Моё портфолио
статья по психологии

Манжосова Ольга Николаевна

Материалы моей работы

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon chem_my_zanimaemsya_god_do_shkoly-szhatyy-szhatyy-szhatyy.pdf555.47 КБ
Файл esse.docx15.57 КБ
Файл statya.docx228.02 КБ
Файл opyt_raboty.docx53.51 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №3 «Тополек»

Манжосова О.Н.,педагог-психолог высшей

                                                      квалификационной категории

                                                                              МДОУ «Детский сад №3 «Тополек»

                                                             Новоселицкого муниципального

                                                       округа Ставропольского края

                                                        356356, Ставропольский край,

                                                                 Новоселицкий округ, с. Китаевское,

                                   ул. Садовая, 11

olia.manzhosowa@yandex.ru

2024 год

Не надо воспитывать –

надо жить и показывать пример

(В. А. Сухомлинский)

Лично для меня выбор профессии не был принят молниеносно. Я родилась в сельской местности, в многодетной семье и очень рано я научилась нести ответственность за каждого из нас. Любовь, добро, взаимная поддержка и взаимопомощь царила в нашей семье. А еще у меня в саду была любимая воспитательница. В 15 лет, я устроилась работать  в детский сад помощником воспитателя и потом поступила в педагогический колледж. По окончании перешла работать воспитателем. Позже окончила университет.

Моя работа в детском саду – это не просто игровая деятельность, это ежесекундный кропотливый труд. Мои старания направлены на то, чтобы дети выросли настоящими людьми, могли отличить плохое от хорошего, чтобы могли видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Педагог не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой, в общении с взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром. Нельзя забывать и самого главного в работе педагога детского сада – это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых коленок и носов, и чтобы каждое пребывание в саду доставляло ему нескрываемое удовольствие и желание идти на «работу» с большим нетерпением!

Педагогу приходится делать все: шить и рисовать, вязать и заниматься цветоводством, в определенной степени владеть актерским и режиссерским мастерством, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона и постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, заниматься самообразованием. Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, интересные, забавные, любопытные, удивительные. Каждый ребенок уникален. В нем живет и талантливый художник, и неутомимый экспериментатор, и удивительный актер, и веселый музыкант, и юный спортсмен, и уникальный ученый…Ко всем своим воспитанникам нужно научиться относиться объективно, любя, ведь за каждым характером скрывается личность, которую нужно помочь развить.

 

ДЕВИЗ ПЕДАГОГА

•Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждый день, каждое занятие должно быть осмыслено педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм".

(Ш. Амонашвили)

Я люблю свою профессию и нашла в ней своё призвание, утвердилась, а это значит, что я счастливый человек, любящая и любимая мама, каждый день окруженная счастьем детских улыбок.

 Закончить свое эссе хочу словами В. Г. Белинского: «Найти свою дорогу, узнать своё место в жизни – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собою».

 «Мир детства сладостен и тонок, как флейты плавающей звук.

 Пока смеётся мне ребёнок, я знаю, что не зря живу.

 Твердят друзья: «Есть нивы тише», но ни за что не отступлю

 Я этих милых ребятишек, как собственных детей люблю…

 И каждый день, как на премьеру, вхожу в притихший детский сад:

Иду сюда не для карьеры – Здесь каждый мне ребенок рад.

Быть в гуще детских восприятий… И так на протяженье лет.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №3 «Тополек»

Статья

«Я - первоклассник:

психологическая готовность ребенка к школе глазами педагогов и психологов »

Манжосова О.Н.,педагог-психолог высшей

                                                      квалификационной категории

                                                                              МДОУ «Детский сад №3 «Тополек»

                                                             Новоселицкого муниципального

                                                       округа Ставропольского края

                                                        356356, Ставропольский край,

                                                                 Новоселицкий округ, с. Китаевское,

                                   ул. Садовая, 11

olia.manzhosowa@yandex.ru

2024 год

 Успешная адаптация и интерес к учебе помогают ребенку больше, чем знания, полученные до школы.
Обычно, если речь заходит о готовности ребенка к школе, мы сразу начинаем перебирать в голове набор знаний и навыков: бегло ли ребенок читает, в каких пределах считает, умеет ли себя вести, обладает ли всеми знаниями и навыками, которые проверяют на школьных собеседованиях перед зачислением в первый класс? Между тем, в первый год обучения психологический аспект готовности зачастую играет гораздо более важную роль, чем интеллектуальный. Успешная адаптация и интерес к учебе помогают ребенку больше, чем знания, полученные до школы.    Чтобы понять, как на самом деле подготовить ребенка к школе, мы обращаемся к советам  экспертов: психолога, физиолога, директора Института возрастной психологии РАО Марьяны Михайловны Безруких, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента РАО Натальи Федоровны Виноградовой, а также обращаемся к избранным статьям книги «Все о младшем школьнике» издательства «Дрофа-Вентана»

Год до школы: лучшая подготовка – это игра

Виноградова Н.ФНаталья Федоровна Виноградова:

Среди родителей сложилось твердое убеждение, что придуманное ими (родителями!) содержание понятия «готовность к школе» рассматривается как забегание вперед и «пробегание» программы хотя бы первого класса. Мотив такого подхода: ребенку будет легче учиться. Это первый миф, связанный с готовностью дошкольника к обучению в школе. В действительности же, больше всего поможет перед первым классом полноценная игровая деятельность.

Позвольте детям наиграться. Педагоги и психологи единодушны во мнении: ребенок, не доигравший в дошкольном детстве, к школе не готов! Причем, игра для него — не забава, а естественная потребность и серьезная жизненная школа: ребенок разыгрывает роли (пока игровые), которые завтра станут для него реальными. С хорошо развитой игрой связаны самые серьезные качества, которые как воздух нужны школьнику. В игровой деятельности зарождается и деятельность учебная.
Дайте детям полную свободу в игре: пусть сам воплощает свои мысли, берет все, что ему нужно для игры.

Играйте вместе с ребенком, чтобы стимулировать его фантазию, творчество. Полезно брать на себя разные роли, чтобы поддержать игру, приучать ребенка к совместным игровым действиям.

Уважайте правила игры. Как условились, так и делаем: если в игре нет четких правил или они постоянно меняются, то ребенку сложно понять их ценность.

Выигрывайте! Часто, играя с детьми в шашки, шахматы, лото или домино, мы устраиваем «поддавки». А между тем, важно обязательно у ребенка выигрывать - конечно, не каждый раз. Ваш первоклассник должен привыкать к возможному поражению и с достоинством его принимать.

Меняйте роли. Лучше всего поощрять, когда ребенок берет на себя и исполняет роль руководителя (командира, ведущего), но время от времени нужно менять условия и ставить ребенка перед необходимостью подчиняться.

Дайте ребенку возможность быть субъектом деятельности. Иногда нам кажется: если ребенок с удовольствием (или без удовольствия) исполняет просьбы, команды, требования взрослых - почитай, сверни лист бумаги, собери карандаши, сложи паззл, - то это и есть произвольная деятельность, а он и есть субъект. На самом деле все не так просто. 

 Уважаемые мамы и папы, бабушки и другие близкие родственники, примите как данность: произвольная деятельность отличается от навязанной (непроизвольной) деятельности тем, что ребенок сам ставит перед собой малюсенькие задачи, которые сам и решает. Такой ребенок, придя в первый класс, не только слушает учителя, но слышит его, принимает требование и самостоятельно без упреков, повторов и напоминаний, выполняет поставленную задачу.

Произвольность успешно формируется в игре, потому что в процессе ее ребенок должен подчиниться установленным правилам (если это настольные и подвижные игры), наладить ролевые отношения с партнерами (если это ролевая игра, например, «в дочки-матери», «театр», «космонавтов», «пожарников», «школу» и пр.). Более того, игра побуждает детей считаться друг с другом, выслушивать участников, подчиняться – сегодня, лидировать — завтра, искать совместные решения и устранять конфликты — послезавтра. То есть все, что происходит в игре (ребенок сам ставит игровую задачу, выполняет правило и игровое действие, развивает сюжет, налаживает совместные действия и отношения), обеспечивает целенаправленное формирование элементов произвольной деятельности, о которой дошкольник не имеет ни малейшего представления. Но фактически он психологически готовится к школьному обучению, которое стоит на «плечах» совместной учебной деятельности.


Как говорить с ребенком о школе?

