Непослушание
статья по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дербина Марина

Размышление о проблеме непослушания и рекомедации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neposlushanie_statya_na_portal.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Непослушание

Если представить себе жизнь непослушного дошкольника, то получится картинка, далекая от идеала «счастливого детства». Много сильных желаний, манящих вещей, противоречивых  намерений, с одной стороны,   и  постоянные окрики, наказания, недовольство взрослых с другой. Буря эмоций, и снова попытка сделать так, как хочешь.

Родители непослушных детей часто бывают вымотаны, озадачены тем, что не могут справиться с маленьким ребенком, разочарованы родительством вообще.

Причины, по которым ребенок не может освоить  правила, принятые в обществе, и  придерживаться их, разнообразны. Они связаны и с личностью  ребенка (темперамент, характер, возраст), и его особенностями здоровья (хронические заболевания, интеллектуальное и психическое отставание, СДВГ и пр.), и с жизненными событиями, и с условиями воспитания в семье.

В книге Рассела Баркли и Кристины Бентон «Ваш непослушный ребенок» авторы приводят  примеры  различных самоопросников:

  • в какой момент поведение ребенка можно обозначить как проблемное;
  • в каких ситуациях стоит обратиться к специалисту;
  • какие личностные черты родителей и особенности их взаимоотношений могут негативно влиять на поведение ребенка.

Обычно родители пробуют множество способов воздействия на поведение ребенка – от увещеваний и просьб до наказаний и яростного сопротивления. Чем больше таких неудачных попыток предпринимает родитель, тем больше ребенок получает простора для своих «выходок». И жизнь семьи превращается в сплошные военные действия. В такой обстановке родители теряют самоуважение и спокойствие, а дети не получают нужных границ.

Одним из принципов детской психологии является следующий: Ребенок ведет себя настолько хорошо, насколько может.

Что же делать, если он не может?

Влиять на характер, поведение, пытаться переделать другого человека – сложно. Выбирать можно  свою позицию, свою реакцию, свои действия. И надеяться, что постепенно поведение ребенка изменится (если за ними нет серьезных нарушений здоровья).

Задача взрослого – научиться отстаивать границы так, чтобы сохранять отношения.

Отношения – то, над чем нужно работать в первую очередь. Можно начать с  регулярной 10-15ти минутной игры с ребенком, в которой взрослый должен соблюдать определенные правила: не указывать, не критиковать, не иронизировать, не спрашивать, не обучать. Если 15 минут не получается, можно начать с пяти. Просто посидеть рядом с ребенком, комментировать нейтрально, без оценок (ты нарисовал дом, ты бросаешь мяч, ты взял кубики).  В такой игре ребенок может расслабиться, почувствовать включенность, внимание, интерес к нему родителя.

Второй необходимый момент – поощрять и радоваться любому проявлению того поведения, которое Вам нужно (сам поднял игрушку, был рядом на улице, дал поговорить по телефону). Для ребенка будет приятны и важны Ваши слова.

Третье: любое поощрение или наказание должно идти сразу за поступком, после первого же предупреждения. Слова про то, что «так нельзя», «я накажу», «ты опять начинаешь»  сливаются у ребенка в одну нотацию, а в это время он может выиграть еще пять минут  у компьютера, например, и это важнее. Вы говорите «Время закончилось, я выключаю свет», или «Эти игрушки не для бросания ими в стену, я их уберу», «Если ты продолжишь кричать, мы выйдем из магазина», и в течение двух минут, если ребенок не может остановиться, исполняете сказанное. Ребенку легче усвоить результат в действии, чем отдаленную перспективу (Если ты сегодня будешь плохо себя вести в гостях, мы в выходные не пойдем в кино – далеко, сложно, забудется, не сработает как стимул).

Если Вы просите ребенка что-то сделать (одеться, полить растения, принести карандаши), не возвращайтесь к свои делам, к телефону, будьте включены и наблюдайте – услышал ли ребенок, понял ли,  получается ли у него, и какая нужна помощь.  Если предложение «одеться» сложно, разбейте на этапы.  Начиная с самых простых микро-просьб, дайте понять ребенку, что Вы относитесь к этому серьезно и спокойно, верите, что он справится, готовы поддержать и помочь.

Для того чтобы терпеливо выносить сложное поведение ребенка и держать границы, нужен большой ресурс. Так что прежде, чем приступать к работе с ребенком, сделайте максимально для своего здоровья – поддержка других взрослых, психологическая помощь, отдых, чтение книг по детской психологии. Чтобы исправить ситуацию, нужна некоторая дистанция, с которой Вы сможете наблюдать за  развитием ваших отношений и изменениями в поведении ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Причины непослушания"

Предлагаю в помощь родителям и воспитателям консультацию на тему: "Причины непослушания",...

Остров Непослушания

Конспект физкультурно-оздоровительного  праздника  для  детей  подготовительной группы и их родителей....

Лекция "Для чего нужен возраст непослушания"

Лекция о возрасте непослушания....

Презентация к лекции "Для чего нужен возраст непослушания"

Материал к лекции "Для чего нужен возраст непослушания"...

Сценарий выпускного праздника "Праздник Непослушания"

Авторская разработка по мотивам одноименной сказки С. Михалкова....

Непослушание детей.

Чтобы ребенок услышал вас -надо говорить мало....

Детское непослушание

Консультация для родителей...