Профилактическая программа по социализации дошкольников "Я и мир вокруг"
рабочая программа по психологии (средняя группа)

Алексеева Ольга Валерьевна

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение и к сверстнику, и к себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_sredney_gruppy.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическая психолого-педагогическая программа

 «Я и мир вокруг»

ФИО автора: Алексеева Ольга Валерьевна

Педагог-психолог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Гагаринский район, г. Гагарин

ОГЛАВЛЕНИЕ

Целевой раздел………………………………………………………..

3

Пояснительная записка………………………………………………..

3

Цели и задачи реализации Программы………………………………..

4

Задачи психологического курса для детей 4-5 лет…………………...

4

Принципы формирования Программы………………………………..

5

Характерные особенности детей, значимые для разработки и реализации Программы………………………………………………..

5

Планируемые результаты освоения Программы…………………….

6

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов по Программе……………………………………………..

6

Содержательный раздел……………………………………………..

7

Организация работы с детьми по Программе…………………

7

Тематическое планирование психологических занятий  для детей 4-5 лет…………………………………………………………………..

8

Взаимодействие с семьями воспитанников………………………….

9

Организационный раздел ……………………………………………

10

Материально-техническое обеспечение Программы………………..

10

Учебно-методическое обеспечение Программы……………………..

10

Организация коррекционно-развивающей и (или) психопрофилактической работы………………………………………

11

Целевой раздел

Пояснительная записка

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, усвоения правил и норм, присущих определенным группам.

Исследования показали, что стремление ребенка к общению с другими людьми является врожденным; коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Ученые пришли к поразительному выводу: ребенок уже при рождении знает, что он – человек и что все люди – его друзья.

Эти сведения вселяют оптимизм: если коммуникативная способность оказывается врожденной, то в случаях, когда ребенку трудно самому развернуть коммуникативную программу, речь может идти не о формировании новой способности, а о развитии данной способности, которая, по сути, является «родовым» человеческим свойством.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение и к сверстнику, и к себе. Если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяться различными способами.  Среди них важнейшими являются:

— жестовые,

— мимические,

— речевые,

— интонационные.

Данная программа носит психопрофилактический характер. Поможет приобрести детям социально-коммуникативный опыт, а именно: чувствовать себя комфортно рядом с другими, понимать, любить и прощать их, контактировать, высказывать свое мнение, проявлять свою жизненную позицию, приходить на помощь, иметь оптимистический настрой.

Срок реализации Программы: 1 год

Программа рассчитана на нормотипичных детей с нормативным кризисом развития, а также на обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации.

Программа прошла практическую апробацию на базе МБДОУ «Детский сад «Снежинка» г. Гагарин.

Цель и задачи реализации Программы

Цель Программы: приобретение социально-коммуникативного опыта детьми 4 - 5 лет.

Задачи Программы

Развивать социально направленные навыки детей среднего дошкольного возраста.

Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости.

Корректировать нежелательные личностные особенности поведения, настроения детей.

Развивать коммуникативные навыки детей, а также мышление, память, внимание.

Повышать уровень самооценки ребенка.

Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.

Оказывать психологическую помощь педагогическим работникам в организации жизнедеятельности детей в средней группе.

Привлекать родителей к сотрудничеству, поддерживать их интерес к жизни ребенка в ДОУ.

Принципы формирования Программы

- принцип развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин);

- рефлексивно – деятельностный принцип позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту;

- принцип некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс);

- принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности;

- принцип поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) направлен на повышение эффективности работы по Программе.

Характерные особенности детей, значимые для разработки и реализации Программы

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция — наглядно-образное мышление.

Особенности возраста:

  • Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
  • Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
  • Повышенная познавательная активность.
  • Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
  • Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
  • Усложнение сюжетно-ролевой игры.
  • Появление осознанности собственных действий.

Новообразования:

  • Контролирующая функция речи.
  • Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.
  • Появление элементов произвольности.
  • Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.

Планируемые результаты освоения Программы

- ребенок проявляет самоуважение, основанное на осознании своей индивидуальности, праве на самовыражение, на собственные чувства и самостоятельное поведение, не создает проблем для других людей в зависимости от их возраста и пола

- умеет предотвращать конфликты и решать их

- понимает отношение людей к себе

- чувствует себя естественно в обществе знакомых и незнакомых людей

- знает, как реагировать на проявления несправедливого отношения к себе, понимает причину этого и пытается устранить ее

- хочет, чтобы отношения были корректными, толерантными

- знает понятие «друг» и «дружба», уважительно ведет себя со сверстниками.