 Конечно, ваш ребенок уже знает о школе довольно много — от старших братьев и сестер, друзей, из книг и мультфильмов, от вас самих. Возможно, он уже переступал порог школы, например, когда шел на собеседование перед приемом в первый класс. И тем не менее, очень многих вещей он пока не осознает, они пока не стали частью его повседневности. Скорее всего, он придет к вам с вопросами — и именно они наиболее ценны нам для начала важного разговора о школе.

Отвечайте на интерес ребенка. Лучше всего воспринимается та информация, на которую ты сам создал запрос. Поэтому каждый вопрос ребенка о школе — драгоценен. Отвечайте на его вопросы подробно, обстоятельно, старайтесь не только удовлетворить любопытство ребенка, но и мотивировать его задавать новые вопросы.

Старайтесь не шутить. Не всегда чувство юмора дошкольника развито в должной мере, чтобы различить иронию, преувеличение и другие речевые приемы. Случайная неловкая шутка («да там детей в угол ставят за кривые буквы», «отсидишь, как я, десять лет за партой и будешь свободен» и тому подобные) может серьезно напугать будущего школьника.

 Мотивируйте с умом. Самое главное, ради чего стоит идти в школу, это, конечно, возможность научиться новым интересным и полезным вещам. Старайтесь мотивировать ребенка тем, что действительно важно: вкусные булочки в столовой или широкое футбольное поле — вещи, конечно, приятные, но они не имеют отношения к учебной мотивации. Н

Начинайте с чистого листа. Может статься, что ваши собственные впечатления о школе были не самыми радужными. Пожалуйста, помните: ваша история никак не связана с историей вашего ребенка. Ему, как всякому школьнику, предстоит заново выстроить отношения со школой, и, надеемся, они сложатся лучше, чем в свое время сложились у вас.


безруких

Марьяна Михайловна Безруких: В первый год обучения не стоит начинать новые дополнительные занятия — ни художественные, ни музыкальные, ни какие-то другие. Лучше в первом классе минимизировать нагрузку и все силы организма бросить на адаптацию к школе. Если ребенок начал заниматься в кружке до школы — можно попробовать продолжить. А вот что нужно каждому первокласснику, так это спортивный кружок, секция плавания или любое занятие, которое позволит ребенку активно двигаться и сбрасывать эмоциональное напряжение. Дорогие родители, не забывайте, что в сутках только 24 часа. Десять из них ребенок обязан спать, еще два с половиной часа — гулять. Шесть часов он будет проводить в школе. Как минимум 1,5 часа отведите на гигиенические процедуры и столько же на питание — и вы поймете, что остается ребенку очень мало на себя, на игры, на осмысление всего, что с ним произошло за день. Хотите ли вы и это драгоценное время забрать на какой-то кружок?
Не торопите. Почти все взрослые на планете сейчас живут в режиме постоянного цейтнота. Но цейтнот для ребенка — это главный стрессовый фактор. Даже если ваш первоклассник не из медлительных, ему все равно тяжело попадать в ритм новой жизни. Прежде чем снова куда-то тянуть и заставлять укладываться в короткий промежуток времени, дайте ему отдышаться

  Из первых рук:  эксперты, педагоги и психологи дают советы родителям первоклассников

 Марьяна Михайловна Безруких: — Главное, что поможет вам плавно войти в учебу — это адекватные требования к детям, причем во всем. К их поведению, умениям, качеству и времени выполнения заданий. Ну не может среднестатистический первоклассник бегло прочитать целый абзац за минуту, не может сорок минут сидеть смирно, а потом еще десять минут степенно ходить по коридору. И еще: ваши ожидания от успехов ребенка должны соответствовать не только его возрасту, но и индивидуальным особенностям развития. Состояние здоровья ребенка играет порой большую роль, чем его интеллектуальные способности.

Наталья Федоровна Виноградова: — Просьба к вам, дорогие взрослые: вместе с ребенком наблюдайте природу, делайте маленькие открытия, расширяйте его чувственный опыт. Многие наши дети приходят в школу «убогими» с точки зрения чувств — они мало рассматривают, трогают, слушают, определяют вкус, запах разных объектов. А ведь именно чувственное восприятие окружающего мира является основой развития ума. Многие великие педагоги прошлого подчеркивали, что из наблюдений природы исходит развитие ума и речи. Образование в начальной школе — отнюдь не главное дело. Важнее не угробить мотивацию к учебе, а для этого выбирайте удобную школу и добрую учительницу. Желаю вам удачи!

