«Изобразительное творчество как средство преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по психологии

Азнаурьян Елена Михайловна

Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте и первый опыт таких отношений это фундамент, на котором строится дальнейшее развитие ребёнка. От того, как сложатся  эти отношения  в первой в его жизни группе сверстников (группе детского сада) во

многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его последующая судьба.

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zastenchivost_u_detey.docx43.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар  «Детский сад № 35 «Светофорик»

г. Краснодар, ул. Коммунаров, 28

Методическая разработка

«Изобразительное творчество как средство преодоления

застенчивости у детей старшего дошкольного возраста»

                Педагог-психолог

                                                                                                              Азнаурьян Е.М.                                                                                

г. Краснодар

2024

Предисловие

В отечественной и зарубежной психологической науке вопросам развития личности уделялось и уделяется большое внимание. Актуальность данной проблемы заключается в том, что за последние десятилетия увеличилось количество детей с эмоциональными трудностями, среди которых важное место занимает застенчивость. В связи с тем, что дошкольный возраст является сензитивным  для формирования целостного образа Я, основным компонентом которого является эмоциональное благополучие, существует острая практическая необходимость найти причины, по которым дети испытывают эмоциональный дискомфорт. Быть застенчивым - значит бояться общения. Застенчивый ребёнок воспринимает окружающих людей (особенно незнакомых) как несущих определённую угрозу, поэтому через  изобразительное творчество, как  одну из форм самостоятельной деятельности, педагогам легче понять ребёнка, помочь ему в преодолении  трудностей.  Застенчивость - это особенность,   свойство личности,  характерное для очень  многих   детей. Застенчивость формируется при некоторых условиях воспитания и характеризуется отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности. Застенчивость проявляется в разных формах – от легкого смущения, дискомфорта, страха и тревожности до глубокого невроза. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной  причиной возникновения коммуникативных трудностей. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.

Введение

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании. Застенчивость может быть как избирательной, так и распространяться на всё социальное окружение малыша. Её возникновение может быть связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок  начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие. В тоже время, от умения ребёнка найти контакт со  взрослыми и сверстниками, выстроить свои межличностные отношения, зависит уровень комфортности или некомфортности существования маленького человека в постоянно меняющемся мире. Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте и первый опыт таких отношений это фундамент, на котором строится дальнейшее развитие ребёнка. От того, как сложатся  эти отношения  в первой в его жизни группе сверстников (группе детского сада) во

многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его последующая судьба.

       

 Основная часть  

Процесс преодоления  застенчивости у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если организовать совместное изобразительное творчество между воспитанниками.  Важным обстоятельством, определившим использование коллективной формы организации изобразительного творчества, как средством преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста является то, что каждый ребёнок чувствует себя сопричастным к полученному общему результату, что является для него более  затрагивающим,  впечатляющим,  и имеет глубокую эмоциональную окраску. В процессе изобразительного творчества ребёнок  отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Занятия, построенные на основе совместно-индивидуальной формы организации деятельности, позволяют сформировать у застенчивых детей простейшие навыки и умения сотрудничества, если таким детям обеспечить успех в изобразительном творчестве, дать им возможность равноправного общения и справедливой оценки по заслугам, то это может стать средством повышения их уверенности в себе, нормализаций отношений с другими людьми, преобладания коллективных потребностей над личностными, что в конечном итоге приведёт к преодолению феномена застенчивости. Изобразительное творчество имеет способность снимать все внутренние и внешние зажимы, расслабляет нервную систему и способствует раскрытию внутренней речи детей, раскрепощает и создаёт ситуацию, где ребёнок непосредственно учится общению с другими детьми. Создаётся возможность для открытого непосредственного общения между детьми и педагогом, что  способствует снижению застенчивости и уверенности у ребёнка.  

      Многие мамы и папы не придают данной проблеме особого значения. «Не любит совместные игры», «нравится быть одному», «не хочет знакомиться», – взрослые искренне верят, что дитя предпочитает одиночество, что просто ему присуща скромность. Стоит рассмотреть эмоциональную сторону застенчивости: какими дети видят отношения с окружающими? Какими мечтают их сделать? Только поняв эмоциональный настрой, можно будет помочь дошкольникам победить застенчивость. Часто считается, что малыши «перерастают» сложности общения. Действительно, часть детей, взрослея, побеждает неуверенность, стеснительность в общении с окружающими. Но процесс такого преодоления сложен и длителен. Поэтому родители должны знать, каким бывает застенчивый ребенок, как ему помочь.

