ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УХОД - ЗАЛОГ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
статья по психологии

Тулушева Юлия Юрьевна

Большинство родителей рано или поздно приходят к мысли, что пора подбирать для своего любимого ребенка детский сад. Родителей самых малышей больше интересуют комфортные бытовые условия, питание, вопросы здоровья; они волнуются, как ребенок будет привыкать и как долго продлится адаптационный период. Родителей детей постарше больше интересуют академические знания, успехи и достижения, образовательные результаты и готовность детей к школе. Абсолютно все родители хотят, чтобы ребенок шел в детский сад с удовольствием.

Что лежит в основе удовольствия от посещения детского сада? Что является прочным фундаментом, на котором строится успешная адаптация ребенка к детскому коллективу?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiholog_detskogo_sada.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГ ДЕТСКОГО САДА – КТО ОН?

Среди множества важных сотрудников детского сада (воспитатели, педагоги дополнительного образования, логопеды, медицинский персонал, повара) есть специалист, который в понимании родителей выступает в самых неожиданных ролях – семейный психотерапевт, психиатр, волшебник, мастер по ремонту детей, сотрудник скорой помощи, для некоторых вообще непонятый сотрудник. Специалист, к которому отношение бывает неоднозначным.

На самом деле, детский психолог обладает обширным кругом знаний о психике ребенка. Его миссия – помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру и создать условия для его своевременного и полноценного развития. Как никто другой, он заботится об эмоциональном и физическом благополучии детей и их близких, помогает справиться с психологическими проблемами и создает фундамент выстраиваемых процессов в детском саду.

В нашем детском саду деятельность психолога неслучайно называется «Психологическое сопровождение», ведь «сопровождать» значит «сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать».

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УХОД В НАШЕМ ПОНИМАНИИ?

Одним из направлений «Психологического сопровождения» является «Психологический уход».

Психологический уход – комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в рамках развития, обучения, воспитания и социализации ребенка. Говоря о психологическом уходе, мы подразумеваем определенные подходы и техники, которые обеспечивают психологическую безопасность ребёнка в детском саду и уважение к его личности. Это выражается в понимании и безусловном принятии ребенка, то есть в принятии его таким, какой он есть, с его индивидуальными особенностями.

Когда ребенку психологически комфортно? По сути, когда соблюдены три его базовых потребности:

  • физиологическая: ребенок сыт, ему тепло и сухо, его не мучает жажда, ему не душно, ему достаточно пространства, у него аккуратная одежда, есть игрушки, на него не воздействуют внешние раздражители.
  • потребность в безопасности: ребенку не страшно, он доверяет взрослым, которые его окружают, он не боится наказаний, он чувствует себя защищенным.
  • потребность в принятии: ребенка принимают и любят таким, какой он есть со всеми его особенностями характера и темперамента.

Как результат, при правильно организованном процессе психологического ухода у ребенка сформирована активная позиция и мотивация к разным сферам деятельности (познавательная активность, стремление к участию, любознательность).

Мы уверены, что психологический уход важен в любом возрасте и эффективность воспитания и обучения детей напрямую зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников.

Поэтому обеспечение психологического ухода для нас как педагогов детского сада «Школа Сотрудничества» – исключительно важное направление работы.

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УХОДА?

Психологический уход включает в себя самые различные приемы и принципы взаимодействия с детьми. В нашем детском саду в общении и взаимодействии с детьми мы руководствуемся правилом трех «П»:

«П» - понимание. Здесь мы говорим об умении увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

«П» - приятие, что подразумевает безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».

«П» - признание. Прежде всего, это право ребенка в решении тех или иных проблем. Для нас важно, чтобы у ребенка было ощущение, что выбор делает именно он.

Реализуя эти правила, устанавливая доверительный личностный контакт с каждым ребенком, поддерживая уверенность в себе, воспитывая самостоятельность и инициативность в процессе общения, тем самым обеспечивая ребенку психологический уход. Мы развиваем эмоциональную, и интеллектуальную сферу ребенка, работаем на объединение детей, закладываем традиции гармоничных и уважительных межличностных взаимоотношений в детском коллективе.

КАКОВЫ ТИПИЧНЫЕ СИТУАЦИИ, ТРЕБУЮЩИЕ ВНИМАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УХОДА?

