Конспект родительского собрания «Валидация в общении родителей с ребенком»
консультация по психологии

По мнению многих психологов детско-родительские отношения играют черезвычайно важную роль и имеют решающее значение в развитии личности ребенка.

На сегодняшний день проблема отношений родителей и детей является важным фактором детского психического благополучия.

Психическое развитие ребенка опосредованно взаимодействием и общением со взрослыми, родителями. Прежде всего в семье ребенок получает свой первый опыт эмоционального и социального взаимодействия. Именно поэтому особую важность несет валидация в общении родителей с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

«Валидация в общении родителей с ребенком»

Вводная часть:

По мнению многих психологов детско-родительские отношения играют черезвычайно важную роль и имеют решающее значение в развитии личности ребенка.

На сегодняшний день проблема отношений родителей и детей является важным фактором детского психического благополучия.

Психическое развитие ребенка опосредованно взаимодействием и общением со взрослыми, родителями. Прежде всего в семье ребенок получает свой первый опыт эмоционального и социального взаимодействия. Именно поэтому особую важность несет валидация в общении родителей с ребенком.

Валидация- это способ принимать свои чувства или чувства окружающих. Валидация – не значит согласие или одобрение, это признание и принятие мыслей, эмоций, чувств и поступков как понятных.

Основная часть:

Грамотно выстроенные детско-родительские отношения являются одним из факторов успешного развития ребенка.

Важно помнить, что низкая валидация это лучший предиктор семейных разногласий. А если над этим вовремя не начать работу, низкая валидация может быть одним из главных педикаторов для алкоголя, наркотиков, постепенно трансформируясь в один из лучших предикторов пограничной личности.

Таким образом валидация является одним из главных компонентов в детско-родительских отношений.

Вот несколько фраз, которые можно использовать при валидации в детско-родительских отношениях:

-Я рядом, я готова выслушать

-Я вижу, что тебе больно (стыдно, обидно)

-Как я могу тебе помочь

- Хочешь ли ты, об этом поговорить

-Нормализация

- Полная искренность

   Обратная сторона валидации- инвалидация.

   Инвалидация- обесценивание чувств ребенка. Подобные реакции воспринимаются ребенком как отвержение и формируют у него ощущение собственной неадекватности и ненормальности.

Обесценивание – это разновидность психологического (эмоционального) насилия. Оно может проявляться в виде:

- Непринятия чувств всерьез: «Нашел из-за чего грустить»

- Обобщения: «Ты опять …»

- Запрета на чувства: «Не грусти»

- Сравнения: «А вот у Маши дочка худее»

- Запрета на желания: «Мало ли чего ты хочешь»

- Непрошенных советов: «Я бы на твоем месте поступила бы вот так …»

Важно помнить, что если родитель выбирает противоположную валидации сторону,то неизбежна компенсация неблагоприятных условий, каждая из которых имеет свои негативные последствия с формированием целостной личности ребенка.

Практическая часть:

Предлагаю рассмотреть несколько примеров использования валидации в системе детско-родительских отношений. Аудитория делится на две части, им выдаются карточки с репликами родителей и ребенка, задача проиграть ситуацию и выбрать правильный ответ ребенка на реплику одного из родителей.

Задания:

1. Ребенок совершил ошибку, но показал искреннее сожаление. Как родитель, как Вы отреагируете?

Вариант 1: Наказать ребенка и выразить разочарование в его поступке.

Вариант 2: Признать, что ребенок осознал свою ошибку и выразить ему поддержку и понимание.

2. Ребенок испытывает страх перед темнотой и не хочет спать один в своей комнате. Как родитель, как Вы подойдете к этой ситуации?

Вариант 1: Понять и признать страхи ребенка, предложить ему способы справиться с ними.

Вариант 2: Принудить ребенка заснуть в своей комнате и сказать, что его страхи нереальны.

Продолжаем нашу тренировку в валидации. Давайте пройдем небольшой устный тест:

Ситуация 1: Ребенок пришел домой из школы и рассказывает о том, что его одноклассники издеваются над ним.

Вариант 1: "Просто игнорируй их, и они перестанут тревожить тебя."

Вариант 2: "Ты должен ответить им тем же самым, чтобы они поняли, что не следует с тобой связываться."

Вариант 3: "Я понимаю, что это неприятно для тебя. Расскажи мне больше о том, что происходит, и мы вместе найдем решение."

Ситуация 2: Ребенок совершил ошибку и испытывает чувство вины.

Вариант 1: "Я понимаю, что ты чувствуешь себя виноватым. Все мы совершаем ошибки, и это нормально. Давай попробуем исправить ситуацию вместе."

Вариант 2: "Не переживай, это всего лишь мелкая ошибка. Не стоит об этом беспокоиться."

Вариант 3: "Ты всегда делаешь ошибки. Тебе нужно быть более внимательным."

Ситуация 3: Ребенок испугался громкого звука и начал плакать.

Вариант 1: "Не плачь, это глупо. Ничего страшного не произошло."

Вариант 2: "Я понимаю, что ты испугался. Это нормальная реакция на громкий звук. Я здесь, чтобы тебя утешить."

Вариант 3: "Ты должен быть смелым и не плакать из-за таких мелочей."

(После всех практических заданий идет обсуждение ситуаций и выбранных ответов.)

Рефлексия.

Хочется спросить:

- На сколько была сложна тема?

- Правильно ли Вы отвечали на представленные ситуации используя навык валидации?

- Что может быть главным (важным) в построении самовалидации?

- На сколько важно обладать навыками самовалидации в детско-родительских отношениях и почему?

На этом данная тема подходит к концу. Очень надеюсь, что полученная информация была полезна и несла определенную ценность для Вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания на тему "Как заслужить доверие ребенка"

Заложить основы доверия между родителями и педагогами в ходе воспитательно-образовательного процесса. Развивать конструктивные представления о детях.Формировать адекватное отношение родителей к индиви...

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Цели собрания:-                повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...

Конспект родительского собрания. «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка».

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с деть­ми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотнош...

План-конспект родительского собрания на тему "Без игр прожить ребенку никак, никак нельзя"

Данная работа содержит рекомендации воспитателям и педагогам по проведению родительского собрания о роли игр и игрушек в жизни ребенка-дошкольника в форме собрания-совещания....

Конспект родительского собрания "Что я знаю о своем ребенке"

Форма проведения: конкурс.Участники: родители, воспитатели, старший воспитатель, педагог-психологЦели:-     Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активно...

Конспект родительского собрания в старшей группе. « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы " Собрание-практикум.

Конспект родительского собрания в старшей группе.СЛАЙД 1Тема: « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы "Собрание-практикум. Цели и задачи:Формирова...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе. "Как подготовить ребенка к школе – советы родителям будущих первоклассников"

Родительское собрание"Как подготовить ребенка к школе – советы родителям будущих первоклассников"Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем собрании. Этот год...