Проект "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста"
проект по психологии (старшая группа)

Кожина Ирина Петровна

Актуальность проекта:

     В жизни каждого человека существует множество различных эмоций, которые он испытывает и переживает. Доказано, что эмоции играют большую роль в становлении личности.

Проблема исследования эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно значимой, поскольку дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка, а умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме.

Эмоциональное-волевое развитие заслуживает особого внимания, поскольку оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми. Решая вопрос эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, следует понимать, что коррекционно-развивающая работа с такими детьми должна проводиться постепенно, терпеливо и систематически.

Основным направлением работы является снижение эмоционального дискомфорта у детей, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция самооценки; устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, например, таких как повышенная возбудимость, агрессивность, тревожная мнительность, а основным методом в системе методов коррекции эмоционально-волевой сферы детей следует считать игру, являющуюся ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

  Изучением проблем эмоционального развития дошкольников занимались такие ученные как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, А.А. Смирнова, Л.Ф. Обухова, А.В. Запорожец, C.JL Рубинштейн, М.Ю. Лебединский, Р.Б., С.А. Козлова, В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Е.С. Евдокимова, С.В. Кульневич, А.С. Белкина, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, Т.А. Репина, Г. Степанова, М.И. Лисина, К.Д. Ушинский и др., которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для познания мира.

Цель проекта: развитие эмоционального интеллекта  детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

- формировать представления о разделении эмоций на положительные и отрицательные;

- научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;

- формировать умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

- формировать осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть, доверять себе и другим людям;

- развивать навыки совместной деятельности, общения.

- вовлечь родителей в процесс совместной работы над развитием эмоционального интеллекта дошкольников

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: Игровой, ролево-игровой проект

Вид проекта: долгосрочный

 

Предполагаемые результаты проекта: - ребенок идентифицирует свои эмоции и эмоции другого по мимике, вербальным и паравербальным признакам;

- ребенок понимает и использует эмоциональный и ментальный словари;

- ребенок выражает эмоции посредством речи, мимики, жестов; ребенок распознает ситуации, когда человеку нужна помощь, сам способен обратиться за помощью; простыми - ребенок владеет навыками саморегуляции;

- ребенок знает формальные правила поведения в обществе и следует им

 

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап:

- подбор и анализ методической литературы;

- подготовка дидактического и наглядного материала;

- разработка плана занятий с детьми;

-  подбор и разработка для педагогов и родителей консультаций, памяток и буклетов по эмоциональному воспитанию дошкольников;

- подбор художественной литературы.

Основной этап:

Проведение цикла занятий, упражнений и игр с детьми.

Проведение консультаций с родителями.

Семинары-практикумы с педагогами.

Итоговый этап:

Проведение развлечения для детей совместно с родителями.

 

1 этап реализации проекта: подготовительный (декабрь, 2021г.)

Информационно–аналитический:

- Изучение научно-методической литературы по проблеме, анализ интернет-ресурсов по выбранной теме, обсуждение вопросов актуальности проблемы на сегодняшний день.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете педагога-психолога:

Дидактические игры «лица эмоций», «Конструктор эмоций», «Угадай эмоцию». Создан «Уголок эмоций», «Термометр настроений», «Альбом эмоций».

  1. этап реализации проекта – практический (январь-февраль, 2021г.).

Работа с детьми:

 - Беседы с детьми: «Что такое эмоции», «Какие бывают эмоции», «Как можно узнать настроение человека», «Когда мне грустно. Когда мне радостно», «Нужно ли ссориться».

- этические беседы на тему дружбы и доброго отношения к окружающим. 

- конспекты занятий «Мое настроение»

-  психогимнастика.

Работа с родителями.

Консультации «Влияние отношения взрослого на эмоциональное развитие ребенка-дошкольника», «В мире детских эмоций», «Как научить вежливости», «Правила поведения в процессе общения с детьми».

Тренинг «Управление эмоциональным состоянием».

Памятки для родителей по развитию эмоциональной отзывчивости ребенка.

Работа с педагогами:

Консультации «Возрастные особенности развития эмоций и чувств», «Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста», «Влияние эмоций на здоровье дошкольника».

Семинар- практикум «Как формировать у ребенка эмоциональный интелект».

Итоговый этап: (март, 2021г)

Игровой тренинг для детей и родителей «Управление эмоциональным состоянием».

 

Результаты проектной деятельности:

Дошкольники научились выражать свои чувства, эмоции и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; усовершенствовались навыки взаимопомощи, дети способны к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний. Повысился уровень эмоционального развития и отзывчивости детей, умение откликаться на события, явления окружающей жизни. Повышена компетентность педагогов и родителей в области развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_emotsiyam.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта

«Развитие эмоционального интеллекта воспитанников старшего дошкольного возраста»

Вид проекта

Игровой, ролево-игровой проект

По количеству участников

фронтальный

По продолжительности

долгосрочный

Автор проекта

Педагог-психолог Кожина И.П.

Участники проекта

Воспитанники старших групп №10 и №12

Цель проекта

Развитие эмоционального интеллекта воспитанников старшего дошкольного возраста

Задачи проекта

  1. Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению.
  2. Развитие эмпатии (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания), сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
  3. Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Сроки реализации

2021г.

Планируемые результаты пректа

- ребенок идентифицирует свои эмоции и эмоции другого по мимике, вербальным и паравербальным признакам;

- ребенок понимает и использует эмоциональный и ментальный словари;

- ребенок выражает эмоции посредством речи, мимики, жестов;

- ребенок владеет простыми навыками саморегуляции;

- ребенок распознает ситуации, когда человеку нужна помощь, сам способен обратиться за помощью;

- ребенок знает формальные правила поведения в обществе и следует им

Итоги проекта

Игровой тренинг для детей и родителей «Управление эмоциональным состоянием».


Актуальность проекта:

     В жизни каждого человека существует множество различных эмоций, которые он испытывает и переживает. Доказано, что эмоции играют большую роль в становлении личности.

Проблема исследования эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно значимой, поскольку дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка, а умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме.

Эмоциональное-волевое развитие заслуживает особого внимания, поскольку оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми. Решая вопрос эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, следует понимать, что коррекционно-развивающая работа с такими детьми должна проводиться постепенно, терпеливо и систематически.

Основным направлением работы является снижение эмоционального дискомфорта у детей, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция самооценки; устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, например, таких как повышенная возбудимость, агрессивность, тревожная мнительность, а основным методом в системе методов коррекции эмоционально-волевой сферы детей следует считать игру, являющуюся ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

  Изучением проблем эмоционального развития дошкольников занимались такие ученные как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, А.А. Смирнова, Л.Ф. Обухова, А.В. Запорожец, C.JL Рубинштейн, М.Ю. Лебединский, Р.Б., С.А. Козлова, В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Е.С. Евдокимова, С.В. Кульневич, А.С. Белкина, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, Т.А. Репина, Г. Степанова, М.И. Лисина, К.Д. Ушинский и др., которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для познания мира.

Цель проектаразвитие эмоционального интеллекта  детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

- формировать представления о разделении эмоций на положительные и отрицательные;

- научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;

- формировать умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

- формировать осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть, доверять себе и другим людям;

- развивать навыки совместной деятельности, общения.

- вовлечь родителей в процесс совместной работы над развитием эмоционального интеллекта дошкольников

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: Игровой, ролево-игровой проект 

Вид проекта: долгосрочный

Предполагаемые результаты проекта: - ребенок идентифицирует свои эмоции и эмоции другого по мимике, вербальным и паравербальным признакам;

- ребенок понимает и использует эмоциональный и ментальный словари;

- ребенок выражает эмоции посредством речи, мимики, жестов; ребенок распознает ситуации, когда человеку нужна помощь, сам способен обратиться за помощью; простыми - ребенок владеет навыками саморегуляции;

- ребенок знает формальные правила поведения в обществе и следует им

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап:

- подбор и анализ методической литературы;

- подготовка дидактического и наглядного материала;

- разработка плана занятий с детьми;

-  подбор и разработка для педагогов и родителей консультаций, памяток и буклетов по эмоциональному воспитанию дошкольников;

- подбор художественной литературы.

Основной этап:

Проведение цикла занятий, упражнений и игр с детьми.

Проведение консультаций с родителями.

Семинары-практикумы с педагогами.

Итоговый этап:

Проведение развлечения для детей совместно с родителями.

1 этап реализации проекта: подготовительный (декабрь, 2021г.)

Информационно–аналитический:

- Изучение научно-методической литературы по проблеме, анализ интернет-ресурсов по выбранной теме, обсуждение вопросов актуальности проблемы на сегодняшний день.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете педагога-психолога:

Дидактические игры «лица эмоций», «Конструктор эмоций», «Угадай эмоцию». Создан «Уголок эмоций», «Термометр настроений», «Альбом эмоций».

  1. этап реализации проекта – практический (январь-февраль, 2021г.).

Работа с детьми:

 - Беседы с детьми: «Что такое эмоции», «Какие бывают эмоции», «Как можно узнать настроение человека», «Когда мне грустно. Когда мне радостно», «Нужно ли ссориться».

- этические беседы на тему дружбы и доброго отношения к окружающим. 

- конспекты занятий «Мое настроение»

-  психогимнастика.

Работа с родителями.

Консультации «Влияние отношения взрослого на эмоциональное развитие ребенка-дошкольника», «В мире детских эмоций», «Как научить вежливости», «Правила поведения в процессе общения с детьми».

Тренинг «Управление эмоциональным состоянием».

Памятки для родителей по развитию эмоциональной отзывчивости ребенка.

Работа с педагогами:

Консультации «Возрастные особенности развития эмоций и чувств», «Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста», «Влияние эмоций на здоровье дошкольника».

Семинар- практикум «Как формировать у ребенка эмоциональный интелект».

Итоговый этап: (март, 2021г)

Игровой тренинг для детей и родителей «Управление эмоциональным состоянием».

Результаты проектной деятельности:

Дошкольники научились выражать свои чувства, эмоции и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; усовершенствовались навыки взаимопомощи, дети способны к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний. Повысился уровень эмоционального развития и отзывчивости детей, умение откликаться на события, явления окружающей жизни. Повышена компетентность педагогов и родителей в области развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...

Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Материал будет интересен для музыкальных руководителей. Музыка учит слушать и слышать, поощряет усилия активного познания, разрешает завязываться близким связям в общении с шедеврами искусства, ...

Диагностика развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Одним из приоритетных направлений в образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие» вступивших в силу ФГОС является развитие эмоционального интеллекта.Представленная диагности...

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

План инновационной деятельности "Театрализованная деятельность как средство формироания эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14815805","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 500px; height: 688px;","width":"349"}}]][[{"type":"media","view...