Татьяна Юрьевна Алтухова, учитель начальных классов, педагог высшей категории, общий стаж работы — 28 лет: — Уважаемые родители! У меня к вам одна просьба, и думаю, многие коллеги со мной согласятся: пусть лучше ваш ребенок сядет за парту совершенно необученный, чем обученный неправильно. Какого же это огромного стоит труда — отучить ребенка от побуквенного чтения, мотивировать его правильно работать с прописями, в которых он уже два года пишет, как попало. В общем, если вы не уверены, что можете сделать все как надо, лучше почитайте ребенку книжку или сводите его погулять. Дайте ему общее представление о мире, о природе, о том, почему так важно учиться и зачем получать знания. Остальное сделает педагог.

Марфа Бусева, детский психолог: — Дорогие родители дошкольников! Я знаю, что вы все равно будете заниматься со своими детьми, давать прописи, примеры... Не стану вас отговаривать, но прошу, пожалуйста, почаще оставляйте их в покое. Пусть они, послонявшись по дому, вдруг сами найдут себе занятие, затеют строительство дома из подушек, начнут бормотать себе сказки и расквартировывать плюшевых медведей. Пусть роют тоннели в песочнице, мастерят водопровод из пластиковых бутылок, вяжут узлы на веревках, примеряют кастрюли и заявляют, что им пора отправляться в космос. В игре закладываются все основные навыки, пробуждается творчество, фантазия, инициативность — а что ребенок будет делать без всего этого за партой?

 Анастасия Изюмская, журналист, основатель проекта информационной поддержки семьи «Family Tree»: — Есть одно золотое правило, знакомое всем, кто хоть раз летал на самолетах: в случае воздушной аварии, сначала наденьте маску на себя, потом — на ребенка. До рождения сына это правило казалось мне кощунственным. С тех пор многое пришлось переосмыслить, в том числе и необходимость заботы о себе. Тревожная мама не способна дать ребенку защиту, а защита ему ох как понадобится, даже в самой распрекрасной школе. Если вы чувствуете, что вам сложно справляться с глобальными изменениями вашей жизни, что вы очень волнуетесь за сына или дочку, что мысли о школе гнетут вас — позаботьтесь о своем благополучии. Поддержите себя — и тогда вы сможете в нужный момент поддержать вашего первоклассника.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/psihologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole/



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №3 «Тополек»

     

Манжосова О.Н.,педагог-психолог высшей

                                                      квалификационной категории

                                                                              МДОУ «Детский сад №3 «Тополек»

                                                             Новоселицкого муниципального

                                                       округа Ставропольского края

                                                        356356, Ставропольский край,

                                                                 Новоселицкий округ, с. Китаевское,

                                   ул. Садовая, 11

olia.manzhosowa@yandex.ru

2024 год

Информация об опыте:

В настоящее время неоднократно звучит мысль о том, что создание

      системы образования для детей старшего дошкольного возраста является      

      одним из основных направлений продолжения модернизации российского

      образования.

Приоритетным направлением российского образования является  

      выстраивание системы дошкольного и предшкольного образования через      

     создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при  

     поступлении в школу. Структура предшкольного образования должна

     представлять собой целенаправленный организованный социальный

     процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста,  

     выполняющий функцию социального контроля за состоянием

     физического, психологического, интеллектуального состояния детей

     перед поступлением в школу.

Обследования поступающих в школу детей, проводившиеся психологами, педагогами, медиками, показывают сходные результаты, согласно которым около трети детей, достигших шести-семилетнего возраста, психологически не готовы к школьному обучению. Таким образом, подготовка детей к школе была и остается одной из важнейших задач учебно-воспитательных комплексов и родителей.

          Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов и методистов: А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.М. Пышкало, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др. важное значение в этих работах придается изучению исходного уровня подготовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения.

          Психологическая готовность к школе включает личностную (мотивационную), волевую и интеллектуальную готовность. Личностная готовность, помимо социальной позиции школьника, предполагает ориентацию на учебное содержание. Волевая готовность связана с развитием произвольности и со способностью действовать по правилу, заданному учителем. Умственная готовность включает овладение средствами познавательной деятельности, децентрацию и интеллектуальную активность ребенка.