         Постоянное стрессовое состояние, сопровождающее застенчивость, порождает неврологические нарушения. Могут возникнуть нервные тики, заикание.

Стеснительных детей иногда называют невидимками – они избегают чужого внимания. Психологи отмечают характерный внешний вид: опущенная голова, прячущийся взгляд, ссутуленные плечи. Со стороны ребята могут выглядеть идеалом воспитанника: тихие, послушные, уступчивые. Такой портрет может быть обманчивым, так как имеются негативные особенности поведения, свойственные стеснительным детям:

  • Нежелание общаться с незнакомыми людьми. Дитя буквально теряет дар речи, когда к нему обращаются, старается ускользнуть, избегая знакомства.
  • Отказ от публичных выступлений. Детки не хотят декламировать стихи, танцевать. Они молча краснеют, бледнеют, если учитель задает вопрос, просит выразить свое мнение. Даже зная правильный ответ, они не вызываются отвечать.
  • Нежелание участвовать в общественных мероприятиях. Застенчивым ребятам кажется, что они – центр всеобщего внимания, каждая мелочь вызывает беспокойство.
  • Болезненная привязанность к родителям, вызванная желанием защищенности.
  • Послушное выполнение требований взрослых из боязни привлечь внимание, особенно – вызвать критику.
  • Нежелание обсуждать свои проблемы.
  • Неспособность отстаивать свою точку зрения, склонность соглашаться с более настойчивыми людьми.

Насколько застенчивость присутствует у ребёнка, можно понять, применив тест на застенчивость. (Приложение 1).

Что же может быть причиной детской застенчивости?

  • Наследственность

«Душевная организация» детей часто аналогична родительской. Если семья живет замкнуто, имеет узкий круг общения, детишкам сложно принять иную модель поведения. Возможность наблюдать развитие дружеских отношений отсутствует. Поэтому контакты с незнакомыми людьми становятся нарушением привычного жизненного ритма.

  • Критические замечания родителей

Для каждого важно осознавать собственную ценность, реализовывать свои амбиции. К сожалению, не все родители такого мнения. Чувствительные дети болезненно воспринимают необдуманные замечания взрослых. Психологи приводят историю женщины, в детстве услышавшей, что у нее полные ноги. Переживания из-за веса преследовали ее всю жизнь. Необдуманные высказывания об умственных способностях, внешности человека способны сильно

травмировать. Резкие замечания оборачиваются неуверенностью, желанием спрятаться, избежать всеобщего внимания.

Важно! Если дети имеют заметный недостаток внешности, задача родителей – повышение их самооценки. Нельзя допускать унизительные комментарии, которые приводят к формированию личности с низкой самооценкой.

  • Повышенная тревожность родителей

Мечтая о спокойном, уверенном поведении своего чада, мамы и папы частенько забывают о собственном поведении. Излишняя тревожность выражается в том, что мелким фактам придается трагическое значение. Это касается учебы, развивающих занятий. Итогом становится страшное беспокойство по поводу незначительного нарушения правил. Забытая дома тетрадь вызывает панику, страх. Малышу кажется, что его поведение – объект пристального внимания всех вокруг.

  • Излишняя требовательность семьи

Родительская любовь не требует дополнительных действий детей. Но многие взрослые демонстрируют разочарованность в ребенке. Мелкие промахи преувеличиваются, ошибки становятся прецедентами. Маленький человек перестает верить в себя. Он заранее предчувствует неудачу, ждет критики. Это подкрепляется страхом вновь не оправдать всеобщие ожидания.

Особенно неприятными бывают сравнения детей со сверстниками, которые лучше учатся, более ловкие, самостоятельные, успешные.

  • Контакты с агрессивными детьми

Многие лидеры детского коллектива ведут себя грубо. От них исходят злые насмешки, унижающие замечания. Могут применяться толчки, удары, о которых другие ребята молчат. Причины подобного поведения могут быть различными. Дети быстро завоевывают лидерские позиции путем применения силы, а другие их поддерживают. Дружелюбный малыш, получив грубый отпор, начинает бояться контактов. Сыплющиеся насмешки вырабатывают чувство собственной неполноценности.

Важно! Обратите внимание на детской окружение: если дружелюбный малыш вдруг обернулся букой, стоит забеспокоиться.

  • Внутренний мир застенчивых детей

Психологи анализируют поведение, образ жизни застенчивых ребят. Выводы касаются внутреннего состояния детей, восприятия мира, познавательных особенностей. Выделяются следующие характеристики:

Интеллект

Робость, речевая неуверенность ошибочно могут быть сочтены проявлениями недостаточного психологического и речевого развития. Большинство стеснительных детей демонстрируют умственные способности выше средних. Чтение, рисование, просмотр развивающих фильмов – способы индивидуального познания мира. Низкая самооценка сопровождается постоянным обдумыванием ситуаций, поведения. Произошедшее оценивается, обдумывается. Поэтому молчание в ответ на несложный вопрос не должно расцениваться как низкий уровень интеллекта. Отказ участвовать в школьном мероприятии не является проявлением ограниченности. Различие в поведении замкнутых детей требует индивидуального подхода.

Переживания

Причина застенчивого поведения – отсутствие уверенности в себе. Такой человек искренне верит, что хуже других. Он считает себя некрасивым, глупым, неуклюжим, неспособным конкурировать с остальными. Низкая самооценка обычно включает некий эгоцентризм. Это означает убежденность в значимости каждого своего промаха, ошибки, возникшего недоразумения. Как будто весь мир внимательно наблюдает, ожидая повода посмеяться или разочарованно отвернуться. Вынужденно начиная ответственное действие, ребенок страшно переживает. Во-первых, он заранее уверен, что ничего не выйдет. Во-вторых, ждет проявлений разочарования и насмешек по отношению к себе. Любой неприятный случай многократно обдумывается, повторяется в памяти. Психологи подчеркивают, что застенчивый ребенок не знает, как преодолеть страх общения.

Темперамент

Стеснительные люди часто считаются флегматичными. Это не всегда верно. Робкие дети наравне с остальными переживают вспышки гнева, раздражительности. Обычно они не позволяют себе открыто выражать эмоции, боясь вызвать неудовольствие окружающих. Они как будто лишены права проявлять чувства, которое есть у других. Собственное мнение не отстаивается. Застенчивые люди боятся конфликтов, всячески избегая любых споров. Единственное, в чем они способны быть открыто не согласны с другими, – отказ от общения или выступлений на публике. Такое упрямство может поражать, но это своеобразная защита личного пространства.

      Папы и мамы, столкнувшись с проблемой, спрашивают, как бороться с застенчивостью у ребенка. Детская застенчивость рассматривается многими практикующими специалистами и рекомендации родителям не столь сложны, как кажется. (Приложение 2).

Стеснительные ребята контролируют выражение лица. Их мимику делает невыразительной постоянное напряжение и поэтому взрослым и педагогам рекомендуются совместные игры для застенчивых детей. (Приложение 3)

Как же с помощью рисования снять застенчивость, стеснительность и прочие эмоциональные зажимы у детей? Конечно же, активно создавать ситуации в детском коллективе, где одногруппники будут вынуждены обращаться друг к другу….будь это просьба передать краски или услышать комментарии о своей работе от друга или это будет простое неформальное общение в процессе творчества. Можно придумать творческие работы, в которых дети будут дополнять друг другу рисунки по очереди, или применить нетрадиционные техники изображения для коллективных работ. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития положительных эмоций. Она позволяет почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с миром, с окружающими. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, помогают бессознательное перевести в сознательное и проработать все негативные моменты.  Дети очень любят коллективное творчество: это может быть рисование, Создание общих, коллективных картин, композиций, где каждый ребенок принимает участие, доставляет особое удовлетворение детям. Такие работы поистине вызывают у них восхищение. И здесь как раз можно наблюдать взаимовлияние материальной и духовной культуры. Ещё А.С. Макаренко говорил о воспитании детей в коллективе. Коллектив оказывает мощное воздействие на формирование личности, и выполнение творческих работ также способствует развитию всех сторон личности. Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач, в том числе и задач по формированию навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. В связи с этим решение  задач  формирования коллективных взаимоотношений неразрывно связано с осуществлением  дальнейшего развития устойчивых доброжелательных отношений в детском коллективе, воспитания культуры общения (освоение правил вежливости по отношению к сверстникам), организованного поведения (умение сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно и совместными усилиями добиваться поставленной цели).

    

Для успешной организации коллективной деятельности необходимо соблюдать этапы:

1. Создать ситуацию для заинтересованности детей, мотивацию деятельности.

2. Обсуждение  с детьми общего  плана  работы, цветового решения, материалов  и способов изготовления композиции. Распределение работы между ее участниками.

3. Предоставление возможности выбора деятельности, материалов, партнеров и т.п.

4. Творческая  художественная деятельность (может  быть индивидуальная, в парах,  в микрогруппах, фронтальная).

5. Поддержка инициативы, творческого замысла детей.

6. Совместный  поиск способов решения композиции.

7. Подведение  итогов работы (удалась ли работа, что особенно удачно, какие были  ошибки, как можно исправить, любование, обыгрывание).

Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами.           Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности и снятия застенчивости.
    Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества взрослых и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.                                                                             

Заключение

Не стоит слишком сильно переживать из-за стеснительности ребёнка. Если ребёнок застенчив, это вовсе не означает, что он вырастет аутсайдером. Ведь далеко не всегда скромность мешает добиться успеха. И уж точно не все проблемы в жизни можно решить напористостью и самопрезентацией. Главное, чтобы у ребёнка было доброжелательное и принимающее окружение, которое ценит его со всеми достоинствами и недостатками. Поэтому лучшее, что можно сделать для придания ребёнку уверенности в себе, — видеть в нём личность и уважать её проявления.

                                         

Список литературы:

  1. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., Профиздат, 2019
  2.  Гуревич Ю. По ту сторону застенчивости // Педагогический калейдоскоп. -2021
  3.  Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена застенчивости / Вопросы психологии. – СПб, 2019
  4.  Галигузова Л.Н. Застенчивый ребёнок // Дошкольное воспитание. - 2020
  5.  Гаспарова Е. Застенчивый ребёнок // Дошкольное воспитание. Издательство «Просвещение». - 2020
  6. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов н/Дону: Феникс, 2020
  7.  Карпенко В. Застенчивость // Воспитание школьников. –М., 2019
  8.  Кленкина.В.Ю., Халявина.О.В. «Застенчивость, как проблема детского возраста», М.,2018
  9. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет. Ярославль, 2020.
  10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. СПб., - М., 2018.
  11. Луговская А. Если малышу трудно подружиться. М., 2021
  12.  Минаева В. Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость // Воспитание школьников. М., 2018
  13. Психология воспитания / Грибанова А.Д., Калиненко В.К. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2019
  14. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 2013. - 352 с. 
  15. Шишова Т. Застенчивый невидимка. М., 2018.

        

Приложение 1

Тест на застенчивость

Волнение испытуемого по их поводу нужно оценить по шкале от 1 до 10.

Примерные варианты предлагаемых ситуаций:

  • Забытая дома поделка или игрушка.
  • Предложение участвовать в неизвестной игре.
  • Необходимость войти в группу с опозданием.
  • Насмешка одногруппника.
  • Запачканная одежда.
  • Неправильный ответ на занятии.
  • Непонятная новая тема занятия.
  • Требования участвовать в каком-либо мероприятии.

Проставленные баллы позволяют проанализировать степень застенчивости.

Приложение 2

Рекомендации родителям

1.Хвалить детей. Отмечать даже совсем маленькие достижения.

         2.  Почаще говорить о своей любви, радости, которую приносит малыш. Важно показать безусловность чувств.

          3. Поощрять, не допуская критических замечаний типа «как обычно». Любой промах – ошибка, скоро получится лучше.

         4. Сравнивать достижения дитя только с его собственными прежними результатами.

         5. Пересказывать смешные случаи, показывая, что всем случается выглядеть нелепо.

          6. Расширять круг детского общения.

          7. Спрашивать совета ребенка. Важно показывать ценность его мнения.

Приложение 3

Игры для снятия застенчивости

Игра «Озорной двойник»

Цель: раскрепощение ребенка, упражнять в отстаивании своего мнения.

Ведущий договаривается с детьми о том, что они повторяют все его жесты, кроме одного, вместо которого они делают свой, тоже заранее оговоренный жест. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Можно усложнить игру, во-первых, увеличить количество неповторяемых жестов, а во-вторых, индивидуализировать их. Каждый ребенок должен будет сделать что-то свое. То есть, перед ним будет стоять цель не поддаться не только внушению ведущего, но и влиянию остальных игроков.

Игра «Угадай эмоцию»

Цель: раскрепощение ребенка, упражнения в узнавании и показывании эмоций.

В начале игры, ведущую роль на себя берет педагог, необходимо представить мимические, пантомимические и проч. упражнения как полезную актерскую тренировку. С особо застенчивыми следует сначала играть вдвоем. Затем, можно увеличивать количество играющих. Правила игры: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начинать необходимо с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (раздражение, возмущение, гнев, ярость).

Игра «Разные голоса»

Цель: упражнять детей в выразительности речи.

Игра заключается в озвучивании различных сказочных героев, необходимо поручить ребенку несколько ролей, чтобы была возможность изменять голос. Очень хорошо подходят для этой цели сказки «Терем-Теремок», «Кошкин дом», «Колобок».

Игра «Изобрази животное»

Цель: раскрепощение ребенка, упражнение в пантомимике.

Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Для организации данной игры следует: во-первых, постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Необходимо

выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками.

Игра «Быстрые ответы»

Цель: снятие напряжения, развитие находчивости, смекалки.

Взрослый располагается перед группой детей, стоящих рядом, и задает им простые вопросы, считая вслух до трех. Например, можно спросить, как зовут ребенка, сколько ему лет, какого цвета крокодил или задать шутливые вопросы типа «Почему лягушки скачут?». Давший подходящий ответ ребенок делает шаг вперед. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания малышей. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими. Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в свои силы и стать более уверенным.

Игра «Где мы были, мы не скажем»

Цель: раскрепощение детей, развитие пантомимики, смекалки, логики.

Задача этой распространенной детской игры — без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.

Игра «Фанты»

Цель: снятие напряжения, страха перед публичными выступлениями.

Фанты можно придумывать всем вместе, а можно оставить это на усмотрение взрослых. Главное, постараться, чтобы в заданиях было как можно больше юмора и чтобы они были детям по силам. Стеснительному ребенку при малейшем затруднении надо помогать, ни в коем случае не укоряя его за робость, а то веселая игра станет для него еще одним источником мучительных переживаний.

Кроме обычных просьб прочитать стихотворение, спеть песенку, покукарекать, похрюкать и рассказать анекдот, в записках, которые играющие выуживают из шапки, могут содержаться просьбы изобразить: обезьяну, льва, ворону, дятла, Бабку-Ежку, хулигана, дряхлого старичка, маленького капризного ребенка, лунатика.

Игра «Рычи, лев, рычи»

Цель: развитие артикуляционного аппарата детей, преодоление скованности и пассивности.

Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Игра «Сказка»

Цель: осознание себя, развитие умения говорить о себе без стеснения.

Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но развитию умения говорить о себе без стеснения.

Игра «Колдун»

Цель: раскрепощение детей, упражнение в пантомимике, развитие логики и смекалки.

Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы ребенок отведает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети должны пересказать то, что «заколдованный» показывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Буклет " Значение нетрадиционных техник изобразительного творчества, как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

quot; Значение нетрадиционных техник изобразительного творчества, как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста"...

Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Любая деятельность всегда начинается с мотива. Мотив, в свою очередь, порождается потребностью. По мнению М.И. Лисиной, «мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тре...

Статья "Игры и игровые упражнения, как средство преодоления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста"

Разные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако, известно, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформи...

Транслирование педагогического опыта на совете педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

на совете педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»....

Игротерапия как средство преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста

Игротерапия как средство преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста...

Система коррекционных игр для преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи игровой коррекции:Цель игровой коррекции:Преодоление трудностей взаимоотношений с окружающими застенчивых детей старшего дошкольного возраста.Задачи игровой коррекции:Преодоление замкнут...