Нетворкинг «Профилактика эмоционального выгорания педагога»
методическая разработка по психологии

Алексеева Ольга Валерьевна

Синдром «эмоционального выгорания» рассматривают как вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми, - врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т.д. Профессиональная помощь при «эмоциональном выгорании» включает применение лекарственных препаратов и различные виды психотерапии. Однако педагогу в большинстве случаев нужна не медицинская помощь, а социально-психологическая — по выработке необходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netvorking.docx106.19 КБ

Предварительный просмотр:

Нетворкинг «Профилактика эмоционального выгорания педагога»https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/w/WHwcJSKprZCX419osRa62hVPUnbeQ3dmMfAEuOD7N/slide-1.jpg

подготовила и провела педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

Алексеева О.В.

Цель:

- обогащение теоретического и практического опыта педагогов, способствующего предотвращению возникновения синдрома «эмоционального выгорания».

Задачи:

- познакомить с методом «нетворкинг»

- актуализировать знания педагогов о проблеме профессионального здоровья и синдроме «эмоционального выгорания»

- познакомить педагогов со способами профилактики синдрома «эмоционального выгорания», методами регуляции эмоциональной сферы.

- обучить использованию некоторых приемов и техник саморегуляции, самопомощи, самоподдержки

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, цветные карандаши, листы бумаги А4, ассоциативный тест К. Юнга на бланках.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые коллеги! Ежедневно, ежечасно Вы согреваете своим теплом десятки детских сердец, освещаете им путь в будущее, буквально «горите» на работе, на которой нет места фальши, где любое движение эмоционально окрашено, где на каждом шагу подстерегают сюрпризы (не всегда приятные). И тут главное не превратиться в пепел, не «выгореть». Наша сегодняшняя встреча будет посвящена именно тому, как не превратиться в пепел и суметь не выгореть эмоционально.

Проходить наша встреча будет в формате нетворкинга. Что это такое спросите вы?

Термин «нетворкинг» — прямая калька с английского слова networking, которое объединяет понятия «сеть» и «работа». То есть простыми словами нетворкинг — это создание определенной сети знакомств, которая помогает в карьере и позволяет решать некоторые рабочие вопросы.

В педагогике нетворкинг – это развивающее мероприятие в рамках единого проекта для информирования родителей, обмена оперативной информацией, организации дистанционных занятий, досуговой деятельности дошкольников.

Нетворкинг – это социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро решить сложные жизненные задачи. Одно из основных правил нетворкинга – быть полезным и ценным для людей.

Ключевые принципы нетворкинга:

- инициирование знакомств в любой ситуации

- принцип «Чем я могу быть полезен?»

- обмен полезной информацией

- принцип позитива

- каждое знакомство ценно

- партнерство эффективнее соперничества.

Опираясь на ключевые принципы нетворкинга мы с вами сегодня и разберем понятие «эмоциональное выгорание».

2. Теоретическая часть.

Что вообще означает термин «эмоциональное выгорание»? Почему о нем так часто говорят?

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально включила профессиональное выгорание в 11 пересмотр Международной классификации болезней (МКБ-11). Согласно этому решению, речь идет о специфическом синдроме, который развивается у человека в процессе его профессиональной деятельности и выражается в состоянии эмоционального и физического истощения, отчуждении от людей, с которыми человек взаимодействует, а также в отсутствии профессиональных планов и крушении надежд.

Синдром «эмоционального выгорания» рассматривают как вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми, - врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т.д.

Почему «выгорают педагоги»? Может быть у вас есть свои варианты ответа на этот вопрос? Поделитесь ими с нами.

Выделяют ряд внешних и внутренних факторов:

1. Группа организационных (внешних) факторов включает в себя социально-психологические условия и содержание работы:

- хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, связанная с интенсивным общением. Педагогу, работающему с детьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: внимательно воспринимать, сопереживать, быстро принимать решения;

- дестабилизирующая организация деятельности: нечеткая организация и планирование труда, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие шума, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность;

- повышенная ответственность за исполняемые функции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается педагогов, воспитателей и т. д. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии ребенка. На всех, кто работает с детьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за их благополучие. Плата за это — нервное перенапряжение, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, определяющаяся двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали (система «руководитель — подчиненный») и по горизонтали (система «коллега — коллега»). Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать свои эмоции, а других — искать способы экономии эмоциональных ресурсов. Рано или поздно человек будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.