          Как отмечают отечественные и зарубежные психологи, старший дошкольник знает и может многое. У шестилетнего ребенка в достаточной мере сформирована познавательная активность. Ребенок стремится к знаниям. Он пытается оперировать знаниями, представлять ситуации и находить возможные пути для ответа на вопрос.

    Важнейшим итогом психического развития в период дошкольного детства является возможность осуществлять систематическое обучение в школе. Об этом свидетельствуют уровень сформированности у них познавательных способностей, речевого развития, внимания, памяти, воображения, мотивации.

           Психологическая готовность к школе предполагает наличие у ребенка высокого уровня мотивации, интеллекта, и сферы произвольности, т.е. личностную и интеллектуальную готовность к школе. Для успешного обучения в школе важны оба аспекта, т.к. ребенку необходимы скорейшая адаптация к новым условиям, безболезненное вхождение в новую систему школьных отношений.
          Основная проблема дошкольников как раз и состоит в том, что они еще не «наигрались». Т.е. дети с удовольствием общаются друг с другом и со взрослыми, играют в школу и представляют себя за школьной партой, но реальная учебная мотивация у большинства детей не сформирована. Это связано с тем, что ведущим типом деятельности для дошкольного периода является игровая деятельность. В действительности у детей остается очень мало времени для игры - в перерыве между кружками и занятиями в детском саду - в этом и состоит основная опасность. Не реализовав в полной мере ведущий тип деятельности, детям достаточно сложно перейти на следующий этап и начать формировать истинно учебную мотивацию.

             Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет отставание или искажение в развитии других.

     Наиболее сложным и «уязвимым» является период от дошкольного к школьному детству. Именно несформированность на предшествующем этапе необходимых психологических образований, так и требуемых учебных умений и навыков может привести к школьной дезадаптации.

          В младшем школьном возрасте школьная дезадаптация проявляется у детей в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкой школьной успеваемости, крайних формах недисциплинированности. Психологическими причинами этого может являться низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения. Школьная незрелость проявляется в низком уровне развития таких функций, как тонкая моторика, скоординированность «глаз-рука», следование образцу в деятельности и поведении и др. Кроме того, частой причиной школьной дезадаптации служит недостаточное развитие произвольной сферы (прежде всего неумение слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, развитие произвольного внимания, произвольной памяти).  Причины школьной дезадаптации у младших школьников могут также корениться в несформированности собственно дошкольных видов мышления, в недостатках развития речевой сферы, прежде всего фонетического слуха и плохого, неточного понимания многих употребляемых учителем слов.

          Существенное значение имеют также низкий уровень познавательной потребности, познавательного интереса, несформированность внутренней позиции школьника. Следует отметить значительный удельный вес

недостаточной развитости произвольности. Именно это нарушение лежит за многими собственно учебными затруднениями, за плохой дисциплиной, неумением самостоятельно работать в классе и дома и т.п. Поскольку специальной работы по развитию произвольности в школе, как правило, не ведется, то отрицательные оценки и замечания учителей ведут лишь к закреплению нарушений по типу «замкнутого психологического круга».

          Многочисленные данные свидетельствуют, что причины школьной тревожности в младших классах центрируются в основном вокруг «ориентации на ошибку», боязни сделать ошибку, что связано с тем, что в педагогической практике ошибка расценивается как то, что заслуживает наказания, а не как то, что неизбежно в процессе усвоения новой деятельности и, пользуясь чем, можно глубже и лучше освоить эту деятельность.

