Опыт педагога – психолога в работе с детьми с ТНМР с помощью нестандартного сенсорного оборудования в ДОО
статья по психологии (старшая группа)

Киретова Юлия Владимировна

На сегодняшний день разработано множество направлений работы по улучшению здоровья и психического состояния детей с ТМНР.  И мы тоже не являемся исключением. В нашем распоряжении имеется уникальное оборудование позволяющее развивать детей с ТМНР всесторонне - сенсорное развитие,  развитие познавательных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_almanaha.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Киретова Юлия Владимировна

Педагог – психолог СОШ МБУ

№26 с/п, д/с «Тополёк»

Опыт педагога – психолога в работе с детьми с ОВЗ с помощью нестандартного сенсорного оборудования

На сегодняшний день разработано множество направлений работы по улучшению здоровья и психического состояния детей с ОВЗ . И мы тоже не являемся исключением. В нашем распоряжении имеется уникальное оборудование позволяющее развивать детей с ОВЗ всесторонне - сенсорное развитие, развитие познавательных процессов.

Описываемое игровое пособие и оборудование разработано ведущими немецкими фирмами LOGO, Lern- Spiel- Verlag и др. Оно характеризуется хорошим качеством изготовления и долговечностью. Все игровые пособия хорошо совмещаются друг с другом. Это оборудование создаёт развивающую игровую среду, помогает в реализации всестороннего сенсорного развития детей включает в себя такие пособия: игра «Мягче-жёсче», «Набор тактильных шаров», «Определи на ощупь», «Пирамида приключений», «Подбери пару» «Подуй на шарик», «Пощупай и угадай», «Пощупай рукой и определи ногой», «Сверкающее домино», «Тактильная дорожка», «Тактильные доски», «Тактилото», «Тактильная пирамида», игры с песком (специальное оборудование), «Сенсибар», « зеркальный уголок», «Колейдо» и др.

Мы работаем в нашем учреждении с детьми с ОНР и ДЦП.

Важным моментом для всестороннего развития психической сферы этих детей является сенсорно – перцептивный опыт восприятия. А дети, имеющие особые возможности здоровья особенно в этом нуждаются.

Дети с диагнозом ДЦП достаточно чувствительны, метеозависимы, в поведении присутствует частая смена настроения, внимание их трудно удержать. Сенсорные расстройства у этих детей включают нарушения зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия. А сенсорное развитие является основой для становления познавательной деятельности этих детей.

Дети с ОНР - это дети с недоразвитием речевых функций, а речь связана с другими сторонами психического развития, которые стоят в прямой зависимости друг от друга. У этих детей в первую очередь страдают такие психические процессы как внимание и память, у них низкая познавательная активность.

Наше оборудование помогает в работе с детьми решать ряд таких задач как:

Развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия.

Развитие внимания зрительного и слухового.

Развитие памяти зрительной и слуховой, тактильной.

Развитие познавательной активности.

Ребёнка с ОВЗ необходимо научить рассматриванию, ощупыванию, слушанию, т. е. сформировать у него перцептивные действия, что в нашем случае позволяет сделать специальное оборудование, пособия, игры.

Структура построения занятия:

  1. Ритуал приветствия. Настраивающая рефлексия.
  2. Разминка
  3. Основная, практическая часть.
  4. Релаксация
  5. Ритуал прощание. Рефлексия

Работа с оборудование включается в разминку и практическую часть.

Работая в этом направлении, мы можем более эффективно подойти к формированию и закреплению сенсорных эталонов у детей с ОВЗ. Все эти эталоны должны быть усвоены ребёнком в дошкольном возрасте и на основе их идёт качественная закладка «фундамента» к школьному периоду.

На основе представленного оборудования, упражнений и игр, направленных на развитие сенсорных возможностей ребёнка нами ведётся целенаправленная работа по созданию цикла коррекционно – развивающих занятий, которые включают весь возрастной диапазон дошкольного возраста, где ключевым моментом являются сенсорные эталоны.

Содержание коррекционно – развивающей работы:

Занятия проводятся 2 раза в неделю, групповые и индивидуальные (в зависимости от сложности дефекта)

Продолжительность курса: 50 часов (2 встречи в неделю по 30 минут, наполняемость группы не более 3 - 5 человек)

Ожидаемый результат: снижение страхов и эмоционального дискомфорта через расширение сенсорно – перцептивного опыта. Развитие процессов восприятия.

Содержание разработки. Она условно делится на 3 блока

  1. Развитие зрительно - моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, тактильно - кинестической чувствительности.
  2. Повышение познавательной активности.
  3. Развитие воображения и снижение эмоционально и мышечного напряжения

Наша работа позволит в полном объёме охватить сенсорно – перцептивное развитие и восполнить пробел в материале по развитию сенсорно - перцептивных возможностей ребёнка дошкольника с ОВЗ, так как каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт. В младшем дошкольном возрасте большинство детей кинестетики, у которых ведущим канал являются разного рода ощущения. По ходу обучения существенно увеличивается роль зрения в жизни ребёнка, а кинестетическое развитие отходит на второй план. Слуховое восприятие у ребёнка развивается позже других каналов, поэтому дети старшего дошкольного возраста в большинстве очень плохо воспринимают словесные пояснения без опоры на наглядность.

Наша работа строиться согласно ведущему типу восприятия ребёнка.

Таким образом, наши дети в ходе проведения коррекционно- развивающих занятий развивают не только сенсорно – перцептивные действия но совершенствуют речевые навыки.

Для детей с ДЦП проводятся индивидуальные занятия, где мы большее место отводим игровым пособиям, направленным на развитие движений рук и действий с предметами, по нормализации речевого дыхания, по стимуляции эмоционального общения ребенка с окружающими. Так как у детей с ДЦП в структуру дефекта входит нарушение пространственных представлений, включены игровые пособия по расширению пространственных представлений об окружающем.

По результатам диагностических исследований после проведения коррекционно развивающих занятий в конце учебного наблюдался динамический рост.

Детьми ОНР на 100% (старший и подготовительный возраст) освоены сенсорные эталоны.

Дети ДЦП на 83% владеют сенсорными эталонами, но им в отдельных случаях требуется помощь взрослого.

Список литературы:

  • Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Л.М.Шипицина, И.И.Мамайчук.
  • Специальное образование дошкольников с ДЦП. Смирнова И.А.
  • Психологические особенности социализации детей с ЗПР Р.Д. Тригер.
  • Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. Составители Е.Р. Баянская, М.М. Либлинг.
  • Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под редакцией Стребелевой А.Е.
  • Материалы курса повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

"Работа педагога-психолога с заикающимися детьми возможностями арт-терапии"

Обощен опыт работы с заикающимися детьми. Показаны формы, принципы работы как с детьми, так и с родителями, возможности педагога-психолога и результаты....

Работа педагога-психолога с трудными детьми и их родителями в ДОУ

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...

Программа для работы педагога - психолога с тревожными детьми 5-7 лет

Программа "Не бойся! Я с тобой" направлена на коррекцию и развитие эмоционально - личностной сферы детей дошкольного возраста....

План работы педагога-психолога по адаптации детей младших групп и помощь ребёнку в этот период.

Разработанный план педагога-психолога на уч.год в период адаптации детей младших групп. Помощь ребёнку в адаптации к детскому саду. Основные направления работы психологической службы БДОУ и пакеты док...

Конспект по физическому развитию с детьми раннего возраста с использованием нестандартного физкультурного оборудования «Вот какие мы большие!»

создать благоприятные условия для физического развития и укрепления организма детей раннего возраста....

Актуальный педагогический опыт педагога-психолога Благих А.В.

Актуальный педагогический опыт педагога-психолога Благих А.В. "Развитие мышления дошкольников посредством технологии "Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича"...