2. К внутренним факторам, обусловливающим «эмоциональное выгорание» относят следующие:

- склонность к эмоциональной ригидности: эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволять ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так, что, проработав «в людях» до пенсии, человек, тем не менее, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию;

- интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности: возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль, когда по молодости, неопытности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждая сложная ситуация профессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, мучительные раздумья и бессонницу. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание — это безграмотное сочувствие, полное растворение в другом. Эмоциональные ресурсы истощаются и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию;

- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Профессионал в сфере общения не считает необходимым или не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание в работе с детьми. Это стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы — безразличие, равнодушие, душевную черствость.

В связи с вышеизложенными фактами остро стоит вопрос об охране здоровья педагога, его профессиональном долголетии. Профессиональная помощь при «эмоциональном выгорании» включает применение лекарственных препаратов и различные виды психотерапии. Однако педагогу в большинстве случаев нужна не медицинская помощь, а социально-психологическая — по выработке необходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме.

3. Практическая часть.

Я предлагаю сегодня выполнить несколько техник и упражнений, направленных на снижение данного синдрома и поиска так популярного сегодня внутреннего ресурса.

Может быть кто-то хочет поделиться своими способами снижения стресса и повышения жизненного тонуса?

Давайте составим список того, что приносит вам спокойствие и помогает справиться со стрессом. Возьмите листы бумаги и карандаши.

Упражнение «Удовольствие»

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

Упражнение «А за что? А просто так!». Воспитатели становятся в круг и начинают выражать дружеские чувства, то есть благодарить друг друга за что-то, а может быть, и просто так. Одного человека выбирают и ставят в центр. К нему подходят по очереди игроки и говорят спасибо за…  (Возможные варианты ответов: за хорошее настроение; за то, что ты всегда рядом; за то, что ты меня понимаешь и др.) И дальше поэтому же принципу. Тот, кто заходит в круг, обратно на свое место не возвращается, поэтому компания в центре постепенно увеличивается и разрастается.

Упражнение «Калоши счастья». Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»

Вам дали группу достаточно слабых воспитанников.

• Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими детьми.

• Это хорошая возможность освоить новые методы работы с группой.

На работе задержали зарплату.

• Можно сэкономить на чем-то.

• Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

• Хороший повод купить новые сапоги.

Вы внезапно заболели.

• Хороший повод отдохнуть.

• Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

• Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на

себя.

• Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

• Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной

деятельности.

• Новый коллектив, новые перспективы 

Рисуночная техника «Мой стресс» (Колошина Т.Ю., Трусь А.А.)

Материал: бумага формата А4, фломастеры.

Стресс - категория абстрактная. О ней все говорят, но его никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь. При этом нет такого человека, который хотя бы единожды не испытывал стресса. Каждый из нас сталкивается с ним довольно часто. У каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс. Сейчас мы с вами:

1. материализуем свой стресс, придадим ему конкретную художественную форму;

2. поймем, какие факторы влияют на возникновение стресса;

3. определим показатели, показывающие, что человек находится в стрессовом состоянии.

Сделаем это следующим образом: в течение 5 минут каждый из вас выполнит рисунок, который называется “Мой стресс”. На своем рисунке вы можете изобразить метафору, образное, художественное представление, свое видение, понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы. Я не хочу вас наталкивать на какие-либо идеи – это ваш произвольный рисунок. Не спешите, подумайте некоторое время над тем, что вы изобразите, и приступайте рисовать. Каждый работает самостоятельно.

Обсуждение подученных результатов:

1. Кто желает сделать презентацию своей работы? Расскажите, пожалуйста, о том, что вы изобразили на своем рисунке? Какой он, ваш стресс? На что он похож?

2. Как вы к нему относитесь: он вам нравится, симпатичен (чем?), не нравится (что в нем не нравится). Вы его боитесь?

3. Где вы на рисунке? Как вы взаимодействуете со своим стрессом (боритесь с ним, противостоите ему, убегаете от него, стресс овладел вами, вы в стрессе, вы приручили свой стресс, вы подружились с ним, он вам безразличен)?

4. Изображены ли на рисунке факторы, влияющие на возникновение стресса? Каковы они?

5. Изображены ли на рисунке показатели, по которым можно определить состояние стресса? Каковы они?

6. Что является результатом вашего взаимодействия со стрессом?

4. Рефлексивный момент.

Упражнение «Плюс-минус»

Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...