РАЗВИТИЕ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
статья по психологии
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или же сохраняются длительное время, то это служит признаком эмоционального неблагополучия ребенка. Для того чтобы воздействовать на ребёнка и помочь ему избавиться от страхов, необходимо знать их природу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
По данным Всемирной организации здравоохранения за последнее десятилетие возросло в пять раз число эмоционально неблагополучных детей, отличающихся страхами, неуверенностью и эмоционально неустойчивых.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или же сохраняются длительное время, то это служит признаком эмоционального неблагополучия ребенка. Для того чтобы воздействовать на ребёнка и помочь ему избавиться от страхов, необходимо знать их природу.
Изучением страха занимались А. И. Захаров, Д. Зеньковский, А. В. Петровский, А. С. Спиваковская.
По А. И. Захаровым, страх – это аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека.
А. С. Спиваковская рассматривает страх как специфическое острое эмоциональное состояние, особая реакция, которая проявляется в опасной ситуации.
По мнению Д. Зеньковского страх является одним из главных и прирожденных форм реакции души: изменятся предметы страха, изменяется проявление страха, помимо прочего изменяется воздействие на духовный мир человека, на ѐѐ поведение, но страх, пока всеми известная форма оценки, как тип отношения к миру и людям, всегда остается внутри нас.
А. В. Петровский рассматривают страх как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности.
Из систем работы по коррекции страхов ученые (Л. М. Гусева, А. И. Захаров, Л. Костина, А. М. Поваляева, Е. И. Рогов и т. д) предлагают: игровую коррекцию страхов; манипулирование предметом страха; эмоциональное переключение; подражание и заражение; эмоциональный конфликт; игровую терапию; танцевальную терапию; сказкотерапию; куклотерапию и т. д.
Необходимо отметить ряд необходимых вопросов, которые требуют дальнейшей теоретической и экспериментальной проработки: недостаточно изучены индивидуальные различия развития страхов, остается открытым вопрос об особенностях развития страхов у детей дошкольного возраста, не выяснены теоретические основания для разработки программы: преодолении, коррекции страхов детей дошкольного возраста.
Целью данного исследования стало выявление психолого-педагогических условий коррекции страхов у детей 5- 6 лет.
Базой исследования являлась МБДОУ детский сад №106 «Кораблик» г. Чебоксары ЧР.
На констатирующем этапе исследования был подобран комплекс экспериментальных методик, соответствующих возрастным особенностям детей 5-6 лет: «Мои страхи» (по А. И. Захарова), цель – выявление страхов у детей; «Страхи в домиках» (по А. И. Захарова и М. А. Панфилова), цель – уточнение преобладающих видов страхов; тест «Сказка» (по Луизы Дюсс), цель – выявление характера, содержания, направленности детских страхов.
В эксперименте приняло участие 60 детей 5-6 лет.
В ходе анализа по методике «Сказка» Луизы Дюсс мы получили следующие результаты:
в ЭГ 17 (57%) испытуемых имеют высокий уровень наличия страхов; 4 (13%) испытуемых имеют повышенный уровень развития страхов; 3 (10%) средний уровень; 6 (20%) минимальный уровень развития страхов.
в КГ 18 (60%) испытуемых имеют высокий уровень развития страхов; 3 (10%) – повышенный уровень; 2 (7%) – средний уровень; 7 (23%) – минимальный уровень развития страхов.
Обратимся к результатам исследования, полученным в ходе проведения теста «Страхи в домиках» (А. И. Захрова, М. А. Панфилова): в ЭГ у 18 детей, а это 60% выявлены страхи сверх нормы, у 12 (40%) детей количества страхов соответствует норме, в КГ у 20 детей, а это 80% – страхи сверх нормы, 10 детей (20%) соответствует норме.
По третьей методике «Мои страхи» (А. И. Захарова) в ЭГ 10 (33%) детей нарисовали животных (собака, медведь, змея, паук и т. д.), 2 (8%) – сказочных героев, 7 (23%) – огонь, 1 (3%) – маленькое пространство, 3 (10%) – чужих людей, 4 (13%) – темноту, 3 (10%) – стихийные бедствия. В КГ 6 (20%) детей нарисовали животных, 6 (20%) – сказочных героев, 3 (10%) – огонь, 2 (8%) – маленькое пространство, 3 (10%) – чужих людей, 5 (17%) – темноту, 5 (17%) – стихийные бедствия.
Так же из анализа рисунков у некоторых детей в рисунках прослеживается симптом тревожности, т.е. тёмные тона, штриховка, прерывистые линии, сильный нажим, стирания, очень крупные глаза, либо глаза зачерченные. Некоторые дети изображали себя очень маленькими на листе бумаги, либо отсутствующими. Дети изображали персонаж или предмет с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованным, либо контур, обведённый несколько раз или же очень тоненькой дрожащей линией, не решаясь человека изобразить.
Таким образом, в результате проведения констатирующего этапа исследования были установлены следующие показатели:
- у детей 5-6 лет страхи преобладают сверх нормы;
- дети 5-6 лет больше всего боятся темноты, животных, одиночества и сказочных героев.
Исходя из этого, можно сказать, что дети 5-6 лет, у которых имеются страхи, более раздражительны, пугливы, застенчивы и нуждаются в психологической поддержке.
В психолого-педагогической практике используют следующие способы коррекции страхов: рисование, игра и сказки.
Как отмечает А.И. Захаров, наилучшие результаты от рисования страхов достигаются в 5-11 лет, в возрасте активного интереса к рисованию. В первую очередь, посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка. Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например застревание в лифте, укус собаки, избиение, пожар и т.д., было недавно.
Следующий способ – это игра (пятнашки, жмурки, прятки). Его целью является снятие избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения.
Неоценимую помощь в преодолении страхов могут оказать сказки. Используют как художественные сказки (народные или авторские), так и сказки, специально сочиненные по теме проблемы, волнующей ребенка. Необходимо отметить такой способ психологической работы со страхами, как страшилки. Страшилки различного содержания – один из видов своеобразного детского фольклора. Сочиняя и рассказывая «страшилку», ребенок самостоятельно моделирует эмоциями преодоление своих страхов. Также, ребенок выходит из роли «жертвы»: выступая рассказчиком, он становится тем, кто пугает, а не тем, кто боится.
На основе этих методов разрабатываются коррекционные программы. Программы могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Они обязательно должны включать в себя несколько блоков: диагностический блок, установочный блок, коррекционный блок и блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Таким образом, подобранный комплекс коррекционных методик способствует снижению количества страхов у детей старшего дошкольного возраста, посредством изживания у детей переживания страха смерти, чувства одиночества и покинутости, снятия ощущения постоянной угрозы, исходящей из окружающего мира.
Создание в старшем дошкольном возрасте благоприятных условий для преодоления страхов имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"
Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...
Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом
СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....

"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)
Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....
статья для педагогов "предупреждение развития страхов у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность"
статья для педагогов...

Конспект ООД по развитию речи для детей с ТНР в группе от 6 до 7 лет на тему: Пересказ сказки «У страха глаза велики»
Программное содержание: связная речь: учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; словарь и грамматика: учить объяснять значен...

Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи) для детей 6-7 лет на тему: пересказ сказки «У страха глаза велики»
Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи) для детей 6-7 лет на тему: пересказ сказки «У страха глаза велики»...

Коррекционное занятие по cоздание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста "У страха глаза велики"
Дети боятся темноты, “бабаек”, боятся купаться, оставаться одни в комнате и т. д., поэтому данное занятие по преодоления страхов у детей дошкольного возраста актуально на настоящий момент....
