Как справиться со стрессом
статья по психологии

Амелина Юлия Викторовна

Психическое состояние – это целостная характеристика психики человека в текущий период или момент времени. Актуальное психическое состояние оп­ределяет своеобразие всех процессов, протекающих в данный момент в психике чело­века: внимания, мышления, воображения, воли, поведения и т. д. Актуальное состояние зависит от множества факторов: от свойств личности человека, дол­говременного состояния, текущей ситуации и от оценки ее субъектом, актуаль­ных потребностей субъекта и его возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_spravitsya_so_stressom_na_rabote.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Как справиться со стрессом на работе

Психическое состояние – это целостная характеристика психики человека в текущий период или момент времени. Актуальное психическое состояние определяет своеобразие всех процессов, протекающих в данный момент в психике человека: внимания, мышления, воображения, воли, поведения и т. д. Актуальное состояние зависит от множества факторов: от свойств личности человека, долговременного состояния, текущей ситуации и от оценки ее субъектом, актуальных потребностей субъекта и его возможностей.

Психические состояния – это способ вневолевого управления поведением человека в целях его адаптации к окружающей среде. Плюсы этого состояния в экономии времени и сил на сознательную регуляцию поведения. Минусы – в стереотипности возникающих реакций и в сопротивлении сознательному выбору человека в случае осуществления им деятельности (типичный пример – состояние усталости при тренировке).

Как правило, состояния, будучи механизмами управления человеком, зачастую противопоставляются разуму. Именно поэтому люди, которые стремятся реализовать принцип свободы выбора, практически всегда сталкиваются с необходимостью освоения методов саморегуляции. Кроме того, повторяющиеся состояния постепенно меняют соответствующие им свойства личности. Если человек регулярно пребывает в состоянии лени, он становится ленивым, в состоянии отваги – отважным и т. д.

В общем виде алгоритм освоения методов саморегуляции может быть описан так. Человеку надо:

  1. Создать карту состояний – выделить и систематизировать основные известные состояния, обозначить их удобным образом, запомнить их объективные признаки и сопутствующие им субъективные переживания.
  2. Научиться легко различать как качественно, так и количественно отличающиеся состояния.
  3. Научиться переходить из одних состояний в другие – сначала в соседние состояния, затем во все более и более отдаленные.
  4. Пользоваться сначала опосредованными приемами – движением, дыханием, внешними воздействиями и т. д. Со временем стремиться переходить из состояния в состояние исключительно за счет волевого усилия.

Принцип подбора большинства методов саморегуляции может быть следующий. Выделяется какой-либо параметр поведения, отражающий внутреннее состояние человека, но поддающийся волевому контролю (дыхание, мимика, характер движений и т. д.). После чего волевым образом этот параметр меняют в ту сторону, в какую желательно изменить состояние.

Основными формами саморегуляции являются следующие из них: а) движение; б) дыхание; в) медитация; г) вербализация; д) визуализация; е) внешние воздействия. Кроме того, негативное психическое состояние можно отрегулировать за счет изменения контекста, за счет переноса внимания и т. д.

Методика саморегуляции

При коррекции стартовых состояний, как при любой другой форме  саморегуляции, оптимально использовать следующий алгоритм деятельности.

  1. Определить характер и степень выраженности текущего состояния.
  2. Оценить характер своей текущей или предстоящей деятельности.
  3. Определить оптимальное состояние.
  4. Выбрать из своего арсенала или придумать метод саморегуляции, адекватный задаче и текущей ситуации (самому состоянию, запасу времени, обстановке).
  5. Применить данный метод, отслеживая эффект. При необходимости внести в метод коррективы или заменить его на другой.

Наиболее простые и действенные методы саморегуляции приведены в таблице

Условно практика саморегуляции может быть разбита на четыре большие части:

1. Профилактика негативных состояний.

2. Поддержание позитивных состояний.

3. Коррекция состояния в случае его ухудшения.

4. Улучшение базового состояния.

 Методы саморегуляции для педагогов

Коррекция стартовой апатии
(стимулирующие воздействия)

Коррекция стартовой лихорадки
(релаксирующие воздействия)

Воздействие через тело

Быстрые, резкие, линейные движения

Медленные, плавные, «округлые» движения

Напряжение мышц

Расслабление мышц

Воздействие холодом или термоконтрастами

Воздействие теплом

Массаж: воротниковая зона – жестко, крестцовая – мягко

Массаж: воротниковая зона – мягко, крестцовая – жестко

Дыхание: с акцентом на выдох, с паузой после вдоха

Дыхание: с акцентом на вдох, с паузой после выдоха

Открытые пространства

Закрытые пространства

Бодрая громкая ритмичная музыка

Спокойная негромкая мелодичная музыка

Сенсорная стимуляция

Сенсорная депривация

Воздействие через

сознание

Концентрация внимания

Деконцентрация внимания

Внимание на внешних объектах

Внимание на внутренних объектах

Концентрация на ощущениях прохлады, легкости, бодрости

Концентрация на ощущениях тепла, тяжести, усталости

Коммуникация

Изоляция

Преувеличение значимости предстоящей деятельности

Преуменьшение значимости предстоящей деятельности

Мысленное введение в ситуацию наблюдателя

Мысленное выведение из ситуации наблюдателя

Взятие на себя ответственности за ситуацию

Разделение ответственности за ситуацию

Профилактика негативных состояний

Профилактика негативных состояний складывается из двух основных подходов: а) из укрепления психофизиологического здоровья и б) из рационального построения своей жизни. Метафорически это можно описать так. Чтобы машина служила долго, ее нужно: а) сделать крепкой; б) правильно эксплуатировать. Поскольку организм человека – это тоже своеобразная машина, то для него этот принцип подходит на 100 % .

Основные направления саморегуляции:

1. Физическая нагрузка.
2. Отдых и сон.
3. Питание.
4. Специальные процедуры.
5. Улучшение экологичности условий жизни.
6. Психогигиена.

Поддержание позитивных состояний требует постоянного мониторинга  своего состояния, однако этого недостаточно. Для поддержания стабильного позитивного состояния требуется постоянное внутреннее усилие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей." Как справиться со стрессом? "

Сегодняшняя жизнь полна стрессов: неурядицы на работе и в семье, загазованность и вредная еда, пресловутые пробки и хамство на дорогах. Часто мы просто не можем влиять на это. Но мы можем повлиять на ...

5 способов помочь ребенку справиться со стрессом

Данная статья содержит несколько совет о том, как помочь ребенку справиться со стрессом...

Как справиться со стрессом

Рекомендации для родителей, тяжело переживающих режим самоизоляции....

Как помочь ребенку справиться со стрессом при временном нахождении дома: советы психолога.

Статья содержит рекомендации для родителей, как привить ребенку навыки преодоления сложных ситуаций и научить его справляться с возможным стрессом....

Как справиться со стрессом самостоятельно: 10 лучших способов от психологов

В современном обществе стрессу подвергается каждый второй человек, особенно если говорить о населении больших городов. При этом мало кто знает, что научиться справляться со стрессом самостоятельн...