Онтогенез коммуникативны х умений детей дошкольного  возраста
статья по психологии

Богданова Ирина Дмитриевна

О нто ге не з ко мму ни ка ти вны х у ме ни й «пре дста вля е т со бо й сло жно е  вза и мо де йстви е , с о дно й сто ро ны , про це сса  о бще ни я  взро слы х с ре бе нко м, с дру го й – про це сса  ра зви ти я  пре дме тно й и  по зна ва те льно й де я те льно сти  ре бе нка » [16].

Ко мму ни ка ти вно е  ра зви ти е  до шко льни ко в я вля е тся  о дни м и з о сно вны х э ле ме нто в в си сте ме  ста но вле ни я  ли чно сти  ре бе нка . Ко мму ни ка ти вно е  у ме ни е  де те й до шко льно го  во зра ста  вклю ча е т в се бя  ра зви ти е  у ро вня  сформированности чу вства  при на дле жно сти  к сво е й се мье , у ва жи те льно го  о тно ше ни я  к о кру жа ю щи м; ра зви ти е  о бще ни я  ре бе нка  со  взро слы ми  и  све рстни ка ми ; го то вно сть ре бе нка  к со вме стно й де я те льно сти  со  све рстни ка ми ; у сво е ни е  со ци а льны х но рм и  пра ви л, нра встве нно е  ра зви ти е  ре бе нка ; ра зви ти е  це ле на пра вле нно сти  и  са мо сто я те льно сти ; фо рми ро ва ни е  по зи ти вны х у ста но во к по  о тно ше ни ю  к тру ду  и  тво рче ству ; фо рми ро ва ни е  зна ни й в о бла сти  бе зо па сно сти  жи зне де я те льно сти  (в ра зли чны х со ци а льно -бы то вы х и  при ро дны х у сло ви я х); и нте лле кту а льно е  ра зви ти е  (в со ци а льно й и  э мо ци о на льно й сфе ре ) и  ра зви ти е  эмпатийной сфе ры  (о тзы вчи во сть, со стра да ни е ) [4].

Бла го да ря  ко мму ни ка ти вны м у ме ни я м у  ре бе нка  до шко льно го  во зра ста  про и схо ди т ра сши ре ни е  кру га  о бще ни я , и зме ня е тся  со де ржа ни е  стру кту рны х ко мпо не нто в о бще ни я , со ве рше нству ю тся  е го  сре дства , о сно вны м и з ко то ры х ста но ви тся  ре чь. Ра зви ти е  ко мму ни ка ти вны х у ме ни й до шко льни ко в – э то  ра зви ти е  спо со бно сти  э ффе кти вно го  о бще ни я  и  у спе шно го  вза и мо де йстви я  ре бе нка  с о кру жа ю щи ми . О но  о сно ва но  на  та ки х о со бе нно стя х ли чно сти  до шко льни ка , ка к: же ла ни е  всту пи ть во  вза и мо де йстви е , спо со бно сть слы ша ть и  со пе ре жи ва ть со бе се дни ку , у ме ни е  по ста ви ть се бя  на  ме сто  дру го го , счи та ться  и нте ре са ми  и  за мы сла ми  све рстни ко в.

Ра зви ти е  ко мму ни ка ти вны х умений про и схо ди т о че нь и нди ви ду а льно . На чи на я  ра зви ва ться  сра зу  по сле  ро жде ни я , о ни  про до лжа ю т сво е  ра зви ти е  в те че ни е  все го  пе ри о да  до шко льно го  де тства . В свя зи  с э ти м ва жно  на чи на ть у чи ть де те й о сно ва м ко мму ни ка ци и  ка к мо жно  ра ньше , и спо льзу я  при  э то м бо га ты й а рсе на л ра зно о бра зны х ме то ди че ски х фо рм и  при е мо в [12].