           Год от года в школах повышаются требования к уровню интеллектуального развития детей, в связи с чем, многие родители делают акцент на развитии мышления ребенка, отдавая его с самых ранних лет в различные кружки и студии. Соответственно перед поступлением в школу наблюдается - мышление развито на самом высоком уровне, ребенок умеет писать и читать, но его эмоциональная и социальная сферы развиты недостаточно. Ребенок не умеет контролировать свои поступки, выполнять правила работы, не может усидеть на месте, соблюдать тишину; кроме того, он «не наигрался» и учебная мотивация не сформирована. В социальном плане у детей часто отсутствуют коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия с другими людьми. То есть современные дети, опережая своих предшественников в интеллектуальном плане, не «дотягивают» до них в личностном и социальном развитии.
    Важная роль в развитии ребёнка и тем более в психологической готовности к школьному обучению принадлежит родителям, умеющим принимать своего ребёнка, уважать его индивидуальность, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно времени, поощрять самостоятельность и инициативу ребёнка, удовлетворять его разумные потребности. В противном случае ребёнку достаточно тяжело адаптироваться к условиям жизни, полноценно развиваться, так как родители по отношению к ребёнку испытывают только отрицательные чувства, считают ребёнка неудачником, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребёнком, мало заботятся о нём.

                Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это      один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного      детства. Высокие требования жизни к организации воспитания и      обучения   заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические   подходы, нацеленные на приведение методов обучения в     соответствие   требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности     дошкольников к обучению в школе приобретает особое

значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения  зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Технология опыта:

Занимаюсь с детьми по подготовке к школьному обучению.          В данной работе принимали участие дети подготовительных  к школе          групп

    Основные методы исследования:

    теоретический анализ научной литературы,

    наблюдение,

    беседы,

    тестирование:

   «Лесенка» методика В.Г.Щур,

   «Тест тревожности» методика Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен.

   «Хочет ли ребёнок идти в школу?» тест  Л.Г.Нагаева,

   «Готовность к школе» по А.Керна-И.Ирасека,

 «Комплект материалов для экспресс-диагностики Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко.

    анкетирование родителей.

Исходя из проведённых диагностических методик, теоретических знаний,

результатов анкетирования родителей, запросу заведующего детского сада, было разработано содержание курса занятий по психологическому сопровождению старших дошкольников по подготовке к школе и их родителей, получившей название «Год до школы от А до Я». За основу научной идеи были взяты предлагаемые развивающие игры и занятия для детей, формирующие психологическую готовность к школе «В школу с радостью» Н.Шваб, «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Т.Марценкевич

     Цель:

     - всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений      

       об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.                        

      - оказание психологической помощи дошкольнику и его родителям для      

       наиболее благоприятного вхождения в процесс школьного обучения.

         

      Задачи:

  1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
  2. Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения сравнивать, анализировать и на основе анализа делать простейшие выводы и умозаключения.
  3. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, творческих способностей.
  4. Формирование учебных навыков: умение слушать и слышать, доводить начатое дело до конца, проявлять самостоятельность в выполнении заданий, старание и аккуратность, планировать и контролировать свои действия.
  5. Развитие мелкой моторики.
  6. Повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности  детей к школе

Содержание занятий: 

Занятия проводятся с детьми подготовительной к школе группы. Общее количество занятий – 60. Продолжительность занятий - 25-30 минут. Периодичность - два раза в неделю. 

Структура занятий:

 

Занятия состоят из трёх частей: вводная (ритуал начала занятия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других), основная и заключительная, строятся в занимательной, игровой форме и с использованием игр на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи, межличностного общения.  Широко используются физкультурные паузы для улучшения координации движений, осанки, работоспособности, графические диктанты для развития мелкой моторики рук и пространственного воображения, тренировке глазомера. Особое внимание уделялось проблемам школьной дезадаптации у детей и для этого в занятия была включена сказкотерапия. Велика роль загадок в обучении детей. Поэтому в занятиях используются загадки как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и средство эмоциональной разгрузки. Разгадывание загадок – отличная умственная гимнастика. Отгадывание загадок развивает умственную активность, сообразительность, быстроту реакций; способствует развитию речи и поэтическому слуха; расширяет знания об окружающем мире.  

В заключительной части дети делятся своими впечатлениями, прощаются.

Основной составляющей  в сопровождение детей по подготовке к школе является работа с родителями. Помощь в обучении направлена на повышение психологической компетентности  родителей в вопросах подготовки ребёнка 6-7 лет к обучению путём создания «портрета» первоклассника, которого ждут в  школе.

Перед встречей с родителями подготовительных к школе групп я провожу опрос в группах, в котором предлагаю взрослым проранжировать разные стороны готовности ребёнка к школе по степени значимости - от наиболее до наименее значимых, самостоятельно регистрируя ответы в специально подготовленном бланке.

