Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по формированию навыков сюжетно-ролевой игры у дошкольника
календарно-тематическое планирование по психологии (средняя группа)

Кулакова Дарья Олеговна

Цель программы: подготовить ребенка 3–4 лет с умственной отсталостью к обучению сюжетно-ролевой игре.

Задачи программы:

  • воспитывать внимание и интерес ребенка к игрушкам, формировать потребность в игре;
  • учить ребенка использовать игрушки в соответствии с их назначением, то есть формировать у них элементарные игровые действия;
  • учить ребенка производить цепочку взаимосвязанных игровых действий (в форме сюжетно-отобразительной игры);
  • воспитывать навыки сюжетно-ролевой игры.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 8 месяцев (с октября по май). По содержанию всю работу можно разделить на 3 квартала:

1 квартал

Цель работы – привлечь внимание ребенка к игрушкам.

В этот период происходит формирование у ребенка интереса к игрушкам, пробуждение желания действовать с ними. Ребенка знакомят с необходимым набором игрушек. По мере постепенного заполнения игрового уголка новыми игрушками происходит ознакомление с названием очередной игрушки, ее внешним видом, действием с нею и названиями действий, а также формирование положительного эмоционального отношения к ней.

Основные методические приёмы – обыгрывание игрушек педагогом, «эмоциональное заражение», показ игровых действий с различными игрушками, выполнение совместных игровых действий педагогом и ребенком.

2 квартал

Цель работы – направленное обучение игровым действиям.

Ребенка учат выполнять элементарные действия с основными игрушками, особенно с куклой (кормление, укладывание спать, одевание/раздевание, катание, купание и др.). Игровые действия, хотя и складываются на основе предметных, но являются особыми действиями, в которых предметное содержание передается в обобщенной и сокращенной схеме.

Преобразование предметных действий в игровые осуществляется после того, как проявляется игровая ситуация – специальные отношения между ребёнком и объектом действия, умственно отсталые дошкольники соскальзывают с выполнения игровых действий на предметные. Однако и они далеки от совершенства. Поэтому вначале отрабатываются предметные действия с игрушками, затем – игровые.

Методика формирования игровых действий:

  1. демонстрация игровых действий педагогом;
  2. вовлечение ребенка в игровую ситуацию;
  3. выполнение ребенком игровых действий по подражанию;
  4. самостоятельное выполнение ребенком игровых действий.

Но начинаться занятие обязательно должно с создания игровой ситуации (разными способами), и иметь логическое завершение. Занятия проходят таким образом, чтобы у ребенка была своя игрушка, а у педагога – своя.

Основные приёмы обучения на данном этапе – показ игровых действий с игрушками, сопровождающийся словесными объяснениями, выполнение действий по подражанию и образцу. В результате обучения ребенок приобретает новые игровые умения. Каждое игровое действие, сформированное на занятиях, многократно повторяется на других занятиях и с другими игрушками.

3 квартал

Цель работы – учить ребенка соединять отдельные игровые действия в логическую цепочку и овладевать последовательностью перехода от одного действия к другому.

Основные приёмы – наблюдение и анализ аналогичных действий в повседневной жизни; специальная организация на занятиях ряда действий путём подбора игрушек и атрибутики, заведомо предполагающих ряд подготовительных или дополнительных к основному действий (например, купание куклы: подготовить ведро, ванну, стул с чистой одеждой).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический план коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков сюжетно-ролевой игры у дошкольников с умственной отсталостью

№ п/п

Название темы

Кол-во

часов

1 Квартал

1

Знакомство с игрушками и действиями с ними. Наблюдение за обыгрыванием взрослым сюжетных игрушек – мяч, кукла, машина, зайка, мишка, матрешка

5

2

Учимся подбирать наряды, наблюдать за изменениями во внешнем виде при использовании аксессуаров и дополнительных предметов одежды (косыночка, бусы, шапочка)

1

3

Обыгрывание кормления куклы

4

4

Укладывание куклы спать

3

2 квартал

5

Закрепление интереса к подбору наряда, к рассматриванию себя в зеркале; рассматриванию себя с разных сторон. Наблюдение за своими действиями в зеркале («Помаши ручками», «Похлопай в ладошки», «Надень косыночку», «Повесь бусы»)

