощи детского психолога.
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
Камни, камушки… а, может, камнетерапия
Перебирая гладкие камешки в руках, дети успокаиваются и уравновешиваются, а раскладывая камни в узоры, составляя из них мозаики и орнаменты, – учатся осознавать мир, выражать свои мысли и строить логические цепочки.
Игра с камешками помогает малышам снизить тревожность. Дети становятся более коммуникабельными, охотнее идут на контакт со сверстниками и взрослыми.
Камень является для ребенка средством психологической защиты в тревожной для него ситуации общения.
Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом («Защитные нейропсихозы», 1894 г., а изучены и описаны его дочерью А. Фрейд («Психология Я и защитные механизмы», 1943 г.).
В игре с камнями происходит трансформация негативных переживаний в деятельность.
Камнетерапию полезно использовать с детьми, имеющими следующие трудности:
•конфликтность, замкнутость, тревожность;
•невротические и эмоциональные расстройства;
•кризисные состояния;
•низкая самооценка.
Непосредственное общение с камнями оказывает :
- большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка;
- развивает воображение, творчество;
- снятие усталости, напряжения;
- разрешение негативных эмоциональных переживаний;
- способствует гармоничному развитию эмоционально-волевой сферы ребенка.
В магические свойства камней люди верили и верят и в наши дни.
В работе с детьми можно использовать камушки, с которыми дети, с большим удовольствием работают. Перебирая их в руках, становятся более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрываются, рассказывая о своих проблемах. Детям, трудно осознать свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, строить, играть и фантазировать. Поэтому методы артерапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую и каменную фигурку, игру, так удивительно подходят для работы с детьми.
1. Камни - предмет, непосредственно используемый в игре или упражнении
(вспомогательный предмет или составная часть оборудования к упражнениям и играм)
2. Камни - образ, вокруг которого строится игра или упражнение.
Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы.
3. Работа с камушками предоставляет пространство для творчества и проведения исследования.
4. Игры с камешками стимулируют и выравнивают эмоциональный фон. Помогают преодолевать трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей.
Игры с камнями в сочетании с песком и водой дают мощный психотерапевтический эффект. Буквально за несколько сеансов снимаются тревожность, страхи. Эмоциональное состояние ребенка нормализуется. Поэтому рекомендую всем педагогам использовать эти приемы работы с тревожными детьми.
Камень символизирует что-то надежное, крепкое. Это - природный материал, при манипуляции с которым ребенок успокаивается, входит в образ и совершенно забывает о своем смущении, робости при общении с другими людьми.
Камень всегда интересовал человека. Камни всегда были связаны с жизнью людей, это материал для строительства жилища и как магический символ. Камень был предметом религии. Он служил, как амулет для защиты от непогоды, голода, болезней. В наше время тоже верят в магическую силу камня.
Для всех камень - это синоним чего-то крепкого, нерушимого, защищаемого!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение правильной речи заикающихся детей дошкольного возраста (план-программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет)
Составлен учителями-логопедами ГБДОУ №116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...
Конспект психолого-педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «На помощь Снеговику», описание работы с детьми дошкольного возраста с СДВГ
Материалы с РМО педагогов-психологов...
Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...