Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по формированию навыков сюжетно-ролевой игры у дошкольника
календарно-тематическое планирование по психологии (средняя группа)
Цель программы: подготовить ребенка 3–4 лет с умственной отсталостью к обучению сюжетно-ролевой игре.
Задачи программы:
- воспитывать внимание и интерес ребенка к игрушкам, формировать потребность в игре;
- учить ребенка использовать игрушки в соответствии с их назначением, то есть формировать у них элементарные игровые действия;
- учить ребенка производить цепочку взаимосвязанных игровых действий (в форме сюжетно-отобразительной игры);
- воспитывать навыки сюжетно-ролевой игры.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 8 месяцев (с октября по май). По содержанию всю работу можно разделить на 3 квартала:
1 квартал
Цель работы – привлечь внимание ребенка к игрушкам.
В этот период происходит формирование у ребенка интереса к игрушкам, пробуждение желания действовать с ними. Ребенка знакомят с необходимым набором игрушек. По мере постепенного заполнения игрового уголка новыми игрушками происходит ознакомление с названием очередной игрушки, ее внешним видом, действием с нею и названиями действий, а также формирование положительного эмоционального отношения к ней.
Основные методические приёмы – обыгрывание игрушек педагогом, «эмоциональное заражение», показ игровых действий с различными игрушками, выполнение совместных игровых действий педагогом и ребенком.
2 квартал
Цель работы – направленное обучение игровым действиям.
Ребенка учат выполнять элементарные действия с основными игрушками, особенно с куклой (кормление, укладывание спать, одевание/раздевание, катание, купание и др.). Игровые действия, хотя и складываются на основе предметных, но являются особыми действиями, в которых предметное содержание передается в обобщенной и сокращенной схеме.
Преобразование предметных действий в игровые осуществляется после того, как проявляется игровая ситуация – специальные отношения между ребёнком и объектом действия, умственно отсталые дошкольники соскальзывают с выполнения игровых действий на предметные. Однако и они далеки от совершенства. Поэтому вначале отрабатываются предметные действия с игрушками, затем – игровые.
Методика формирования игровых действий:
- демонстрация игровых действий педагогом;
- вовлечение ребенка в игровую ситуацию;
- выполнение ребенком игровых действий по подражанию;
- самостоятельное выполнение ребенком игровых действий.
Но начинаться занятие обязательно должно с создания игровой ситуации (разными способами), и иметь логическое завершение. Занятия проходят таким образом, чтобы у ребенка была своя игрушка, а у педагога – своя.
Основные приёмы обучения на данном этапе – показ игровых действий с игрушками, сопровождающийся словесными объяснениями, выполнение действий по подражанию и образцу. В результате обучения ребенок приобретает новые игровые умения. Каждое игровое действие, сформированное на занятиях, многократно повторяется на других занятиях и с другими игрушками.
3 квартал
Цель работы – учить ребенка соединять отдельные игровые действия в логическую цепочку и овладевать последовательностью перехода от одного действия к другому.
Основные приёмы – наблюдение и анализ аналогичных действий в повседневной жизни; специальная организация на занятиях ряда действий путём подбора игрушек и атрибутики, заведомо предполагающих ряд подготовительных или дополнительных к основному действий (например, купание куклы: подготовить ведро, ванну, стул с чистой одеждой).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематический план коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков сюжетно-ролевой игры у дошкольников с умственной отсталостью
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 Квартал | ||
1 | Знакомство с игрушками и действиями с ними. Наблюдение за обыгрыванием взрослым сюжетных игрушек – мяч, кукла, машина, зайка, мишка, матрешка | 5 |
2 | Учимся подбирать наряды, наблюдать за изменениями во внешнем виде при использовании аксессуаров и дополнительных предметов одежды (косыночка, бусы, шапочка) | 1 |
3 | Обыгрывание кормления куклы | 4 |
4 | Укладывание куклы спать | 3 |
2 квартал | ||