1

6

Одевание (раздевание) куклы, складывание ее одежды на стульчик, приготовление ей постели

2

7

Мытье кукле рук

1

8

Катание куклы в коляске, укачивание ее

1

9

Знакомство детей с игрой «Дочки-матери»: выполнение совместных действий с куклой («Дочка проснулась», «Прогулка малыша», «Завтрак у дочки», «Оденем дочку на прогулку», «Купание малыша-голыша»)

4

10

Игра с машиной: возить по комнате, катать в машине кукол, возить кубики, загружать и выгружать кубики из машины

1

11

Инсценировки знакомых сказок с использованием различных театральных средств (настольный театр, цветные варежки, куклы бибабо)

3

3 Квартал

12

Закрепление умения одевать (раздевать) куклу, складывать ее одежду на стульчик, готовить ей постель

1

13

Знакомство со строительными играми

1

14

Обучение девочек и мальчиков совместно «гулять» с куклами («Куклы вышли на прогулку»)

1

15

Строительство ворот, прокатывание под ними машин

4

16

Строительство из строительного материала гаража, постановка машины в гараж

3

17

Игровые действия в игре «Дочки-матери» («В гостях у куклы Маши», «Стирка», «Обед Маши и Кати»)

3

18

Инсценировки знакомых сказок

1

19

Психолого-педагогическая диагностика сформированности готовности к обучению сюжетно-ролевой игре

1


Календарный план коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков сюжетно-ролевой игры у дошкольников с умственной отсталостью

№ занятия

Тема занятия

Программное содержание

I квартал

1

«Хоровод с куклой»

Знакомство с куклой и действиями с ней. Наблюдение за обыгрыванием взрослым куклы.

2

«Накормим куклу Катю»

Учить детей обыгрывать кормление куклы. Учить детей давать имя кукле, называть ее по имени в процессе игры.

3

«Зайка серенький скакал…»

Знакомство с игрушечным зайкой и действиями с ним. Наблюдение за обыгрыванием взрослым сюжетной игрушки – зайки.

4

«Уложи куклу спать»

Учить детей укладывать куклу спать. Воспитывать у детей отношение к кукле как к партнеру по игре – дочке, девочке.

5

«Идите ко мне, бегите ко мне»

Учить детей наблюдать за изменениями во внешнем виде при использовании аксессуаров и дополнительных предметов одежды, обозначающих сюжетного персонажа (косыночка, бусы, шапочка, портфель, фартук, медицинский халат)

6

«Зайка и кукла катаются на машине»

Знакомить детей с игрушкой- машиной и действиями с ней. Учить детей наблюдать за обыгрыванием машины

7

«Кукла идет на прогулку»

Закреплять умение укладывать куклу спать, давать имя кукле, называть ее по имени в процессе игры. Учить детей одевать кукле сезонную одежду. Воспитывать у детей отношение к кукле как к партнеру по игре – дочке, девочке.

8

«Кукла Катя поет и плачет»

Закреплять у детей умение обыгрывать кормление куклы.

9

«У нас в гостях кукла Ваня, кукла Катя»

Закреплять у детей умение обыгрывать кормление куклы, давать имя кукле, называть ее по имени в процессе игры.

10

«Мишка и матрешка играют»

Знакомить детей с игрушками – мишкой, матрешкой и действиями с ними. Учить детей наблюдать за обыгрыванием взрослым данных игрушек

11

«У мишки гости»

Учить детей обыгрывать кормление сюжетной игрушки – мишки, зайки, куклы, матрешки.

12

«Мой веселый, звонкий мяч…»

Знакомить детей с игрушкой- мячом и действиями с ним. Учить детей наблюдать за обыгрыванием мяча.

13

«Звери в детском саду собираются спать»

Закреплять умение детей укладывать сюжетную игрушку спать.

II квартал

14

«Оденем куклу на прогулку»

Учить детей одевать куклу.