- умеет рассказать о своем настроении

- умеет работать в паре со сверстником по заданию взрослого

- умеет выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.

Педагогическая диагностика планируемых результатов по Программе

Для диагностики планируемых результатов используются следующие методики:

1. Методика «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс)

Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы. Диагностические показатели: осведомленность норм и ценностей, принятых в обществе.

Обработка результатов: в процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осознании этой нормы.

Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.

Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.

Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.

2. «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад)

Цель: выявление уровня популярности ребёнка в группе.

Диагностические показатели: коммуникативная деятельность со сверстниками. 

Обработка результатов: Традиционно результаты этой методики интерпретируются следующим образом: те, кто находится в красном домике, значимы для ребенка, а потому он либо имеет, либо хочет иметь с ними хорошие отношения; те, кто попал в черный домик, — отвергаемы. Подобный поверхностный анализ позволяет увидеть количество социальных связей и их эмоциональный характер (на основании того, сколько всего ребенок упомянул персонажей и в каком домике их больше). Не менее важным показателем является порядок называния персонажей — те, кого ребенок назвал первыми, более значимы для него.

Кроме того, важно проанализировать, где ребенок разместил персонажей. Встречаются рисунки, на которых и ребенок, и родители находятся в одной ячейке; или рисунки, на которых ребенок находится на самом верхнем этаже, а родители — на самом нижнем. Можно предположить, что наиболее значимые персонажи и в пространственном плане (аналогично рисунку семьи) будут располагаться ближе к испытуемому.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Организация работы с детьми по Программе

Занятия для детей проводятся в форме игровых тренингов. В основе их проведения используются коммуникативные, ролевые, имитационные и подвижные игры, упражнения, рисунки, элементы групповой дискуссии, произведения художественной литературы, релаксационные упражнения и релаксационные музыкальные произведения.

Предложенная программа - это курс специальных игровых тренингов, направленных на развитие и приобретение социального опыта ребенка, который даст ему возможность в будущем правильно относиться к любым изменениям в жизни с сохранением физического и психического здоровья.

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Принципы проведения игровых тренингов

- системность подачи материала

- наглядность обучения

- цикличность построения занятия

- доступность

- проблемность

- развивающий и воспитательный характер учебного материала

Каждый игровой тренинг содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа с детьми

Включает в себя входную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Тематическое планирование игровых тренингов для детей 4-5 лет

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Сентябрь

Входная диагностика детей

Знакомство

4

1

Итого

5

Октябрь

Мое имя

Давайте дружить

Волшебные слова

Правила поведения на занятиях

Индивидуальная работа с детьми

1

1

1

2

3

Итого

8

Ноябрь

Наши эмоции

Такие разные эмоции

Радость, грусть.

Гнев

Словарик эмоций

Индивидуальна работа

1

1

1

1

1

4

Итого

9

Декабрь

Здравствуй, зима!

Снеговик

Письмо Деду Морозу

Новый год

Индивидуальная работа

1

1

1

1

3

Итого

7

Январь

Улыбка творит чудеса

Мой друг

Настоящий друг

Бережем дружбу

Индивидуальная работа

1

1

1

1

1

Итого

5

Февраль

Театр масок

Комплименты

Волшебное дерево

Из чего же сделаны наши мальчишки?

Индивидуальная работа

1

1

1

1

3

Итого

7

Март

Воспитание уверенности

Испуганные ежики

Вежливый медвежонок

Из чего же сделаны наши девчонки?

Индивидуальная работа

1

1

1

1

3

Итого

7

Апрель

Здравствуй, солнышко!

Цветик-семицветик или Исполнение желаний

Страна Вообразилия

Итоговая диагностика

Индивидуальная работа

1

1

2

3

Итого

8

Взаимодействие с семьями воспитанников

Одной из главных задач при взаимодействии педагога-психолога ДОУ с семьей ребенка является не только выдача рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем:

  • готовность родителей быть участниками педагогического процесса;
  • распределение ответственности за успешное развитие ребенка;
  • обучение родителей необходимым навыкам и знаниям.