5 | Закрепление интереса к подбору наряда, к рассматриванию себя в зеркале; рассматриванию себя с разных сторон. Наблюдение за своими действиями в зеркале («Помаши ручками», «Похлопай в ладошки», «Надень косыночку», «Повесь бусы») | 1 |
6 | Одевание (раздевание) куклы, складывание ее одежды на стульчик, приготовление ей постели | 2 |
7 | Мытье кукле рук | 1 |
8 | Катание куклы в коляске, укачивание ее | 1 |
9 | Знакомство детей с игрой «Дочки-матери»: выполнение совместных действий с куклой («Дочка проснулась», «Прогулка малыша», «Завтрак у дочки», «Оденем дочку на прогулку», «Купание малыша-голыша») | 4 |
10 | Игра с машиной: возить по комнате, катать в машине кукол, возить кубики, загружать и выгружать кубики из машины | 1 |
11 | Инсценировки знакомых сказок с использованием различных театральных средств (настольный театр, цветные варежки, куклы бибабо) | 3 |
3 Квартал | ||
12 | Закрепление умения одевать (раздевать) куклу, складывать ее одежду на стульчик, готовить ей постель | 1 |
13 | Знакомство со строительными играми | 1 |
14 | Обучение девочек и мальчиков совместно «гулять» с куклами («Куклы вышли на прогулку») | 1 |
15 | Строительство ворот, прокатывание под ними машин | 4 |
16 | Строительство из строительного материала гаража, постановка машины в гараж | 3 |
17 | Игровые действия в игре «Дочки-матери» («В гостях у куклы Маши», «Стирка», «Обед Маши и Кати») | 3 |
18 | Инсценировки знакомых сказок | 1 |
19 | Психолого-педагогическая диагностика сформированности готовности к обучению сюжетно-ролевой игре | 1 |
Календарный план коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков сюжетно-ролевой игры у дошкольников с умственной отсталостью
№ занятия | Тема занятия | Программное содержание |
I квартал | ||
1 | «Хоровод с куклой» | Знакомство с куклой и действиями с ней. Наблюдение за обыгрыванием взрослым куклы. |
2 | «Накормим куклу Катю» | Учить детей обыгрывать кормление куклы. Учить детей давать имя кукле, называть ее по имени в процессе игры. |
3 | «Зайка серенький скакал…» | Знакомство с игрушечным зайкой и действиями с ним. Наблюдение за обыгрыванием взрослым сюжетной игрушки – зайки. |
4 | «Уложи куклу спать» | Учить детей укладывать куклу спать. Воспитывать у детей отношение к кукле как к партнеру по игре – дочке, девочке. |
5 | «Идите ко мне, бегите ко мне» | Учить детей наблюдать за изменениями во внешнем виде при использовании аксессуаров и дополнительных предметов одежды, обозначающих сюжетного персонажа (косыночка, бусы, шапочка, портфель, фартук, медицинский халат) |
6 | «Зайка и кукла катаются на машине» | Знакомить детей с игрушкой- машиной и действиями с ней. Учить детей наблюдать за обыгрыванием машины |
7 | «Кукла идет на прогулку» | Закреплять умение укладывать куклу спать, давать имя кукле, называть ее по имени в процессе игры. Учить детей одевать кукле сезонную одежду. Воспитывать у детей отношение к кукле как к партнеру по игре – дочке, девочке. |
8 | «Кукла Катя поет и плачет» | Закреплять у детей умение обыгрывать кормление куклы. |
9 | «У нас в гостях кукла Ваня, кукла Катя» | Закреплять у детей умение обыгрывать кормление куклы, давать имя кукле, называть ее по имени в процессе игры. |
10 | «Мишка и матрешка играют» | Знакомить детей с игрушками – мишкой, матрешкой и действиями с ними. Учить детей наблюдать за обыгрыванием взрослым данных игрушек |
11 | «У мишки гости» | Учить детей обыгрывать кормление сюжетной игрушки – мишки, зайки, куклы, матрешки. |
12 | «Мой веселый, звонкий мяч…» | Знакомить детей с игрушкой- мячом и действиями с ним. Учить детей наблюдать за обыгрыванием мяча. |
13 | «Звери в детском саду собираются спать» | Закреплять умение детей укладывать сюжетную игрушку спать. |
II квартал | ||
14 | «Оденем куклу на прогулку» | Учить детей одевать куклу. |
15 | «Научим куклу Катю раздеваться» | Учить детей раздевать куклу, складывать ее одежду на стульчик, готовить ей постель |
16 | «Зеркало» | Закреплять у детей интерес к подбору наряда, к рассматриванию себя в зеркале; учить рассматривать себя с разных сторон. Учить детей наблюдать за своими действиями в зеркале («Помаши ручками», «Похлопай в ладошки», «Надень косыночку», «Повесь бусы») |
17 | «Помоем кукле ручки». Потешка «Водичка-водичка» | Учить детей мыть кукле руки |
18 | Игра «Дочки – матери» | Учить детей возить куклу в коляске, укачивать ее, сажать, высаживать из коляски |
19 | «Завтрак у дочки» | Знакомство детей с игрой «Дочки-матери»: выполнение совместных действий с куклой («Завтрак у дочки») |
20 | Сказка «Курочка Ряба» | Формировать у детей интерес к участию в инсценировках знакомых сказок с использованием различных театральных средств (настольный театр) |
21 | «Кукла, мишка, матрешка, зайка едут на стройку» | Учить детей играть с машиной: возить по комнате, катать в машине кукол, возить кубики, загружать и выгружать кубики из машины |
22 | «Купание малыша – голыша» | Знакомить детей с игрой «Дочки-матери»: выполнять совместные действия с куклой («Купание малыша-голыша») |
23 | Сказка «Три медведя» | Формировать у детей интерес к участию в инсценировках знакомых сказок с использованием различных театральных средств (настольный театр) |
24 | «Дочка проснулась» | Знакомить детей с игрой «Дочки-матери»: выполнять совместные действия с куклой («Дочка проснулась») |
25 | Сказка «Колобок» | Формировать у детей интерес к участию в инсценировках знакомых сказок с использованием различных театральных средств (куклы бибабо) |
III квартал | ||
26 | «Оденем куклу на прогулку» | Закреплять умение детей одевать (раздевать) куклу, складывать ее одежду на стульчик, готовить ей постель |
27 | «Кукла Катя вышла на прогулку» | Учить девочек и мальчиков совместно «гулять» с куклами («Куклы вышли на прогулку») |
28 | «Катание зверей» | Знакомить детей со строительными играми |
29 | «Построим ворота» | Учить детей строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину |
30 | «В гостях у куклы Маши» | Закреплять умение выполнять игровые действия в игре «Дочки-матери» («Чаепитие») |
31 | «Катание зверей» | Закреплять у детей умение строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину |
32 | «Построим гараж» | Учить строить из строительного материала гараж, ставить машину в гараж |
33 | «Покатаем кукол на автобусе» | Закреплять у детей умение строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину строить гараж, ставить машину в гараж |
34 | «Постираем Кате одежду» | Закреплять умение выполнять игровые действия в игре «Дочки-матери» («Стирка») |
35 | «Инсценировка по сказке «Курочка Ряба» | Продолжать воспитывать у детей интерес к участию в инсценировках знакомых сказок |
36 | «Накормим кукол обедом» | Закреплять умение выполнять игровые действия в игре «Дочки-матери» («Обед Маши и Кати») |
37 | «Покатаем игрушки на машине» | Закреплять у детей умение строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину строить гараж, ставить машину в гараж |
38 | Игра «Дочки-матери» | Педагогическая диагностика сформированности готовности к обучению сюжетно-ролевой игре |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектная деятельность по формированию навыков сюжетно-ролевой игры" в группе младшего возраста
Цель проекта: Обучение детей младшего возраста элементам сюжетно- ролевых игр.Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, прачки...
"Проектная деятельность по формированию навыков сюжетно-ролевой игры" в группе младшего возраста
учить детей играть в сюжетно -ролевые иргы...Больница, Прачечная .Магазин....
Методическая разработка. "Формирование навыков сюжетно- ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста"
Раскрытие актуальности и практической значимости темы формирования навыков сюжетно-ролевой игры....
Формирование навыков сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста.
Игра-ведущий вид деятельности дошкольника. Она есть отражение ребёнком мира взрослых, путь познания окружающего мира. В игре ребёнок знакомится с элементарными понятиями и действиями их вз...
формирование навыков сюжетно -ролевой игры через проектную деятелльность
Данная работа поможет пошагово создать проект к сюжетно ролевым играм...
Конспект открытого занятия по формированию навыков сюжетно-ролевой игры "В гостях у доктора"
Конспект открытого занятия по формированию навыков сюжетно-ролевой игры...
Конспекты коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков сюжетно-ролевой игры
Для формирования навыков сюжетно-ролевой игры мы приведём примеры сюжетно-ролевых игр, которые могут быть использованы на коррекционно-развивающих занятиях.Сюжетно-ролевая игра «Доктор&raqu...