15

«Научим куклу Катю раздеваться»

Учить детей раздевать куклу, складывать ее одежду на стульчик, готовить ей постель

16

«Зеркало»

Закреплять у детей интерес к подбору наряда, к рассматриванию себя в зеркале; учить рассматривать себя с разных сторон. Учить детей наблюдать за своими действиями в зеркале («Помаши ручками», «Похлопай в ладошки», «Надень косыночку», «Повесь бусы»)

17

«Помоем кукле ручки». Потешка «Водичка-водичка»

Учить детей мыть кукле руки

18

Игра «Дочки – матери»

Учить детей возить куклу в коляске, укачивать ее, сажать, высаживать из коляски

19

«Завтрак у дочки»

Знакомство детей с игрой «Дочки-матери»: выполнение совместных действий с куклой («Завтрак у дочки»)

20

Сказка «Курочка Ряба»

Формировать у детей интерес к участию в инсценировках знакомых сказок с использованием различных театральных средств (настольный театр)

21

«Кукла, мишка, матрешка, зайка едут на стройку»

Учить детей играть с машиной: возить по комнате, катать в машине кукол, возить кубики, загружать и выгружать кубики из машины

22

«Купание малыша – голыша»

Знакомить детей с игрой «Дочки-матери»: выполнять совместные действия с куклой («Купание малыша-голыша»)

23

Сказка «Три медведя»

Формировать у детей интерес к участию в инсценировках знакомых сказок с использованием различных театральных средств (настольный театр)

24

«Дочка проснулась»

Знакомить детей с игрой «Дочки-матери»: выполнять совместные действия с куклой («Дочка проснулась»)

25

Сказка «Колобок»

Формировать у детей интерес к участию в инсценировках знакомых сказок с использованием различных театральных средств (куклы бибабо)

III квартал

26

«Оденем куклу на прогулку»

Закреплять умение детей одевать (раздевать) куклу, складывать ее одежду на стульчик, готовить ей постель

27

«Кукла Катя вышла на прогулку»

Учить девочек и мальчиков совместно «гулять» с куклами («Куклы вышли на прогулку»)

28

«Катание зверей»

Знакомить детей со строительными играми

29

«Построим ворота»

Учить детей строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину

30

«В гостях у куклы Маши»

Закреплять умение выполнять игровые действия в игре «Дочки-матери» («Чаепитие»)

31

«Катание зверей»

Закреплять у детей умение строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину

32

«Построим гараж»

Учить строить из строительного материала гараж, ставить машину в гараж

33

«Покатаем кукол на автобусе»

Закреплять у детей умение строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину строить гараж, ставить машину в гараж

34

«Постираем Кате одежду»

Закреплять умение выполнять игровые действия в игре «Дочки-матери» («Стирка»)

35

«Инсценировка по сказке «Курочка Ряба»

Продолжать воспитывать у детей интерес к участию в инсценировках знакомых сказок

36

«Накормим кукол обедом»

Закреплять умение выполнять игровые действия в игре «Дочки-матери» («Обед Маши и Кати»)

37

«Покатаем игрушки на машине»

Закреплять у детей умение строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину строить гараж, ставить машину в гараж

38

Игра «Дочки-матери»

Педагогическая диагностика сформированности готовности к обучению сюжетно-ролевой игре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность по формированию навыков сюжетно-ролевой игры" в группе младшего возраста

Цель проекта: Обучение детей младшего возраста элементам сюжетно- ролевых игр.Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, прачки...

"Проектная деятельность по формированию навыков сюжетно-ролевой игры" в группе младшего возраста

учить детей играть в сюжетно -ролевые иргы...Больница, Прачечная .Магазин....

Методическая разработка. "Формирование навыков сюжетно- ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста"

Раскрытие актуальности и практической значимости темы формирования навыков сюжетно-ролевой игры....

Формирование навыков сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста.

Игра-ведущий вид  деятельности дошкольника. Она есть отражение ребёнком мира взрослых, путь познания окружающего мира. В игре  ребёнок знакомится с элементарными понятиями и действиями их вз...

формирование навыков сюжетно -ролевой игры через проектную деятелльность

Данная работа поможет пошагово создать проект к сюжетно ролевым играм...

Конспект открытого занятия по формированию навыков сюжетно-ролевой игры "В гостях у доктора"

Конспект открытого занятия по формированию навыков сюжетно-ролевой игры...

Конспекты коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков сюжетно-ролевой игры

Для формирования навыков сюжетно-ролевой игры мы приведём примеры сюжетно-ролевых игр, которые могут быть использованы на коррекционно-развивающих занятиях.Сюжетно-ролевая игра «Доктор&raqu...