Адаптация детей в ДОУ
рабочие листы по психологии

Носкова Елена Сергеевна

Детский сад – это новый этап в жизни ребенка и его семьи. Каждая семья принимает решение о детском садике в силу разных причин, но в определенный момент принимается положительное решение в пользу детского садика. Адаптация затрагивает три стороны образовательного процесса, а именно ребенка, родителей и педагогов. Не у всех детей адаптация проходит легко. Есть дети, которые приходят в детский сад и адаптируются без каких-либо видимых проблем. Такие дети испытывают от присутствия в детском саду положительные эмоции, быстро устанавливают взаимодействие. Очень многое зависит от профессионализма педагогов, их умения чувствовать, понимать, принимать детей раннего возраста. В этом возрасте дети могут разговаривать, а могут использовать при общении в основном или только невербальные средства общения. Это накладывает своеобразие на общение взрослого с ребенком. Педагог, работающий с детьми раннего возраста, должен уметь понимать и общаться с детьми как на вербальном, так и на невербальном уровне. Педагогу также важно уметь придумывать разные игры, занятия для детей раннего возраста, учитывая особенности возраста и индивидуальность ребенка, уметь чувствовать, понимать его потребности и предпочтения, используя эмоциональное общение, выразительное слово, сюрпризные моменты, исходящую любовь к детям. В период адаптации детей к детскому саду важно помнить, что сменяемость педагогов не желательна, именно поэтому рядом с ребенком в период адаптации участвуют в ней достаточно часто и активно несколько педагогов и психолог, чтобы, если кто-то из взрослых заболеет, то его отсутствие не создало бы дополнительного стресса для ребенка. До семи взрослых могут участвовать активно в адаптации детей, организуя их сопровождение: воспитатель(и), младший воспитатель или помощник воспитателя, психолог, старший воспитатель и (или) методист (заместитель заведующего) и др. 

Представляю вам, презентацию,конспект собрания памятку, анкеты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптационный лист ребёнка

Фамилия, имя ребёнка_________________________________________ дата рождения_______________ дата поступления в ДОУ___________

Аппетит

Завтрак

Обед

Ужин

Сон

Засыпание

сон

Общение

С детьми

Со взрослыми

Активность

В игре

В речи:

Активная

пассивная

Настроение

Условные обозначения: хорошо –

                                         Плохо –

                                         Неустойчиво -

Выводы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

                        Анкета для родителей "Давайте познакомимся"

Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.

 1. Ф. И. О. ребенка _______________________________________________________________

 2. Дата рождения ________________________________________________________________

 3. Домашний адрес, телефон ______________________________________________________

4. Состав семьи__________________ Какой ребенок по счету в семье? ___________________

5. Мать

 Ф. И. О., год рождения ___________________________________________________________

 Образование, специальность ______________________________________________________

Место работы, телефон, рабочий телефон ___________________________________________

 _______________________________________________________________________________

 6. Отец

Ф. И. О., год рождения ____________________________________________________________

Образование, специальность ______________________________________________________

Место работы, телефон,  рабочий телефон ___________________________________________

 _______________________________________________________________________________

7. С кем проживает ребенок _______________________________________________________

________________________________________________________________________________

 8. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании _____________________________________________________________________

9. Другие дети в семье (их возраст, взаимоотношения ребенка с ними) ___________________

 _______________________________________________________________________________

10.  Как вы называете своего ребенка (его любимое имя) ______________________________

11.  К кому из членов семьи ребенок больше привязан ________________________________

12. Часто ли ребенок болеет (причина), какие заболевания, травмы перенёс ______________

________________________________________________________________________________

 13. Основные виды игр и занятий дома _____________________________________________

________________________________________________________________________________

 14. Легко ли рассмешить ребенка __________________________________________________

 15. Какие игрушки любит, кто их убирает ____________________________________________

16. Любимая пища _______________________________________________________________

17. Нелюбимая пища _____________________________________________________________

18. Есть ли у ребёнка аллергия (на что)_______________________________________________

19. Как ребенок просыпается утром: (нужное подчеркнуть)

 а) активен, в хорошем настроении       б) с капризами

20. Часто ли в вашем доме бывают гости (редко, один раз в неделю, один раз в месяц) _____

 _______________________________________________________________________________

21. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские развлекательные учреждения _______

 _______________________________________________________________________________

22. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре (нужное подчеркнуть)

 а) активен, лидер  б) легко присоединяется к играющим     в) испытывает трудности

23. Любимые занятия, интересы:

 а) лепка, рисование, конструированиеб) подвижные игры, физическая активность

в) книги, познавательные игры              г) другое _________________________________

 24. Часто ли капризничает ваш ребёнок?____________________________________________

25. Что может вызвать гнев у ребёнка?______________________________________________

26. Наказываете вы ребенка? Если да, то как? ________________________________________

27.  Какие меры поощрения вы применяете __________________________________________

 _______________________________________________________________________________

28. Кто  занимается воспитанием  ребёнка?__________________________________

29. Кто гуляет с ребёнком?_________________________________________________________

30. Кто будет забирать ребёнка из детского сада?_____________________________________

________________________________________________________________________________

31. Жилищные условия: квартира, кирпичный дом, деревянный дом, съёмное жильё

32. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т. д.) _______________________________

_______________________________________________________________________________

33. Что ждёте от детского сада?_____________________________________________________

34. Какую помощь можете оказать группе?___________________________________________

________________________________________________________________________________

35. Какие дополнительные сведения о ребёнке должен знать воспитатель? ______________

________________________________________________________________________________

36.  Ваши пожелания _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Кто заполнял анкету?_____________________________________________________________

Дата заполнения_________________________________   Подпись_______________________



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим ответить на вопросы данной анкеты. Ваши ответы помогут организовать успешную работу с малышами, поступившими в детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.

1. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду?

а) ребенок адаптировался полностью;

б) ребенок утром не хочет идти в детский сад;

в) ребенок иногда не хочет идти в детский сад;

г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду.

2. Как протекала адаптация Вашего ребенка к детскому саду? Малыш шел в детский сад:

а) с плачем;

б) с уговорами;

в) без эмоций;

г) с удовольствием.

3. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:

а) обычным;

б) отказывался от еды;

в) плохо засыпал;

г) был сильно угнетен;

д) полон впечатлений;

е) свой вариант ответа_______________________________________

4. Что Вас особенно беспокоит в поведении ребенка в настоящее время?

а) к вечеру устает;

б) кризис 3-х лет;

в) повышенная возбудимость;

г) нежелание идти в детский сад;

д) стал вредничать, капризничать;

е) нет проблем;

ж) свой вариант ответа_______________________________________

5. Замечаете ли Вы положительные изменения в эмоциональном состоянии и поведении ребенка? Какие?

а) стал общаться с ребятами;

б) спокойнее реагирует на незнакомых людей;

в) стал играть в игрушки;

г) пока не заметили;

д) больше говорит;

е) стал спокойнее и самостоятельнее;

ж) свой вариант ответа________________________________________

6. Проводите ли Вы беседы с ребенком о проведенном дне в детском саду?

а) всегда интересуюсь;

б) интересуюсь и планирую с ребенком следующий день;

в) инициатором беседы является сам ребенок (делится своими впечатлениями);

г) не вижу в этом смысла.

7. Удается ли Вам дома соблюдать режим дня, приближенный к режиму дня в детском саду?

а) соблюдаем;

б) стараемся, хотя это сложно;

в) дома у нас свой режим.

8.  Что на Ваш взгляд способствует благополучной адаптации ребенка к ДОУ?

а) доброе отношение воспитателя к ребенку;

б) большое количество игрушек в группе;

в) хорошее здоровье ребенка;

г) соблюдение режима дня в детском саду и дома;

д) единый подход к вопросам адаптации со стороны родителей и воспитателей.

е) свой вариант ответа_______________________________________________

Благодарим за ответы!



Предварительный просмотр:

Филиал МАДОУ ЦРР-д/с «Солнышко» с.Новобелокатай

«Детский сад «Светлячок» с.Новобелокатай»

Памятка для родителей

«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду»

http://66.ngsdo.ru/preview/market/cd3fc1eb35f4468df8d782cfa999d93d_1428308369_550_538.jpg

Педагог-психолог:

Носкова Е.С

.

Филиал МАДОУ ЦРР-д/с «Солнышко» с.Новобелокатай

«Детский сад «Светлячок» с.Новобелокатай»

Памятка для родителей

«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду»

http://66.ngsdo.ru/preview/market/cd3fc1eb35f4468df8d782cfa999d93d_1428308369_550_538.jpg

Педагог-психолог:

Носкова Е.С

F:\брошурка.jpg

F:\брошурка.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация детей в детском саду педагог

Слайд 2

Наш малыш - «наше сокровище, наше счастье, свет наш в окошке» - уже немного подрос, начал ходить, бегать и говорить. Пора отдавать в детский сад! Ребенок привыкает к посещению детского сада в течении одного-двух месяцев. Любая адаптация идет на двух уровнях: Физическом Психологическом

Слайд 3

На физическом уровне малышу надо привыкнуть: К новому режиму - определенному, заданному ритму жизни, новым нагрузкам ( необходимо сидеть, слушать, выполнять просьбы); Необходимости самоограничений; Невозможности уединения; Новой пище, новым помещениям и т.д. На психологическом уровне малышу стоит привыкнуть: К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы и т.д.); Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами; Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать; Необходимости отстаивать свое личное пространство.

Слайд 4

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ: УСТАЛОСТЬ Если с ребенком сложно справиться вечером после садика, то основная причина такого его поведения – усталость: Оторванность от мамы и присутствие вокруг большого количества чужих людей – основные источники напряжения для крохи; Кроме того, дома он живет по одним правилам, а в садике они в большей или меньшей степени отличаются от домашних; Каждый день ему приходится переключаться то на ваш стиль общения, то на стиль общения воспитателей. Заботливым родителям нужно смягчить ту травмирующую ситуацию, которую испытывает ребенок, и помочь ему адаптироваться, снять напряжение после пребывания в детском саду .

Слайд 5

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ: РЕЖИМ Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен Резкая его смена – это стресс Узнайте режим вашего садика и начинайте постепенно вводить его дома, адаптировать к нему ребенка. Хорошо, если вы сделали это за месяц-полтора до того, как малыш впервые окажется в саду. Ребенку будет от этого только лучше, ведь все детские сады функционируют в одном режиме, рекомендованном педиатрами и детскими неврологами.

Слайд 6

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: СПАТЬ ПОРА Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание причина плаксивости, ослабления внимания, памяти. Дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми, снижается аппетит и сопротивляемость организма к заболеваниям.

Слайд 7

Лучшее пробуждение ребенка – самостоятельное; Если ребенка будят в фазе глубокого сна, то он просыпается не сразу, тяжело, часто капризничает, бывает вял и пассивен; Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения; Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно; Одежда должна быть простой, чтобы ребенок мог самостоятельно легко снимать и надевать ее. АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ДОБРОЕ УТРО, МАЛЫШ!

Слайд 8

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ТЫ УЖЕ БОЛЬШОЙ! Старайтесь, чтобы малыш умывался, одевался, засыпал и аккуратно ел за общим столом, пользуясь вилкой и ложкой, пил из чашки. Важно, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости. Чем лучше эти навыки развиты, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт ребенок испытывает вдали от мамы в незнакомом коллективе.

Слайд 9

Но! Как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику, на первых порах ему будет трудно. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка; Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей; Если по возвращении домой из садика ребенок часто засыпает раньше обычного, но при этом не просыпается рано ему необходимо больше отдыхать для восстановления сил.

Слайд 10

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: НИКАКОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых впечатлений.

Слайд 11

Отложите на время все нововведения: - Не подходящий момент, чтобы менять няню; - Делать в квартире ремонт; - Устраивать кроху в новый кружок и т.д. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку: - Побудьте с ним вдвоем; - Поиграйте или почитайте вместе; - Не спешите домой после садика; - Погуляйте на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой; - Обсудите прошедший день; - Выслушайте ребенка, ответьте на все вопросы и поддержите, если произошла малейшая неприятность.

Слайд 12

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: НЕ ПУГАЙТЕ САДИКОМ Если кроха возбужден и неуправляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!» Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают; Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Слайд 13

Признаки успешной адаптации к детскому саду: Нормальный сон. Засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не просыпается во сне; Хороший аппетит; Нормальное поведение. Дома ведет себя как обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает; Нормальное настроение; Легко просыпается по утрам; Есть желание идти в детский сад.

Слайд 14

Признаки дизадаптации к детскому саду: Нарушение сна. Плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок; Нарушение аппетита. Отказывается от еды, есть мало, жалуется на боли в животе; Появление вялости, капризности; Появление агрессивности, часто меняется настроение; Ребенок стал чаще болеть.

Слайд 15

Факторы, мешающие адаптации ребенка к детскому саду: Слишком сильная зависимость ребенка от мамы; Чрезмерная тревожность родителей; Нежелание взрослых давать самостоятельность малышу; Воспитание ребенка в духе вседозволенности; Болезненность малыша; Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.

Слайд 16

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!



Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.

Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.

С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды.

 

2.Основные особенности нормально текущего периода адаптации.

1.Нарушения настроения.

Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность – от недели до 1,5 месяца).

2. Нарушения сна.

Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном; утром же их бывает очень трудно разбудить в нужное время. Некоторые дети не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22–23 ч. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность – от 1 до 2 месяцев).

3.Нарушения аппетита.

Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к приему протертой пищи в домашних условиях, может оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью некоторых детей это может привести к кратковременным желудочнокишечным расстройствам – рвоте, болям в животе, икоте, иногда – к пищевой аллергии (продолжительность – от 1 недели до 1 месяца).

4. Понижение иммунитета.

Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность – от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше).

5. Нарушение поведения

Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и т. д.) (продолжительность – от 1 недели до 2 месяцев).

Широко распространена и другая ситуация – ребенок замечательно ведет себя в детском саду, но, придя домой, начинает проявлять немотивированную агрессию и устраивать беспричинные истерики.

 Отнеситесь ко всем этим явлениям с пониманием. Ребенок ведет себя так не назло вам, а просто потому, что он переживает сильнейший стресс. Родительская любовь и внимание способствуют скорейшей адаптации ребенка в детском саду не меньше, чем грамотные действия педагогов.

 

3.Фазы адаптационного периода.

В зависимости от длительности  адаптационного периода  различают три степени приспособления  ребёнка к детскому саду: легкую (1-16 дней), среднюю (16-32), тяжёлую (32-64 дня).

При лёгкой адаптации   поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели  налаживается сон. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух недель.

Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стой кий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2—3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой  медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных,  но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.

- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, поэтому первый день в группе чрезвычайно важен.

- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
- Личное неприятие персонала группы и детского сада. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Также родителям надо знать, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

 

4.Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

- Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

- Наличие у ребенка своеобразных привычек.

- Неумение занять себя игрушкой.

-Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

-   Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

 

5.Как помочь ребёнку приспособиться к детскому саду.

-Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1—2 недели можно перейти на обычный режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению.

-Готовьте ребёнка  к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками.

-Поиграйте с ребёнком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть  в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут  ему на них реагировать. Этим Вы уже будете  закладывать основы  общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале в детский, потом в школьный, а затем уже и взрослый.

-В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

-Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада. Вместе с тем, отправляя ребенка в садик, не сулите ему райской жизни, будьте честны с малышом, однако делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться.

- Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.).

-Дайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом, Пусть игрушка «ходит в садик» с ним ежедневно и знакомиться там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.

-Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребёнка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть  какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов питания, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.

- Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что Вы его любите и обязательно придёте за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребёнком, например, о том, что Вы помашете ему в окошко и пошлете воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить Вас. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

-Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного протекания этого периода -  отказ от чувства вины. Если у Вас есть хоть малейшие колебания, ребёнок  их «уловит», и ему будет ещё труднее расставаться с Вами.

         По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Отдав ребенка в садик, Вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более тёплыми, если Вам есть что рассказать друг другу.

- Имейте в виду, что проблемы адаптации ребёнка в садике могут возобновиться после праздников, каникул, болезни. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребёнка в детском саду, либо в  течение  какого-то времени по договоренности с  воспитателем устраивать перерыв в середине недели.

-Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду!

-Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать ему как можно больше времени - гулять, играть, разговаривать.

-В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте ребенка.

-  Ежедневно расспрашивайте ребёнка о жизни детского сада. Удивляйтесь, хвалите ребёнка. Ваша беседа должна быть эмоционально ярко окрашена. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьёз, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным.

-  Избегайте вопросов: «Что вы сегодня делали? Что вы ели? Как ты себя вёл? Спросите: «С кем ты сегодня играл? О ком вам читали книжку? Вы сегодня рисовали? На завтрак была каша или яичко?».  И т.д.

- Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста.

- Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

 

Задача родителей в период адаптации ребёнка к детскому саду – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребёнком, говорить приветливые фразы: «Я по тебе соскучилась», «Мне хорошо с тобой». Обнимайте ребёнка как можно чаще!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

Тематичессский контроль по теме:  «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей,  а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....