Мы нацелены на выстраивание долговременных взаимоотношений с каждой семьей, поэтому в каждой отдельно взятой ситуации мы идем от конкретного ребенка. Все события, которые происходят в течение дня, анализируются ежедневно внутри психолого-педагогического коллектива, а далее обязательно обсуждаются с родителями, чтобы действия и слова всех сторон были согласованы и направлены на успешное привыкание к детскому коллективу. Для нас любая ситуация, даже та, которая кажется мелкой и незначительной, является важной и получает соответствующее внимание.

Часто на психологическое состояние ребёнка влияет появление второго ребенка семье, переезд на новую квартиру, подготовка и участие в различных конкурсах и соревнованиях, в том числе вне детского сада, собеседование в школе, приезд родственников.

Есть масса ситуаций, связанных с состоянием успешности или неуспешности. Например, «я у меня не получится сделать это задание», говорит ребенок, даже не приступив к выполнению задания. Или «я хочу быть первым» и при этом мне не важно, что такое же желание есть и у других детей. «Я не буду играть с тобой, ты у меня выиграешь» и сильное расстройство при проигрыше играх с правилами. Есть дети, которые, напротив, бояться принимать на себя ответственные роли. Эти и многие другие ситуации заслуживают нашего внимания и подробной проработки.

Бывают ситуации, когда к нам приходят дети с негативным опытом посещения другого детского сада. Тогда мы выстраиваем адаптацию с учетом данных фактов, ведь адаптация – важнейший период пребывания в детском саду. Именно успешность ее прохождения будет определять, с каким настроением ребенок будет посещать детский коллектив, как легко будет усваивать информацию и новые знания, как будет продолжаться его последующая социализация и овладение коммуникативными стратегиями.

Бывают ситуации, когда интеллектуально ребенок опережает свой возраст, а эмоционально-волевая сфера еще находится в стадии формирования. Это тоже требует нашего пристального внимания.

Мы хотим подчеркнуть, что психологический уход – это не только взаимодействие с детьми в стенах детского сада, это не только положительная психологическая атмосфера в детском саду. Мы уделяем внимание психологическому климату семьи, характеру взаимоотношений ребенка с родителями, а не только с воспитателями и педагогами детского сада. Наши родители привыкли рассматривать все вопросы псих ухода с нами комплексно, понимая, что здоровье ребенка, как физическое, так и психологическое и эмоциональное, складывается из событий в детском саду и дома.

В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВАШЕЙ РАБОТЫ?

Работа психологов и педагогов нашего детского сада очень многогранна и тесно связана с основной целью детского сада – гармонично и всестороннее развитая личность ребенка, готового к изменению социальной ситуации на этапе перехода из детского сада в школу.

Мы учим детей понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей. Мы знакомим со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый». Мы корректируем проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, при этом не нарушая особенностей личностной структуры ребенка. Мы уважаем право ребенка быть самим собой.

В наших группах ровное, уважительнее отношение друг к другу. Дети овладевают техниками, которые позволяют снять тревогу при разных ответственных мероприятиях – публичные выступления, спектакли, поэтические вечера, шахматный турнир, детская конференция.

Результатом нашей работы мы видим ребенка, который спокойно принимает изменяющиеся обстоятельства, может налаживать отношения с окружающими, способен к саморегуляции, самоанализу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей "Правильное общение с ребенком - залог гармоничного развития личности."

В данной презентации кратко и содержательно изложены рекомендации для родителей по правильному общению с детьми, основанные на книге Ю. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"...

Организация игры и ее воздействие на гармоничное развитие личности ребенка

Период бодрствования детей в дошкольном учреждении складывается из многообразной деятельности:1. организованные учебные занятия,2. труд,3. развлечения,4. самостоятельная и целенаправленная двигательна...

«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка»

«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка»    «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравствен...

Семинар-практикум для родителей. Тема:«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»

laquo;Мы не знаем более могущественного и болееблагоприятного средства воздействия на жизньи процветание всего организма,чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям...

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей как одно из важных условий гармоничного развития личности ребенка-дошкольника.

Статья написана в помощь начинающим педагогам, а также тем воспитателям, которые, проходя курсы повышения квалификации, систематизируют накопленный педагогический опыт....

Консультация для родителей «Гармоничное развитие личности ребенка через музыкально-ритмические движения»

Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей......