Семинар-практикум для педагогов Тема: «Гиперактивный ребёнок в детском саду»
методическая разработка по психологии

Морозова Марина Александровна

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с гиперактивными детьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №16 «Росинка»

Семинар-практикум для педагогов

Тема: «Гиперактивный ребёнок в детском саду»

Выступление подготовила:

педагог-психолог Морозова М.А.

г. Гуково 2023г.

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с гиперактивными детьми.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с особенностями гиперактивных детей.
  2. Показать отличия гиперактивных детей от активных.
  3. Выработать рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми.
  4. Пополнить педагогическую копилку играми для профилактики гиперактивного поведения.

Формат проведения: очный

Оборудование: листы бумаги формата А4; ручки; круги из картона 3-х цветов: красный, жёлтый, зелёный.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слова педагога-психолога.

Здравствуйте, коллеги! Сегодня у настоится семинар-практикум на тему: «Гиперактивный ребёнок в группе детского сада». И начать мне его хотелось бы с небольшого эксперимента, который позволит нам почувствовать состояние гиперактивного ребёнка. Я предлагаю трёх человек выйти ко мне. Пожалуйста, послушайте внимательно инструкцию и выполните предложенные действия. Поздоровайтесь с каждым вторым присутствующим в зале человеком и одновременно сосчитайте, сколько предметов в данном помещении и сколько окон (педагоги выполняют). А теперь скажите, легко ли было выполнять моё поручение? Как вы чувствовали себя при выполнении задания (комфортно, ощущали напряжение, дискомфорт и т. д.)? Что чувствовали после того, как поручение было выполнено (утомление, облегчение, усталость и т. д.)? Всё тоже самое происходит и с гиперактивным ребёнком. Итак, мы плавно переходим к теоретической части нашего семинара-практикума.

  1. Мини-лекция «Гиперактивный ребёнок»

Прежде чем начать говорить про понятие «гиперактивности» хочется сказать, Диагноз «гиперактивность» устанавливает невролог, невропатолог.

В переводе с латинского языка «активный» означает деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.

 Про это нужно помнить и этот термин при родителях не употреблять, но в нашей с вами педагогической среде мы себе это можем вполне позволить. Но даже, употребляя его в педагогической среде мы должны понимать, что это за дети. Итак, что такое гиперактивность? Гиперактивность — совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, импульсивность и повышенная двигательная активность. Причина такого поведения могут быть: генетические факторы, родовые травмы, перенесённые ребёнком инфекционные заболевания другие причины.

Бывают ситуации, когда гиперактивным называют просто активного ребёнка. Давайте разграничим эти два понятия.

Активный ребенок:

  • Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать
  • Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) — скорее исключение.
  • Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.
  • Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок

  • Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и закатывает истерику
  • Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
  • Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Всевозможные аллергии не редкость.
  • Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
  • Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни

Это основные отличия. А сейчас мы с вами, опираясь на те знания, которые у нас теперь есть, разработаем рекомендации по взаимодействию с таким ребёнком. Я предлагаю разделиться на 2 группы (участники делятся на группы).

3.Упражнение « Мозговой штурм»

Оборудование: листы бумаги формата А4, ручки.

Описание: психолог  предлагает   педагогам разделиться на 2 группы и продолжить   предложение: «Гиперактивность - это ...» Каждая группа получает лист бумаги и ручку. Так же каждой группе необходимо составить свой список возможных методов работы, способствующих профилактике негативных образцов поведения ребенка. На работу даётся 5 минут. Затем один из представителей команды зачитывает список. Если чего-то недостаёт, то психолог дополняет рекомендации.

4.Упражнение «Симафор»

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой.

Оборудование: круги 3-х цветов: красный, жёлтый, зелёный.

Описание: участники делятся на пары, один изображает водителя, другой пассажира. Пассажир встает позади водителя и кладет руки ему на плечи. Психолог изображает светофор, показывает круги разного цвета. При показе красного круга участники игры должны остановиться, желтого – «гудеть» и маршировать на месте, зеленого – продолжить движение. Потом они меняются местами.

5.Упражнение «Король сказал …»

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.

Оборудование: не требуется

Описание: все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Психолог говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова “Король сказал». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов “Король сказал” можно добавлять и другие, например, “Пожалуйста” или “Командир приказал”.

6.Упражнение: «Солнышко и тучка»

Цель: создание положительного группового взаимодействия между участниками, изучение индивидуальных особенностей гиперактивного ребенка.

- Психические отклонения родителей.

- Алкоголизм и курение родителей.

- Нежелательный ребенок.

Материалы: изображение солнышка и тучки на листе бумаги формата А4, фломастеры.

Задача: психолог предлагает участникам вспомнить какого-нибудь гиперактивного ребенка и на изображении солнышка написать достоинства и особенности ребенка, на облаке - отрицательные.

Итог: каких больше качеств-положительных или отрицательных?

7.Заключительное слово педагога-психолога

 Гиперактивность - это не страшная болезнь, а небольшое отклонение от нормы, и при этом махать на нее рукой, мол, сама пройдет, - тоже не выход. К сожалению, не всегда проходит. Такой ребенок может столкнуться с проблемами в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, удержать его под заботливым маминым крылом также вряд ли удастся.

Важно полноценное развитие гиперактивных детей, потому что их будущая самореализация - под угрозой. Мы должны научиться понимать их и опыт семей, в которых они воспитываются, чтобы поддержать и помочь, чтобы, в конце концов, такие дети могли найти себя в этом мире, и чтобы их жизнь изменилась в самом глубоком смысле этого слова ...

Психолог. Наша встреча завершается. Давайте вспомним ожидания, оправдались ли они? (Обсуждение).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гиперактивный ребёнок в детском саду и школе»

Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы....

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Гиперактивный ребёнок в детском саду

познакомить родителей с особенностями поведения гиперактивных и пассивных детей; дать им рекомендации по построению общения с разными типами детей....

«Гиперактивный ребёнок в детском саду»

рекомендации родителям как общаться с гиперактивным ребенком...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Гиперактивный ребенок в детском саду"

Семинар-практикум позволяет систематизировать знания педагогов об особенностях поведения гиперактивных детей дошкольного возраста, о способах и принципах взаимодействия воспитывающих взрослых в у...

Консультация для родителей на тему: «Гиперактивный ребёнок в детском саду и школе»

Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность у д...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду – путь к развитию речи дошкольников»

Семинар-практикум для педагоговТема: «Театрализованная деятельность в детском саду – путь к развитию речи дошкольников»...