Основные формы взаимодействия с семьей в рамках Программы

№ п/п

Направление работы

Формы работы с родителями

Периодичность

1

Психологическая диагностика

Анкетирование родителей по социально-коммуникативному общению ребенка

Ноябрь

2

Психологическое консультирование

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по приглашению педагога-психолога ДОУ, направлению педагогов и их собственным запросам.

В течение учебного года (по запросам).

3

Коррекционно-развивающее направление

Выполнение рекомендаций педагога-психолога.

В течение учебного года

4

Психологическая профилактика

Проведение групповых консультаций, оформление стендовой информации

В течение учебного года

5

Психологическое просвещение

Участие родителей в мастер-классах, семинарах-практикумах, родительских собраниях.

В течение учебного года (в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога)

Предоставление информации родителям через информационные стенды, памятки, газеты, журналы, информационные листовки, сайт ДОУ.

В течение учебного года (в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально-техническое обеспечение Программы

Помещения для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество мест

1

Кабинет педагога-психолога

8

Информационно-техническое оборудования для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование        технических средств

Количество

1

Ноутбук

1

2

Принтер

1

3

Компьютер

1

Учебное оборудование для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество

1

Детский стол

2

2

Детский стул

8

3

Мольберт

1

Учебно-методическое обеспечение Программы

Дидактические пособия, игры для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Кол-во

1

Карточки для развития эмоционального мира детей «Эмоции»

1

2

Набор фотографий детей с разными эмоциональными состояниями.

1

3

Игрушка зайчонок Ушастик

1

4

Демонстрационный материал «Чувства и эмоции»

1

5

Демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции»

1

6

Картотека психогимнастики для детей 4-5 лет

1

Методическая литература для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Кол-во

1

Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2006

1

2

Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик-семицветик» для детей 4-5 лет. / Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А., 2019.

1

3

Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. / Авт. сост. М.В. Егорова. – Волгоград: Учитель

1

4

Сборник диагностик, направленных на выявление уровня сформированности социально-коммуникативного развития / сост. М.В. Суровицкая. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.

1

5

Володько Д.В. Коррекционно-развивающие занятия по социальной адаптации детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования – Минск: Зорны Верасок, 2010, 104 с.

1

Организация коррекционно-развивающей и (или) психопрофилактической работы

№ п/п

Наименование группы

Кол-во человек

Кол-во занятий в неделю

Длительность

занятия

Форма работы

Место проведения

1

Средняя группа

№ 4

6

1

групп.

1

индивид.

20 мин.

Групповая/

Индивидуальная

Кабинет педагога-психолога

Расписание коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога

№ п/п

Наименование группы

Расписание занятий

День недели

Время

1

Средняя группа № 4

Среда

Пятница

9.30 – 9.50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий по образовательным областям программы "Детство" "Социализация", "Труд".

В нашем городе проходил городской конкурс контрольно-измерительных материалов. Я решила поучаствовать в этом конкурсе и к своему великому изумлению заняла 1 место среди участников из детских садов. Се...

План-программа по социализации детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок

В плане раскрыта система работы воспитателя в старшей группе детского сада по использованию народных сказок с процессе социализации дошкольников...

"Развивающе-профилактическая программа работы педагога-психолога с детьми 3-4 лет в период адаптации к детскому саду".

Осуществляя поиск новых форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей (наполняемость групп ДОУ – 25-27 де...

ПРОГРАММА институционального эксперимента «Сетевое взаимодействие структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья воспитанников как условие реализации требований ФГОС ДО»

Краткая аннотация ОЭР Гипотеза  исследования:Апробация  профилактических  модели  и  программы  ДОО, соответствующих  требованиям  ФГОС  ДО и  об...

Профилактическая программа по социально – эмоциональному развитию дошкольников: «В стране Эмоций».

Коррекционно - развивающая программа по формированию социально - эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Рекомендована психологам и воспитателям ДОУ. ...

Развивающе-профилактическая программа занятий педагога-психолога с детьми 2-3-х лет в период адаптации к детскому саду «В детский сад с радостью!»

Основная задача детского психолога в наше стрессовое время является сохранение психологического здоровья детей. Проблема эта очень обширна, многогранна, и находится далеко за рамками данной программы....

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ педагога-психолога с детьми 2-3 лет в период адаптации к детскому саду «В детский сад с радостью»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ педагога-психолога с детьми 2-3 лет в период адаптации к детскому саду «В детский сад с радостью»...