Актуальный педагогический опыт педагога-психолога Благих А.В.
материал

Благих Алина Витальевна

Актуальный педагогический опыт педагога-психолога Благих А.В. "Развитие мышления дошкольников посредством технологии "Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _apo_blagih.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

Благих Алина Витальевна

МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ШЕБЕКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»

Развитие познавательной сферы дошкольников посредством использования технологии «Сказочные лабиринты игры»

В.В. Воскобовича

Автор опыта:

Благих Алина Витальевна,

педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад «Белочка»
село Новая Таволжанка

Шебекинского района
Белгородской области»

г. Шебекино

2022 год

Содержание:

1. Информация об опыте………………………………........ 3

2. Технология опыта……………………………………......  10

3. Результативность опыта………………………………… 15

4. Библиографический список……………………………   17

5. Приложения к опыту……………………………………..18

Информация об опыте

  1. Условия возникновения и становления опыта  

Опыт возник и создавался на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области». Дошкольное учреждение функционирует с 1988 года. За это время педагогами накоплен богатый опыт работы, активно ведётся поиск новых эффективных форм, методов и средств организации образовательного процесса, эти же вопросы актуальны и для психологической службы учреждения.

Одной из приоритетных задач дошкольного образования в связи с реализацией ФГОС ДО, является работа по достижению дошкольником психологической зрелости, что обозначено в перечне целевых ориентиров - предполагаемых достижений детей к моменту перехода к школьному обучению. Предпосылки универсальных учебных действий как элементы будущего компонента успешного школьного обучения начинают появляться уже на этапе дошкольного периода.

Данные психологических обследований дошкольников Белгородской области, поступающих в школу, позволяют говорить  о снижении уровня познавательного развития детей, что специалисты связывают и с появлением гаджетов, зачастую заменяющих другие способы обогащения сенсорного опыта детей, и с увеличением количества детей с различными видами дизонтогенеза, и с другими причинами. Именно поэтому вопросам развития познавательной сферы  уделяется особое внимание.  

   Целевой группой исследования стала средняя, выбор пал на нее, в следствии того, что, во-первых, автор хотел видеть динамику развития мышления, по мере взросления детей, а во-вторых, у многих детей данной группы были выявлены сложности в познавательном развитии, в результате плановой психологической диагностики. С целью выявления уровня познавательного развития дошкольников средней группы, в начале 2019 учебного года, проведена диагностика «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Е.А. Стребелевой (Приложение № 1).

   В ходе обследования были выявлены следующие результаты:  высокий уровень развития познавательных процессов (4 группа) продемонстрировали 5% детей; выше среднего (3 группа) 7%,  средний (2 группа) – 42%; низкий уровень (1 группа) – 46% воспитанников, которые продемонстрировали  к тому же слабо выраженные умения действовать целенаправленно, выполнять инструкции, недостаточно развитую связную речь и целостное восприятие, результаты отражены в таблице 1.

Группы детей (уровни)

2019 год, входная диагностика (%)

4 группа (самый высокий результат: 34-40б.)

5

3 группа (результат выше среднего

 24-33 б.)

7

2 группа (средний результат: 13-23 б.)

42

1 группа (самый низкий результат: 10-12 б.)

46

Таблица 1. Результаты входной диагностики детей

   Проведённое анкетирование среди родителей, по выявлению уровня заинтересованности в познавательном развитии детей, а также знаний и умения использования в детском досуге игр В.В.Воскобовича
 (Приложение № 2), показал следующее: только 30% родителей считают важным и уделяют внимание познавательному развитию детей дома, а следовательно, 70% нуждаются в повышении компетентности в этом вопросе и  в вопросах познавательного развития детей и конкретно играх В.В. Воскобовича - большинство респондентов.

Анализ данных результатов привёл к выводу о необходимости систематической работы по внедрению технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича» в развивающую работу с детьми и обучению родителей элементам технологии.

   1.2.Актуальность опыта.

Современный человек живёт в обществе, где необходимо быть конкурентоспособным, креативным, иметь живой ум. Дошкольный возраст является основным сенситивным периодом развития мышления и других психических процессов, становления характера. Поэтому важно использовать все возможности для раскрытия потенциала каждого дошкольника.

Наши дети живут и развиваются в новую эпоху информационных
технологий. Само время требует иных подходов к образованию детей – перехода от традиционного информационно-накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на современном этапе – развивающему обучению. Именно при развивающем обучении создаются условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого
преобразующего мышления. А дети с высоким уровнем интеллекта и
креативности уверены в себе, успешно учатся, лучше ориентируются в социуме.

Познавательное развитие детей должно быть увлекательным, проблемно-игровым, обеспечивать субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. 
Решить все эти задачи помогают игры нового поколения, разработанные
петербургским автором Вячеславом Вадимовичем Воскобовичем.
Содержание этих игр, методика и организация их проведения заключает в
себе потенциал для развития познавательных и творческих способностей. Ведь практика показывает, что на успешное развитие ребёнка влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Знания, данные в занимательной форме игры, сказки усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими скучными упражнениями, чему полностью соответствуют игры В. В. Воскобовича.

Познавательное развитие способствует ориентации ребенка в окружающем мире - природном и социальном. Развивающие игры В.В.Воскобовича стимулируют развитие познавательных функций и направлены на формирование и совершенствование мыслительных процессов.

В процессе использования игровых пособий у детей происходит:

- развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, проявляемой в игровой активности;

- формирование познавательных действий, осознанности;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о таких их свойствах и отношениях, как форма, цвет, размер, материал, количество, число, часть и целое, пространство и время, движение и покой, причины и следствия.

Игры В. В. Воскобовича имеют ряд отличительных черт:

-многофункциональность (с помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач);

-возрастной диапазон (в играх есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей);

-«открытый код» технологии (каждая игра помимо своих прямых задач, заложенных автором, может решать и ряд других, родившихся в процессе творчества педагога);

-творческий потенциал игр В.В. Воскобовича безграничен, так как все игры - свободный полет воображения, которое часто выливается в какое-нибудь открытие для ребенка.

-сказочная огранка (комбинация игры и сказки создает большую мотивацию выполнения задания для ребенка).

Игры В.В. Воскобовича способствуют развитию сенсорных и познавательных способностей, пространственного и логического мышления, воображения, произвольности и концентрации внимания. Через игру дети получают представления о количественном составе чисел, знакомятся с геометрическими фигурами, звуками и буквами, овладевают чтением и письмом. Все игры комплекта способствуют развитию мелкой моторики рук, способностей к конструированию. Многофункциональные конструкторы направлены на логико-математического развитие детей, развитие сенсорных и познавательных способностей, обучение конструированию, развитие глазомера и мелкой моторики обеих рук, кроме того, они способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения).

 Актуальность применения игр В.В. Воскобовича заключается в том, что они учат ребенка не только моделировать, но и соотносить целое с его частью, а также развивают мышление, память, внимание, творческую жилку.

Однако, возникают противоречия между актуализирующими потребностями в развитии личности ребенка, как условия дальнейшего роста его познавательной активности, познавательного интереса к окружающему миру и недостаточной практической разработанностью педагогических условий, способствующих успешному осуществлению этого процесса в дошкольном учреждении.

Противоречия стали условием углублённого изучения данной проблемы и обобщения опыта работы.

  1. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении эффективности развивающей работы, направленной на развитие мышления детей, посредством использования технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича».

  1. Длительность работы 

Работа над опытом охватывала период с 2019 по 2022 год. И была разделена на несколько этапов:

I этап: подготовительный (аналитико-диагностический) -2019-2020 учебный год (сентябрь-декабрь).

II этап: практический – 2019-2020 учебный год (январь – август), 2021-2022 учебный год (сентябрь-январь).

III этап: заключительный (аналитико-обобщающий) – 2021-2022 учебный год (февраль-март).

Аналитико-диагностический этап предполагал обнаружение проблемы, подбор и разработку диагностического материала, выявление уровня познавательного развития у детей.

На практическом этапе проведены мониторинговые исследования и определение направлений деятельности по теме опыта, применение технологии в развивающей работе с детьми, в консультативной с родителями, создание развивающей предметно-пространственной среды.

Заключительный этап включил в себя итоговую диагностику детей по данной проблеме, обобщение опыта.

1.5. Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой развивающих занятий с детьми, консультациями и практикумами для педагогов, родителей.

1.6. Теоретическая база опыта 

Современное общество испытывает потребность в личности творчески активной и свободно мыслящей. И, несомненно, потребность эта будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Игнорирование права ребенка на познавательное развитие слишком дорого обходится как для него самого, так и для общества в целом. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который писал, что «невежда» опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим». Поэтому специалисты дошкольного учреждения берут на себя ответственность в подходе к организации и выбору содержания дошкольного образования, развивающей работы, чтобы, не форсируя, обеспечить своевременное познавательное развитие ребенка.

Каждый ребенок имеет собственный опыт, который и определяет характер его познавательной активности в тех или иных конкретных ситуациях. Дети нуждаются в создании условий, содействующих их интеллектуальному росту за счет максимального обогащения личного опыта.

А.В. Запорожецем, Е.А. Аркиным, В.В. Зеньковским установлено, что благоприятные условия для познавательного развития  ребенка складываются в игровой деятельности.

Предавал большое значение игре В.А. Сухомлинский. Он писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

            Дошкольное образование  должно быть увлекательным, проблемно – игровым, обеспечивать субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Этим современным требованиям соответствуют игры нового поколения разработанные
петербургским автором Вячеславом Вадимовичем Воскобовичем.
Содержание этих игр, методика и организация их проведения заключает в
себе потенциал для развития познавательных и творческих способностей детей.
 Развивающие игры В.В. Воскобовича способствуют социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию детей, то есть тем направлениям развития образования дошкольников, которые предусмотрены ФГОС дошкольного образования. 

     Являясь ведущим видом деятельности дошкольного возраста, игра способствует тому, что у дошкольника интенсивно развивается психика, на пределе работают память, мышление, восприятие. Ребенок проявляет больше произвольности, больше запоминает, чем в ситуации традиционно организованного занятия. Даже острота зрения повышается в условиях игры. Ну и, конечно, обогащается запас знаний ребенка о мире.

В последнее время естественная потребность ребенка поиграть прерывается взрослыми, желающими бесконечно обучать его, серьезно объясняя правила и нормы жизни.

А.А. Деркунская подчеркивает «Это своего рода закономерное следствие развития нашего общества, изменения его ценностей и происходящих в образовании перемен. Это не хорошо и не плохо, это данность, в результате которой игра исчезает из жизни детей... А это уже грустно».

Развивающие игры В.В. Воскобовича активно используются педагогами с 90-х годов XX века. Интерес к ним вызван, прежде всего, оригинальностью решения задач, заложенным в игру творческим потенциалом, многовариантностью игровых упражнений. В 1998 году была реализована идея создания технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича. В настоящее время возрастные границы расширились и охватывают диапазон от 1 года до 12 лет.

Авторская технология В.В. Воскобовича интегрирует сразу несколько «классических» технологий: развивающее обучение, игровые технологии, элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), элементы проблемного обучения, обучение в сотрудничестве (работа в парах, командная работа), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, предполагается, что в результате освоения основной образовательной программы ребенок приобретает конкретные интегративные качества. В основе технологии В.В. Воскобовича – совместная деятельность ребенка со взрослым и со сверстниками.

Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, именно в совместной деятельности со взрослым формируются все психические процессы, ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе, благодаря процессу интериоризации (переходу во внутренний план). Зона ближайшего развития — это потенциальные возможности ребенка. Это такой уровень психического развития, при котором ребенок самостоятельно не может осуществить определенных заданий, но он может их выполнить при помощи взрослого. Зона ближайшего развития диагностируется по уровню сложности задач, которые ребенок осуществляет в сотрудничестве со взрослым. Зона актуального развития диагностируется задачами такого уровня сложности, которые ребенок может выполнить самостоятельно.

Л.С. Выготским был сформулирован закон интериоризации (закон перехода функций извне внутрь). Согласно этому закону, каждая психическая функция, прежде чем стать внутренним средством сознательной деятельности, проходит внешнюю стадию, осуществляемую в рамках совместной деятельности.

Игры В.В. Воскобовича полностью отвечают всем потребностям дошкольного возраста — волшебно, интересно, весело, увлекательно, соответствуют современным требованиям к дошкольному образованию, как следствие,  импонируют автору опыта, являясь прекрасным развивающим инструментом в руках знающего специалиста.

1.7. Новизна опыта

Новизна опыта состоит в комбинировании методов и приемов для  создания системы  применения технологий В.В. Воскобовича, нацеленной на развитие познавательной сферы  дошкольников в рамках коррекционно-развивающей работы педагога-психолога.

1.8. Характеристика условий, в которых возможно применение

данного опыта

В основу практико-методической стороны опыта положены методические пособия:  Воскобович  В.В., Вакуленко Л.С., «Развивающие игры  Воскобовича» (сборник методических материалов). – Библиотека воспитателя, 2015.- 128с. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие / В.В. Воскобович, Н.А. Мёдова, Е.Д. Файзуллаева и др.; под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017. – 352с.

Применение  данного  опыта  возможно  в  дошкольных  образовательных  учреждениях   с   детьми   дошкольного   возраста 3-7 лет  по   всем   примерным основным  общеобразовательным  программам  ДОУ  и  в  индивидуальной работе с детьми. Может быть использован психологами,      педагогами дополнительного образования, работающими с детьми младшего дошкольного возраста, а также для родителей, осуществляющих образование детей в семейной форме.

Раздел II. Технология опыта

Целью работы педагога-психолога является развитие познавательной сферы дошкольников  посредством использования игровых  технологий В.В. Воскобовича.

Для достижения этой цели были поставлены задачи: развить у детей высшие психические функции, такие как восприятие, мышление, память, внимание, повысить  педагогическую компетентность родителей  в вопросах развития детей.

В основу работы легли следующие принципы:

      •   Принцип  индивидуализации:  организация  развивающей работы  с  учетом индивидуальных  особенностей   ребёнка  и  создание  наиболее благоприятных условий для их развития.

     •  Принцип  гуманизации:  построение  содержания,  методов  и  форм развивающей работы  в  соответствии  с  личным  опытом  и  уровнем  достижений детей,  их интересов.

    •   Принцип  постепенности:  развивающее содержание строится по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как по спирали. Представления и умения, которые получают дети, опираются уже на приобретённые знания.

   •   Принцип   систематичности:    регулярное,  последовательное формирование у дошкольников интереса к играм.

   •     Принцип   наглядности:   активизация   зрительных,   тактильных анализаторов   ребенка   для   развития познавательных процессов и творческих способностей.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области является региональной инновационной площадкой по теме «Апробация технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича». В учреждении создана предметно-развивающая среда позволяющая осуществлять вышеуказанную инновационную деятельность. Она представлена  пособиями: большой «Фиолетовый лес», коврограф «Ларчик», «Квадрат Воскобовича (двухцветный, многоцветный), «Прозрачный квадрат», «Фонарики», «Лепестки», «Логоформочки 3», «Чудо - Цветики», «Игровизоры», «Шнур – затейник», «Коврограф «Ларчик», «Гонзики» и другие.

Особенности технологии «Сказочные лабиринты игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.

Внедрение технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в развивающую работу с детьми   происходило в соответствии со следующими этапами:

1 этап: Внесение новой игры на занятие.

Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Была предоставлена детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего посредством этих игр развивалась мыслительная активность детей.

2 этап: Собственно игра.

Цель: развивать познавательные процессы, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.

Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно усложнялись как по содержанию, так и по способам.

3 этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию. 

   В самостоятельных играх происходило дальнейшее развитие умений, приобретённых в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствовалась ручная умелость и интеллект.

  С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, работа по познавательному развитию детей проводилась последовательно в трех возрастных группах: средняя, старшая, подготовительная. Материал усложнялся в зависимости от возрастной группы.

     Средняя группа.

Дети были знакомы с играми В.В. Воскобовича с первой младшей группы. Для того чтобы сюжет игровых действий заинтересовал детей автор в процессе развивающей работы создавал проблемные ситуации (помочь выбрать подарок определённого цвета, сконструировать ракету для полёта на Луну). Воспитанники с заинтересованностью включались в процесс творческой деятельности. Искреннее желание помочь герою вызывало эмоциональный всплеск. Задача состояла в том, чтобы не давать детям    готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению решения. Подбор заданий осуществлялся с учётом возможностей детей, уровня развития, интереса к решению познавательных и практических задач.

Эффективное применение игрового квадрата  Воскобовича,  «Лепестков»,  «Коврографа «Ларчик», «Фонариков», «Черепашек», «Чудо- крестиков», «Чудо-сот» в работе с детьми раннего возраста позволили ввести в работу новые игры «Геоконт», «Игровизор», кораблик «Брызг-Брызг», «Математические корзинки», «Логоформочки». В процессе знакомства с новыми играми воспитанники встречались и с новыми героями - Пчёлой Жужей, Вороном Метром, Девочкой Долькой.

Систему работы по  использованию игровой технологии автор строил по принципам учета зоны ближайшего развития и постепенного усложнения материала (от простого к сложному).

Постепенно комплекс развивающих игр вводился как часть непосредственно образовательной деятельности. Для того чтобы познавательное развитие было более эффективным, развивающая работа начиналась с элементов игры, проблемно-поисковых ситуаций. Прочное усвоение знаний обеспечивалось неоднократным повторением однотипных заданий с использованием разнообразных игр и варьированием приёмов работы с ними.

Автор опыта использовал метод предварительной ошибки, который очень эффективен при закреплении материала. Например, Малышу Гео давалось задание – достать на ощупь куб, а он доставал шар. Дети сразу замечали ошибку. Малыш Гео настаивает на том, что он достал куб. Дети, доказывали обратное: «Попробуй прокатить его по столу. Он катится, углы ему не мешают, значит это шар».

Знания, полученные воспитанниками в совместной деятельности, переходящие в самостоятельную, закреплялись в непосредственно образовательной деятельности, а затем и в бытовой.

Автор опыта  организовывал   развивающую работу так, чтобы каждый ребенок находился в «ситуации успеха», видел свои возможности участия в игровых действиях. Для этого использовались задания разного уровня сложности, осуществлялся индивидуально-дифференцированный подход к детям.

К концу года дети легко конструировали простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создавали образы объектов по собственному замыслу. Этому  способствовали игры  «Геоконт», «Чудо-крестики», «Двухцветный квадрат», «Шнур Затейник».

В средней группе автор проводил  непрерывную образовательную деятельность в соответствии с программой (Приложение 3), составил  картотеку игр, с заданиями и упражнениями для (Приложение 6). Данный набор игр способствовал развитию таких познавательных процессов как память, внимание, логическое и творческое мышление, воображение и речь. Дети научились определять свойства предметов, делать анализ их строения, научились измерять длину разными мерками, сравнивать величины на основе измерения.

В процессе игровой деятельности у детей развивались сенсорные, познавательные и творческие способности.

     Старшая группа.

Дети познакомились с такими играми как «Прозрачный квадрат», «Четырехцветный квадрат» и т. д. На этом этапе дети знакомились с основными приемами, приобрели навыки конструирования, пробовали выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Совершенствование игровых умений и навыков происходило в самостоятельной и совместной с детьми и педагогом-психологом творческой деятельности. Автор  побуждал детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д.

В старшей группе автор проводил  непрерывную образовательную деятельность в соответствии с программой (Приложение 3), составил  картотеку игр, с заданиями и упражнениями для каждой игры с учетом усложнения содержания в соответствии с возрастом детей  (Приложение 6). Данный набор игр способствовал развитию таких познавательных процессов как память, внимание, логическое и творческое мышление, воображение и речь. Дети научились определять свойства предметов, делать анализ их строения, научились измерять длину разными мерками, сравнивать величины на основе измерения.

  Для реализации принципов вариативности и трансформируемости предметно-развивающей среды автор разработал и создал лэпбук, являющийся современным «инструментом» развивающей работы, как групповой, так и индивидуальной. Лэпбук содержит в себе элементы развивающей технологии В.В. Воскобовича (Приложение 5). Использование лэпбука в развивающей работе способствовало повышению  ее эффекивности, так как такая форма работы очень импонировала детям.

      Подготовительная группа.

Дети продолжили знакомство, в более усложненном варианте использования, с такими играми как «Прозрачный квадрат», «Четырехцветный квадрат» и т. д. На этом этапе дети продолжали знакомиться с основными приемами, развивать навыки конструирования, пробовали выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания, а также более высокого уровня развития мыслительных операций. Совершенствование игровых умений и навыков происходило в самостоятельной и совместной с детьми и педагогом-психологом творческой деятельности. Автор  побуждал детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д.

В подготовительной к школе группе автор проводил  непрерывную образовательную деятельность в соответствии с программой (Приложение 3), пример конспекта одного из развивающих занятий представлен в приложении 4, составил  картотеку игр, с заданиями и упражнениями для каждой игры, с учетом усложнения содержания в соответствии с возрастом детей  (Приложение 6). Данный набор игр способствовал развитию таких познавательных процессов как память, внимание, мышление, воображение и речь.

Для реализации принципов вариативности и трансформируемости предметно-развивающей среды автор усложнил материал лэпбука, содержащего в себе элементы развивающей технологии В.В. Воскобовича (Приложение 5). Использование лэпбука в развивающей работе способствовало повышению  ее эффекивности, так как такая форма работы очень импонировала детям.

На всех этапах работы с играми  В.В. Воскобовича автор создавал творческую атмосферу, поощрял и поддерживал детскую инициативу, рассматривал любые предложения детей. Очень важно было заинтересовать детей данными играми, ведь, если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то малыш будет с ней заниматься на всех этапах, а соответственно повышать свой уровень развития, интерес.

Развивающий эффект технологии заключается в новом способе приобретения детьми знаний, позволяющем ребенку самостоятельно, под разумным руководством взрослого и с помощью определенных правил в игровой интегрированной деятельности создавать продукт (предмет или сюжетную композицию из деталей различных развивающих игр).

Таким образом, ребенок в процессе осмысленной деятельности является творцом, автором, способным к самостоятельному принятию решений и имеющим желание действовать, то есть он становится субъектом деятельности. Взрослый в этом увлекательном процессе становится партнером ребенка и в форме дружеской поддержки передает ему свой опыт.

В процессе работы оказалось, что в игры В.В. Воскобовича любят играть не только дети, ими заинтересовались и родители, но произошло это не сразу. С целью заинтересовать, убедить родителей в значимости данной технологии для родителей были организованы практикумы, мастер-классы с использованием данной игровой технологии, где они являлись не просто зрителями, но и активными участниками, разработаны памятки и консультации: мастер-класс для родителей «Развивающие игры В.В. Воскобовича» (приложение №9), консультации для родителей «Что такое технология «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Воскобовича?» (приложение №7).

Одна из основных целей психологической деятельности является создание единого образовательного и развивающего пространства «Ребенок – Педагог – Родители», поэтому автор создал в социальной сети работников образования свой персональный сайт, на котором представлен опыт работы, это позволило сделать родителей не просто участниками, а полноправными партнёрами.

Раздел III. Результативность опыта

 На заключительном этапе с целью выявления результативности опыта, была проведена диагностика «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Е.А. Стребелевой (Приложение № 1) и анкетирование родителей (Приложение №2).

В ходе диагностики выявилась положительная   динамика уровня  развития познавательных процессов у детей по сравнению с данными входной диагностики. Результаты диагностики в динамике за время реализации опыта представлены в диаграммах.

рис.1 Динамика познавательного развития детей

Группы детей (уровни)

2019-2020 учебный год (%)

2020-2021 учебный год(%)

2021-2022 учебный год

(%)

4 группа (самый высокий результат: 34-40б.)

5

18

64

3 группа (результат выше среднего

 24-33 б.)

7

18

26

2 группа (средний результат: 13-23 б.)

42

48

10

1 группа (самый низкий результат: 10-12 б.)

46

16

0

табл.1 Динамика познавательного развития детей

           Результаты итоговой диагностики по Стребелевой Е.А. (Приложение 1) показали наличие положительной динамики в познавательном развитии детей: 1 группа (самый низкий результат: 10-12 б.)- 0%, 2 группа (средний результат: 13-23 б.) - 10%, 3 группа (результат выше среднего 24-33 б.) – 26%, 4 группа (самый высокий результат: 34-40б.)– 64%.

        Таким образом, можно сделать вывод о том, что поставленные задачи в процессе использования, игр В. В. Воскобовича были решены, у детей возрос уровень развития познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображение), дети стали лучше концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца, стали проявлять наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности, творчество в играх.

         На завершающем этапе с родителями было проведено повторное анкетирование по выявлению уровня заинтересованности в познавательном развитии детей, а также знаний и умения использования в детском досуге игр В.В. Воскобовича  (Приложение № 2). Анализ результатов показала, что  96% родителей стали предавать значение развивающим занятиям с детьми дома, они же начали использовать элементы технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича дома (приобрели некоторые игры, кто-то сделал сам и используют в занятиях с детьми дома или научили детей играть самих в эти игры). Следовательно, у родителей повысилась педагогическая компетентность в вопросах познавательного развития детей через знакомство их с данной технологией.

            Таким образом, систематическое, поэтапное использование игровой технологии В.В. Воскобовича даёт устойчивый положительный результат в развитии мышления у детей дошкольного возраста. А значит, правомерно сделать вывод, что  игровая технология В.В. Воскобовича поможет в воспитании интеллектуально развитых, творческих, умеющих мыслить, успешных людей.

Библиографический список

1.   Воскобович  В.В., Вакуленко Л.С., «Развивающие игры  Воскобовича» (сборник методических материалов). – Библиотека воспитателя, 2015.- 128с.

2.   Воскобович В.В. Харько Т.Г. // «Сказочные лабиринты игры». – РИВ, 2007. – 112 с.

3.  Дошкольная педагогика./ Гл. ред. С.Д. Ермолаев.- Издательство «Детство – Пресс» №1, 2008.

4. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие / В.В.Воскобович, Н.А. Мёдова, Е.Д. Файзуллаева и др.; под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017. – 352с.

5.   Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.  «Экспресс-диагностика в детском саду» (диагностический материал).- Издательство «Генезис», М.-2008.

6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с. + Прил. (268. с. ил.).

7. [Электронный ресурс] – Официальный сайт В.В. Воскобовича. Режим доступа:  http://geokont.ru/MethodSumm .

8. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/metody-skazkoterapii-primery-primeneniya.html.

Приложение

  1. Приложение №1 Диагностический инструментарий.
  1. Приложение № 2 Анкета для родителей.
  2. Приложение №3 Рабочая программа развивающей направленности, составленная с использованием игр В.В. Воскобовича для детей подготовительной к школе группы.
  3. Приложение №4. Развивающее занятие в старшей/подготовительной группе «Чудесные Превращения Квадрата».
  4. Приложение №5. Информационный лист к лэпбуку «Развивай-ка».
  5. Приложение №6. Картотека игр.
  6. Приложение №7. Консультация для родителей «Развивающие игры Воскобовича – что это?».
  7. Приложение №8. Мастер-класс для родителей старшей и подготовительной групп «Развивающие игры В.В. Воскобовича».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт по теме: "Формирование навыков ориентирования в пространстве у дошкольников посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием".

Одним из приоритетных направлений в работе детского сада является подготовка детей к успешному обучению в школе. В рамках данного направления педагогом была выбрана тема опыта «Формирование навыков ор...

Актуальный педагогический опыт

В педагогическом опыте описывается работа педагога по теме" Исследовательская деятельность дошкольников", которую он вел на протяжении трех лет....

Актуальный педагогический опыт по теме: "Развитие внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью игр экологического содержания"

Актуальный педагогический опыт по теме:"Развитие внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста" выполнен мной на базе МБДОУ детский сад № 41 г. Белгорода. Он содержит опирание моей работы ...

Актуальный педагогический опыт «Дизайнерская деятельность как средство развития творческих умений детей дошкольного возраста»

Способности к творческой деятельности зарождаются ещё в раннем возрасте. И если вовремя создать условия для их развития, то творческая деятельность станет ярким и благоприятным средством самовыражения...

Актуальный педагогический опыт "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности"

Опыт помогает в работе воспитателя развивать связную, грамматически правильную, эмоциональную речь. Представлен перспективный план работы, приложение в виде занятий, упражнений, сообщение для воспитат...

Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.

АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....

Актуальный педагогический опыт «Обогащение двигательного опыта дошкольников в процессе интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса».

Ведущая    педагогическая     идея     опыта заключается в создании необходимых педагогических условий для обогащения двигательного опыта дошколь...