Ежегодно выступаю на родительских собраниях по данной теме.

Большое значение в мотивационной готовности детей имеет выставка фотографий: «Мои родители-ученики». Через неё дети делятся впечатлениями, учатся общаться, родители рассказывают детям о школе, о своих одноклассниках, учителях.

Осуществляется наглядная пропаганда для педагогов и родителей в уголке «Психолог советует». Это позволяет  знакомить родителей с вопросами подготовки к школе, дать необходимые советы и рекомендации.

Большая работа ведётся с воспитателями подготовительных к школе групп. Для них я провожу беседы, консультации. Они являются главными помощниками на занятиях. Для закрепления  материала в совместной деятельности проводят аналогичные упражнения и игры. Осуществляя подготовку к школе, воспитатель вносит определённую коррекцию в организацию детской деятельности, общения и познания, с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения.

Результативность опыта:

Основная цель проведения мониторинга – получить достоверные        

данные по выше названным направлениям, иметь достоверную  

информацию о состоянии готовности ребенка к школе…….

Проведение мониторинга по школьной готовности, планируется и    

проводится в два этапа:

        первый (осенний) этап (сентябрь);

        второй (весенний) этап (май).     

Весенний и осенний этапы мониторинга предполагает проверку:

        состояния пространственного восприятия;

        состояние зрительного восприятия;

        состояние моторики и зрительно-моторных координаций;

        умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она   произведена;

        наличие интуитивных дочисловых представлений;

      умение сравнивать два множества по числу элементов;

        развитие фонематического слуха и восприятия;

        сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом на начало и конец обучения.

Предлагаемые детям задания максимально учитывают особенности и возможности дошкольников (5 -7 лет), обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.

По результатам диагностики составляется таблица. Посмотрим на учебные возможности будущих первоклассников:

     В подготовительной группе    целью диагностической работы было определение уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей.

Результаты обследования на начало года представим в сводной таблице

Таблица 1.

Уровни

Сенсорные способности

Интеллектуальные способности

Творческие способности

Коммуникативные  способности

Регуляторные способности

Способность к построению речевого высказывания

Осведомленность в основных областях знаний

Готовность к школе

Высокий

85%

50%

35%

70%

60%

30%

65%

56%

Средний

15%

50%

65%

30%

40%

50%

30%

40%

Низкий

0%

%0

0%

0%

0%

20%

0%

4%

В соответствии с таблицей построим гистограмму распределения детей по уровням готовности к школе: 

Повторное обследование в подготовительной группе  проводилось в конце 2022-2023 учебного года с целью выявления изменений, произошедших в уровнях готовности детей к школе.

Результаты обследования представим в сводной таблице

Таблица 2

Уровни

Сенсорные способности

Интеллектуальные способности

Творческие способности

Коммуникативные  способности

Регуляторные способности

Способность к построению речевого высказывания

Осведомленность в основных областях знаний

Готовность к школе

Высокий

90%

57%

43%

71%

62%

43%

86%

65%

Средний

10%

43%

57%

29%

38%

57%

14%

35%

Низкий

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

В соответствии с таблицей построим гистограмму распределения детей по уровням готовности к школе:

       Качественный анализ диагностики позволил сделать следующие выводы:

 Анализ результатов психолого-педагогического обследования выпускников показал положительную динамику по всем познавательным процессам: мышление, восприятие, внимание, воображение, память

 Достаточно хорошие результаты показали дети в развитии познавательной деятельности, т.е. дети имеют достаточный запас знаний об окружающем мире, обобщают, классифицируют основные понятия, умеют работать по образцу.

Диагностика готовности к школе в целом  по сравнению с началом годам имеет положительную динамику

 Хочется отдельно отметить, что большое количество детей со средним  и высоким  уровнем  – это дети со стабильным развитием, с благоприятным прогнозом обучения в школе и дальнейшим развитием. Дети с высоким уровнем – это дети с несколько опережающим развитием, имеющие развитые способности и, естественно, с дальнейшим благоприятным прогнозом

В результате планомерной систематической работы к концу года у детей повысился уровень психологической готовности к школе, сформировалась учебная мотивация, появился познавательный  интерес. Дошкольники научились принимать и ставить учебную задачу,  планировать свою деятельность, овладели системой умственных действий (анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют и др.). Увеличился уровень произвольного поведения, т.е. дети сознательно контролируют своё поведение, в соответствии  с определённой целью. Приобрели опыт преодоления трудностей, испытывая уверенность в себе и стремление к дальнейшей активной деятельности.

По итогам контрольных срезов стала наблюдаться устойчивая положительная динамика по наблюдаемым параметрам готовности детей к школе.

К параметрам, определяющим готовность к школе, относится и  эмоциональная зрелость дошкольника. Под эмоциональной зрелостью мы понимаем умение ребенка распознавать свои и чужие эмоции (по мимике, жестам, интонации), а также умение их регулировать. В школьной жизни ребенок будет сталкиваться с разными жизненными ситуациями, не всегда приятными (оценки, неуспех). Не принимая свои эмоции, и не умея с ними справляться, а также адекватным образом реагировать на эмоции других людей, ребенку будет достаточно сложно воспринимать неуспех и корректировать свое поведение, а также устанавливать социальные контакты. Анализируя уровни проявления таких психологических характеристик, как самооценка, тревожность, мотивация,  я определила процент неуспешных детей.

Результаты мониторинга за 2021-2022 учебный год

 группа

Самооценка

(начало/конец учебного года)

Тревожность

(начало/конец учебного года)

Мотивация

(начало/конец учебного года)

низкая

адекватная

завышенная

 Высокий индекс

Средний

индекс

Низкий

индекс

высокая

средняя

низкая

Подготовительная

10%

10%

80%

12%

13%

75%

7%

66%

27%

0%

50%

50%

0%

5%

95%

88%

22%

0%

Результаты мониторинга за 2022-2023 учебный год

Группа

Самооценка

(начало/конец учебного года)

Тревожность

(начало/конец учебного года)

Мотивация

(начало/конец учебного года)

низкая

адекватная

завышенная

 Высокий индекс

Средний

индекс

Низкий

индекс

высокая

средняя

низкая

Подготовительная

9%

5%

86%

4%

44,5%

51,5%

22%

54,5%

23,5%

0%

73,5%

25,5%

0%

3,5%

96,5%

100%

0%

0%

С детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере, проводится цикл занятий: «Наши эмоции», «Волшебный песок»  После проведённой работы у детей повысилась самооценка, уверенность в себе, снизился индекс тревожности, дошкольники научились преодолевать трудности,  используя свой внутренний потенциал, контролировать своё поведение. Мониторинг успешности адаптации и обучения выпускников детского сада за последние два года позволяет нам сделать вывод, что представленная нами система работы дает положительные результаты.

У наших выпускников отмечается высокий уровень развития эмоционально-положительного отношения к окружающей действительности, коммуникативности, трудолюбия, любознательности и самостоятельности по сравнению с детьми, не посещающими ДОУ.        Основные характеристики выпускников ДОУ: с положительным отношением к учению (мотивационная готовность); с высоким уровнем произвольного поведения (волевая готовность); с развитой способностью к адаптации в новых жизненных ситуациях.

Таким образом, психологическое сопровождение детей по подготовке к        

     школе  способствует успешной адаптации дошкольников к    

     систематическому обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация портфолио

Презентация портфолио воспитателя...

Электронное портфолио, как форма представления педагога

 Профессиональное развитие пе­дагога дошкольного учреждения — это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.Не секрет, что сов...

Портфолио дошкольника

Это портфолио моей дочери Арсении. Для заставок рубрик использованы материалы  портала "Солнышко". ...

Портфолио педагога-психолога ДОУ

Материал для портфолио педагога-психолога ДОУ. В двух частях. В виде таблиц, диаграмм, графиков. Может быть полезен для аналитического отчета....

Портфолио воспитателя дошкольной группы "Солнышко" "Мое портфолио"

используемые технологии, успехи и достижения детей...

Методическая разработка образовательной деятельности. Подход к проектированию портфолио детей как формату мониторинга развития и соответствующий вариант портфолио ребенка.

Методическая разработка образовательной деятельности. Портфолио для детей дошкольного возраста, которое можно использовать для педагогического мониторинга. Составил воспитатель: Ахвледиани Т.А....

Консультация для воспитателей «Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»

Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...