Пе да го ги че ска я  пра кти ка  на ше го  вре ме ни  ба зи ру е тся  на  пси хо ло го -пе да го ги че ски х и ссле до ва ни я х, те о ре ти че ски  о бъя сня ю щи х су ть и  зна че ни е  фо рми ро ва ни я  ко мму ни ка ти вны х у ме ни й в ра зви ти и  ре бе нка  3–7 ле т. В о сно ве  мно го чи сле нны х на у чны х ра бо т ле жи т деятельностная те о ри я , ко то ру ю  ра зра бо та ли  А .А . Ле о нтье в, Д.Б. Эльконин, А .В. За по ро же ц и  дру ги е  у че ны е . На  о сно ве  э то й те о ри и  М.И . Ли си но й и  А .Г. Ру зско й бы ла  да на  ха ра кте ри сти ка  о бще ни ю  ка к о дни м и з сре дств ко мму ни ка ти вны х у ме ни й [17].

 Ко лле кти в и ссле до ва те ле й по д ру ко во дство м А .Г. Ру зско й вы де ли л три  фо рмы  о бще ни я  до шко льни ко в со  све рстни ка ми : 

1) Э мо ци о на льно -пра кти че ска я  – при  та ко й фо рме  о бще ни я  ре бе но к жде т о т све рстни ка  у ча сти я  в сво и х и гра х и  стре ми тся  к са мо вы ра же ни ю . До шко льни к ста ра е тся  при вле чь вни ма ни е  па ртне ра  и  по лу чи ть э мо ци о на льны й о ткли к, ка к о тве тну ю  ре а кци ю . На  да нно м э та пе  де ти  мо гу т во спри ни ма ть в све рстни ке  то лько  е го  о тно ше ни е  к сво е й ли чно сти . Э мо ци о на льно -пра кти че ско е  о бще ни е  я вля е тся  си ту а ти вны м, то  е сть о но  по лно стью  за ви си т о т ко нкре тно й си ту а ци и  вза и мо де йстви я  де те й и  о т пра кти че ски х де йстви й све рстни ка . О сно вны ми  сре дства ми  та ко го  о бще ни я  я вля ю тся  э кспре сси вно -ми ми че ски е  дви же ни я . По сле  то го , ка к ре бе но к до сти гне т тре хле тне го  во зра ста , о н все  бо льше  по льзу е тся  ре чью  в о бще ни и  с дру ги ми  лю дьми , о дна ко  о на  все  е ще  и ме е т си ту а ти вны й ха ра кте р и  я вля е тся  сре дство м о бще ни я  то лько  при  зри те льно м ко нта кте  и  вы ра зи те льны х дви же ни я х. 

2) Си ту а ти вно -де ло ва я  – скла ды ва е тся  при ме рно  к 4 го да м и  о ста е тся  на и бо ле е  ти пи чно й до  ста рше го  до шко льно го  во зра ста . В да нны й пе ри о д ре бе но к на чи на е т у де ля ть бо льше  вни ма ни я  взро сло му , че м све рстни ку , то  е сть бо ле е  при вле ка те льны м па ртне ро м для  о бще ни я  ста но ви тся  и ме нно  све рстни к. Сю же тно -ро ле ва я  и гра  на чи на е т при о бре та ть ко лле кти вны й ха ра кте р. О бще ни е  в сю же тно -ро ле во й и гре  о су ще ствля е тся  ка к на  у ро вне  и гро вы х вза и мо о тно ше ни й, та к и  на  у ро вне  ре а льны х о тно ше ни й, ко то ры е  су ще ству ю т вне  и гро во го  сю же та  (де ти  до го ва ри ва ю тся  и  ра спре де ля ю т и гро вы е  ро ли , о бсу жда ю т у сло ви я  и гры , да ю т о це нку  и  о су ще ствля ю т ко нтро ль за  де йстви я ми  дру ги х). В про це ссе  си ту а ти вно – де ло во го  о бще ни я  на блю да е тся  по тре бно сть в со тру дни че стве  и  в при зна ни и  и  у ва же ни и  све рстни ка . Сре ди  сре дств о бще ни я  на  да нно м э та пе  на чи на ю т до ми ни ро ва ть ре че вы е  сре дства . 

3) Внеситуативно-де ло ва я  – да нна я  фо рма  о бще ни я  со  све рстни ко м скла ды ва е тся  в ко нце  до шко льно го  во зра ста  у  мно ги х (но  не  у  все х) де те й. На  э то м э та пе  мо жно  вы де ля е тся  о бще ни е  де те й, ко то ро е  не  свя за но  с ко нкре тны ми  пре дме та ми  и  де йстви я ми . До шко льни ки  мо гу т на  про тя же ни и  дли те льно го  вре ме ни  о бща ться , не  вы по лня я  при  э то м ни ка ки х пра кти че ски х де йстви й. А  та кже , о бра ща ть вни ма ни е  и  у чи ты ва ть же ла ни я , и нте ре сы  и  на стро е ни е  све рстни ка . К ко нцу  до шко льно го  во зра ста  у  ре бе нка  фо рми ру ю тся  у сто йчи вы е  и зби ра те льны е  при вя за нно сти  по  о тно ше ни ю  к сво и м све рстни ка м, во зни ка ю т пре дпо сы лки  ра зви ти я  дру же ски х о тно ше ни й [25].

На  про тя же ни и  все го  до шко льно го  во зра ста  во зра ста е т ди ффе ре нци а ци я  по ло же ни я  де те й в де тско м ко лле кти ве : о дни  до шко льни ки  ста но вя тся  пре дпо чи та е мы ми , а  дру ги е  о тве рга е мы ми . Э то  мо же т бы ть свя за но  с ра зли чны ми  фа кто ра ми , но  на и бо ле е  зна чи мы м и з ни х я вля е тся  спо со бно сть к со пе ре жи ва ни ю  и  по мо щи  све рстни ка м, у ме ни е  вы стра и ва ть про ду кти вно е  вза и мо де йстви е  [15].

По  мне ни ю  Д.Б. Эльконина, в до шко льно м во зра сте  пре дста вле ни я  ре бе нка  о  се бе  скла ды ва ю тся  в со о тне се ни и  с о бра за ми  дру ги х де те й.  Про и схо ди т те сно е  пе ре пле те ни е  о пы та  и нди ви ду а льно й де я те льно сти  и  о пы та  о бще ни я . Ре бе но к с лю бо пы тство м на блю да е т за  дру ги ми  де тьми , ре вни во  сра вни ва е т и х до сти же ни я  со  сво и ми , с и нте ре со м о бсу жда е т со  ста рши ми  со бстве нны е  де ла  и  де ла  сво и х то ва ри ще й [5].

В и ссле до ва ни я х А .В. За по ро жца , М.И . Ли си но й, А .Г. Ру зско й, Д.Б. Эльконина у ста но вле но  по ло жи те льно е  вли я ни е  ко мму ни ка ти вны х у ме ни й на  о бще е  пси хи че ско е  ра зви ти е  до шко льни ка , по вы ше ни е  о бще го  у ро вня  е го  де я те льно сти  [15].

В ра зви ти и  ко мму ни ка ти вны х у ме ни й де те й до шко льно го  во зра ста  на блю да ю тся  ра зли чи я . О дни  де ти  при де ржи ва ю тся  но рм по ве де ни я , о бще ни я ; у ме ю т тру ди ться  хо ро шо , бы стро  до во дя т де ло  до  ко нца , о ка зы ва ю т по мо щь то ва ри щу , а кти вно  ре а ги ру ю т на  пре дло же ни е  и гра ть, тру дя тся  вме сте , за ме ча ю т на ру ше ни е  те х и ли  и ны х пра ви л по ря дка , ста ра ю тся  э ти  на ру ше ни я  у стра ни ть. А  дру ги е  де ти  не  со блю да ю т но рмы  о бще ни я , по ве де ни я , и гно ри ру ю т све рстни ко в и  взро слы х.

У  до шко льни ко в за ме тно  во зра ста е т а кти вно сть, я рче  про я вля е тся  и ни ци а ти ва , са мо сто я те льно сть в ра зны х сфе ра х жи зни . У  ре бе нка  на чи на ю т ра зви ва ться  о рга ни за то рски е  у мeни я  [28].

Де ти -о рга ни за то ры  у ме ю т вы би ра ть те му  и гры  и  за да ни я , при вле чь к ра бо те  то ва ри ща . О рга ни за то рски е  у ме ни я  ра зви ва ю тся  в не ра зры вно й свя зи  с фо рми ро ва ни е м та ки х ка че ств ли чно сти , ка к сме ло сть, на сто йчи во сть, а кти вно сть, са мо сто я те льно сть, о тве тстве нно сть и  це ле у стре мле нно сть. По -и но му  про и схо ди т у сво е ни е  э ти че ски х но рм. При  вы бо ре  ре ше ни я  то го  и ли  и но го  во про са  пре о бла да ю т э мо ци о на льно сть, аффективность ре бе нка , «сра ба ты ва я » та м, где  у ме стны  вы де ржка , те рпе ни е . Э то  сви де те льству е т о  то м, что  во ля  до шко льни ка  е ще  не у сто йчи ва , са мо ко нтро ль сла бы й [12].

Л.В. А рте мо ва  счи та е т, что  в ко лле кти ве  све рстни ко в зна чи те льно  ме ня е тся  са м ха ра кте р вза и мо де йстви я . У  ре бе нка  у ве ли чи ва е тся  пре дста вле ни е  о б у ме ни я х па ртне ро в, во зни ка е т за и нте ре со ва нно сть к та ки м сто ро на м ли чно сти , ко то ры е  до  э то го  не  бы ли  за ме тны . Все  э то  со де йству е т вы де ле ни ю  ста би льны х ха ра кте ри сти к ли чно сти , ра зви ти ю  ко мму ни ка ти вны х у ме ни й и  бо ле е  це льно го  о бра за  о  са мо м се бе  [31].

По ми мо  э то го , о бща я сь со  све рстни ка ми , до шко льни к и ме е т во змо жно сть ре ша ть ра зли чны е  ко мму ни ка ти вны е  за да чи , у чи тся  вы стра и ва ть о тно ше ни я  с о кру жа ю щи ми  по  о пре де ле нны м пра ви ла м. Ре бе но к на чи та е т о со зна ва ть се бя  ка к су бъе кта  в си сте ме  со ци а льны х о тно ше ни й. Кро ме  то го , у спе шно сть про це сса  о бще ни я  во  мно го м о пре де ля е тся  те м, ка к ко мму ни ка ти вны е  на вы ки  фо рми ру ю тся  и зна ча льно , а  и ме нно  в де тско м ко лле кти ве , в гру ппе  све рстни ко в. О тно си те льно  у сто йчи вы е  свя зи  и  о тно ше ни я  в гру ппе  со ци а льно го  при ю та  скла ды ва ю тся  не  слу ча йно , сти хи йно , а  о бу сло вле ны  со о тве тству ю щи ми  при чи на ми . Ка жды й ре бе но к в гру ппе  за ни ма е т о пре де ле нно е  по ло же ни е . И ссле до ва ни я  пси хо ло го в по ка за ли , что  по ло же ни е  ре бе нка  в гру ппе  све рстни ко в не  я вля е тся  по сто я нны м. О но  мо же т ме ня ться  по д вли я ни е м мно ги х фа кто ро в [29].

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

О нто ге не з ко мму ни ка ти вны х у ме ни й де те й до шко льно го  во зра ста 

О нто ге не з ко мму ни ка ти вны х у ме ни й «пре дста вля е т со бо й сло жно е  вза и мо де йстви е , с о дно й сто ро ны , про це сса  о бще ни я  взро слы х с ре бе нко м, с дру го й – про це сса  ра зви ти я  пре дме тно й и  по зна ва те льно й де я те льно сти  ре бе нка » [16].

Ко мму ни ка ти вно е  ра зви ти е  до шко льни ко в я вля е тся  о дни м и з о сно вны х э ле ме нто в в си сте ме  ста но вле ни я  ли чно сти  ре бе нка . Ко мму ни ка ти вно е  у ме ни е  де те й до шко льно го  во зра ста  вклю ча е т в се бя  ра зви ти е  у ро вня  сформированности чу вства  при на дле жно сти  к сво е й се мье , у ва жи те льно го  о тно ше ни я  к о кру жа ю щи м; ра зви ти е  о бще ни я  ре бе нка  со  взро слы ми  и  све рстни ка ми ; го то вно сть ре бе нка  к со вме стно й де я те льно сти  со  све рстни ка ми ; у сво е ни е  со ци а льны х но рм и  пра ви л, нра встве нно е  ра зви ти е  ре бе нка ; ра зви ти е  це ле на пра вле нно сти  и  са мо сто я те льно сти ; фо рми ро ва ни е  по зи ти вны х у ста но во к по  о тно ше ни ю  к тру ду  и  тво рче ству ; фо рми ро ва ни е  зна ни й в о бла сти  бе зо па сно сти  жи зне де я те льно сти  (в ра зли чны х со ци а льно -бы то вы х и  при ро дны х у сло ви я х); и нте лле кту а льно е  ра зви ти е  (в со ци а льно й и  э мо ци о на льно й сфе ре ) и  ра зви ти е  эмпатийной сфе ры  (о тзы вчи во сть, со стра да ни е ) [4].

Бла го да ря  ко мму ни ка ти вны м у ме ни я м у  ре бе нка  до шко льно го  во зра ста  про и схо ди т ра сши ре ни е  кру га  о бще ни я , и зме ня е тся  со де ржа ни е  стру кту рны х ко мпо не нто в о бще ни я , со ве рше нству ю тся  е го  сре дства , о сно вны м и з ко то ры х ста но ви тся  ре чь. Ра зви ти е  ко мму ни ка ти вны х у ме ни й до шко льни ко в – э то  ра зви ти е  спо со бно сти  э ффе кти вно го  о бще ни я  и  у спе шно го  вза и мо де йстви я  ре бе нка  с о кру жа ю щи ми . О но  о сно ва но  на  та ки х о со бе нно стя х ли чно сти  до шко льни ка , ка к: же ла ни е  всту пи ть во  вза и мо де йстви е , спо со бно сть слы ша ть и  со пе ре жи ва ть со бе се дни ку , у ме ни е  по ста ви ть се бя  на  ме сто  дру го го , счи та ться  и нте ре са ми  и  за мы сла ми  све рстни ко в.

Ра зви ти е  ко мму ни ка ти вны х умений про и схо ди т о че нь и нди ви ду а льно . На чи на я  ра зви ва ться  сра зу  по сле  ро жде ни я , о ни  про до лжа ю т сво е  ра зви ти е  в те че ни е  все го  пе ри о да  до шко льно го  де тства . В свя зи  с э ти м ва жно  на чи на ть у чи ть де те й о сно ва м ко мму ни ка ци и  ка к мо жно  ра ньше , и спо льзу я  при  э то м бо га ты й а рсе на л ра зно о бра зны х ме то ди че ски х фо рм и  при е мо в [12].

Пе да го ги че ска я  пра кти ка  на ше го  вре ме ни  ба зи ру е тся  на  пси хо ло го -пе да го ги че ски х и ссле до ва ни я х, те о ре ти че ски  о бъя сня ю щи х су ть и  зна че ни е  фо рми ро ва ни я  ко мму ни ка ти вны х у ме ни й в ра зви ти и  ре бе нка  3–7 ле т. В о сно ве  мно го чи сле нны х на у чны х ра бо т ле жи т деятельностная те о ри я , ко то ру ю  ра зра бо та ли  А  . Ле о нтье в, Д.Б. Эльконин, А .В. За по ро же ц и  дру ги е  у че ны е . На  о сно ве  э то й те о ри и  М.И . Ли си но й и  А .Г. Ру зско й бы ла  да на  ха ра кте ри сти ка  о бще ни ю  ка к о дни м и з сре дств ко мму ни ка ти вны х у ме ни й [17].

 Ко лле кти в и ссле до ва те ле й по д ру ко во дство м А .Г. Ру зско й вы де ли л три  фо рмы  о бще ни я  до шко льни ко в со  све рстни ка ми :

1) Э мо ци о на льно -пра кти че ска я  – при  та ко й фо рме  о бще ни я  ре бе но к жде т о т све рстни ка  у ча сти я  в сво и х и гра х и  стре ми тся  к са мо вы ра же ни ю . До шко льни к ста ра е тся  при вле чь вни ма ни е  па ртне ра  и  по лу чи ть э мо ци о на льны й о ткли к, ка к о тве тну ю  ре а кци ю . На  да нно м э та пе  де ти  мо гу т во спри ни ма ть в све рстни ке  то лько  е го  о тно ше ни е  к сво е й ли чно сти . Э мо ци о на льно -пра кти че ско е  о бще ни е  я вля е тся  си ту а ти вны м, то  е сть о но  по лно стью  за ви си т о т ко нкре тно й си ту а ци и  вза и мо де йстви я  де те й и  о т пра кти че ски х де йстви й све рстни ка . О сно вны ми  сре дства ми  та ко го  о бще ни я  я вля ю тся  э кспре сси вно -ми ми че ски е  дви же ни я . По сле  то го , ка к ре бе но к до сти гне т тре хле тне го  во зра ста , о н все  бо льше  по льзу е тся  ре чью  в о бще ни и  с дру ги ми  лю дьми , о дна ко  о на  все  е ще  и ме е т си ту а ти вны й ха ра кте р и  я вля е тся  сре дство м о бще ни я  то лько  при  зри те льно м ко нта кте  и  вы ра зи те льны х дви же ни я х.

2) Си ту а ти вно -де ло ва я  – скла ды ва е тся  при ме рно  к 4 го да м и  о ста е тся  на и бо ле е  ти пи чно й до  ста рше го  до шко льно го  во зра ста . В да нны й пе ри о д ре бе но к на чи на е т у де ля ть бо льше  вни ма ни я  взро сло му , че м све рстни ку , то  е сть бо ле е  при вле ка те льны м па ртне ро м для  о бще ни я  ста но ви тся  и ме нно  све рстни к. Сю же тно -ро ле ва я  и гра  на чи на е т при о бре та ть ко лле кти вны й ха ра кте р. О бще ни е  в сю же тно -ро ле во й и гре  о су ще ствля е тся  ка к на  у ро вне  и гро вы х вза и мо о тно ше ни й, та к и  на  у ро вне  ре а льны х о тно ше ни й, ко то ры е  су ще ству ю т вне  и гро во го  сю же та  (де ти  до го ва ри ва ю тся  и  ра спре де ля ю т и гро вы е  ро ли , о бсу жда ю т у сло ви я  и гры , да ю т о це нку  и  о су ще ствля ю т ко нтро ль за  де йстви я ми  дру ги х). В про це ссе  си ту а ти вно – де ло во го  о бще ни я  на блю да е тся  по тре бно сть в со тру дни че стве  и  в при зна ни и  и  у ва же ни и  све рстни ка . Сре ди  сре дств о бще ни я  на  да нно м э та пе  на чи на ю т до ми ни ро ва ть ре че вы е  сре дства .

3) Внеситуативно-де ло ва я  – да нна я  фо рма  о бще ни я  со  све рстни ко м скла ды ва е тся  в ко нце  до шко льно го  во зра ста  у  мно ги х (но  не  у  все х) де те й. На  э то м э та пе  мо жно  вы де ля е тся  о бще ни е  де те й, ко то ро е  не  свя за но  с ко нкре тны ми  пре дме та ми  и  де йстви я ми . До шко льни ки  мо гу т на  про тя же ни и  дли те льно го  вре ме ни  о бща ться , не  вы по лня я  при  э то м ни ка ки х пра кти че ски х де йстви й. А  та кже , о бра ща ть вни ма ни е  и  у чи ты ва ть же ла ни я , и нте ре сы  и  на стро е ни е  све рстни ка . К ко нцу  до шко льно го  во зра ста  у  ре бе нка  фо рми ру ю тся  у сто йчи вы е  и зби ра те льны е  при вя за нно сти  по  о тно ше ни ю  к сво и м све рстни ка м, во зни ка ю т пре дпо сы лки  ра зви ти я  дру же ски х о тно ше ни й [25].

На  про тя же ни и  все го  до шко льно го  во зра ста  во зра ста е т ди ффе ре нци а ци я  по ло же ни я  де те й в де тско м ко лле кти ве : о дни  до шко льни ки  ста но вя тся  пре дпо чи та е мы ми , а  дру ги е  о тве рга е мы ми . Э то  мо же т бы ть свя за но  с ра зли чны ми  фа кто ра ми , но  на и бо ле е  зна чи мы м и з ни х я вля е тся  спо со бно сть к со пе ре жи ва ни ю  и  по мо щи  све рстни ка м, у ме ни е  вы стра и ва ть про ду кти вно е  вза и мо де йстви е  [15].

По  мне ни ю  Д.Б. Эльконина, в до шко льно м во зра сте  пре дста вле ни я  ре бе нка  о  се бе  скла ды ва ю тся  в со о тне се ни и  с о бра за ми  дру ги х де те й.  Про и схо ди т те сно е  пе ре пле те ни е  о пы та  и нди ви ду а льно й де я те льно сти  и  о пы та  о бще ни я . Ре бе но к с лю бо пы тство м на блю да е т за  дру ги ми  де тьми , ре вни во  сра вни ва е т и х до сти же ни я  со  сво и ми , с и нте ре со м о бсу жда е т со  ста рши ми  со бстве нны е  де ла  и  де ла  сво и х то ва ри ще й [5].

В и ссле до ва ни я х А .В. За по ро жца , М.И . Ли си но й, А .Г. Ру зско й, Д.Б. Эльконина у ста но вле но  по ло жи те льно е  вли я ни е  ко мму ни ка ти вны х у ме ни й на  о бще е  пси хи че ско е  ра зви ти е  до шко льни ка , по вы ше ни е  о бще го  у ро вня  е го  де я те льно сти  [15].

В ра зви ти и  ко мму ни ка ти вны х у ме ни й де те й до шко льно го  во зра ста  на блю да ю тся  ра зли чи я . О дни  де ти  при де ржи ва ю тся  но рм по ве де ни я , о бще ни я ; у ме ю т тру ди ться  хо ро шо , бы стро  до во дя т де ло  до  ко нца , о ка зы ва ю т по мо щь то ва ри щу , а кти вно  ре а ги ру ю т на  пре дло же ни е  и гра ть, тру дя тся  вме сте , за ме ча ю т на ру ше ни е  те х и ли  и ны х пра ви л по ря дка , ста ра ю тся  э ти  на ру ше ни я  у стра ни ть. А  дру ги е  де ти  не  со блю да ю т но рмы  о бще ни я , по ве де ни я , и гно ри ру ю т све рстни ко в и  взро слы х.

У  до шко льни ко в за ме тно  во зра ста е т а кти вно сть, я рче  про я вля е тся  и ни ци а ти ва , са мо сто я те льно сть в ра зны х сфе ра х жи зни . У  ре бе нка  на чи на ю т ра зви ва ться  о рга ни за то рски е  у мeни я  [28].

Де ти  рга ни за то ры  у ме ю т вы би ра ть те му  и гры  и  за да ни я , при вле чь к ра бо те  то ва ри ща . О рга ни за то рски е  у ме ни я  ра зви ва ю тся  в не ра зры вно й свя зи  с фо рми ро ва ни е м та ки х ка че ств ли чно сти , ка к сме ло сть, на сто йчи во сть, а кти вно сть, са мо сто я те льно сть, о тве тстве нно сть и  це ле у стре мле нно сть. По  но му  про и схо ди т у сво е ни е  э ти че ски х но рм. При  вы бо ре  ре ше ни я  то го  и ли  и но го  во про са  пре о бла да ю т э мо ци о на льно сть, аффективность ре бе нка , «сра ба ты ва я » та м, где  у ме стны  вы де ржка , те рпе ни е . Э то  сви де те льству е т о  то м, что  во ля  до шко льни ка  е ще  не у сто йчи ва , са мо ко нтро ль сла бы й [12].

Л.В. А рте мо ва  счи та е т, что  в ко лле кти ве  све рстни ко в зна чи те льно  ме ня е тся  са м ха ра кте р вза и мо де йстви я . У  ре бе нка  у ве ли чи ва е тся  пре дста вле ни е  о б у ме ни я х па ртне ро в, во зни ка е т за и нте ре со ва нно сть к та ки м сто ро на м ли чно сти , ко то ры е  до  э то го  не  бы ли  за ме тны . Все  э то  со де йству е т вы де ле ни ю  ста би льны х ха ра кте ри сти к ли чно сти , ра зви ти ю  ко мму ни ка ти вны х у ме ни й и  бо ле е  це льно го  о бра за  о  са мо м се бе  [31].

По ми мо  э то го , о бща я сь со  све рстни ка ми , до шко льни к и ме е т во змо жно сть ре ша ть ра зли чны е  ко мму ни ка ти вны е  за да чи , у чи тся  вы стра и ва ть о тно ше ни я  с о кру жа ю щи ми  по  о пре де ле нны м пра ви ла м. Ре бе но к на чи та е т о со зна ва ть се бя  ка к су бъе кта  в си сте ме  со ци а льны х о тно ше ни й. Кро ме  то го , у спе шно сть про це сса  о бще ни я  во  мно го м о пре де ля е тся  те м, ка к ко мму ни ка ти вны е  на вы ки  фо рми ру ю тся  и зна ча льно , а  и ме нно  в де тско м ко лле кти ве , в гру ппе  све рстни ко в. О тно си те льно  у сто йчи вы е  свя зи  и  о тно ше ни я  в гру ппе  со ци а льно го  при ю та  скла ды ва ю тся  не  слу ча йно , сти хи йно , а  о бу сло вле ны  со о тве тству ю щи ми  при чи на ми . Ка жды й ре бе но к в гру ппе  за ни ма е т о пре де ле нно е  по ло же ни е . И ссле до ва ни я  пси хо ло го в по ка за ли , что  по ло же ни е  ре бе нка  в гру ппе  све рстни ко в не  я вля е тся  по сто я нны м. О но  мо же т ме ня ться  по д вли я ни е м мно ги х фа кто ро в [29].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по самооброзованию "Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста"

Презентацияhttp://nsportal.ru/sites/default/files/2015/12/08/razvitie_kommunikativnyh_umeniy_detey_doshkolnogo.ppt...

собрание на тему развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. Развивать эти функции лучше всего с детсва....

Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Размещен материал о влиянии театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей ребенка, виды театрализованной деятельности....

Основные направления развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста

Общение имеет большое значение в становлении личности дошкольника. Без него невозможно полноценное развитие ребенка, формирование психических функций и психических процессов.Особенно большое значение ...

Основные направления развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса, а одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ре...

Игровые упражнения по развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста

На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...

РОЛЬ ИГРЫ В АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья на тему: Роль игры в активизации развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста....